12 мая 2015 г., 21 февраля 2020 г.
Преамбула изменена с 27 февраля 2020 г. - Постановление Правительства Архангельской области от 21 февраля 2020 г. N 89-пп
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 3 областного закона от 24 марта 2014 года N 99-6-ОЗ "О туризме и туристской деятельности в Архангельской области" и в целях формирования конкурентоспособного кластера внутреннего и въездного туризма в Архангельской области и определения основных ориентиров для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и туристских организаций в Архангельской области Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития туризма в Архангельской области.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года N 222-пп "Об утверждении Концепции развития туризма в Архангельской области".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области руководствоваться Концепцией развития туризма в Архангельской области для формирования долгосрочных приоритетов, разработки и реализации муниципальных программ (подпрограмм) по туризму.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
И.А. Орлов |
Постановлением Правительства Архангельской области от 12 мая 2015 г. N 169-пп в настоящую Концепцию внесены изменения
Концепция
развития туризма в Архангельской области
(утв. постановлением Правительства Архангельской области от 2 сентября 2014 г. N 351-пп)
12 мая 2015 г., 21 февраля 2020 г.
Концепция развития туризма в Архангельской области (далее - Концепция) представляет собой систему основных направлений обеспечения правовой, организационной и экономической среды для формирования конкурентоспособного кластера внутреннего и въездного туризма в Архангельской области и определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и туристских организаций в Архангельской области.
Правовой основой разработки Концепции являются:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 года N 644;
государственная программа "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р;
областной закон от 24 марта 2014 года N 99-6-ОЗ "О туризме и туристской деятельности в Архангельской области";
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48.
Раздел I изменен с 27 февраля 2020 г. - Постановление Правительства Архангельской области от 21 февраля 2020 г. N 89-пп
I. Характеристика современной туристской индустрии Архангельской области
Туристская отрасль Архангельской области характеризуется положительной динамикой въездного туристского потока (в 2010 году - 329,6 тыс. человек, в 2013 году - 379,5 тыс. человек). За 2013 год рост въездного туристского потока в Архангельскую область составил 12 процентов по сравнению с предыдущим годом.
Доля иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область в 2010 и 2013 годах, составила соответственно 2,4 процента и 2,5 процента. Среди стран, лидирующих по прибытию своих граждан в Архангельскую область, - страны Баренцева/Евроарктического региона (Норвегия, Финляндия и Швеция), Германия, Франция, Великобритания.
В число наиболее посещаемых муниципальных образований Архангельской области входят: городской округ "Город Архангельск" - 28 процентов, Приморский муниципальный район Архангельской области - 17 процентов, Устьянский муниципальный район Архангельской области - 10,5 процента, Вельский муниципальный район Архангельской области - 7 процентов, Каргопольский муниципальный район Архангельской области - 5 процентов, другие районы - 32,5 процента.
По целям пребывания в Архангельской области структура въездного туристского потока представлена следующим образом:
с деловой целью - 44 процента;
с целью досуга, рекреации и отдыха - 17 процентов;
с целью лечения и профилактики - 9 процентов;
с прочими целями - 30 процентов.
По продолжительности пребывания в Архангельской области 74 процента туристов находятся в регионе от 1 до 3 дней, 11 процентов - от 4 до 7 дней, 6 процентов - от 8 до 11 дней. Средняя стоимость туристского продукта по Архангельской области на 3-5 дней составляет 15-17 тыс. рублей.
Оборот туристского продукта в 2012 году составил 3149,1 млн. рублей (в 2010 году - 1588,4 млн. рублей). Объем платных услуг, осуществляемых коллективными средствами размещения, в 2013 году составил 1,935 млн. рублей, сумма налоговых отчислений от коллективных средств размещения в бюджетную систему всех уровней - 184 млн. рублей.
Уровень инвестиций в сферу туризма в 2013 году составил около 109 млн. рублей, что меньше показателя 2008 года на 41 процент.
Доля туризма в валовом региональном продукте Архангельской области в 2013 году составила около 1,5 процента.
Производительность труда в сфере туризма в 2012 году составила 0,56 млн. рублей.
