Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к приказу Министерства
образования, культуры и науки РК
от 17 октября 2011 г. N 889
Инструктивно-методическое письмо
"Об образовательной программе профильных аграрных классов"
С 1 сентября 2011 года в отдельных общеобразовательных учреждениях республики реализуется республиканский проект "Создание агроклассов как инновационный проект профильного обучения".
Агроклассы являются одним из вариантов профильных классов агротехнической направленности, однако, организация образовательно-воспитательного процесса в агроклассах должна иметь свою специфику.
В образовательных учреждениях, в которых реализуется настоящий проект должна быть создана соответствующая нормативно-правовая база из локальных актов, в числе которых центральное положение должна занять образовательная программа.
Образовательная программа, в соответствии со ст. 9 ФЗ "Об образовании", - это документ, определяющий содержание образования определенных уровня и (или) направленности. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Образовательная программа разрабатывается педагогическим коллективом, обсуждается на собрании педагогов, учащихся и родителей, утверждается приказом директора образовательного учреждения. Образовательная программа не может нарушать требования федерального (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года N 1994 об изменениях, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312) и Примерного регионального плана для общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия с русским языком обучения (письмо МОК и Н РК от 29 августа 2011 года N 1986) плана в части обеспечения федерального государственного образовательного стандарта, сохранения единого федерального и регионального образовательного пространства.
Основными компонентами образовательной программы должны быть следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. В пояснительной записке дается характеристика программы, обосновывается актуальность проблемы, формулируются цели и задача создания агроклассов.
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия ставит следующие цели перед педагогическими коллективами:
1. сохранение и дальнейшее развитие села как основы жизни общества.
2. преодоление миграционных процессов, закрепление молодого поколения россиян в сельской местности.
3. формирование у старшеклассников готовности к труду и профессиональному самоопределению, воспитание хозяев родной земли, уважительного отношения к труду в сельском хозяйстве.
4. формирование любви к своей малой родине и стремления внести свой вклад в ее процветание.
Для достижения поставленных целей образовательным учреждениям и педагогическим коллективам предстоит решать ряд важных задач:
1. Перестроить работу сельской школы, ориентировать деятельность педагогических коллективов сельских школ на достижение поставленных целей.
2. Совершенствовать профориентационную работу среди сельских школьников на освоение сельскохозяйственных специальностей.
3. Формировать необходимые знания, практические предпринимательские навыки в условиях сельской многоукладной экономики, эффективной и рациональной организации собственной деятельности.
4. формировать экономическую заинтересованность в результатах своего труда.
Создание профильных агроклассов - это инновационная форма работы с учащимися общеобразовательных школ, объединяющая усилия педагогов и производственников, высшей школы и научных учреждений, центров труда и занятости населения. Профильные аграрные классы профессионально ориентируют и готовят старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности, что является важным фактором защиты личности выпускника сельской школы.
Нумерация пунктов настоящего приложения приводится в соответствии с источником
2. Направленность программы
Образовательная программа агроклассов разрабатывается для обучающихся в 9-11-х классах, ориентирована на формирование глубокого интереса к специальностям сельскохозяйственного профиля.
Программа предполагает вовлечение детей в активную полезную деятельность в агропромышленном комплексе уже в школьном возрасте.
Образовательная программа агроклассов должна позволить школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом в области сельского хозяйства, агробизнеса, аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентоспособных экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках образовательной программы необходимо предусмотреть разнообразные ознакомительные курсы по вопросам экономики сельского хозяйства, экологии, основам маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно-правовых формах, современных агротехнологий и правового регулирования сельскохозяйственного труда.
Образовательная программа должна обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
В образовательной программе должны быть предусмотрены наряду с учебно-теоретическими занятиями профориентационные мероприятия, организация экскурсий, подготовка и защита исследовательских работ, проектов, бизнес-планов, производственная практика. Образовательная программа должна соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.
Также образовательная программа должна отражать планируемые результаты реализации проекта, основные требования к знаниям и умениям учащихся.
3. Ожидаемые результаты
При успешной реализации программы формируется "сельскохозяйственная грамотность", т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им выжить в период кризиса за счет грамотного хозяйствования на земле. Каждый выпускник сельской школы станет биологически, экологически и экономически грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.
