В соответствии с распоряжением главы администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 "Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)" администрация Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области "Молодежь Поморья (2009-2011 годы)" (далее - Программа).
2. Комитету по молодежной политике Архангельской области подготовить рабочие документы Программы:
проект положения об областном конкурсе проектов в сфере государственной молодежной политики - до 01 ноября 2008 года;
календарный план по реализации мероприятий Программы на 2009 год - до 01 декабря 2008 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Архангельской области принять участие в реализации Программы, разработать муниципальные программы по работе с молодежью.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Архангельской области по социальным вопросам Кудряшову Е.В.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
С.Г. Молчанский |
Долгосрочная целевая программа Архангельской области
"Молодежь Поморья (2009-2011 годы)"
(утв. постановлением администрации Архангельской области
от 26 августа 2008 г. N 189-па/27)
Паспорт
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Молодежь Поморья (2009-2011 годы)"
Наименование программы |
- |
долгосрочная целевая программа Архангельской области "Молодежь Поморья (2009-2011 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 "Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)" |
Государственный заказчик-координатор Программы
Государственные заказчики Программы |
-
- |
комитет по молодежной политике Архангельской области
комитет по молодежной политике Архангельской области; департамент образования Архангельской области; департамент здравоохранения Архангельской области; комитет по физической культуре, спорту и массовым мероприятиям Архангельской области |
Основные разработчики Программы |
- |
комитет по молодежной политике Архангельской области |
Цель Программы |
- |
создание условий для самореализации, вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь Архангельской области |
Задачи Программы |
- |
повышение политической, правовой культуры и социальной активности молодежи (задача N 1); выявление талантливой молодежи, создание условий для ее развития и самореализации (задача N 2); формирование управленческого кадрового резерва Архангельской области из числа молодежи (задача N 3); содействие в обеспечении временной и постоянной трудовой занятости подростков и молодежи (задача N 4); профилактика асоциального поведения, поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграция в жизнь общества (задача N 5); формирование у молодых людей отношения к семье и детям как важным жизненным ценностям (задача N 6); научно-методическое и информационное обеспечение государственной молодежной политики (задача N 7); содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в реализации государственной молодежной политики (задача N 8) |
Целевые показатели |
- |
задача N 1: доля молодых людей, участвующих в мероприятиях и проектах Программы (от общего количества молодежи); доля молодежи Архангельской области, участвовавшей в выборах в Государственную Думу Российской Федерации (от общего количества молодежи электорального возраста); доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных и детских общественных объединений (от общего количества молодежи); задача N 2: количество молодежи, принявшей участие в мероприятиях для талантливой молодежи; количество представителей Архангельской области, принявших участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях по различным направлениям государственной молодежной политики; количество представителей Архангельской области, получивших премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; задача N 3: количество социально активных молодых людей, принявших участие в программах по развитию лидерства; количество органов молодежного самоуправления в муниципальных образованиях Архангельской области; количество участников органов молодежного самоуправления; задача N 4: доля безработных молодых людей (от общего количества молодежи); количество молодых людей, трудоустроенных на созданные рабочие места (в том числе временные и сезонные); количество участников движения студенческих отрядов; задача N 5: количество преступлений, совершенных несовершеннолетними; количество молодых людей - участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; задача N 6: количество клубов молодой семьи, получивших поддержку в рамках Программы; коэффициент идеального количества детей в семье в сознании молодых людей; задача N 7: количество молодежных печатных изданий; количество изданий информационной, методической литературы по вопросам государственной молодежной политики, подготовленных комитетом и учреждениями сферы молодежной политики; количество специалистов, работающих с молодежью, и исполнителей Программы, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах; количество представителей детских и молодежных общественных объединений, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах; задача N 8: количество муниципальных целевых программ по работе с молодежью; количество заявок, поданных органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, для участия в конкурсе по финансированию из областного бюджета |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2009-2011 годы, Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм |
- |
нет |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
Программа реализуется через мероприятия, предусмотренные следующими направлениями Программы: "Здоровое поколение"; "Гражданин России"; "Молодая семья"; "Профессионализм молодых"; "Молодежь в трудных жизненных ситуациях"; "Научное, методическое и информационное обеспечение молодежной политики" |
Исполнители Программы |
- |
комитет по молодежной политике Архангельской области; департамент образования Архангельской области; департамент здравоохранения Архангельской области; комитет по физической культуре, спорту и массовым мероприятиям Архангельской области; государственное учреждение "Молодежная биржа труда"; областное государственное учреждение "Молодежный центр"; государственное учреждение "Областной центр социального здоровья семьи"; государственное образовательное учреждение "Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования"; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области; организации, определяемые на конкурсной основе |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования - 93950 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 89230 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 3595 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1125 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
- |
