Дополнительным соглашением от 25 декабря 2014 г. в настоящее Соглашение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г. и действующие по 31 декабря 2017 г.
Архангельское областное трехстороннее соглашение
между объединениями профсоюзных организаций Архангельской области,
объединениями (союзами) работодателей Архангельской области
и Правительством Архангельской области
по вопросам социально-трудовых отношений от 13 декабря 2011 г.
25 декабря 2014 г.
Дополнительным соглашением от 25 декабря 2014 г. действие Соглашения продлено на 2015-2017 гг.
1. Общие положения
1.1. Объединения профсоюзных организаций Архангельской области (далее - профсоюзы), объединения (союзы) работодателей (далее - работодатели) и Правительство Архангельской области (далее - Правительство), именуемые далее - Стороны, заключили настоящее Архангельское областное трехстороннее соглашение (далее - Соглашение) с целью согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти Архангельской области по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и установления общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений в Архангельской области.
1.2. Соглашение основано на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Архангельской области, областном законе от 27 мая 1998 года N 73-16-ОЗ "О социальном партнерстве в сфере труда в Архангельской области" и иных областных законах, других нормативных правовых актах Архангельской области.
1.3. Стороны считают, что главной целью социально-экономической политики в Архангельской области должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и качества жизни населения Архангельской области.
1.4. Стороны признают необходимым заключение областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, иных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров и обязуются оказывать всестороннее содействие в развитии социального партнерства на всех уровнях в Архангельской области.
1.5. Стороны в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (далее - Генеральное соглашение).
1.6. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
1.7. Условия, содержащиеся в Соглашении, учитываются при принятии областных законов, иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Архангельской области.
1.8. В целях повышения социальной ориентации экономической политики Стороны договорились о системе показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения Архангельской области.
Уровни этих показателей, на обеспечение которых ориентирована вся практическая деятельность Сторон, ежегодно согласовываются Сторонами и устанавливаются приложением N 2 к настоящему Соглашению. Правительство Архангельской области проводит мониторинг качества и уровня жизни населения Архангельской области в объеме согласованного перечня показателей и регулярно один раз в год информирует Архангельскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о тенденциях изменений социально-экономических показателей развития Архангельской области.
Ежегодное выполнение показателей является критерием эффективности действий Сторон по исполнению своих обязательств.
2. Экономические отношения
2.1. Стороны совместно:
1) вырабатывают и реализуют меры по обеспечению государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития Архангельской области, обеспечивают рост эффективности производства и занятости населения, формирование системы кадрового обеспечения хозяйственного комплекса Архангельской области. Обеспечивают равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства;
2) проводят мониторинг финансового состояния организаций для предотвращения их возможного банкротства;
3) в области тарифной политики в Архангельской области Стороны исходят из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование поставщиков услуг и товаров, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики Архангельской области, а также минимизацию негативного влияния роста тарифов (цен) на уровень жизни населения Архангельской области.
Стороны обязуются рассматривать на заседаниях Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, связанные с изменением тарифов на электрическую и тепловую энергию, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения;
4) проводят в трудовых коллективах и среди населения Архангельской области информационно-разъяснительную работу о содержании и реализации государственных программ Архангельской области в сфере социально-трудовых отношений;
5) обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее разделение социальной ответственности государства, работодателей и работников, передачу в ходе административной реформы ряда государственных функций в ведение саморегулируемых организаций, объединений работодателей и профсоюзов;
6) добиваются установления правового механизма возмещения расходов по предоставлению гарантий и компенсаций работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям из федерального бюджета.
