Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной
комиссии Республики Калмыкия
от 27 июня 2014 года N 87/552-5
Памятка
для представителей средств массовой информации, освещающих выборы на территории Республики Калмыкия в единый день голосования 14 сентября 2014 года
Уважаемые представители средств массовой информации!
Подготовка и проведение любой избирательной кампании во многом зависит от качественного и скоординированного взаимодействия избирательных комиссий с различными участниками избирательного процесса, среди которых средства массовой информации занимают особое место.
Неоднократно отмечалось, что журналисты, участвующие в освещении выборов, выполняют важную социальную миссию - они способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней, объективной и достоверной информации об избирательных кампаниях, участвующих в них политических партиях и кандидатах, их программах.
Статус представителей СМИ на выборах регулируется федеральным и республиканским законодательством, которым предусмотрены широкие возможности для представителей средств массовой информации по участию во всех стадиях избирательного процесса и получению в избирательных комиссиях информации о проводимых избирательных кампаниях.
В данной памятке собраны отдельные аспекты подготовки и проведения выборов на территории Республики Калмыкия в единый день голосования 14 сентября 2014 года, освещены вопросы участия СМИ на разных этапах избирательной кампании.
Законодательные акты, на основе которых проводятся выборы на территории Республики Калмыкия в единый день голосования 14 сентября 2014 года
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
2. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с последними изменениями от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ).
3. Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последними изменениями от 04.06.2014 г. N 146-ФЗ).
4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последними изменениями от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ).
5. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия (в редакции Постановления Народного Хурала (Парламента) РК от 14.09.1995 г. N 8-ЗС, с последними изменениями от 29.06.2012 г. N 358-IV-З).
6. Закон Республики Калмыкия от 25.04.2003 г. N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Калмыкия" (с последними изменениями от 28.02.2014 г. N 28-V-З).
7. Закон Республики Калмыкия от 22.09.2009 г. N 124-IV-З "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия" (с последними изменениями от 23.05.2014 г. N 56-V-З).
8. Закон Республики Калмыкия от 29.06.2012 г. N 360-IV-З "О выборах Главы Республики Калмыкия" (с последними изменениями от 23.05.2014 г. N 55-V-З).
Важно! Используйте в работе актуальные редакции законов. Их можно найти на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на сайте Избирательной комиссии Республики Калмыкия.
Коротко о порядке проведения выборов на территории Республики Калмыкия в единый день голосования 14 сентября 2014 года
В единый день голосования 14 сентября 2014 года в Республике Калмыкия пройдут избирательные кампании по выборам:
- Главы Республики Калмыкия;
- депутатов Элистинского городского Собрания пятого созыва.
Важно! В Российской Федерации теперь установлен один единый день голосования - второе воскресенье сентября.
Кто такой представитель СМИ
Представитель СМИ - это лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации (пункт 52 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") (далее - Федеральный закон об основных гарантиях).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" представителями СМИ в частности являются:
главный редактор - лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ;
журналист - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Информационное обеспечение выборов
Средства массовой информации принимают участие в информационном обеспечении выборов, которое включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.
Помните! Информационное обеспечение выборов способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов!
Права и обязанности СМИ при информировании избирателей
Под информированием избирателей понимается систематическая деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, направленная на доведение до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами не носящей агитационного характера.
Важно! Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. При этом деятельность средств массовой информации по информированию избирателей осуществляется свободно.
Представители СМИ, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов Главы Республики Калмыкия и выборов депутатов Элистинского городского Собрания пятого созыва в единый день голосования 14 сентября 2014 года на территории Республики Калмыкия, вправе (пункты 1, 3, 11 статьи 30 Федерального закона об основных гарантиях):
а) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при осуществлении ими работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования, также при подсчете голосов избирателей;
б) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Важно! При проведении фото- и видеосъемки запрещается снимать списки избирателей, иные документы избирательной комиссии, документы избирателей, нарушать тайну волеизъявления избирателя, снимать избирателей без их согласия.
При информировании о кандидатах и политических партиях, принимающих участие в выборах, необходимо учитывать следующее (пункт 5 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях):
1. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, избирательными объединениями должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев.
2. При информировании избирателей о предвыборных мероприятиях кандидатов, избирательных объединений не допускается оказывать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
Важно! Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
Одной из разновидностей информирования избирателей является опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.
При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать (пункт 2 статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях):
- организацию, проводившую опрос;
- время его проведения;
- число опрошенных (выборку);
- метод сбора информации;
- регион, где проводился опрос;
- точную формулировку вопроса;
- статистическую оценку возможной погрешности;
- лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
Важно! В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
Права и обязанности СМИ при проведении предвыборной агитации
Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него.
Более подробно признаки предвыборной агитации изложены в пункте 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях.
Помните! Предвыборная агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается за сутки до дня голосования. Любая предвыборная агитация в "день тишины" и в день голосования категорически запрещена. В 2014 году агитационный период начнется с 16 августа, "день тишины" - 13 сентября.
