Постановление Администрации МО "Котлас"
от 30 мая 2013 г. N 1683
"Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас" на 2013-2016 годы"
В целях организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Котлас" по повышению эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования "Котлас", руководствуясь статьями 34 и 37 Устава МО "Котлас", администрация муниципального образования "Котлас" постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас" на 2013-2016 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации МО "Котлас", начальника Финансового управления МО "Котлас" Доровскую Т.В.
Глава МО "Котлас" |
С.Н. Мелентьев |
Программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас" на 2013-2016 годы
(утв. постановлением администрации МО "Котлас" от 30 мая 2013 г. N 1683)
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас" на 2013-2016 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и определяет основные направления действий органов (структурных подразделений органов) администрации МО "Котлас" в указанной сфере.
1. Итоги реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Котлас" на 2011-2012 годы и необходимость разработки Программы
В последние годы в муниципальном образовании "Котлас" последовательно осуществляется реализация административной, муниципальной и бюджетной реформ, в ходе которых достигнуты следующие результаты:
расширяется применение программно-целевого планирования; составляются реестры расходных обязательств; формировался до 2013 года среднесрочный финансовый план;
предусмотрено формирование муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями МО "Котлас";
обеспечено функционирование систем оплаты труда, ориентированных на результат, в муниципальных учреждениях образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта;
разрабатываются административные регламенты предоставления муниципальных
услуг;
бюджетные закупки осуществляются на конкурсной основе;
кассовое обслуживание исполнения местного бюджета осуществляется через органы Федерального казначейства с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу, для взаимодействия с информационной системой Управления Федерального казначейства по Архангельской области в Финансовом управлении администрации МО "Котлас" внедрена и применяется система электронного документооборота (СЭД);
разработана система мониторинга и ликвидации просроченной кредиторской задолженности местного бюджета;
в целях совершенствования технологии управления муниципальным долгом МО "Котлас" разработаны и утверждены порядок ведения долговой книги МО "Котлас".
В 2011-2012 годах бюджетная реформа в муниципальном образовании "Котлас" продолжилась в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Котлас" на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением администрации МО "Котлас" от 11.07.2011 N 1749 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
В рамках реализации мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов на протяжении 2011 и 2012 годов были достигнуты существенные результаты по следующим основным её задачам:
1) Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования "Котлас".
В рамках реализации задачи, поставленной перед органами местного самоуправления МО "Котлас" в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики МО "Котлас" на 2013 год и среднесрочную перспективу, утвержденными постановлением администрации МО "Котлас" N 2305 от 11.07.2012, по обеспечению перехода к формированию бюджета МО "Котлас" на три года в мае 2012 года были внесены изменения в Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Котлас" в части формирования и утверждения бюджета МО "Котлас" на трехлетний период, в соответствии с которыми с 2013 года бюджет МО "Котлас" утверждается на 3 года.
2) Расширение применения программно-целевых методов бюджетирования.
Учитывая планируемые Правительством Российской Федерации изменения бюджетного законодательства в части перехода к "программному" бюджету администрацией МО "Котлас" на протяжении последних нескольких лет осуществляется планомерная работа по реализации программно-целевого принципа формирования бюджета МО "Котлас".
В целях совершенствования процесса разработки и реализации целевых программ муниципального образования "Котлас" постановлением администрации МО "Котлас" от 20.03.2012 N 989 было утверждено Положение о порядках разработки и реализации целевых программ муниципального образования "Котлас", которое устанавливает правила формирования, утверждения, финансирования, реализации и осуществление контроля за ходом выполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования "Котлас".
В решении о бюджете МО "Котлас" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов значительно увеличен объем расходов, формируемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе на 2013 год расходы бюджета МО "Котлас" в рамках 22 муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ составили 1 057 177,1 тыс. руб., или 71,6% от общего объема расходов бюджета МО "Котлас". В 2012 году данный показатель составлял 19,8% от уточненного годового плана по расходам бюджета МО "Котлас".
3) Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
В 2011-2012 годах в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в муниципальном образовании "Котлас" (далее - Закон N 83-ФЗ) была проведена фундаментальная реформа системы оказания муниципальных услуг:
- распоряжением администрации МО "Котлас" от 27.08.2010 был утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений МО "Котлас", в рамках реализации которого были разработаны муниципальные правовые акты, обеспечивающие комплексное регулирование вопросов совершенствования правового положения и финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений;
- с 1 января 2012 года проведено реформирование бюджетной сети муниципальных учреждений путем изменения правового положения муниципальных бюджетных учреждений, изменены механизмы финансирования муниципальных учреждений - финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы.
4) Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения.
В рамках мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления МО "Котлас":
- органами и структурными подразделениями органов администрации МО "Котлас" были разработаны и реализуются ведомственные планы повышения
эффективности бюджетных расходов, утверждены системы оценки деятельности подведомственных муниципальных учреждений;
- постановлением администрации МО "Котлас" от 05.06.2012 N 1869 была утверждена разработанная Финансовым управлением МО "Котлас" Методика оценки качества управления финансами, осуществляемого органами, структурными подразделениями органов администрации МО "Котлас", выполняющими функции распорядителей бюджетных средств.
5) Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
В рамках автоматизации проектирования бюджета МО "Котлас" Финансовым управлением МО "Котлас" в 2011 году приобретен программный продукт - информационная система "Муниципальные задания", позволяющий осуществлять совместную работу Финансового управления МО "Котлас" с органами, структурными подразделениями органов администрации МО "Котлас", осуществляющих функции и полномочия учредителей, в отношении муниципальных учреждений МО "Котлас", по формированию муниципальных заданий на основе нормативных затрат в едином программном продукте.
В целом, основные задачи, обозначенные в Программе повышения эффективности бюджетных расходов, были решены. Но вместе с тем, остается ряд вопросов, которые были предусмотрены Программой повышения эффективности бюджетных расходов, но по объективным причинам остались не решенными (разработанные Правительством РФ законопроекты ещё не приняты).
Однако, необходимо продолжать в дальнейшем планомерную работу по повышению эффективности управления финансами и эффективности расходования бюджетных средств.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами МО "Котлас".
Для достижения указанной цели в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы муниципального образования "Котлас";
2) модернизация бюджетного процесса МО "Котлас" в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
3) повышение эффективности исполнения функций муниципальных органов и эффективности оказания муниципальных услуг;
4) реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
5) развитие информационной системы управления муниципальными финансами;
6) обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов.
В разделе 3 Программы отражены мероприятия, реализация которых создаст предпосылки для повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас".
3. Перечень мероприятий Программы
3.1. Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы муниципального образования "Котлас".
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы муниципального образования "Котлас" является базовым условием реализации Программы.
Для этого органы местного самоуправления муниципального
образования "Котлас" должны проводить предсказуемую и ответственную бюджетную политику, основанную на следующих принципах:
- консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы, основанных на реалистичных оценках;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством);
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая, в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
- принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств;
- ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
- анализ и оценка рисков для бюджетной системы, в том числе возникающих вследствие средне- и долгосрочных демографических тенденций, изменения внешнеэкономических условий, принятия условных обязательств.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры:
1) Использование для целей бюджетного планирования прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Котлас" и основных направлений бюджетной и налоговой политики МО "Котлас".
Непосредственным результатом по выполнению этого мероприятия выражается в анализе и управлении рисками в бюджетной сфере, улучшении качества прогнозирования основных параметров бюджета МО "Котлас", надежности и обоснованности бюджетных прогнозов.
2) Управление доходной базой бюджета МО "Котлас".
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета МО "Котлас" должна быть нацелена:
- на проведение работы по неплатежам в местный бюджет, легализацию бизнеса и объектов налогообложения, увеличение занятости населения (проведение заседаний комиссии по легализации заработной платы и совершенствованию системы платежей в бюджет МО "Котлас");
- на повышение качества администрирования по неналоговым доходам;
- на анализ эффективности использования муниципального имущества, принятие мер по сокращению задолженности по арендной плате за муниципальное имущество;
- на максимально полный учет земельных участков, принятие мер по сокращению задолженности по арендной плате земельных участков.