2.2. Правительство:
1) систематически анализирует состояние дел в экономике Архангельской области и прогнозирует социально-экономическую ситуацию по видам экономической деятельности по Архангельской области в целом, организует выполнение государственных программ Архангельской области в сфере социально-трудовых отношений, ежегодно проводит со Сторонами социального партнерства консультации по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Архангельской области и проекта областного бюджета (в соответствии с согласованным Сторонами перечнем показателей согласно приложению N 1);
2) содействует развитию малого и среднего предпринимательства в Архангельской области;
3) разрабатывает государственные программы Архангельской области в сфере социально-трудовых отношений с привлечением профсоюзов и работодателей;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области оказывает поддержку организациям, создающим новые рабочие места;
5) обеспечивает контроль за соблюдением организациями, осуществляющими деятельность в регулируемых сферах, в части правильности применения регулируемых тарифов (цен);
6) ежегодно устанавливает размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемый для расчета размера субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
7) проводит согласованную политику по установлению населению платы за коммунальные услуги. При установлении регулируемых тарифов для населения обеспечивает ограничение роста платы за коммунальные услуги в рамках установленных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги;
8) при государственном регулировании цен (тарифов) на тепловую и электрическую энергию, на перевозки пассажиров общественным транспортом учитывает отраслевые тарифные соглашения, а также фактический объем фонда оплаты труда организации в последнем расчетном периоде регулирования либо предусмотренный регулирующим органом при установлении тарифов в предыдущем периоде регулирования и индексацию заработной платы в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
2.3. Работодатели:
1) обеспечивают эффективность производственно-хозяйственной деятельности организаций;
2) обеспечивают по запросу исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области предоставление информации, необходимой для разработки прогноза и мониторинга социально-экономического развития Архангельской области;
3) предоставляют первичным профсоюзным организациям информацию, необходимую для осуществления уставных задач профсоюзов, в том числе по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
4) разрабатывают мероприятия кадрового обеспечения организаций специалистами со средним профессиональным образованием и высшим образованием;
5) организуют предоставление дополнительного профессионального образования работников, обучение их вторым профессиям в соответствии с требованиями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации;
6) обеспечивают стабильную работу организаций, добиваясь ежегодного прироста объемов производства продукции и услуг в размерах, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Архангельской области;
7) предусматривают мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новой техники и технологии;
8) участвуют в работе постоянно действующих комиссий, рабочих групп, занимающихся вопросами экономического развития и перспективной деятельностью;
9) участвуют в подготовке предложений по приоритетным направлениям социально-экономического развития Архангельской области, в подготовке предложений по стабилизации работы организаций, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства;
10) определяют в коллективных договорах форму участия представителей работников в управлении организации.
2.4. Работодатели и профсоюзы могут выступать инициаторами заключения коллективных договоров, конкретизируют в них положения, закрепленные в областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, территориальных соглашениях, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, иных соглашениях по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в случае их распространения на соответствующие организации.
2.5. Профсоюзы:
1) проводят работу с членами профсоюзов по повышению качества производимой продукции, росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и рациональному использованию рабочего времени, экономии материальных ресурсов, организации трудового соревнования в организациях и в отрасли и участвуют в подведении итогов соревнования;
2) осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, а также при реорганизации, ликвидации или банкротстве организаций;
3) участвуют в работе постоянно действующих комиссий, рабочих групп, занимающихся вопросами экономического развития и перспективной деятельностью.
3. Оплата труда
3.1. Стороны совместно:
1) в целях создания условий, обеспечивающих достойный труд, повышение доходов и улучшение благосостояния работающего населения, считают приоритетной задачей доведение размера минимальной заработной платы в Архангельской области до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Архангельской области;
2) осуществляют в пределах своих полномочий контроль за выплатой работникам заработной платы в размере не ниже установленного уровня минимальной заработной платы в Архангельской области;
3) в пределах своих полномочий осуществляют контроль за сроками выплаты заработной платы в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации, принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате;
4) в сфере регулирования оплаты труда устанавливают размер минимальной заработной платы в Архангельской области соответствующим соглашением.