Характеристика туристско-рекреационного потенциала Архангельской области
Архангельская область входит в состав крупной рекреационной зоны - Север России с относительно благоприятными природными ресурсами, богатым культурным наследием и стабильной политической обстановкой. Каждый из районов Архангельской области - это природно-географическая, историко-культурная самобытность.
Архангельская область расположена в трех климатических поясах (арктическом, субарктическом, умеренном) и четырех природных зонах (арктических пустынь, тундры, лесотундры и тайги), 47 процентов ее площади - это арктические пустыни, тундра и лесотундра с суровыми природными условиями, длительной полярной ночью, безлесьем, ледниками, 53 процента территории Архангельской области расположено в тайге.
Территория Архангельской области обладает уникальными культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами, которые открывают широкие возможности для развития культурно-познавательного туризма. Выявлено около 10 тыс. памятников истории и культуры, охраняемых государством, в том числе 1421 объект культурного наследия федерального значения. Далеко за пределами Архангельской области известны средневековые городища, фортификационные сооружения Новодвинской крепости и Соловецкого кремля, каменные и деревянные памятники северной архитектуры. Монументальные соборы Каргополя и Сольвычегодска, церкви и часовни Кенозерского национального парка, избы, мельницы и амбары музея Малые Корелы свидетельствуют об умении местных мастеров сочетать рациональную планировку с большой художественной выразительностью природы.
Интересны для туристов и места, откуда уходили в неизвестные края русские землепроходцы - Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Поярков (Сольвычегодская земля), где жили и творили хранители и продолжатели русского народного творчества - Мария Кривополенова (Пинежье), Степан Писахов и Борис Шергин (Архангельск), Александр Борисов (Красноборск), Николай Рубцов (Емецк, Архангельск), Федор Абрамов (Веркола).
Территория Архангельской области значительно обводнена. На севере на протяжении 3 тыс. км она омывается водами Белого, Баренцева и Карского морей. В ее пределах протекает около 72 тыс. рек и ручьев, 95 процентов из которых имеют протяженность менее 10 км. В Архангельской области около 190 тыс. озер с площадью зеркала более одного гектара. Любители водного туризма на плотах, лодках, байдарках, яхтах, теплоходах могут совершать походы по маршрутам любой категории сложности. Прямой выход Архангельской области в Белое море и далее в открытый океан обеспечивает перспективное развитие въездного круизного туризма.
Русский Север сохранил многие православные святыни (Соловецкий, Онежский Крестный, Антониево-Сийский, Веркольский, Сурский, Ошевенский монастыри). Они привлекают внимание верующих и туристов и способствуют развитию религиозного туризма.
Архангельская область знаменита своими народными промыслами - холмогорской резьбой по кости, каргопольской игрушкой, резьбой по дереву, плетением из бересты, вязанием и вышиванием. Наличие северных деревень, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения, способствует развитию сельского туризма и росту жизненного уровня местного населения.
Далеко за пределами Архангельской области известны "Дни джаза" в Архангельске и на Соловецких островах, Европейская весна и международный фестиваль уличных театров в Архангельске, праздник народных мастеров России и фестиваль колокольного искусства "Хрустальные звоны" в Каргополе, фестиваль "Медовый спас" и ярмарка "Устьянская ссыпчина" в Устьянском районе, фестиваль Козьмы Пруткова в Котласском районе, международные кинофестивали и спортивные чемпионаты. Это способствует развитию событийного туризма.
Архангельская область также является активным участником международного партнерства по линии Баренцева/Евроарктического региона и Европейского Союза. Внешнеэкономические связи Архангельской области, а также потенциал проектного сотрудничества создает предпосылки для расширения делового туризма.
Активная деятельность юношества и подростков, реализуемая в рамках межрегионального и международного сотрудничества, открывает возможности для расширения молодежного и детско-юношеского туризма.
Покровные ледники, айсберги, фьорды, тюлени, моржи, белухи, киты, белые медведи, птичьи базары Арктики, бескрайние тундра и лесотундра привлекают любителей арктического туризма, для развития которого большой привлекательностью обладают архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.
Минеральные воды и лечебные грязи в сочетании с чистым лесным воздухом, богатым фитонцидами, способствуют организации лечебно-оздоровительного туризма.