3) Управление расходными обязательствами МО "Котлас".
Реализация мероприятий в этой сфере предусматривает:
- обеспечение соответствия объема расходных обязательств МО "Котлас" реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета;
- недопущение принятия необеспеченных расходных обязательств МО "Котлас";
- недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по расходам муниципального образования "Котлас";
- уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой со структурой расходов бюджета.
4) Обеспечение обоснованного и безопасного объема и структуры муниципального долга МО "Котлас" и сокращение расходов на обслуживание муниципального долга.
Стратегической целью управления муниципальным долгом МО "Котлас" является обеспечение сбалансированности местного бюджета при экономически обоснованном объеме муниципального долга.
В части управления муниципальным долгом деятельность должна быть направлена на решение следующих задач:
- обеспечение экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга;
- соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга;
- обеспечение исполнения обязательств по обслуживанию и погашению муниципального долга;
- сокращение стоимости обслуживания муниципального долга;
- применение механизма привлечения остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений МО "Котлас" с соответствующего счета Финансового управления МО "Котлас", открытого в учреждении Центрального банка РФ для отражения операций со средствами муниципальных бюджетных и автономных учреждений в бюджет МО "Котлас";
- рассмотрение возможности привлечения бюджетных кредитов. В соответствии с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс, в целях создания инструментов для поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на Федеральное казначейство предполагается возложить полномочия по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета, в пределах одной двенадцатой доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), на возвратной и платной основе, на срок до тридцати дней.
5) Управление нефинансовыми муниципальными активами МО "Котлас".
В сфере управления муниципальными нефинансовыми активами МО "Котлас" должно быть обеспечено эффективное и целевое использование муниципального имущества МО "Котлас".
3.2. Модернизация бюджетного процесса МО "Котлас" в условиях внедрения программно-целевых методов управления.
Расширение применения программно-целевых принципов формирования бюджета является одним из основных направлений повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Программно-целевое бюджетирование позволяет оптимизировать ограниченные бюджетные ресурсы, повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления.
Общими принципами разработки и реализации программ следует считать:
- обеспечение результативности и эффективности использования бюджетных средств при осуществлении бюджетных расходов в рамках программ;
- формирование программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования "Котлас" и индикаторов их достижения;
- установление для программ измеримых результатов (конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях);
- охват программами всех сфер деятельности органов власти МО "Котлас" и соответственно большей части бюджетных ассигнований;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
В соответствии с изменениями, которые планируется внести в Бюджетный кодекс, предусматривается ввести правовые основы для составления и утверждения бюджетов в "программном" формате, т.е. законами (решениями) о бюджете бюджетные ассигнования утверждаются по государственным (муниципальным) программам и непрограммным мероприятиям. Принятие изменений планируется в первом полугодии 2013 года.
Таким образом, для реализации изменений, которые будут внесены в Бюджетный Кодекс, потребуется внесение изменений в правовую базу муниципального образования "Котлас". В частности внедрение "программного" бюджета потребует изменения существующих на сегодня принципов составления, утверждения, исполнения бюджета МО "Котлас" и отчетности об исполнении бюджета МО "Котлас". Таким образом, необходимо будет вносить изменения в решение Собрания депутатов МО "Котлас" от 17.05.2012 N 282-586-р "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Котлас" в части перехода к формированию бюджета МО "Котлас" на основе программно-целевого принципа.
При планировании бюджета МО "Котлас" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов уже была проведена работа по включению расходов по социальной сфере в муниципальные долгосрочные и ведомственные целевые программы. Поэтому важной задачей на сегодня ставится разработка целевых программ, в которые войдут расходы на содержание органов местного самоуправления МО "Котлас" и расходы на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3.3. Повышение эффективности исполнения функций муниципальных органов и эффективности оказания муниципальных услуг.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органа местного самоуправления должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
В ходе финансового менеджмента органа местного самоуправления должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на оказание муниципальных услуг, осуществляемых подведомственными муниципальными учреждениями.
Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и аудита в органах местного самоуправления.
Внутренний контроль должен превратиться в постоянный процесс, осуществляемый в ходе исполнения функций (оказания услуг) и полномочий, направленный на:
- соблюдение и качественное исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, административных и внутренних регламентов (стандартов);
- обеспечение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении, эффективности его использования;
- соблюдение принципов эффективности и результативности деятельности.
Постоянное функционирование системы внутреннего контроля, должно привести к росту качества финансового менеджмента главного распорядителя бюджетных средств и муниципального учреждения.
Для количественной оценки повышения качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, осуществляемого Финансовым управлением МО "Котлас".
Совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента должно быть направлено на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Что в дальнейшем должно позволить определить области неэффективных бюджетных расходов с последующими возможными решениями по корректировке муниципальных программ.
В целях повышения эффективности предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, необходимо перейти от мониторинга первого этапа реформы совершенствования правового положения муниципальных учреждений, разработанных органами местного самоуправления правовых актов, приведенных в соответствие с требованиями Закона N 83-ФЗ, к мониторингу результатов и эффектов от реализации реформы муниципальных учреждений.
В этих целях необходимо создать систему мониторинга, в результате которого должна объективно оцениваться деятельность подведомственных муниципальных учреждений на основе показателей, позволяющих производить оценку результатов деятельности учреждения и характеризующих:
- объем предоставленных муниципальных услуг, их качество и доступность;
- качество управления имуществом муниципальных учреждений, используемого для целей оказания муниципальных услуг;
- качество управления доходами муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности;
- качество финансовой дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики;
- обоснованность наличия остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Таким образом, мероприятия, направленные на повышение эффективности исполнения функций муниципальных органов и эффективности оказания муниципальных услуг, должны предусматривать:
1) использование программного принципа организации деятельности органов местного самоуправления;
2) оптимизацию деятельности органов местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий;
3) максимально возможное расширение практики аутсорсинга - выведения отдельных видов деятельности за рамки полномочий органов местного самоуправления с передачей этих видов деятельности внешним исполнителям на контрактно-конкурсной основе;
4) совершенствование и проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и структурных подразделений органов администрации МО "Котлас", выполняющих функции распорядителей бюджетных средств, направленного на осуществление анализа и оценки совокупности процессов и
процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса;
5) реализацию ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе "дорожных карт";
6) осуществление контроля за выполнением муниципальных заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
7) осуществление оценки деятельности муниципальных учреждений;
8) обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет размещения информации о плановых и ожидаемых результатах деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте МО "Котлас";
9) размещение информации на официальном сайте Государственных и муниципальных учреждений в сети Интернет (www.bus.gov.ru), который должен стать основным источником информации о муниципальных учреждениях, позволяющим формировать любые виды аналитической отчетности.
3.4. Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля.
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере является неотъемлемой составляющей муниципального управления, обеспечивает соблюдение законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования муниципальных финансовых ресурсов (денежных средств, материальных ценностей и нематериальных активов, находящихся в муниципальной собственности).
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе - "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей и результатов, что требует комплексного реформирования системы финансового контроля.
В Государственной Думе Российской Федерации в первом чтении уже принят проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации", который нацелен на развитие и совершенствование системы государственного и муниципального финансового контроля.