повышение уровня электоральной активности молодежи (в соответствии с целевыми индикаторами); повышение социальной активности и развитие потенциала молодежи в различных сферах общественной жизни путем увеличения доли молодежи, участвующей в деятельности молодежных и детских общественных объединений, до 4,2 процента; расширение возможностей временной и сезонной трудовой занятости молодежи, рост деловой активности и предприимчивости молодежи, увеличение количества участников движения студенческих отрядов до 3000 человек; создание 300 временных и сезонных рабочих мест для молодежи ежегодно; поддержка не менее 70 проектов организаций и общественных объединений (на конкурсной основе) ежегодно; снижение уровня смертности в молодом возрасте от общего количества умерших от неестественных причин до 10 процентов; повышение уровня осведомленности молодежи о реализации государственной молодежной политики в Архангельской области; снижение доли безработной молодежи до 1,2 процента; снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, до 1800 к 2012 году; установка 6 спортивно-оздоровительных площадок (комплексов) в муниципальных образованиях Архангельской области; увеличение органов молодежного самоуправления в муниципальных образованиях области до 100 с общим количеством участников не менее 1200 человек; обеспечение участия 3700 социально активных молодых людей в программах по развитию лидерства; закрепление талантливой молодежи в Архангельской области за счет увеличения доли талантливой молодежи, получившей государственную поддержку, на 30 процентов (по сравнению с базовым показателем); вручение 30 премий для поддержки талантливой молодежи в различных областях деятельности ежегодно; увеличение количества молодежи, принявшей участие в мероприятиях для талантливой молодежи, до 4500 человек в год к 2012 году; направление на всероссийские, международные мероприятия и проекты различной направленности 300 человек ежегодно; подготовка 75 специалистов для учреждений дополнительного образования детей; проведение областных семинаров по основным направлениям семейной политики один раз в квартал с ежегодным охватом до 1000 человек; поддержка деятельности 50 клубов молодой семьи в муниципальных образованиях Архангельской области (на конкурсной основе); подготовка ежегодно 16 тематических радиопередач по семейной тематике; обучение ежегодно 30 специалистов по работе с молодыми семьями; закрепление ежегодно до 70 молодых специалистов в сельских медицинских учреждениях муниципальных образований Архангельской области; сохранение абсолютного уровня участия муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) Архангельской области в реализации Программы; обобщение и распространение успешного опыта реализации молодежной политики 3 муниципальных образований ежегодно; повышение профессионального уровня 500 человек из числа специалистов сферы государственной молодежной политики и исполнителей Программы путем участия в курсах повышения квалификации и специальных тренингах и семинарах; выделение субсидий из областного бюджета на поддержку реализации 7 муниципальных целевых программ по работе с молодежью, 5 инновационных проектов работы с молодежью ежегодно; выпуск молодежной телевизионной программы (еженедельно); выпуск молодежной страницы в областном печатном средстве массовой информации (ежемесячно); обеспечение деятельности специализированного сайта в сети Интернет по вопросам государственной молодежной политики в Архангельской области |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом по молодежной политике Архангельской области - государственным заказчиком-координатором Программы, государственными заказчиками Программы, администрацией Архангельской области в форме рассмотрения и утверждения отчетов о ходе (итогах) реализации Программы |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью отнесены к вопросам местного значения. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Настоящая Программа является продолжением социально-экономической целевой программы Архангельской области "Молодежь Поморья (2006-2008 годы)" и представляет собой систему мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для самореализации и многостороннего развития молодежи, включения ее в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь Архангельской области.
Программа реализует требования областного закона от 20 сентября 2005 года N 83-5-ОЗ "О молодежи и молодежной политике в Архангельской области" (с изменениями от 19 апреля 2007 года N 351-17-ОЗ, 26 сентября 2007 года N 387-20-ОЗ).
Программа призвана определить меры в соответствии с приоритетами государственной молодежной политики, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития Архангельской области.
Выбор направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области "Молодежь Поморья (2006-2008 годы)", аналогичных программ в муниципальных образованиях Архангельской области, потребностей, интересов и запросов молодых жителей.
Численность молодежи в Архангельской области - более 328 тысяч человек (26,0 процентов от общей численности населения). При этом 76,2 процента молодых людей проживают в городах области и лишь 23,8 процента - в сельской местности. Численность молодежи электорального возраста (старше восемнадцати лет, обладающей активным избирательным правом) составляет 258700 человек, что составляет 78,8 процента от общей численности молодежи.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Архангельской области проживает 33281 молодая семья. При этом среди молодых людей достаточно высока нестабильность браков. Во многом это обусловлено тем, что перед семейной молодежью стоит острая проблема приобретения жилья. Нехватка доступного жилья и низкий уровень доходов молодых граждан приводят к тому, что молодые семьи не имеют возможности приобрести жилье с помощью собственных или кредитных средств без оказания поддержки со стороны государства. Эта тенденция ведет к снижению рождаемости детей в молодых семьях, а также к увеличению разводов. Так, по данным 2006 года на 9486 заключенных браков приходится 5428 разводов (в отношении браков супругов в возрасте до 34 лет). Распространение нерегистрируемых брачных союзов привело к увеличению количества детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За последние 10 лет (1998-2007 годы) в Архангельской области доля таких детей увеличилась в 1,3 раза и составила 39 процентов от общего числа рождений.
Около 60 процентов участников социологического исследования "Социальное самочувствие молодежи", проведенного в 2006 году (далее - исследование), на вопрос о том, какое количество детей они хотели бы иметь в своей семье, ответили - один, максимум два, порядка 20 процентов - два-три и лишь около 3 процентов - три и более. Около 4 процентов опрошенных молодых людей считают, что в их семье не будет ни одного ребенка. Для улучшения семейно-брачных отношений в Архангельской области требуется принятие мер по пропаганде ценности семьи и брака, укреплению и пропаганде семейных отношений, сохранению духовно-нравственных ценностей, развитию и укреплению института семьи, семейно-бытовых традиций. Неслучайно подготовку к семейной жизни одним из приоритетных направлений молодежной политики называют 42,1 процента молодых людей из числа участников исследования.
Кроме того, более 60 процентов молодых людей одним из приоритетных направлений молодежной политики считают формирование у молодежи потребности в здоровом образе жизни, приобщение к спорту, борьбу с вредными привычками (по данным исследования).
В России в структуре смертности от неестественных причин первое место занимают суициды. На протяжении 15 лет Россия занимает второе место по суицидам в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, 20 суицидов на 100 тысяч населения - критическая цифра, за которой государство уже не может контролировать ситуацию. В мире этот показатель составляет 14,5, среднероссийский - 30, в Архангельской области - 78. Уровень смертности в Архангельской области в молодом возрасте от неестественных причин (отравление алкоголем, транспортные травмы, самоубийства, убийства) в 2005 году составил 15,7 процента от общего количества умерших. Доля суицидов среди этих причин - 24,2 процента.
По состоянию на 01 января 2007 года в Архангельской области среди молодежи зарегистрировано 173 случая заболевания ВИЧ-инфекцией.
Наркоманию и алкоголизм наиболее важной для страны в целом проблемой назвали 65 процентов участников опроса, проведенного Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 2008 года.
По данным исследования, проведенного департаментом образования и науки Архангельской области в 2006/2007 учебном году, 54 процента студентов и школьников употребляет алкоголь, а 25 процентов - курят. Так, в возрасте 13 лет каждый пятый ребенок приобщен к алкоголю, к 17 годам доля употребляющих спиртные напитки возрастает до 80 процентов.