3.2. Правительство:
1) в целях совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области принимает постановления об оплате труда с учетом государственных гарантий по оплате труда и рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
2) утверждает по представлению отраслевых исполнительных органов государственной власти Архангельской области отраслевые положения об оплате труда в государственных казенных учреждениях Архангельской области и отраслевые примерные положения об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области. Отраслевые положения об оплате труда в государственных казенных учреждениях Архангельской области, отраслевые примерные положения об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области принимаются в соответствии с требованиями статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
3) проводит мониторинг эффективности введения новых систем оплаты труда в государственных учреждениях Архангельской области и муниципальных учреждениях муниципальных образований Архангельской области, с учетом данных мониторинга проводит с профсоюзами консультации с целью совершенствования нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области;
4) обеспечивает выплату ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных организаций Архангельской области и муниципальных образовательных организаций муниципальных образований Архангельской области;
5) исключен с 1 января 2015 г.;
См. текст подпункта 5 пункта 3.2
3.3. Работодатели:
1) при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплачивают денежную компенсацию работникам в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Денежная компенсация выплачивается при выплате сумм, причитающихся работнику без каких-либо дополнительных заявлений со стороны работника;
2) разрабатывают и закрепляют в коллективных договорах, локальных нормативных актах системы оплаты труда, системы премирования, включая основания начисления, снижения и неначисления размеров премии. Локальные нормативные акты, устанавливающие и (или) изменяющие системы оплаты труда принимаются в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. В случае распространения на организацию соответствующего федерального отраслевого тарифного соглашения при разработке коллективного договора учитываются условия такого соглашения;
3) принимают меры для увеличения доли основной (постоянной) части заработной платы в общем фонде заработной платы работников организаций;
4) работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни (установленные в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации), в которые они не привлекались к работе, выплачивают дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплат указанного вознаграждения определяется коллективным договором или локальным нормативным актом;
5) изменение условий оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области в случае повышения фондов оплаты труда соответствующих учреждений осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии). Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников определяется коллективным договором.
6) производят ежегодную индексацию тарифных ставок (должностных окладов), ставок заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Архангельской области за предыдущий календарный год. При проведении индексации заработной платы не допускают пересмотра норм труда (норм выработки, времени, нормативов численности и других норм);
конкретный размер, порядок и условия индексации заработной платы устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций (при их наличии);
если соответствующее федеральное отраслевое (отраслевое тарифное) соглашение предусматривает конкретный размер индексации заработной платы, то обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы производится с учетом требований соответствующего федерального отраслевого (отраслевое тарифное) соглашения;
положения данного пункта не распространяются на работников организаций, финансируемых из областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области, порядок увеличения фонда оплаты труда которых устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Архангельской области и муниципальными нормативными актами;
7) совместно с первичными профсоюзными организациями или иными представительными органами работников (при их наличии) информируют работников учреждений бюджетной сферы о проводимых мероприятиях, связанных с реализацией распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы", в том числе связанных с принятием соответствующих нормативных правовых актов по оплате труда;
8) по запросу выборных органов первичных профсоюзных организаций предоставляют информацию о расчете эквивалента 1 (одного) балла в рублях, определяемого при применении премии за интенсивность и высокие результаты работы основному персоналу учреждения;
9) сохраняют за работником, который приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, средний заработок за весь период приостановления им исполнения трудовых обязанностей до выплаты задержанной суммы. Средний заработок за дни приостановки работы исчисляется по правилам статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации;
не допускается приостановление работы:
в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
государственными служащими;
в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи);
3.4. Профсоюзы:
1) обеспечивают постоянный профсоюзный контроль за своевременностью выплаты заработной платы в организациях Архангельской области. В установленном законодательством Российской Федерации порядке выходят с инициативой по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих своевременную выплату заработной платы, через комиссии по трудовым спорам, государственную инспекцию труда, органы прокуратуры и выступают инициаторами обращения с исками в суды;
2) осуществляют контроль за своевременной и полной выплатой заработной платы в организациях, находящихся в различных стадиях банкротства.
3.5. Правительство и профсоюзы:
1) содействуют реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
2) проводят мониторинг, анализ и обсуждение итогов реализации "дорожных карт", принятых в отраслях бюджетной сферы в части совершенствования оплаты труда работников, повышения заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
4. Занятость населения и развитие рынка труда
4.1. Стороны совместно:
1) в случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, посредством обучения их по востребованным на рынке труда Архангельской области профессиям (специальностям), определяют источники финансирования;
2) при заключении областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений устанавливают критерии массового увольнения, усиливающие социальную защищенность работников, по сравнению с критериями, установленными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения";
3) разрабатывают рекомендации по созданию системы обеспечения первого места работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, проживающим в Архангельской области;
в этих целях развивают систему целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе трехсторонних договоров (работодатель - образовательная организация - обучающийся);
4) в целях повышения эффективности внешней трудовой миграции:
ежегодно рассматривают на заседании Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, связанные с проведением миграционной политики;
проводят оценку эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Архангельской области;
проводят консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы на основе потребности муниципальных образований Архангельской области и секторов экономики Архангельской области в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе;
проводят в Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений консультации по проектам нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трудовой миграции;
проводят корректировку потребности в привлечении иностранной рабочей силы с учетом изменений социально-экономической ситуации, в том числе и на рынке труда Архангельской области;
осуществляют привлечение и использование труда иностранных работников в организациях Архангельской области только в случае невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет трудовых ресурсов Архангельской области, в том числе путем организации предоставления дополнительного профессионального образования безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников;
5) выявляют потребность в кадрах и организуют предоставление дополнительного профессионального образования работникам, обучение их вторым профессиям;
6) проводят работу по развитию сети учебных центров, необходимых для обеспечения потребности в дополнительном профессиональном образовании рабочих кадров на базе организаций и образовательных организаций, действующих на территории Архангельской области.
