Решение Архангельского областного суда
от 9 декабря 2013 г. N 3-71
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Анисимовой О.В.,
с участием прокурора областной прокуратуры Стрекина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 9 декабря 2013 года дело по заявлению ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 августа 2013 года N 50-э/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Березниковское" муниципального образования "Виноградовский муниципальный район",
установил:
постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 августа 2013 года N 50-э/1 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Березниковское" муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" (пункт 1).
Указанные тарифы действуют с 3 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года (пункт 2).
Согласно приложению к данному постановлению тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" потребителям, расположенным на территории МО "Березниковское", составляет 2 305,00 руб./Гкал.
Текст постановления с приложением официально опубликован в печатном издании - газете "Волна" N 34 3 сентября 2013 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела является действующим.
Общество с ограниченной ответственностью "Березниковское теплоснабжающее предприятие" (далее - ООО "Березниковское ТСП") обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 августа 2013 года N 50-э/1 с 3 сентября 2013 года.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое постановление не соответствует Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, Жилищному кодексу РФ, ФЗ "О теплоснабжении". При установлении тарифов Агентством был применен метод экономически обоснованных расходов. Однако, в нарушение п. 36 Основ ценообразования Агентство не приняло во внимание расходы на топливо, заявленные предприятием исходя из цены договора, заключенного с ООО "Х" на основании проведенных закупочных процедур, а приняло цену на топливо на уровне цен, принятых в тарифе на 2012 год с учетом индекса цен производителей древесины и производства изделий из дерева, прогнозируемого Минэкономразвития на 2013 год, в размере 103,1%. Кроме того, в нарушение п. 2.17 "Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", утвержденной Госстроем РФ 12 августа 2003 года, Агентство необоснованно приняло расход натурального топлива в размере фактического расхода топлива в 2012 году. Оспариваемое постановление нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, т.к. не обеспечивает получение предприятием необходимой валовой выручки в течение периода регулирования.
В судебном заседании представители заявителя Цурцумия А.С. и Первухин О.В. заявленные требования поддержали. Просили признать оспариваемое постановление недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители Агентства по тарифам и ценам Кузнецов А.А., Мищук Е.С., Репницына Т.В. с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что при определении тарифов на 2013 год Агентством использован метод экономически обоснованных затрат. Необходимая валовая выручка сформирована с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год, а также утвержденного приказом ФСТ России от 9 октября 2012 года N 231-э/4 предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в среднем по Архангельской области. При принятии тарифного решения Агентством не были приняты во внимание предусмотренные договором поставки топлива от ДДММГГ цены, поскольку при проведении закупочных процедур обществом были допущены нарушения Федерального закона N 223-ФЗ. Таким образом, на основании пункта 36 Основ ценообразования были применены индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации к ценам на топливо 2012 года. Предлагаемые обществом значения топливных эквивалентов не были подтверждены сертификатами на поставляемое топливо. В протоколе теплотехнического анализа топлива указан иной вид топлива, чем в договоре поставки топлива. Поэтому Агентством были выбраны топливные эквиваленты исходя из диапазона значений топливных эквивалентов различных видов древесного топлива согласно справочным данным с учетом соответствия планируемого расхода натурального топлива на 2013 год фактическому расходу натурального топлива за 2012 год. При этом учитывалось, что общество не производило и не планировало производить подключения новых потребителей тепловой энергии.
Заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела и материалы тарифного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подлежат государственному регулированию в соответствии с положениями названного Федерального закона.
В силу пунктов 5, 6 части 1 статьи 3 данного закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Согласно части 1 статьи 7 названного закона к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении").
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона "О теплоснабжении" методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; сравнения аналогов.
Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 (далее - Основы ценообразования), при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (абзац 8 пункта 2 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 18, 19 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают расходы, распределенные по группам, в том числе на топливо.
Пункт 22 Основ ценообразования предусматривает, что расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе, в том числе:
- нормативов удельного расхода топлива, дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
- цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года;
- нормативов создания запасов топлива, рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования при определении расходов на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Распоряжением директора ООО "Березниковское ТСП" от ДДММГГ в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО "Березниковское ТСП" решено провести открытый запрос предложений на право заключения договора на поставку древесного топлива для технологических нужд общества на 2013 и 2014 годы.
Данное предложение было опубликовано в газете "Двиноважье" 9 апреля 2013 года.
Протоколом N Х рассмотрения и оценки предложений победителем в проведении открытого запроса предложений признан единственный участник - ООО "Х".
ДДММГГ ООО "Березниковское ТСП" с ООО "Х" заключен договор N Х поставки древесного топлива для технологических нужд на 2013-2014 годы. По условиям этого договора на 2013 год цена топливной щепы составляет _ руб./куб. м, дров - _ руб./куб. м.