На протяжении ряда лет растет число лиц, употребляющих наркотики без назначения врача. Так, по данным Архангельского областного психоневрологического диспансера, в 2005-2006 годах количество наркопотребителей, состоящих на медицинском учете, увеличилось на 66 процентов. Всего по состоянию на 01 января 2007 года в лечебно-профилактических учреждениях Архангельской области наблюдается 654 потребителя наркотиков, в числе которых 270 больных наркоманией и 384 потребителя наркотиков. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков превышает официальный уровень в 5-10 раз. При этом следует учитывать тот факт, что распространение употребления наркотических средств и психотропных веществ происходит, в основном, в молодежной среде.
Кроме того, широкая доступность других психоактивных веществ (алкогольные напитки, табак и др.), включение их в молодежную субкультуру обеспечивает рекламу психоактивным веществам и снижает "порог страха" перед применением наркотиков. На учете в Архангельском областном психоневрологическом диспансере состоит 609 больных токсикоманией, из них 76 процентов составляют несовершеннолетние. Прием наркотиков ведет, как известно, к крайне негативным последствиям: в 2006 году зарегистрировано 10 случаев наркотических отравлений со смертельным исходом, причем пятеро жителей Архангельской области скончались от передозировки наркотических средств в молодом возрасте, т.е. до 30 лет.
Также, по данным исследования, в числе желаемых приоритетов государственной молодежной политики сама молодежь называет поддержку молодежных организаций (35,2 процента), поддержку молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (47,3 процента), содействие занятости (45,7 процента), организацию досуга молодежи (45,1 процента), поддержку талантливой молодежи (41,9 процента).
В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р (далее - Стратегия), отмечается, что в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, а их трудовая деятельность - источником финансовых средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп дальнейшего продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. При этом результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Так, в среднем по стране в выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян. Однако в Архангельской области участие в выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приняли участие 54,9 процента молодых людей, в выборах Президента Российской Федерации - 68,7 процента.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года среди стратегических планов развития страны было названо формирование дееспособного гражданского общества. Одним из индикаторов формирования в России активного гражданского общества при этом был обозначен рост числа действующих общественных организаций и их членов - добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу.
Между тем только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, в Архангельской области этот показатель составляет около 3,6 процента. Важную роль в процессе включения молодежи в общественную жизнь и социально-значимую деятельность играет активное участие молодежи в работе органов молодежного самоуправления. В Архангельской области в 20 муниципальных образованиях созданы и осуществляют деятельность молодежные советы, в которых работает более 650 молодых людей. Разработана Концепция молодежного самоуправления в Архангельской области. В рамках Программы необходимо продолжить работу по развитию органов молодежного самоуправления, созданию их на уровне муниципальных образований первого уровня (сельских и городских поселений), обучению их участников.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенных и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп, что говорит о потенциальной опасности данных проявлений для разжигания религиозной и национальной розни на почве исповедания разных конфессий и принадлежности к различным этносам.
В Архангельской области доля безработных молодых людей от общей численности молодежи составляет 1,4 процента (по итогам 2007 года). Доля безработной молодежи среди общего количества зарегистрированных безработных в Архангельской области, по данным 2007 года, составляет 32,2 процента. Таким образом, важнейшим направлением государственной политики по увеличению возможностей трудоустройства и творческой самореализации молодежи является работа по профессиональной ориентации подрастающего поколения, содействие занятости молодых граждан, в т.ч. временной и сезонной занятости подростков и молодежи.
Проблему преступности 34 процента участников опроса, проведенного ВЦИОМ, считают наиболее важной для страны. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в Архангельской области, снижавшаяся на протяжении 2004-2007 годов (2004 год - 14,7 процента, 2005 год - 14,1 процента, 2006 год - 12,3 процента), в 2007 году вновь выросла до 13,4 процента. Число несовершеннолетних участников преступлений по области составило 1798 человек. По итогам года рост подростковой преступности зарегистрирован в 16 городах и районах области. Выявлено и поставлено на учет в подразделения по делам несовершеннолетних 3250 несовершеннолетних правонарушителей. На 01 января 2008 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 5475 несовершеннолетних. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения молодежи.
Анализ итогов миграции в Архангельской области за последние годы показывает, что отрицательное сальдо миграции держится на стабильном уровне, составляет около 5000 человек и будет снижаться на 2 процента ежегодно. Необходимо предусмотреть комплекс мер по уменьшению оттока из Архангельской области молодежи (особенно талантливой) как экономически активного трудоспособного населения, укреплению кадрового потенциала.
Программа также предусматривает организацию мер по поддержке молодежи в трудной жизненной ситуации. Цель этой работы - не создание льготных материальных условий, а создание социально-психологических и морально-нравственных условий, при которых молодые люди будут подготовлены к интеграции в жизнь общества, востребованы обществом, получат поддержку от своих сверстников и возможности для реализации своего личностного потенциала.
Учитывая рекомендации Стратегии, государственная молодежная политика в Архангельской области будет реализована в рамках Программы по следующим приоритетным направлениям:
1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
2) развитие созидательной активности молодежи;
3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Программа носит преемственный характер, что обеспечивает развитие положительных результатов в реализации молодежной политики, которых удалось достичь к 2008 году. Программа разработана с учетом опыта реализации государственной молодежной политики в Архангельской области и выполнения социально-экономической целевой программы Архангельской области "Молодежь Поморья (2006-2008 годы)".
Более 37 тысяч молодых людей (или 11,3 процента от общей численности молодежи) в 2007 году стали участниками мероприятий в рамках программы "Молодежь Поморья (2006-2008 годы)" (в 2006 году - более 38 тысяч, или 10,8 процента), в том числе в непосредственной реализации проектов различной направленности, поддержанных в рамках программы на конкурсной основе, приняли участие более 14,5 тысяч молодых людей, в течение года реализовано более 60 проектов (в 2006 году приняли участие более 12 тысяч молодых людей, реализован 61 проект). Осуществлена поддержка на конкурсной основе лучших молодежных инициатив, реализованы комплексы мероприятий по поддержке и укреплению благополучия молодых семей, стимулированию творческой и талантливой молодежи, организации трудовой занятости молодежи, поддержке молодежи в трудной жизненной ситуации.
Итогом работы по развитию молодежного самоуправления стало то, что в 20 муниципальных образованиях Архангельской области созданы и осуществляют деятельность советы по делам молодежи, общая численность членов советов - более 650 человек.