4.2. Правительство:
1) разрабатывает нормативные правовые акты и мероприятия, направленные на формирование системы кадрового обеспечения организаций Архангельской области;
2) представляет профсоюзам и работодателям по запросу информацию о состоянии рынка труда Архангельской области, содействует ее размещению в средствах массовой информации;
3) организует мониторинг текущей потребности в кадрах, осуществляет прогноз кадрового обеспечения хозяйственного комплекса Архангельской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
4) разрабатывает систему поддержки работодателей, принимающих на работу безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сверх установленной квоты приема на работу инвалидов, а также учащихся и студентов на временные рабочие места;
5) организует подготовку квалифицированных специалистов по рабочим специальностям в профессиональных образовательных организациях, в том числе на договорной основе с работодателями;
6) разрабатывает систему стимулирования работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ профессиональных образовательных организаций, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений, предусматривая выделение денежных средств из областного бюджета.
4.3. Работодатели:
1) совершенствуют систему дополнительного профессионального образования кадров. Условия, порядок и сумма средств для проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров предусматривается локальными нормативными актами организации;
2) своевременно и в полном объеме информируют органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), предстоящих массовых увольнениях и сокращении численности или штата работников;
3) при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников проводят с высвобождаемыми работниками до наступления срока расторжения трудового договора обучение вторым профессиям, которые востребованы в организации, и организуют предоставление дополнительного профессионального образования;
4) оказывают содействие и поддержку образовательным организациям общего и профессионального образования в обучении и организации предоставления дополнительного профессионального образования учащихся в соответствии с заключенными договорами и соглашениями;
5) представляют профсоюзам информацию по вопросам реорганизации или ликвидации организаций и обеспечивают участие профсоюзов в мероприятиях, связанных с приватизацией, реорганизацией, банкротством и ликвидацией организаций;
6) при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников преимущественное право оставления на работе предоставляется в соответствии со статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации, а также работникам за три года до возникновения у них права выхода на пенсию при условии включения этого положения в коллективные договоры;
7) развивают в организациях внутрипроизводственное обучение персонала, внедряют систему оценки персонала, основанную на определении компетентности работников и их способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований, предъявляемых к уровню их квалификации, организуют производственную практику учащихся и стажировку выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8) в течение года не допускать одновременного расторжения трудового договора по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (увольнение в связи с сокращением численности или штата работников организации) с работниками, работающими в одной организации (учреждении) и являющимися супругами. Указанное преимущественное право оставления на работе учитывается после рассмотрения преимущественного права, предусмотренного статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации;
4.4. Работодатели и профсоюзы:
1) в коллективных договорах и соглашениях предусматривают и обеспечивают осуществление мероприятий, направленных на сохранение объемов работ, создание новых рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
2) в целях повышения престижа рабочих профессий проводят конкурсы профессионального мастерства;
3) участвуют в разработке и реализации планов мероприятий по профессиональной ориентации и содействию трудоустройству молодежи, профильных проектов, вносят свои предложения по совершенствованию этой деятельности.
4.5 Профсоюзы оказывают бесплатные консультации и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости.