Богат и разнообразен растительный и животный мир Архангельской области, что создает все условия для промыслового туризма. Путешествия по бескрайним северным лесам в разрешенные сроки можно сочетать с охотой и рыбалкой, сбором грибов, ягод, лекарственных растений.
На территории Архангельской области имеются все необходимые ресурсы для развития экологического туризма. Только особо охраняемые природные территории в Архангельской области занимают около 7 процентов ее площади.
Разнообразие рельефа от приморских заболоченных и приречных низин до возвышенностей Ветреного Пояса и Тиманского кряжа создает пересеченный характер местности, благоприятный для различных видов экстремального и спортивного туризма. На участках, сложенных известняками, встречаются карстовые формы рельефа, открывающие неограниченные возможности для спелеотуризма. Продолжительная зима и устойчивый снежный покров создают благоприятные условия для всех видов зимнего спортивного туризма на лыжах, собачьих и оленьих упряжках, снегоходах.
На основе развитой сети автомобильных дорог, соединяющих объекты туристского показа и культурно-рекреационной направленности, перспективно создание маршрутов автотуризма.
Структура туристского рынка
Количество коллективных средств размещения (гостиницы, общежития для приезжих, специализированные средства размещения) на территории Архангельской области составляет 207 единиц, из них - 97 гостиниц, 11 санаториев-профилакториев, 29 туристических баз, 70 гостевых домов.
На туристском рынке Архангельской области туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют более 196 компаний, включая 26 туроператоров. На территории Архангельской области реализуются более 300 туристических программ.
В Архангельской области функционируют 4 некоммерческие организации в сфере туризма: некоммерческая организация "Архангельская региональная туристская ассоциация", некоммерческое партнерство "Ассоциация туризма и сервиса Архангельской области", некоммерческое партнерство "Ассоциация развития спорта, туризма и отдыха в Архангельской области", общественная организация "Федерация спортивного туризма Архангельской области". В 2014 году создано государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Туристско-информационный центр Архангельской области". На территории муниципальных образований Архангельской области работает 6 туристско-информационных центров.
Транспорт
1. Железнодорожный транспорт. Город Архангельск имеет регулярное железнодорожное сообщение с городами Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском. Внутреннее сообщение обеспечивается поездами в административные центры Котласского, Пинежского, Вельского, Плесецкого, Онежского, Устьянского, Няндомского, Коношского районов. Общая протяженность железнодорожных путей внутри Архангельской области составляет 1767 км.
2. Авиасообщение. Из аэропорта города Архангельска осуществляются пассажирские перевозки в города Москву, Санкт-Петербург, Мурманск, Нарьян-Мар, Тромсё (Норвегия, через город Мурманск). В туристский сезон организуются чартерные международные рейсы в Египет, Турцию, Испанию, Грецию, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд. Региональное авиасообщение обеспечивается рейсами закрытого акционерного общества "Нордавиа - региональные авиалинии" и открытого акционерного общества "2-ой Архангельский объединенный авиаотряд". Основные маршруты: Архангельск - Соловки, авиасообщение между населенными пунктами Приморского муниципального района.
3. Морской и речной транспорт. В летний сезон осуществляются речные круизы по основной речной артерии Архангельской области - реке Северной Двине. Общая протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 3833 км.
В летний период в Архангельск осуществляют заходы круизные суда. Порт Архангельска при условии реконструкции и проведения дноуглубительных работ может принимать большие круизные суда. Отсутствует регулярное морское сообщение с Соловецкими островами. Основной туристский поток на Соловецкие острова обеспечивается морскими пассажирскими перевозками из города Кеми (Республика Карелия).
4. Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт обслуживает внутригородские перевозки и перевозки между городами и населенными пунктами Архангельской области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Архангельской области составляет 18 777 км, включая 11 759 км дорог с твердым покрытием и 7018 км асфальто- и цементно-бетонных и грунтовых дорог.
Трудовые ресурсы: наличие профессиональных кадров и их подготовка
Среднесписочная численность работников организаций в сфере туризма в 2012 году составила 6572 человека, включая работников туроператоров, турагентов и предприятий сферы гостиничного и ресторанного обслуживания.
Подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства осуществляют 9 образовательных организаций:
1) высшее образование:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (направления бакалавриата: "Менеджмент в сфере туризма и путешествий", "Культурология", "Искусства и гуманитарные науки"; специальность "Природопользование" - специализация "Экологический туризм");
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (направление "Туризм", бакалавриат);
негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт управления" (направление "Туризм", бакалавриат);
2) среднее профессиональное образование:
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (специальность: "Туризм", квалификация "Специалист по туризму");
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области "Архангельский педагогический колледж" (специальность: "Туризм", квалификация "Специалист по туризму");
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области "Плесецкий торгово-промышленный техникум" (специальность: "Туризм", квалификация "Специалист по туризму");
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельский торгово-экономический колледж" (специальность: "Гостиничный сервис", квалификация "Менеджер");
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области "Архангельский индустриально-педагогический колледж" (специальность: "Гостиничный сервис", квалификация "Менеджер гостиничного сервиса");
негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Северодвинский колледж управления и информационных технологий" (специальность: "Туризм", квалификация "Специалист по туристическим услугам");
негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Колледж менеджмента" (техникум) (специальность: "Туризм", квалификация "Специалист по туризму");
3) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (направления: "Менеджмент туризма", "Событийный менеджмент", "Экскурсоведение").
II. Приоритетные направления развития туристской деятельности в Архангельской области
В целях создания конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе использования механизмов государственно-частного партнерства, выстраивания системы эффективного продвижения туристско-рекреационного потенциала Архангельской области, повышения уровня социально-экономического вклада отрасли туризма в развитие экономики Архангельской области приоритетными направлениями туристской деятельности в Архангельской области признаются:
1) автотуризм - туризм с использованием собственного или арендованного автомобильного транспорта;
2) активный туризм - туризм с использованием активных способов передвижения, включая спортивный и самодеятельный туризм;
3) водный туризм - туризм с использованием транспортных средств, предназначенных для передвижения по воде;
4) деловой туризм - туризм с профессионально-деловыми целями, а также организация конгрессно-выставочных мероприятий;
Подпункт 5 изменен с 27 февраля 2020 г. - Постановление Правительства Архангельской области от 21 февраля 2020 г. N 89-пп
5) детский туризм - туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя;
6) культурно-познавательный туризм - туризм, главной целью которого является ознакомление с памятниками истории и культуры, другими достопримечательностями на территории Архангельской области, традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки и культуры в сочетании с экскурсионной программой;
7) лечебно-оздоровительный туризм - туризм, организуемый с целью лечения и профилактики различных заболеваний и основанный на использовании специфических туристских ресурсов;
8) исключен с 27 февраля 2020 г. - Постановление Правительства Архангельской области от 21 февраля 2020 г. N 89-пп
9) сельский туризм - туризм, предусматривающий использование природных, культурно-исторических, сельскохозяйственных и других ресурсов сельской местности;
10) событийный туризм - туризм с целью посещения социально-культурных, спортивных событий и иных массовых мероприятий;
11) экологический туризм - туризм, связанный с посещением природных территорий с относительно низким уровнем антропогенного воздействия с целью получения представления об их природных и культурно-этнографических особенностях.
В рамках развития приоритетных направлений туристской деятельности в Архангельской области уполномоченным органом государственной власти Архангельской области в сфере туризма осуществляется сотрудничество с органами государственной власти и субъектами туристской индустрии иных субъектов Российской Федерации и иностранных государств.
III. Факторы, сдерживающие развитие туризма в Архангельской области
1. Слабо развитая инфраструктура. Туризм испытывает ограничения, связанные с недостаточным уровнем развития транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инженерной инфраструктуры, высокой степенью износа объектов культурного наследия, низкой обеспеченностью интернет- и мобильной связью, сложностью организации доступа к объектам туристского показа для людей с ограниченными возможностями.
2. Малая узнаваемость Архангельской области на внутреннем и мировом туристских рынках. Отсутствует единый туристский фирменный стиль Архангельской области и комплексная система брендинга территории, что влияет на эффективность продвижения туристского потенциала и туристских продуктов Архангельской области.