Реализация программы "Молодежь Поморья" содействовала развитию системы взаимодействия с муниципальными образованиями Архангельской области. Аналогичные программы по реализации молодежной политики разработаны и реализуются в 23 муниципальных районах и городских округах с общим финансированием более 7 миллионов рублей в год. В рамках программы оказывается информационная и методическая поддержка специалистов сферы молодежной политики муниципальных образований через организацию конференций, семинаров, участие в курсах повышения квалификации, издание информационно-аналитических и методических материалов. Участвуя в конкурсах проектов, муниципальные образования имеют возможность привлечь для их реализации на условиях софинансирования средства из областного бюджета. Программа дает возможность выстроить систему участия молодежи в различных конкурсных молодежных мероприятиях по уровневому принципу: районный (или городской) уровень, областной и далее всероссийский уровень.
Таким образом, решение вышеозначенных проблем наиболее эффективно может осуществляться с использованием уже положительно зарекомендовавшего себя в 2006-2008 годах программно-целевого метода. Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность в осуществлении мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных общественных объединений в целях повышения социального благополучия молодежи.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы,
целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является создание условий для самореализации, вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь Архангельской области.
В соответствии с целью Программы определены следующие задачи:
1) повышение политической, правовой культуры и социальной активности молодежи;
2) выявление талантливой молодежи, создание условий для ее развития и самореализации;
3) формирование управленческого кадрового резерва Архангельской области из числа молодежи;
4) содействие в обеспечении временной и постоянной трудовой занятости подростков и молодежи;
5) профилактика асоциального поведения, поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграция в жизнь общества;
6) формирование у молодых людей отношения к семье и детям как важным жизненным ценностям;
7) содействие научно-методическому и информационному обеспечению государственной молодежной политики;
8) содействие муниципальным образованиям в реализации государственной молодежной политики.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2009 до 2011 года. Выполнение Программы осуществляется в один этап.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
1) доля молодых людей, участвующих в мероприятиях и проектах Программы;
2) доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных и детских общественных объединений;
3) количество участников органов молодежного самоуправления;
4) количество молодых людей, трудоустроенных на созданные рабочие места (в том числе временные и сезонные);
5) число молодых людей - участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
6) количество клубов молодой семьи, функционирующих на территории Архангельской области;
7) количество заявок, поданных муниципальными образованиями Архангельской области для участия в конкурсе по финансированию из областного бюджета программ и проектов муниципальных образований.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
Наименование целевых показателей |
Единица измерения |
Значения |
Значения |
Значения прогнозных показателей и индикаторов Программы |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Задача N 1 - повышение политической, правовой культуры и социальной активности молодежи: |
|
|
|
|
|
|
1) доля молодых людей, участвующих в мероприятиях и проектах Программы (от общего количества молодежи Архангельской области) |
% |
11,3 |
20,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
2) доля молодежи Архангельской области, участвовавшей в выборах в Государственную Думу Российской Федерации |
% |
9,4 |
|
18 |
|
|
3) доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных и детских общественных объединений (от общего количества молодежи Архангельской области) |
% |
3,6 |
3,6 |
3,8 |
4,0 |
4,2 |
Задача N 2 -выявление талантливой молодежи, создание условий для ее развития и самореализации: |
|
|
|
|
|
|
1) количество молодежи, принявшей участие в мероприятиях для талантливой молодежи |
чел. |
1500 |
2500 |
3000 |
4000 |
4500 |
2) количество представителей Архангельской области, принявших участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях по различным направлениям государственной молодежной политики |
чел. |
50 |
60 |
300 |
300 |
300 |
3) количество представителей Архангельской области, получивших премии Правительства Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
чел. |
32 |
32 |
50 |
50 |
50 |
Задача N 3 - формирование управленческого кадрового резерва Архангельской области из числа молодежи: |
|
|
|
|
|
|
1) количество социально активных молодых людей, принявших участие в программах по развитию лидерства |
чел. |
200 |
300 |
1000 |
1200 |
1500 |
2) количество органов молодежного самоуправления в муниципальных образованиях Архангельской области |
ед. |
53 |
57 |
70 |
80 |
100 |
3) количество участников органов молодежного самоуправления |
чел. |
650 |
700 |
800 |
1000 |
1200 |
Задача N 4 - содействие в обеспечении временной и постоянной трудовой занятости подростков и молодежи: |
|
|
|
|
|
|
1) доля безработных молодых людей (от общего количества молодежи) |
% |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
2) количество молодых людей, трудоустроенных на созданные рабочие места (в том числе временные и сезонные) |
чел. |
204 |
350 |
400 |
430 |
450 |
3) количество участников движения студенческих отрядов |
чел. |
320 |
500 |
1000 |
2000 |
3000 |
Задача N 5 -профилактика асоциального поведения, поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграция в жизнь общества: |
|
|
|
|
|
|
1) количество преступлений, совершенных несовершеннолетними |
преступлений |
2267 |
2000 |
2000 |
1800 |
1800 |
2) количество молодых людей - участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни |
чел. |
4500 |
5000 |
6000 |
6500 |
7000 |
Задача N 6 - формирование у молодых людей отношения к семье и детям как важным жизненным ценностям: |
|
|
|
|
|
|
1) количество клубов молодой семьи, получивших поддержку в рамках Программы |
ед. |
6 |
14 |
15 |
17 |
20 |
2) коэффициент идеального количества детей в семье в сознании молодых людей |
чел. |
2 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,5 |
Задача N 7 - научно-методическое и информационное обеспечение государственной молодежной политики: |
|
|
|
|
|
|
1) количество молодежных печатных изданий |
шт. |
26 |
26 |
30 |
35 |
40 |
2) количество изданий информационной, методической литературы по вопросам государственной молодежной политики, подготовленных комитетом и учреждениями сферы молодежной политики |
шт. |
22 |
25 |
30 |
35 |
40 |
3) количество специалистов, работающих с молодежью, и исполнителей Программы, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах |
чел. |
82 |
100 |
150 |
150 |
200 |
4) количество представителей детских и молодежных общественных объединений, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах |
чел. |
120 |
150 |
200 |
250 |
300 |
Задача N 8 - содействие муниципальным образованиям в реализации государственной молодежной политики: |
|
|
|
|
|
|
1) количество муниципальных целевых программ по работе с молодежью |
ед. |
23 |
24 |
25 |
25 |
25 |
2) количество заявок, поданных муниципальными образованиями Архангельской области для участия в конкурсе по финансированию из областного бюджета |
заявок |
105 |
250 |
270 |
290 |
300 |
III. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы предусматривается реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1. "Здоровое поколение".