5. Условия и охрана труда
5.1. Стороны совместно:
1) обеспечивают реализацию областного закона от 10 ноября 2005 года N 110-6-ОЗ "О государственном управлении охраной труда на территории Архангельской области" и государственной программы Архангельской области "Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года N 466-пп;
2) исключен с 1 января 2015 г.;
См. текст подпункта 2 пункта 5.1
3) обеспечивают реализацию мероприятий в рамках программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья работающих граждан;
4) обеспечивают безопасные условия труда;
5) организуют и проводят областные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивным формам организации работ по охране труда, экологии, современным средствам индивидуальной защиты;
6) взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения государственных нормативных требований охраны труда работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории Архангельской области;
7) содействуют обучению по охране труда представителей работодателей, профессиональных союзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;
8) организуют подготовку и проведение мероприятий в рамках "Всемирного дня охраны труда";
9) обмениваются информацией о состоянии условий и охраны труда в организациях Архангельской области;
10) проводят информационно-разъяснительную работу по реализации прав работников в сфере социального страхования, в том числе страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
5.2. Правительство:
1) ежегодно организует анализ и оценку состояния условий и охраны труда в организациях в Архангельской области, разрабатывает меры по их улучшению, готовит доклад о состоянии условий и охраны труда в организациях в Архангельской области и направляет его Работодателям и Профсоюзам;
2) организует обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Архангельской области;
3) обеспечивает государственную экспертизу условий труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, органов Фонда социального страхования Российской Федерации в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве;
4) разрабатывает рекомендации по организации мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда и финансированию расходов на указанные мероприятия в государственных учреждениях Архангельской области и муниципальных учреждениях муниципальных образований Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области;
5) организует планирование расходов на реализацию мероприятий по охране труда в государственных учреждениях Архангельской области;
6) оказывает содействие государственным учреждениям Архангельской области в проведении специальной оценки условий труда;
7) обеспечивает создание во всех подведомственных государственных учреждениях Архангельской области, численность работников в которых превышает 50 человек, служб охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации и с учетом специфики деятельности учреждения.
5.3. Работодатели:
1) включают в состав комиссий, принимающих вводимые в эксплуатацию производственные объекты, а также комиссий по специальной оценки условий труда представителей профсоюзной организации;
2) совместно с профсоюзным комитетом разрабатывают план мероприятий, направленный на улучшение условий и охраны труда в организации, и обеспечивают его выполнение, совместно с профсоюзом включают в коллективный договор организации обязательства по его выполнению. Общая сумма средств, направляемых на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, составляет не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
3) проводят специальную оценку условий труда, по результатам специальной оценки условий труда разрабатывают мероприятия, направленные на создание безопасных условий труда и предусматривающие внедрение нового оборудования и технологий, снижающих производственные риски;
4) проводят работы по строительству, реконструкции и техническому переоснащению производственных объектов при наличии положительного заключения государственной экспертизы условий труда;
5) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдают прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) имеют право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. За счет своих средств в соответствии с установленными нормами обеспечивают своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену;
7) обеспечивают обучение и инструктаж по охране труда, стажировку работников и проверку знаний ими требований охраны труда;
8) обеспечивают создание службы охраны труда или вводят в штат специалиста по охране труда в каждой организации с численностью более 50 работников (с учетом нормативов численности работников службы охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 года N 10), создание комитетов (комиссий) по охране труда, обеспечивают обучение по охране труда и повышение квалификации специалистов по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда, создают им необходимые условия для деятельности;
9) создают необходимые условия для работы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда, в том числе:
обеспечивают правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации;
предоставляют для выполнения возложенных на них обязанностей свободное оплачиваемое время, продолжительность которого определяется коллективным договором;
освобождают от основной работы с сохранением среднего заработка на период их участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;
освобождают на время их обучения от основной работы с сохранением заработной платы;
10) информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсационных выплатах за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, средствах индивидуальной защиты путем ознакомления работников под расписку с материалами по результатам специальной оценки условий труда;
11) обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) возмещают вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами;
13) осуществляют регулярное обследование условий труда на рабочих местах с повышенным риском профессиональных заболеваний и травмоопасности;
14) организуют режим питания путем оборудования пунктов горячего питания, либо выделения мест приема пищи, или заключения договоров с организациями общественного питания;
15) исходя из производственной необходимости и финансовых возможностей, осуществляют дополнительное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, подверженных повышенному риску возникновения профзаболеваний и несчастных случаев;
16) организуют обучение по охране труда уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов в целях организации работы по соблюдению требований охраны труда с сохранением их среднего заработка;
17) обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников в соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации и санитарными правилами и нормами;
18) обеспечивают организацию и проведение работ по специальной оценке условий труда и идентификации вредных факторов в организации;
учитывают при проведении специальной оценки условий труда, а также идентификации вредных и опасных факторов результаты предыдущей (последней) аттестации рабочих мест (инструментальные замеры, другие исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды);
включают в состав комиссий по проведению специальной оценки условий труда и идентификации вредных и опасных факторов представителей первичных профсоюзных организаций, а также профсоюзных уполномоченных по охране труда. При подготовке локальных нормативных актов по вопросу специальной оценки условий труда учитывают мнение первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации;
разрабатывают систему управления охраной труда в организациях (учреждениях) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии) в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации;
19) конкретная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска при работе на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, устанавливается трудовым договором в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором;
20) устанавливают повышенную оплату труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
конкретные размеры повышенной оплаты труда, при работе на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 1, 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, устанавливаются трудовым договором в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором;
21) создают и обеспечивают функционирование системы управления охраной труда.