Реализация проекта должна способствовать получению следующих результатов:
- Увеличение доли абитуриентов, поступающих в сельскохозяйственные ВУЗы и ССУЗы;
- Увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в АПК;
- Увеличение доли высококвалифицированных кадров в сельскохозяйственных предприятиях с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству,
- Рост числа индивидуальных и крестьянско-фермерских хозяйств,
Снижение миграционных процессов из села, закрепление населения в сельской местности
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Реализация образовательной программы агроклассов должна способствовать формированию следующих результатов обучения:
Основные компоненты знания:
- рынок труда в сельском хозяйстве;
- особенности аграрного производства;
- особенности организации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве;
- основы зернопроизводства, растениеводства, животноводства;
- основы организации производства сельскохозяйственной продукции и современные технологии в сельском хозяйстве;
- основы экологии;
- виды оборудования и сельхозмашин, применяемые в агропроизводстве, их назначение и современные тенденции модернизации;
- правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном комплексе;
- основы бизнес-планирования.
Основные умения:
- работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
- разрабатывать основные формы бизнес-плана;
- владеть методиками исследовательской работы;
- проводить защиту исследовательской работы, проекта, бизнес-плана.
- ориентироваться в понятийном аппарате растениеводства, животноводства, экономики, экологии, права;
- уметь выполнять сельскохозяйственные работы (уход за растениями, животными, подкормка растений, кормление животных и др);
- иметь навыки работы с сельскохозяйственным оборудованием, техникой;
- анализировать и прогнозировать возможные экономические, экологические последствия хозяйствования на земле.
5. Центральное место образовательной программы агроклассов займет учебный план.
Учебный план должен обеспечивать сохранение общефедерального образовательного пространства, социальную защищенность обучающегося, конвертируемость получаемых им знаний. Одним из требований учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия является обеспечение его региональной составляющей через обязательное включение в учебный план общеобразовательного учреждения таких предметов, как калмыцкая литература, калмыцкий язык, шахматы, возможные другие предметы региональной компетенции. Включение в учебный план предметов региональной компетенции позволит школьникам познакомиться с особенностями социально-экономического, культурно-исторического развития республики, национальными, экологическими, демографическими, культурными особенностями народов, ее населяющих.
При формировании учебного плана агроклассов необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года N 1994 об изменениях, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312.
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Раздел Х. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса, п. 10.5, 10.20., 10.21., 10.22., 10.23, 10.24)
4. Примерный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия для классов с русским языком обучения (письмо МОК и Н РК от 29 августа 2011 года N 1986).
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия считает целесообразным формирование учебных планов агроклассов на основе Примерного учебного плана агротехнологического профиля (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля представлен ниже), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года N 1312).
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
1. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 (1/1) |
Литература |
6 (3/3) |
Иностранный язык |
6 (3/3) |
Математика |
8 (4/4) |
История |
4 (2/2) |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 (2/2) |
Физика |
4 (2/2) |
Химия |
2 (1/1) |
Физическая культура |
6 (3/3) |
Профильные учебные предметы | |
Биология |
6 (3/3) |
Основы агрономии |
4 (2/2) |
Основы животноводства |
4 (2/2) |
Сельскохозяйственная техника(*) |
4 (2/2) |
II. Региональный (национально-региональный) компонент (калмыцкий язык и калмыцкая литература) | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 (2/2) |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность в т.ч. национально-регионального содержания |
10 (5/5) |
Примечание:
1. Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
2. Рекомендуется усилить разделы "Право" и "Экономика" учебного предмета "Обществознание", сделав акцент на правовое регулирование вопросов сельскохозяйственного производства, в том числе на правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном комплексе; экономические аспекты сельскохозяйственного производства, жизни на селе.
3. Для усиления агротехнической направленности рекомендуется включение в учебный план достаточно большого количества специальных элективных курсов, учебных практик, соответствующих профилю обучения, на выбор учащихся. Увеличить и разнообразить количество элективных курсов и спецдисциплин в малочисленной сельской школе поможет организация изучения элективных курсов в разновозрастной группе (см. Инструктивно-методическое письмо МОК и Н РК). В качестве элективных курсов можно рекомендовать такие, как "Мировой и российский опыт организации аграрных производств, производства с/х продукции и применения технологий в сельском хозяйстве", "Агроэкология", "Современная сельскохозяйственная техника и оборудование", "Правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в АПК", "Экономика АПК и основы бизнес-планирования", "Секреты делового успеха" и другие.
Неотъемлемой составной частью образовательной программы агроклассов являются учебные программы предметов, элективных курсов и календарно-тематическое планирование по предметам. При разработке программ элективных курсов, спецдисциплин рекомендуется до 50% учебного времени отводить на организацию самостоятельной исследовательской работы, проектной деятельности, учебных практик.
Для формирования практических навыков, заинтересованности обучающихся агроклассов в результатах сельскохозяйственного труда рекомендуется разработка бизнес-плана к проекту и его поэтапная реализация. В процессе работы над бизнес-планом и его реализацией обучающиеся получат навыки составления бизнес-проектов, самостоятельного планирования собственной деятельности, навыки анализа спроса и предложения на рынке товаров, прогнозирования развития собственной деятельности и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.