Реализация программных мероприятий предполагает:
содействие развитию у молодежи навыков здорового образа жизни и организации содержательного досуга, повышению уровня компетентности молодежи в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены;
содействие молодежному отдыху и оздоровлению;
содействие формированию современной социальной среды, способствующей улучшению здоровья молодых людей.
2. "Гражданин России".
Реализация программных мероприятий предполагает:
содействие патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию молодежи;
содействие развитию позитивных форм самоорганизации, самоуправления молодежи, ее участия в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в жизни местных сообществ, поддержку молодежных и детских общественных объединений и социальных инициатив молодежи.
3. "Молодая семья".
Реализация программных мероприятий предполагает:
принятие мер, направленных на развитие института семьи, повышение компетентности молодых родителей в вопросах семейной жизни;
содействие развитию системы клубов молодой семьи.
4. "Профессионализм молодых".
Реализация программных мероприятий предполагает:
содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
поддержка деятельности молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профессиональной ориентации молодежи и подростков.
5. "Молодежь в трудных жизненных ситуациях".
Реализация программных мероприятий предполагает:
содействие развитию системы мер по интеграции в жизнь общества молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года к ним относятся:
лица с ограниченными возможностями здоровья;
выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
жертвы насилия, военных действий, катастроф;
беженцы и вынужденные переселенцы;
лица, освободившиеся из мест лишения свободы;
представители коренных и малочисленных народов;
молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, безработные;
ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребления психоактивных веществ.
6. "Научное, методическое и информационное обеспечение молодежной политики".
Реализация программных мероприятий предполагает:
содействие развитию научно-исследовательской базы, информационного и методического обеспечения молодежной политики;
изучение, обобщение и распространение опыта работы с молодежью;
содействие повышению профессионального уровня специалистов сферы молодежной политики и исполнителей Программы.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик-координатор Программы - комитет по молодежной политике Архангельской области.
Государственными заказчиками Программы являются: комитет по молодежной политике Архангельской области, департамент образования Архангельской области, департамент здравоохранения Архангельской области, комитет по физической культуре, спорту и массовым мероприятиям Архангельской области.
Реализация Программы осуществляется в рамках совместной деятельности комитета по молодежной политике Архангельской области с департаментом образования Архангельской области, департаментом здравоохранения Архангельской области, комитетом по физической культуре, спорту и массовым мероприятиям Архангельской области, органами, курирующими вопросы реализации государственной молодежной политики муниципальных образований (районов и городских округов) Архангельской области.
К реализации основных направлений Программы привлекаются:
органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;
представители правоохранительных структур;
преподаватели, учащиеся и студенты учреждений образования;
представители органов молодежного самоуправления;
молодые предприниматели и работодатели;
ученые;
представители средств массовой информации;
представители студенческих отрядов;
представители детских и молодежных общественных организаций и другие структуры, занимающиеся вопросами работы с молодежью;
юридические и физические лица, осуществляющие необходимые условия с целью обеспечения воспитания и развития молодежи.
Большую часть мероприятий Программы реализуют в соответствии с уставной деятельностью государственные учреждения, подведомственные комитету: областное государственное учреждение "Молодежный центр", государственное учреждение "Областной центр социального здоровья семьи", государственное учреждение "Молодежная биржа труда".
В соответствии с федеральным законодательством (Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") решение о поддержке проектов и программ, межмуниципальных мероприятий и мероприятий общественных организаций из средств областного бюджета принимается по результатам ежегодного конкурса проектов и программ и только при наличии в проектах положений, гарантирующих выделение собственных или соответствующих средств бюджетов на их реализацию.
Условия предоставления субсидий местным бюджетам на приобретение (изготовление) и установку спортивно-оздоровительных площадок (комплексов), предусмотренных пунктом 1.7 перечня мероприятий Программы, определяются положением о порядке приобретения (изготовления) и установки спортивно-оздоровительных площадок (комплексов), утверждаемым администрацией Архангельской области. Критериями отбора муниципальных образований, на территории которых будут установлены площадки (комплексы), являются: обеспеченность и потребность в подобных объектах, а также готовность органов местного самоуправления муниципальных образований содержать установленные объекты.
Средства областного бюджета, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 1.2, 1.3, 2.3, 3.2, 3.8, 4.10, 5.5, 6.2 перечня мероприятий Программы, предоставляются в виде грантов на реализацию проектов при условии долевого финансирования из собственных средств исполнителей мероприятий в объеме не менее 10 процентов от стоимости проекта (внебюджетные источники, предусмотренные Программой). Участниками конкурсного отбора могут быть организации, осуществляющие свою деятельность на территории Архангельской области. Проекты, направляемые на конкурс, должны быть направлены на реализацию основных направлений молодежной политики в Архангельской области. Отбор исполнителей указанных пунктов Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением о конкурсе проектов в сфере государственной молодежной политики, утверждаемым администрацией Архангельской области.
Условия предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию молодежной политики и реализацию инновационных проектов работы с молодежью, предусмотренных пунктом 6.1. перечня мероприятий Программы, определяются положениями о порядке проведения соответствующих конкурсов, утверждаемыми администрацией Архангельской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, признанные победителями по результатам конкурса муниципальных целевых программ по работе с молодежью, получают субсидии из областного бюджета на поддержку реализации Программы по одной из номинаций:
"Лучшая муниципальная целевая программа по работе с молодежью городского округа" (одна премия);
"Лучшая муниципальная целевая программа по работе с молодежью муниципального района" две премии);
"Лучшая муниципальная целевая программа по работе с молодежью городского поселения" (одна премия);
"Лучшая муниципальная целевая программа по работе с молодежью сельского поселения" (три премии).