3. Отсутствие системных маркетинговых и научных исследований туристского рынка в Архангельской области. Научное сопровождение отрасли туризма в Архангельской области характеризуется излишней теоретичностью на фоне низкого уровня практического применения знаний и разработок. Растущая потребность в точной и сопоставимой информации требует совершенствования системы сбора статистических данных от муниципальных образований Архангельской области и различных групп субъектов туристской индустрии Архангельской области.
4. Недостаточная инвестиционная активность в сфере туризма. Отсутствует четко определенная дорожная карта для инвесторов, желающих или планирующих вложение инвестиций в создание и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Архангельской области, а также набор инструментов государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области в сфере туризма.
5. Разрозненность, неоднородность развития туристско-рекреационных территорий Архангельской области. Развитие туризма в Архангельской области требует стратегического и кластерного подхода через создание в Архангельской области туристско-рекреационных зон, в том числе учитывающих основные приоритеты социально-экономического развития Архангельской области.
6. Недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов для туристской отрасли. Действующая система подготовки кадров не позволяет готовить специалистов, в полной мере соответствующих актуальным изменениям и потребностям отдельных сегментов туристской индустрии Архангельской области. Происходит отток квалифицированных кадров в другие субъекты Российской Федерации ввиду отсутствия в Архангельской области достаточного количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.
IV. Цели и задачи туристской индустрии в Архангельской области
Целью туристской индустрии является увеличение внутреннего и въездного туристских потоков в Архангельскую область и обеспечение повышения вклада туризма в социально-экономическое развитие Архангельской области с использованием кластерного подхода к развитию и вовлечению в туристский оборот туристско-рекреационных ресурсов Архангельской области и сопутствующих туризму видов услуг на основе государственно-частного партнерства.
Задачи:
1) разработка и реализация долгосрочного комплексного плана развития внутреннего и въездного туризма в Архангельской области как приоритетного сектора экономики;
2) повышение степени использования туристско-рекреационного потенциала Архангельской области и увеличение вклада туризма в валовом региональном продукте Архангельской области;
3) повышение многообразия и качества предоставляемых туристских услуг на территории Архангельской области;
4) формирование современной маркетинговой и рекламно-информационной стратегии популяризации и продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;
5) разработка и реализация комплексных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства и кластерного подхода в рамках туристско-рекреационных зон;
6) совершенствование законодательства Архангельской области и Российской Федерации в сфере туризма;
7) создание благоприятных условий на территории Архангельской области для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию Архангельской области;
8) развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на базе государственно-частного партнерства;
9) развитие социального партнерства для обеспечения системного подхода в подготовке квалифицированных кадров, в том числе содействие в проведении мониторинга потребности в кадрах различных квалификаций и уровня профессионального образования и повышении доступности и качества образовательных услуг в сфере туризма и гостеприимства;
10) содействие развитию системных научных исследований в сфере туризма.
Настоящая Концепция должна стать основой для общегосударственного понимания и решения основных задач развития туризма, стоящих перед органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по расширению потенциала туристической индустрии в экономике районов и Архангельской области в целом.
Анализ ситуации свидетельствует о необходимости государственного комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере внутреннего и въездного туризма в рамках государственной программы (подпрограммы) Архангельской области с входящими в нее мероприятиями по отдельным направлениям туризма.
В развитии перспективных территорий туристской индустрии Архангельской области следует учитывать следующие критерии: привлекательность, доступность, комфортность, безопасность, окупаемость, доходность, социально-экономическую и бюджетную эффективность.
V. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и субъектов туристской индустрии Архангельской области по реализации Концепции
1. Разработка и реализация государственной программы (подпрограммы) Архангельской области по развитию внутреннего и въездного туризма на долгосрочную перспективу с учетом реализации приоритетных направлений развития туристской деятельности в Архангельской области.
2. Прогнозирование роста потенциальных потребностей и соответствующее развитие транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инженерной инфраструктуры, модернизация объектов культурного наследия, обеспечение доступа к туристско-рекреационным ресурсам Архангельской области для людей с ограниченными возможностями.