В рамках реформирования муниципального финансового контроля должно быть обеспечено:
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Архангельской области, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- четкое разграничение полномочий органов финансового контроля по горизонтали (т.е. между органами государственного и муниципального финансового контроля) и по вертикали (т.е. между органами муниципального финансового контроля МО "Котлас");
- введение понятий внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля;
- повышение качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами (администраторами, распорядителями, получателями) бюджетных средств;
- совершенствование системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В этой связи, в рамках реформирования системы муниципального контроля в муниципальном образовании "Котлас" должны быть проведены мероприятия в следующем направлении:
1) совершенствование правовой базы по вопросам муниципального финансового контроля, с уточнением методов, процедур и понятий в соответствии с проектом федерального закона (проверка, ревизия или обследование; акт или заключение, представление, предписание или уведомление о применении бюджетных мер принуждения);
2) развитие системы и совершенствование процедур внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований, включая предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль;
3) уточнение полномочий внешнего и внутреннего контроля.
3.5. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
В последнее десятилетие в сфере управления муниципальными финансами сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов. Однако, проводимые реформы в бюджетной и административной сферах, предъявляют новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности муниципального образования в сфере управления финансами.
В рамках развития информационной системы управления муниципальными финансами предусматривается внедрение и развитие информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В соответствии с Концепцией создания и развития системы "Электронный бюджет" предусматривается создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации в сети Интернет, осуществление интеграции информационных систем организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами с единым порталом бюджетной системы.
Основной целью внедрения системы "Электронный бюджет" является обеспечение прозрачности, открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами.
В результате внедрения системы "Электронный бюджет" будет обеспечена интеграция и автоматизация следующих процессов:
- бюджетное планирование;
- управление доходами;
- управление расходами;
- управление долгом и финансовыми активами;
- управление денежными средствами;
- управление нефинансовыми активами;
- бухгалтерский и управленческий учет;
- финансовый контроль.
Функциональные возможности системы "Электронный бюджет" обеспечат доступ к функциям системы "Электронный бюджет" различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам.
Также планируется обеспечить применение единых реестров и классификаторов, однократность ввода информации, круглосуточный доступ к электронной информации, сокращение расходов на печать, архивирование и хранение.
В настоящее время на уровне Правительства РФ, Министерства РФ созданы координационные комиссии, экспертные, рабочие группы по созданию и развитию Единого портала бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, на муниципальном уровне предстоит также большая работа по обеспечению информационного взаимодействия своих информационных систем с системой "Электронный бюджет", что предусматривает комплекс организационных мероприятий с определением этапов и сроков их реализации.
Основными этапами по внедрению системы "Электронный бюджет" являются следующие:
- изучение единых методологических принципов создания системы "Электронный бюджет";
- анализ существующих в муниципальном образовании "Котлас" информационных баз и систем в сферах бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом, бюджетной отчетности, и финансового контроля, возможности их модернизации с целью дальнейшей интеграции с системой "Электронный бюджет";
- проработка вопроса о внедрении автоматизированной системы проектирование бюджета;
- изучение имеющегося опыта по использованию информационных систем в других муниципальных образованиях, в том числе с выездом для ознакомления и обмена опытом работы;
- определение состава и порядка размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
- анализ нормативно-правовой базы муниципального образования "Котлас" в сфере управления финансами, с целью совершенствования и регламентации перехода к системе "Электронный бюджет";
- выработка предложений по развитию существующих и приобретению новых программных продуктов, обеспечивающих реализацию системы "Электронный бюджет" в муниципальном образовании "Котлас".
3.6. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов.
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами в целом.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности органов муниципальной власти необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами.
Для достижения обеспечения финансовой прозрачности необходимо реализовывать меры по следующим направлениям:
1) обеспечение общедоступности информации о состоянии муниципальных финансов;
2) обеспечение прозрачности и открытости информации о состоянии муниципальных финансов, путем публикации в открытом доступе информации по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета МО "Котлас";
3) обеспечение открытости информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, результатах использования бюджетных средств и муниципального имущества.
4. Организация реализации Программы
Программа реализуется в 2013-2015 годах.
Руководство реализацией Программы, а также координация, контроль за ее реализацией и мониторинг реализации возлагается на Финансовое управление МО "Котлас".
Организация выполнения Программы будет осуществляться в рамках прилагаемого к Программе Плана мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас" на 2013-2015 годы (далее План мероприятий).