Представленные к участию в конкурсе программы должны включать в себя не менее трех из перечисленных направлений:
а) поддержка молодых граждан в сфере профессиональной ориентации, труда и трудоустройства;
б) вовлечение молодежи в общественную жизнь и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны;
в) поддержка молодых граждан в жилищной сфере;
г) поддержка молодых граждан в сфере здоровья, физической культуры и спорта;
д) поддержка молодых граждан в социальной сфере;
е) поддержка одаренной и талантливой молодежи;
ж) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
з) реализация прав молодых граждан на развивающий досуг, творчество, летний отдых и оздоровление;
и) защита прав молодых граждан;
к) патриотическое воспитание молодежи;
л) информирование молодых граждан о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, в том числе о правах и возможностях их реализации;
м) вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий, катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семьей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.
Конкурс программ предполагает проведение общественной защиты и экспертизы программ, осуществляемых конкурсной комиссией.
Проекты-победители конкурса инновационных проектов работы с молодежью получают субсидии из областного бюджета при условии долевого финансирования из средств местного бюджета в размере не менее 70 процентов от стоимости проекта. Проекты оцениваются конкурсной комиссией по следующим критериям: актуальность, выполнимость, перспективность проекта.
Предоставление единовременной выплаты выпускникам медицинских специальностей учебных заведений, трудоустраивающихся в сельской местности Архангельской области, предусмотренное пунктом 4.2. перечня мероприятий Программы, определяется Порядком предоставления единовременной выплаты выпускникам медицинских специальностей учебных заведений, разрабатываемым департаментом здравоохранения Архангельской области и утверждаемым администрацией Архангельской области.
Осуществление конкурсного отбора и вручение областных премий по поддержке талантливой молодежи и областных премий "За вклад в реализацию государственной молодежной политики в Архангельской области", предусмотренные пунктами 4.13 и 6.3 перечня мероприятий Программы, определяется соответствующими порядками, разрабатываемыми комитетом по молодежной политике Архангельской области и утверждаемыми администрацией Архангельской области.
Проведение межмуниципальных и областных мероприятий, предусмотренных пунктами 2.1, 2.7, 4.6, 4.11 перечня мероприятий Программы, предполагает предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам. Субсидии предоставляются при условии проведения на территории муниципальных районов (городских округов) традиционных мероприятий Программы, участия в мероприятиях молодежи, проживающей на территории нескольких муниципальных районов (городских округов) Архангельской области, а также софинансирования мероприятий из местных бюджетов, подтвержденного соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления Архангельской области.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий финансовый год.
Реализация Программы осуществляется на основе соглашений (договоров, контрактов), заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками с исполнителями программных мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование следующих рабочих документов:
календарный план по реализации мероприятий Программы на соответствующий год его реализации;
перечень программных мероприятий с указанием конкретных исполнителей и определением объемов и источников финансирования.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы на 2009-2011 годы составляет 93950 тысяч рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 89230 тыс. рублей, местных бюджетов - 3595 тыс. рублей, внебюджетных источников - 1125 тыс. рублей.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области определено соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления.
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(тыс. рублей, в ценах 2008 года)
Источники и направления |
Объем |
В том числе |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Всего по Программе |
93950 |
29975 |
31965 |
32010 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
89230 |
28410 |
30410 |
30410 |
местные бюджеты |
3595 |
1190 |
1180 |
1225 |
внебюджетные источники |
1125 |
375 |
375 |
375 |
Капитальные вложения, всего |
3600 |
1200 |
1200 |
1200 |
в том числе |
|
|
|
|
областной бюджет |
3600 |
1200 |
1200 |
1200 |
Прочие нужды, всего |
90350 |
28775 |
30765 |
30810 |
в том числе |
|
|
|
|
областной бюджет |
85630 |
27210 |
29210 |
29210 |
местные бюджеты |
3595 |
1190 |
1180 |
1225 |
внебюджетные источники |
1125 |
375 |
375 |
375 |
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям Программы и годам
(тыс. рублей, в ценах 2008 года)
Наименование направления Программы |
Объем |
В том числе |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. "Здоровое поколение", всего |
8790 |
2930 |
2930 |
2930 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
8550 |
2850 |
2850 |
2850 |
внебюджетные источники |
240 |
80 |
80 |
80 |
2. "Гражданин России", всего |
20425 |
6350 |
7090 |
6985 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
17805 |
5480 |
6215 |
6110 |
местные бюджеты |
2260 |
750 |
755 |
755 |
внебюджетные источники |
360 |
120 |
120 |
120 |
3. "Молодая семья", всего |
8655 |
2835 |
2835 |
2985 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
8400 |
2750 |
2750 |
2900 |
внебюджетные источники |
255 |
85 |
85 |
85 |
4. "Профессионализм молодых", всего |
30625 |
9685 |
10270 |
10670 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
29680 |
9375 |
9975 |
10330 |
местные бюджеты |
885 |
290 |
275 |
320 |
внебюджетные источники |
60 |
20 |
20 |
20 |
5. "Молодежь в трудных жизненных ситуациях", всего |
4250 |
1350 |
1450 |
1450 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
4100 |
1300 |
1400 |
1400 |
внебюджетные источники |
150 |
50 |
50 |
50 |
6. "Научное, методическое и информационное обеспечение молодежной политики", всего |
21205 |
6825 |
7390 |
6990 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
20695 |
6655 |
7220 |
6820 |
местные бюджеты |
450 |
150 |
150 |
150 |
внебюджетные источники |
60 |
20 |
20 |
20 |
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых
социально-экономических результатов от реализации Программы
Реализация долгосрочной целевой программы "Молодежь Поморья (2009-2011 годы)" предполагает достижение следующих результатов:
повышение уровня электоральной активности молодежи (в соответствии с целевыми индикаторами);
повышение социальной активности и развитие потенциала молодежи в различных сферах общественной жизни путем увеличения доли молодежи, участвующей в деятельности молодежных и детских общественных объединений, до 4,2 процента;
расширение возможностей временной и сезонной трудовой занятости молодежи, рост деловой активности и предприимчивости молодежи, увеличение количества участников движения студенческих отрядов до 3000 человек;
создание 300 временных и сезонных рабочих мест для молодежи ежегодно;
поддержка не менее 70 проектов организаций и общественных объединений (на конкурсной основе) ежегодно;
снижение уровня смертности в молодом возрасте от общего количества умерших от неестественных причин до 10 процентов;
повышение уровня осведомленности молодежи о реализации государственной молодежной политики в Архангельской области;
снижение доли безработной молодежи до 1,2 процента;
снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, до 1800 к 2012 году;
установка 6 спортивно-оздоровительных площадок (комплексов) в муниципальных образованиях области;
увеличение органов молодежного самоуправления в муниципальных образованиях области до 100 с общим количеством участников не менее 1200 человек;
обеспечение участия 3700 социально активных молодых людей в программах по развитию лидерства;