Поскольку указанный договор был заключен с использованием процедур, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", недействительным не признан, в силу п. 36 Основ ценообразования у Агентства, при расчете расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, отсутствовали основания для применения индекса роста цен на топливо для технологических нужд относительно аналогичных цен за 2012 год.
Кроме того, примененный Агентством при расчете суммы расходов на топливо для технологических нужд индекс роста цен - 103,1% не соответствует Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы (опубликован на официальном сайте Минэкономразвития России http://www.economy.gov.ru по состоянию на 12 сентября 2012 года), согласно которому прогнозный индекс цен производителей в среднем за год к предыдущему году в процентах по отрасли "Обработка древесины и производство изделий из дерева" в 2013 году по сравнению с 2012 годом составляет - 105,8%.
Таким образом, при определении размера расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, Агентством нарушен пункт 36 Основ ценообразования.
Суд находит также обоснованным довод заявителя о неправомерном занижении Агентством объема потребления топлива для технологических нужд.
Из экспертного заключения Агентства по тарифам и ценам от 29 августа 2013 года следует, что объем потребления топлива определен в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России 12 августа 2003 года, и пунктом 31 Основ ценообразования.
В соответствии с разделом 2 указанной Методики для определения потребности в топливе на выработку тепловой энергии исчисленное расчетным путем количество условного топлива подлежит переводу в количество натурального топлива с использованием калорийного эквивалента.
Величина количества условного топлива, определенная Агентством расчетным путем в соответствии с п. 2.16 Методики, не оспаривается.
Согласно п. 2.17 Методики пересчет количества условного топлива в количество натурального топлива производится в соответствии с характеристиками этого топлива и значением калорийного эквивалента по установленной названной нормой формуле. При этом количество натурального топлива определяется как частное величин количества условного топлива и калорийного эквивалента.
Средние значения калорийных эквивалентов для перевода натурального топлива в условное приведены в Приложении N 8 Методики.
Из экспертного заключения следует, что в соответствии с Методикой при прогнозировании и планировании потребности в топливе в конкретных условиях значение топливных (калорийных) эквивалентов следует принимать по сертификатам на поставляемое топливо или по договорам с поставщиками. Ввиду отсутствия сертификатов на поставляемое топливо, в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования топливные эквиваленты приняты Агентством на дрова в размере 0,283, на щепу - 0,319, исходя из диапазона значений топливных эквивалентов согласно справочным данным с учетом соответствия планируемого расхода натурального топлива на 2013 год фактическому расходу натурального топлива за 2012 год, основанному на отчетных данных, представленных организацией, учитывая, что предприятие не производило и не планирует производить подключение новых тепловых нагрузок.
Однако, примененный Агентством метод расчета калорийного эквивалента (исходя из фактических объемов потребленного топлива за предшествующий регулируемый период) не предусмотрен п. 2.17 Методики, которым установлена формула определения значения калорийного эквивалента, исходя из физических характеристик используемого топлива.
Кроме того, из представленных документов следует, что в 2012 году предприятие использовало в качестве топлива для технологических нужд топливную смесь: _ щепы и _ топливных брикетов с более высоким топливным эквивалентом.
В 2013 году ООО "Березниковское ТСП" закупало у ООО "Х" топливную щепу и дрова.
Поскольку в 2012 году и в 2013 году предприятие использовало различные виды топлива, с разными калорийными эквивалентами, доводы Агентства об отсутствии оснований для увеличения объема топлива являются несостоятельными.
Из протокола теплотехнического анализа топлива, выполненного заведующим кафедрой ПТЭ ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" ФИО, следует, что представленная на исследование технологическая щепа имеет высокое содержание внешней влаги, что в значительной степени снижает ее энергетические показатели. Значение калорийного эквивалента для данного вида топлива составляет 0,1916 Ккал/кг.
Агентством не представлено доказательств, опровергающих выводы, изложенные в протоколе теплотехнического анализа топлива, равно как и доказательств использования обществом иного топлива, чем то, которое было представлено на исследование.
При таких обстоятельствах, Агентством при расчете топливного эквивалента необоснованно не принят во внимание протокол теплотехнического анализа топлива, а также в нарушение п. 2.17 Методики использованы данные о фактическом объеме натурального топлива за 2012 год.
Таким образом, оспариваемое постановление противоречит пунктам 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении", пунктам 22 и 36 Основ ценообразования, чем нарушается принцип обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций, в связи с чем, подлежит признанию недействующим.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемое постановление применялось с 3 сентября 2013 года, его следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 августа 2013 года N 50-э/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Березниковское" муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 августа 2013 года N 50-э/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Березниковское теплоснабжающее предприятие" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Березниковское" муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.П. Рассошенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 9 декабря 2013 г. N 3-71
Текст решения официально опубликован не был