В ходе реализации Программы при необходимости План мероприятий может быть уточнён с учетом итогов предыдущего периода реализации Программы.
Органы, структурные подразделения органов администрации МО "Котлас" в соответствии с Планом мероприятий:
- распределяют работу по реализации Программы в структурных подразделениях;
- предоставляют отчетные сведения о выполнении Плана мероприятий за полугодие в срок не позднее 15 июля, и за год, в срок не позднее 01 марта года, следующего за отчетным, в Финансовое управление МО "Котлас".
В течение всего периода реализации Программы Финансовым управлением МО "Котлас" осуществляется мониторинг реализации Программы путем составления отчетов о ее реализации за полугодие и за год.
Мониторинг за полугодие осуществляется путем представления в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Главе МО "Котлас" отчета о реализации Программы.
Мониторинг за год осуществляется путем представления в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, Главе МО "Котлас" годового отчета о реализации Программы.
Приложение
к Программе повышения эффективности
управления муниципальными финансами
в муниципальном образовании "Котлас"
на 2013-2016 годы
План
мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас" на 2013-2016 годы
|
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
|
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы муниципального образования "Котлас" |
|||
1. |
Формирование бюджета МО "Котлас" на очередной финансовый год на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Котлас" и основных направлений бюджетной и налоговой политики МО "Котлас" |
Проект решения Собрания депутатов МО "Котлас" |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
2. |
Проведение заседаний комиссии по легализации заработной платы и совершенствованию системы платежей в бюджет МО "Котлас" |
Отчет по итогам работы комиссии |
не реже 2 заседаний комиссий в квартал |
Финансовое управление МО "Котлас" |
3. |
Повышение качества администрирования по неналоговым доходам |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Комитет по управлению имуществом администрации МО "Котлас" |
4. |
Принятие мер по сокращению задолженности по арендной плате за муниципальное имущество |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Комитет по управлению имуществом администрации МО "Котлас" |
5. |
Принятие мер по сокращению задолженности по арендной плате земельных участков |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Комитет по управлению имуществом администрации МО "Котлас" |
6. |
Недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по расходам муниципального образования "Котлас" |
Отчетность об исполнении бюджета МО "Котлас" |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас", Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас |
7. |
Внесение изменений в порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования "Котлас" (при необходимости) |
Постановление администрации МО "Котлас" |
после внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство |
Финансовое управление МО "Котлас" |
8. |
Проведение мониторинга объема муниципального долга МО "Котлас" |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
9. |
Обеспечение исполнения обязательств по обслуживанию и погашению муниципального долга |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
10. |
Применение механизма привлечения остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений МО "Котлас" с соответствующего счета Финансового управления МО "Котлас", открытого в учреждении Центрального банка РФ для отражения операций со средствами муниципальных бюджетных и автономных учреждений в бюджет МО "Котлас" |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
11. |
Сокращение стоимости обслуживания муниципального долга |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
12. |
Обеспечение эффективного и целевого использования муниципального имущества |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Комитет по управлению имуществом администрации МО "Котлас", Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас" |
|
Модернизация бюджетного процесса МО "Котлас" в условиях внедрения программно-целевых методов управления |
|||
13. |
Внесение изменений в решение Собрания депутатов МО "Котлас" "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Котлас" в части перехода к формированию бюджета на основе программно-целевого принципа |
Проект решения Собрания депутатов МО "Котлас" |
после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ |
Финансовое управление МО "Котлас" |
14. |
Разработка проектов нормативных правовых актов муниципального образования "Котлас", учитывающих изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с переходом к программно-целевому принципу представления бюджета |
Нормативные правовые акты муниципального образования "Котлас" |
после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ |
Финансовое управление МО "Котлас", Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас" |
15. |
Аналитическое представление программной структуры расходов бюджета муниципального образования "Котлас" |