закрепление талантливой молодежи в Архангельской области за счет увеличения доли талантливой молодежи, получившей государственную поддержку, на 30 процентов (по сравнению с базовым показателем);
вручение 30 премий для поддержки талантливой молодежи в различных областях деятельности ежегодно;
увеличение количества молодежи, принявшей участие в мероприятиях для талантливой молодежи, до 4500 человек в год к 2012 году;
направление на всероссийские, международные мероприятия и проекты различной направленности 300 человек ежегодно;
подготовка 75 специалистов для учреждений дополнительного образования детей;
проведение областных семинаров по основным направлениям семейной политики один раз в квартал с ежегодным охватом до 1000 человек;
поддержка деятельности 50 клубов молодой семьи в муниципальных образованиях Архангельской области (на конкурсной основе);
подготовка ежегодно 16 тематических радиопередач по семейной тематике;
обучение ежегодно 30 специалистов по работе с молодыми семьями;
закрепление ежегодно до 70 молодых специалистов в сельских медицинских учреждениях муниципальных образований Архангельской области;
сохранение абсолютного уровня участия муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) Архангельской области в реализации Программы;
обобщение и распространение успешного опыта реализации молодежной политики трех муниципальных образований ежегодно;
повышение профессионального уровня 500 человек из числа специалистов сферы государственной молодежной политики и исполнителей Программы путем участия в курсах повышения квалификации и специальных тренингах и семинарах;
выделение субсидий из областного бюджета на поддержку реализации 7 муниципальных целевых программ по работе с молодежью, 5 инновационных проектов работы с молодежью ежегодно;
выпуск молодежной телевизионной программы (еженедельно);
выпуск молодежной страницы в областном печатном средстве массовой информации (ежемесячно), обеспечение деятельности специализированного сайта в сети Интернет по вопросам государственной молодежной политики в Архангельской области.
Таким образом, ожидаемый эффект от реализации Программы носит социальный характер и состоит в изменении ценностных ориентаций и поведения молодежи, повышении уровня ее гражданской ответственности и социальной активности. Данные изменения не поддаются обычным статистическим измерениям.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы в количественном выражении могут характеризовать качественные изменения в молодежной среде.
Система программных мероприятий прямого экономического эффекта не предполагает, но все мероприятия Программы направлены на воспитание активных, самостоятельных, ответственных молодых людей, которые в последующей своей деятельности принесут экономическую пользу нашему региону и будут подготовлены к жизни в самоорганизованном обществе.
Методика расчета оценки эффективности Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют комитет по молодежной политике Архангельской области - государственный заказчик-координатор Программы, государственные заказчики Программы, администрация Архангельской области.
Администрация Архангельской области осуществляет контроль в форме рассмотрения и утверждения отчетов о ходе (итогах) реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Государственные заказчики Программы отвечают за реализацию Программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются: обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении, разрабатывают и представляют в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовят информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Государственные заказчики Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложению N 3 к Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденному постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па, и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственные заказчики Программы ежегодно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику-координатору отчеты о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 3 и 4 к указанному Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в департамент экономического развития Архангельской области отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о ходе реализации Программы согласно приложению N 3 к указанному Порядка# разработки и реализации целевых программ Архангельской области и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежегодно, до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в департамент экономического развития Архангельской области отчет о ходе реализации Программы, выполнении ее целевых показателей (индикаторов) по форме согласно приложениям N 3 и 4 к указанному Порядку разработки и реализации целевых программ Архангельской области, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий.
Государственный заказчик-координатор в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности направляет в департамент финансов Архангельской области сведения об исполнении Программы по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор после получения оценки эффективности реализации Программы от департамента экономического развития Архангельской области представляет отчет о ходе (итогах) реализации Программы на рассмотрение администрации Архангельской области.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), осуществляется в установленном порядке по предложению государственных заказчиков Программы. Внесение изменений и дополнений в Программу не должно вести к уменьшению ее целевых индикаторов и показателей.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе Архангельской области
"Молодежь Поморья (2009-2011 годы)"
Перечень программных мероприятий
долгосрочной целевой программы Архангельской области
"Молодежь Поморья (2009-2011 годы)"
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе Архангельской области
"Молодежь Поморья (2009-2011 годы)"
Методика
расчета оценки эффективности долгосрочной целевой программы
Архангельской области "Молодежь Поморья (2009-2011 годы)"
Эффективность реализации Программы должна быть рассмотрена с точки зрения создания социальных и организационных условий, направленных на реализацию потенциала молодых граждан, вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь Архангельской области.
Показатели и индикаторы Программы
Задача N 1:
1) доля молодых людей, участвующих в мероприятиях и проектах Программы (от общего количества молодежи);
2) доля молодежи Архангельской области, участвовавшей в выборах в Государственную Думу Российской Федерации (от общего количества молодежи электорального возраста);
3) доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных и детских общественных объединений (от общего количества молодежи).
Задача N 2:
1) количество молодежи, принявшей участие в мероприятиях для талантливой молодежи;
2) количество представителей Архангельской области, принявших участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях по различным направлениям государственной молодежной политики;
3) количество представителей Архангельской области, получивших премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Задача N 3:
1) количество социально активных молодых людей, принявших участие в программах по развитию лидерства;
2) количество органов молодежного самоуправления в муниципальных образованиях Архангельской области;
3) количество участников органов молодежного самоуправления.
Задача N 4:
1) доля безработных молодых людей (от общего количества молодежи);
2) количество молодых людей, трудоустроенных на созданные рабочие места (в том числе временные и сезонные);
3) количество участников движения студенческих отрядов.
Задача N 5:
1) количество преступлений, совершенных несовершеннолетними;
2) количество молодых людей - участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Задача N 6:
1) количество клубов молодой семьи, получивших поддержку в рамках Программы;
2) коэффициент идеального количества детей в семье в сознании молодых людей.