3. Разработка и реализация укрупненных инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров, предполагающих создание и (или) реконструкцию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
4. Разработка комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности Архангельской области в сфере туризма, в том числе разработка дорожной карты инвесторов в сфере туризма, реализация мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в туристскую индустрию Архангельской области.
5. Осуществление мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Архангельской области, анализа состояния развития туризма и соответствия законодательства Архангельской области в сфере туризма законодательству Российской Федерации.
6. Обеспечение доступа субъектов туристской индустрии Архангельской области к различным формам государственной поддержки приоритетных направлений туристской деятельности в Архангельской области.
7. Создание и ведение единой системы информационного обеспечения сферы туризма в Архангельской области.
8. Расширение ассортимента, повышение конкурентоспособности и продвижение туристских продуктов Архангельской области на внутренний и мировой туристские рынки.
9. Содействие в обеспечении научного сопровождения развития туристской деятельности на территории Архангельской области, в том числе проведение исследований по определению зон туристской привлекательности, допустимых экологических нагрузок, рисков и перспектив развития туризма, совершенствование системы мониторинга развития туризма в Архангельской области.
10. Содействие в развитии системной подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма Архангельской области, адаптация образовательного процесса к существующим и перспективным потребностям сферы туризма и гостеприимства Архангельской области.
11. Создание условий для обеспечения безопасного пребывания туристов (экскурсантов) в Архангельской области и обеспечение оперативного информирования субъектов туристской индустрии об угрозе безопасности в месте временного пребывания.
12. Развитие межрегиональных и международных связей с целью продвижения туристско-рекреационного потенциала Архангельской области за ее пределами, а также создания трансграничных и межрегиональных туристских продуктов, проходящих по территории Архангельской области.
VI. Механизм и инструменты реализации Концепции
Развитие туризма в Архангельской области строится на принципе эффективного освоения и социально-экономического развития территории через создание туристско-рекреационных зон с использованием кластерного подхода.
Концепция предполагает выделение на основе пространственного планирования и концентрации туристских ресурсов шести перспективных туристско-рекреационных зон Архангельской области:
1) туристско-рекреационная зона с объединением Онежского и Приморского муниципальных районов Архангельской области, города Архангельска, города Северодвинска и города Новодвинска;
2) туристско-рекреационная зона с объединением Устьянского и Вельского муниципальных районов Архангельской области;
3) туристско-рекреационная зона с объединением Каргопольского, Плесецкого, Коношского и Няндомского муниципальных районов Архангельской области;
4) туристско-рекреационная зона с объединением Котласского, Красноборского, Ленского, Вилегодского и Верхнетоемского муниципальных районов Архангельской области, города Котласа, города Сольвычегодска, города Коряжмы;
5) туристско-рекреационная зона Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов Архангельской области;
6) туристско-рекреационная зона с объединением Холмогорского, Виноградовского и Шенкурского муниципальных районов Архангельской области.
Характеристики выделяемых туристско-рекреационных зон:
Туристско-рекреационная зона Архангельской области |
Особенности формирования внутреннего и въездного туристских потоков |
Туристско-рекреационный потенциал |
1 |
2 |
3 |
Туристско-рекреационная зона с объединением Онежского и Приморского муниципальных районов Архангельской области, города Архангельска, города Северодвинска, города Новодвинска |
основным центром въездного туризма является город Архангельск - административный центр Архангельской области, развитый многофункциональный транспортный узел, направляющий туристские потоки в Приморский, Онежский муниципальные районы Архангельской области, город Северодвинск, город Новодвинск. Жители города Архангельска формируют большую часть внутреннего туристского потока в близлежащие зоны |
территория перспективна для формирования круглогодичного центра делового туризма (проведение мероприятий национального и международного уровня), развития культурно-познавательного и активных видов туризма, увеличения межрегиональных и трансграничных круизных маршрутов |
Туристско-рекреационная зона с объединением Устьянского и Вельского муниципальных районов Архангельской области |
основные туристские потоки проходят через город Вельск - административный центр Вельского муниципального района Архангельской области, имеющий выгодное транзитное расположение на федеральной магистральной автомобильной дороге М-8 "Холмогоры". Граничит с Вологодской областью |