СМИ участвуют в предвыборной агитации путем предоставления кандидатам и избирательным объединениям бесплатного и (или) платного эфирного времени и печатной площади, обеспечивая при этом равные условия проведения предвыборной агитации.
Важно! Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации могут только те организации СМИ, которые не позднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовали сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, а также в этот же срок представили указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в избирательную комиссию, организующую выборы.
Обратите внимание! Негосударственные организации СМИ (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями) могут предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, только в том случае, если выпускаемые ими СМИ зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании.
Помните! Средства массовой информации обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам.
Более подробно правила предоставления и распределения бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади изложены в:
- главе VII Федерального закона об основных гарантиях;
- главе 6 Закона Республики Калмыкия N 360-IV-З;
- статье 17 Закона Республики Калмыкия N 124-IV-З.
Обратите внимание! Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, по формам и в порядке, которые установлены соответствующей комиссией, и представлять данные такого учета в эту комиссию не позднее чем через десять дней со дня голосования (пункт 8 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях).
Запреты и ограничения, установленные для СМИ
Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (Статья 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Помните! Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Более подробно деяния определенные как экстремистская деятельность изложены в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Не допускается использование установленных Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями (статья 51 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Обратите внимание! Более подробно "использование преимуществ должностного или служебного положения" изложено в пункте 5 статьи 40 Федерального закона об основных гарантиях.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации (статья 40 Федерального закона об основных гарантиях).
Выборы на территории Республики Калмыкия
В соответствии со статьей 4 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия народ осуществляет свою власть через Главу Республики Калмыкия, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия и органы местного самоуправления.
Согласно статьи 24 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия гражданин имеет право избирать и быть избранным в соответствии с законом в выборные государственные органы и органы местного самоуправления.
Выборы Главы Республики Калмыкия
В соответствии со Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия Глава Республики Калмыкия является высшим должностным лицом республики, возглавляющим постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Республики Калмыкия.
Срок полномочий Главы Республики Калмыкия составляет пять лет.
Выборы Главы Республики Калмыкия проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Республики Калмыкия.
Главой Республики Калмыкия может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Кандидаты на должность Главы Республики Калмыкия выдвигаются избирательными объединениями, т.е. политическими партиями, которые в соответствии с федеральными законами имеют право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, их региональными отделениями, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на территории Республики Калмыкия.
Политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии, либо беспартийного гражданина. Запрещено выдвигать в качестве кандидата члена другой политической партии. Каждая партия вправе выдвинуть только одного кандидата.
Важно! Не может быть выдвинуто кандидатом лицо, подпадающее под ограничения, предусмотренные часть 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкии N 360-IV-З.
В поддержку кандидата, выдвинутого на должность Главы Республики Калмыкия, должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований (далее - МО) и (или) избранных на муниципальных выборах глав МО, находящихся на территории Республики Калмыкия. Порядок сбора таких подписей подробно изложен в статье 20 Закона Республики Калмыкия N 360-IV-З.
Важно! Депутат представительного органа МО или избранный на муниципальных выборах глава МО может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением.
Глава Республики Калмыкия избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей, от числа принявших участие в голосовании.
Важно! Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Главы Республики Калмыкия, Избирательная комиссия Республики Калмыкия назначает повторное голосование на выборах Главы Республики Калмыкия по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.
Повторное голосование проводится через 14 дней со дня голосования на общих выборах с соблюдением требований избирательного законодательства.
По итогам повторного голосования избранным на должность Главы Республики Калмыкия считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.
Выборы депутатов Элистинского городского Собрания
Уставом города Элиста определено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Элистинского городского Собрания на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов Элистинского городского Собрания проводятся в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Согласно статье 18 Устава города Элиста Элистинское городское Собрание является представительным органом города Элисты, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Элисты. Элистинское городское Собрание состоит из 25 депутатов.
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 19 Устава города Элиста депутатом Элистинского городского Собрания может быть избран гражданин, достигший 18 лет, и обладающий избирательным правом.
Вид избирательной системы, которая применяется для избрания депутатов Элистинского городского Собрания, и срок полномочий установлены подпунктом 2.1 Устава города Элиста согласно которому, депутаты Элистинского городского Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы:
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего подраздела пропущена часть текста, имеется в виду пункт 2.1 статьи 19 Устава города Элиста
18 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями;
7 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом на выборах, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно путем самовыдвижения или путем выдвижения избирательным объединением либо в составе списка кандидатов.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
По результатам голосования допущенными к распределению депутатских мандатов признаются зарегистрированные по единому избирательному округу списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки в совокупности было подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании относительно других кандидатов.
Порядок определения результатов выборов установлен статьей 25 Закона РК от 22 сентября 2009 года N 124-IV-З.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 27 июня 2014 г. N 87/552-5 "О Памятке для представителей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.