Задача N 7:
1) количество молодежных печатных изданий;
2) количество изданий информационной, методической литературы по вопросам государственной молодежной политики, подготовленных комитетом и учреждениями сферы молодежной политики;
3) количество специалистов, работающих с молодежью, и исполнителей Программы, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах;
4) количество представителей детских и молодежных общественных объединений, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах.
задача N 8:
1) количество муниципальных целевых программ по работе с молодежью;
2) количество заявок, поданных органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, для участия в конкурсе по финансированию из областного бюджета.
Оцениваются по итогам отчетности по реализации Программы в текущем году:
индикаторы и показатели задач N 2 и 3;
индикаторы и показатели 2 и 3 задачи N 4;
индикаторы и показатели 2 задачи N 5;
индикаторы и показатели 1 задачи N 6;
индикаторы и показатели задачи N 7 и 8.
Рассматриваются согласно статистической отчетности:
индикаторы и показатели 2 задачи N 1;
индикаторы и показатели 1 задачи N 5.
Индикатор 2 задачи N 6 оценивается по результатам социологического исследования ситуации в молодежной среде, проводимого государственным заказчиком-координатором Программы.
Расчет индикаторов и показателей 1 и 3 задачи N 1, 1 задачи N 4 производится по следующей формуле:
К2
К1 = ---- x 100%,
К3
где:
а) для показателя 1 задачи N 1:
К1 - доля молодых людей, участвующих в социально-значимых мероприятиях и проектах по направлениям Программы от общего количества молодежи;
К2 - количество молодых людей, участвующих в социально-значимых мероприятиях и проектах по направлениям Программы;
К3 - общее количество молодежи, проживающей на территории Архангельской области;
б) для показателя 3 задачи N 1:
К1 - доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных и детских общественных объединений;
К2 - количество молодых людей, участвующих в деятельности молодежных и детских общественных объединений;
К3 - общее количество молодежи, проживающей на территории Архангельской области;
в) для показателя 1 задачи N 4:
К1 - доля безработных молодых людей;
К2 - количество безработных молодых людей (по данным службы занятости);
К3 - общее количество молодежи, проживающей на территории Архангельской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится государственных заказчиком-координатором Программы путем определения степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения фактических значений показателей (индикаторов) с их значениями на начало реализации Программы.
Эффективность реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения показателей (индикаторов) Программы к уровню ее финансирования с начала реализации.
Комплексный показатель эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
Pfi - P0i
SUMMA Ki ---------
Pni - P0i
Е = ------------------------ х 100%,
Ff/Fn
где:
Е - комплексный показатель эффективности реализации Программы (%),
P0i - базовые показатели (индикаторы) на начало реализации Программы,
Pfi - фактические показатели (индикаторы), достигнутые в ходе реализации Программы,
Pni - нормативные показатели (индикаторы), утвержденные Программой,
Ki - весовой коэффициент показателей (индикаторов) Программы,
Ff - фактическое финансирование на текущую дату,
Fn - нормативное финансирование Программы.
При расчете комплексного показателя эффективности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели (индикаторы) и их весовые коэффициенты:
Наименование целевых показателей и индикаторов Программы |
Значение весового коэффициента |
1 |
2 |
Задача N 1 |
|
1) доля молодых людей, участвующих в мероприятиях и проектах Программы (от общего количества молодежи Архангельской области) |
0,06 |
2) доля молодежи Архангельской области, участвовавшей в выборах всех уровней |
0,04 |
3) доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных и детских общественных объединений (от общего количества молодежи Архангельской области) |
0,06 |
Задача N 2 |
|
1) количество молодежи, принявшей участие в мероприятиях для талантливой молодежи |
0,04 |
2) количество представителей Архангельской области, принявших участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях по различным направлениям государственной молодежной политики |
0,04 |
3) количество представителей Архангельской области, получивших премии Правительства Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
0,05 |
Задача N 3 |
|
1) количество социально активных молодых людей, принявших участие в программах по развитию лидерства |
0,05 |
2) количество органов молодежного самоуправления в муниципальных образованиях Архангельской области |
0,05 |
3) количество участников органов молодежного самоуправления |
0,05 |
Задача N 4 |
|
1) доля безработных молодых людей (от общего количества молодежи) |
0,04 |
2) количество молодых людей, трудоустроенных на созданные рабочие места (в том числе временные и сезонные) |
0,06 |
3) количество участников движения студенческих отрядов |
0,06 |
Задача N 5 |
|
1) количество преступлений, совершенных несовершеннолетними |
0,03 |
2) количество молодых людей - участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни |
0,04 |
Задача N 6 |
|
1) количество клубов молодой семьи, получивших поддержку в рамках Программы |
0,04 |
2) коэффициент идеального количества детей в семье в сознании молодых людей |
0,04 |
Задача N 7 |
|
1) количество специальных молодежных печатных изданий |
0,03 |
2) количество изданий информационной, методической литературы по вопросам государственной молодежной политики, подготовленных комитетом и учреждениями сферы молодежной политики |
0,04 |
3) количество специалистов, работающих с молодежью, исполнителей Программы, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах |
0,04 |
4) количество представителей детских и молодежных общественных объединений, прошедших обучение на специальных семинарах и тренингах |
0,04 |
Задача N 8 |
|
1) количество муниципальных целевых программ по работе с молодежью |
0,05 |
2) количество заявок, поданных органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области для участия в конкурсе по финансированию из областного бюджета программ и проектов муниципальных образований |
0,05 |
Итого |
1,0 |
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
Программа реализуется эффективно, если комплексный показатель эффективности реализации Программы составляет 80 процентов и более;
Программа нуждается в корректировке и доработке, если комплексный показатель эффективности составляет 60-80 процентов;
Программа считается неэффективной, если комплексный показатель эффективности реализации Программы составляет менее 60 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Архангельской области от 26 августа 2008 г. N 189-па/27 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Молодежь Поморья (2009-2011 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 9 сентября 2008 г. N 35(1148)
Постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 г. N 128-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 15 ноября 2011 г. N 431-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 14 июня 2011 г. N 194-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 5 апреля 2011 г. N 95-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 г. N 299-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2010 г. N 286-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 10 августа 2010 г. N 229-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 5 ноября 2009 г. N 138-пп
Постановление администрации Архангельской области от 2 июня 2009 г. N 143-па/23