Пояснительная записка к проекту решения Собрания депутатов МО "Котлас" о бюджете МО "Котлас" |
после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ |
Финансовое управление МО "Котлас", Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас" |
16. |
Разработка муниципальных программ, в которые войдут расходы на содержание органов местного самоуправления МО "Котлас" и органов администрации МО "Котлас" |
Муниципальные программы |
До 1 октября 2013 года |
Финансовое управление МО "Котлас", Комитет по управлению имуществом администрации МО "Котлас", Администрация Вычегодского административного округа |
До 01 декабря 2013 года |
Управление экономии и городского хозяйства администрации МО "Котлас", Управление по социальным вопросам администрации МО "Котлас", Аппарат администрации МО "Котлас" |
|||
17. |
Разработка целевых программ, в которые войдут расходы на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
Муниципальные программы |
До 1 октября 2013 года |
Управление экономии и городского хозяйства администрации МО "Котлас" |
|
Повышение эффективности исполнения функций муниципальных органов и эффективности оказания муниципальных услуг |
|||
18. |
Внесение изменений и проведение мониторинга |
в части совершенствования |
в части внесения |
Финансовое управление |
|
качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и структурных подразделений органов администрации МО "Котлас", выполняющих функции распорядителей бюджетных средств |
- Проект постановления администрации МО "Котлас", в части проведения - отчет о проведении мониторинга |
изменений - до 15 июля 2013 года, в части проведения - ежегодно до 1 апреля |
МО "Котлас" |
19. |
Разработка новых планов повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе "дорожных карт", или внесение изменений в действующие ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов в целях совершенствования осуществляемого финансового менеджмента (при необходимости) |
Распоряжения органов, структурных подразделений органов администрации МО "Котлас" |
В части разработки - до 01 июля 2013 г., в части внесения изменений - в течение периода реализации Программы при необходимости |
Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас" |
20. |
Реализация ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе "дорожных карт" |
Информация о ходе реализации планов |
В течение периода реализации Программы |
Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас" |
21. |
Осуществление оценки деятельности подведомственных муниципальных учреждений |
Информация о проведении оценки, результаты проведения оценки |
В течение периода реализации Программы |
Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас" |
22. |
Размещение информации на официальном сайте Государственных и муниципальных учреждений в сети Интернет (www.bus.gov.ru) |
Мониторинг размещения информации |
По срокам установленным Министерством финансов Архангельской области |
Муниципальные учреждения МО "Котлас", Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас, Финансовое управление МО "Котлас" |
|
Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля |
|||
23. |
Совершенствование правовой базы по вопросам муниципального финансового контроля |
Проекты правовых актов администрации МО |
после внесения изменений в |
Финансовое управление МО "Котлас" |
|
|
"Котлас" |
Бюджетный кодекс РФ и в федеральное законодательство |
|
|
Развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
|||
24. |
Проработка вопроса о внедрении автоматизированной системы проектирование бюджета |
Информация |
2013-2016 годы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
25. |
Рассмотрение вопроса о внедрении системы "Электронный бюджет" |
Информация |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
|
Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов |
|||
26. |
Обеспечение прозрачности и открытости информации о состоянии муниципальных финансов, путем публикации в открытом доступе информации по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета МО "Котлас" |
Информация об обеспечении прозрачности и открытости |
В течение периода реализации Программы |
Финансовое управление МО "Котлас" |
27. |
Обеспечение открытости информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, результатах использования бюджетных средств и муниципального имущества, в том числе: - размещение действующих целевых программ на официальном сайте МО "Котлас" в актуальной редакции; - ежегодное формирование и представление в Финансовое управление МО "Котлас" в установленные сроки докладов о ходе реализации долгосрочных целевых программ и отчетов о реализации ведомственных целевых программ с проведением мониторинга показателей результативности (целевых индикаторов) реализации ведомственных целевых программ). |
Информация об обеспечении прозрачности и открытости |
В течение периода реализации Программы |
Органы и структурные подразделения органов администрации МО "Котлас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации МО "Котлас" от 30 мая 2013 г. N 1683 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Котлас" на 2013-2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Двинская правда" от 6 июня 2013 г. N 79(16966)