Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к приказу Министерства
образования, культуры и науки РК
от 17 октября 2011 г. N 889
Инструктивно-методическое письмо
"Об организации изучения элективных курсов в разновозрастной группе"
Организация профильного обучения на старшей ступени среднего (полного) общего образования предполагает создание наиболее благоприятных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
С целью максимальной дифференциации профильного обучения в учебный план включаются элективные курсы.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Разделяют элективные курсы для старшей школы (10-11 классы) и курсы по выбору для второй ступени общего образования (9 класс).
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Основная функция элективных курсов в предпрофильной подготовке - профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.
На старшей ступени обучения (10-11-й классы) элективные курсы выполняют следующие функции:
1. развитие содержания базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; помогают "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне.
2. служат "надстройкой" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3. обеспечение внутрипрофильной специализации обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий.
4. удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, в том числе вне круга выбранного профиля. Такие элективные курсы могут быть направлены на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда ("Делопроизводство" или "Деловой английский язык"), на преодоление некоторых трудностей психологического характера, формирование умения понимать и организовать себя на решение личных задач ("Познай себя") и другие.
5. восполнение пробелов в изучении школьных предметов, образовавшихся на этапе основной школы, ввиду длительной болезни и др.
На изучение элективных курсов, спецдисциплин в учебном плане выделяется до 20% учебного времени. Элективные курсы могут быть рассчитаны как на несколько (6-8) часов, так и на более длительный период времени (17-34 часов). Образовательное учреждение должно предложить обучающимся на выбор достаточно много программ элективных курсов, чтобы не ограничивать познавательные запросы обучающихся.
Процесс включения элективных курсов в образовательную программу агроклассов должен иметь несколько этапов:
1. анкетирование школьников и их родителей с целью изучения их образовательных индивидуальных запросов и послешкольных жизненных планов.
2. сопоставление полученных результатов анкетирования с возможностями (учебно-методическими, материальными, кадровыми) образовательного учреждения.
3. организация разработки программ элективных курсов, поиски программ имеющихся и рекомендованных к использованию элективных курсов,
4. анализ и подготовка материальных и кадровых ресурсов к изучению элективных курсов, спецдисциплин, анализ возможностей привлечения ресурсов извне.
5. сбор заявлений от обучающихся на изучение элективных курсов, спецдисциплин, формирование групп обучающихся для изучения элективных курсов, спецдисциплин.
6. включение элективных курсов, спецдисциплин в расписание занятий и их реализация.
Организация изучения элективных курсов и спецдисциплин предполагает объединение обучающихся по интересам как по горизонтали (внутри одной параллели), так и по вертикали (разновозрастная группа)
Увеличить и разнообразить количество элективных курсов и спецдисциплин в малочисленной сельской школе поможет организация изучения элективных курсов в разновозрастной группе.
Пример такой организации представлен в таблице ниже.
Учебные годы |
2011-2012 учебный год 2015-2016 учебный год |
2012-2013 учебный год |
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
||||
Наименование элективного курса |
10 кл - 11 кл (совместное изучение) |
11 кл - 10 кл (совместное изучение) |
11 кл - 10 кл (совместное изучение) |
11 кл - 10 кл (совместное изучение) |
||||
Курс "А" |
Курс "А" |
Курс "А" |
|
|
Курс "А" |
Курс "А" |
|
|
Курс "Б" |
Курс "Б" |
Курс "Б" |
|
|
Курс "Б" |
Курс "Б" |
|
|
Курс "В" |
Курс "В" |
Курс "В" |
|
|
Курс "В" |
Курс "В" |
|
|
Курс "Г" |
Курс "Г" |
Курс "Г" |
|
|
Курс "Г" |
Курс "Г" |
|
|
Курс "Д" |
Курс "Д" |
Курс "Д" |
|
|
Курс "Д" |
Курс "Д" |
|
|
Курс "Е" |
|
|
Курс "Е" |
Курс "Е" |
|
|
Курс "Е" |
Курс "Е" |
Курс "Ж" |
|
|
Курс "Ж" |
Курс "Ж" |
|
|
Курс "Ж" |
Курс "Ж" |
Курс "И" |
|
|
Курс "И" |
Курс "И" |
|
|
Курс "И" |
Курс "И" |
Курс "К" |
|
|
Курс "К" |
Курс "К" |
|
|
Курс "К" |
Курс "К" |
Курс "Л" |
|
|
Курс "Л" |
Курс "Л" |
|
|
Курс "Л" |
Курс "Л" |
Количество элективных курсов и спецдисциплин, которые сможет изучить обучающийся в профильном агроклассе может быть достаточно большое, если объем учебных элективных курсов, спецдисциплин будет менее 34 часов в год.
Таким образом, изучение элективных курсов и спецпредметов в разновозрастной группе потребует изменений в организационной структуре учебного процесса, но и создает дополнительный резерв учебного времени на изучение элективных курсов, обеспечивая максимально полное удовлетворение образовательных запросов школьников, и не потребует дополнительных расходов финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.