территория перспективна для формирования автотуристского кластера с созданием круглогодичного центра активного отдыха, с развитием горнолыжного, лыжного, лыжероллерного и других видов спорта для профессионалов и любителей, развитием сельского туризма |
Туристско-рекреационная зона с объединением Каргопольского, Плесецкого, Коношского и Няндомского муниципальных районов Архангельской области |
прямое автотранспортное сообщение с городом Архангельском и внутри выделяемой зоны. Граничит с Республикой Карелия и Вологодской областью. Развитая система железнодорожного пассажирского сообщения с городом Архангельском и крупными городами России |
территория перспективна для создания культурно-познавательного туристского центра (город Каргополь) c успешным продвижением экологического и сельского туризма (Кенозерский национальный парк) и формированием новых объектов туристского показа |
Туристско-рекреационная зона с объединением Котласского, Красноборского, Ленского, Вилегодского и Верхнетоемского муниципальных районов Архангельской области, города Котласа, города Сольвычегодска, города Коряжмы |
прямое автотранспортное сообщение с городом Архангельском и внутри выделяемой зоны. Граничит с Республикой Коми, Вологодской и Кировской областями. Есть железнодорожное пассажирское сообщение с городом Архангельском и крупными городами России |
территория перспективна для дальнейшего развития межрегиональных туристских маршрутов в культурно-познавательных, лечебно-оздоровительных целях, развития событийного, делового (город Котлас), сельского туризма |
Туристско-рекреационная зона Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов Архангельской области |
прямое автотранспортное сообщение с городом Архангельском и внутри выделяемой зоны. Граничит с Республикой Коми. Железнодорожное пассажирское сообщение: город Архангельск - село Карпогоры (Пинежский муниципальный район Архангельской области) |
территория перспективна для развития культурно-познавательного, активного, религиозного и сельского видов туризма |
Туристско-рекреационная зона с объединением Холмогорского, Виноградовского и Шенкурского муниципальных районов Архангельской области |
транзитное расположение на федеральной магистральной автомобильной дороге М-8 "Холмогоры" |
территория перспективна для формирования автотуристского кластера с развитием культурно-познавательного и сельского туризма |
На территории одного или нескольких муниципальных образований Архангельской области в составе выделяемых туристско-рекреационных зон могут быть сформированы туристско-рекреационные кластеры в целях повышения конкурентоспособности Архангельской области на внутреннем и мировом туристских рынках, увеличения туристского потока в Архангельскую область, привлечения инвестиций в туристскую индустрию Архангельской области. Туристско-рекреационные кластеры представляют собой функционально, организационно и финансово взаимосвязанные проекты капитального строительства в туристской сфере или укрупненные инвестиционные проекты.
Основными инструментами реализации Концепции являются:
нормативное правовое регулирование развития туризма, предусматривающее в том числе разработку и реализацию порядка разработки и реализации проектов создания туристско-рекреационных кластеров на территории Архангельской области, положения о единой системе информационного обеспечения сферы туризма в Архангельской области, порядка проведения аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, порядка учета сведений об аттестованных экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках;
программно-целевой метод через реализацию государственных программ (подпрограмм) Архангельской области, муниципальных программ развития туризма, участие в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, а также в международных программах грантового финансирования;
система мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Архангельской области в соответствии с порядком, предусматривающим комплексную количественную и качественную оценку происходящих процессов в сфере туризма на основе определенной системы показателей с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране и Архангельской области.
Реализация положений Концепции позволит создать условия для формирования и развития на территории Архангельской области конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, удовлетворяющего потребности граждан Российской Федерации и иностранных граждан в туристских услугах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 2 сентября 2014 г. N 351-пп "Об утверждении Концепции развития туризма в Архангельской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 9 сентября 2014 г. N 35(1475)
Постановлением Правительства Архангельской области от 19 января 2021 г. N 1-пп настоящий документ признан утратившим силу с 28 января 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 28 сентября 2020 г. N 606-пп
Изменения вступают в силу с 30 сентября 2020 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 21 февраля 2020 г. N 89-пп
Изменения вступают в силу с 27 февраля 2020 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 12 мая 2015 г. N 169-пп