5.4. Работодатели и профсоюзы:
1) участвуют в разработке и согласовании проектов локальных нормативных актов об охране труда;
2) организуют в установленные сроки обучение и проверку знаний по безопасности труда и промышленной безопасности руководителей, специалистов и работников, занятых на опасных производственных объектах;
3) участвуют в процедуре специальной оценки условий труда.
5.5. Профсоюзы:
1) осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через созданные в этих целях технические и правовые инспекции труда профсоюзов и избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов;
2) инициируют включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий и охране труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (сверх предусмотренных законодательством Российской Федерации);
3) принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, в рассмотрении трудовых споров в связи с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда;
4) инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, участвуют в их деятельности;
5) разрабатывают методические рекомендации для профсоюзных организаций по обеспечению общественного контроля за охраной труда;
6) участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций;
7) осуществляют проверки соблюдения требований охраны труда в организациях;
8) при необходимости организуют проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
9) предъявляют требование о приостановке работ в случае угрозы жизни и здоровью работников;
10) осуществляют выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
11) контролируют создание условий для приема пищи в обеденное время с учетом особенностей производства;
12) принимают меры по созданию технических инспекций отраслевых профсоюзов по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.
6. Социальная защита работников
6.1. Стороны совместно:
1) проводят работу, направленную на обеспечение соблюдения трудового законодательства в организациях Архангельской области, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) принимают меры по сохранению на территории Архангельской области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других медицинских организаций, детских оздоровительных лагерей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, дошкольных образовательных организаций, спортивных сооружений и учреждений культуры, организаций социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) изыскивают возможность поддержки материально-технической базы детских стационарных загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций, независимо от организационно-правовой формы, в том числе через развитие государственно-частного партнерства;
4) организуют оздоровление, отдых и временное трудоустройство детей, подростков и студенческой молодежи в каникулярный период, содействуют развитию молодежного туризма;
5) способствуют развитию физической культуры и спорта, в том числе ежегодному проведению зимних и летних массовых спартакиад трудящихся Архангельской области;
организуют мероприятия, направленные на поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Архангельской области;
6) вырабатывают и реализуют меры по обеспечению переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
7) содействуют привлечению и закреплению молодежи в организациях реального сектора экономики Архангельской области;
8) осуществляют разъяснение населению Архангельской области нормативных правовых актов, определяющих порядок реализации прав застрахованных лиц на обязательное пенсионное страхование в целях защиты интересов застрахованных лиц;
9) проводят разъяснительную работу среди работодателей по выполнению ими требований законодательства Российской Федерации по формированию и сдаче на хранение архивов организаций, содержащих персональные данные работников, необходимые для назначения пенсий и социальных пособий.
6.2. Правительство области:
1) предусматривает в областном бюджете средства на организацию оздоровления детей, ежегодно увеличивает суммы, выделяемые на финансирование детской оздоровительной кампании;
2) в рамках реализации государственных программ Архангельской области в сфере социально-трудовых отношений предусматривает ежегодное выделение денежных средств на улучшение материально-технической базы детских стационарных загородных оздоровительных лагерей;
3) рекомендует муниципальным образованиям Архангельской области ежегодно предусматривать в местных бюджетах денежные средства на проведение очередной детской оздоровительной кампании и на улучшение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
4) в целях укрепления здоровья, повышения трудоспособности и эффективности профессиональной деятельности работников учреждений бюджетной сферы Архангельской области разрабатывает целевую программу Архангельской области, направленную на оздоровление работников учреждений бюджетной сферы, на 2013-2015 годы;
5) сохраняет приоритеты развития социальной сферы посредством государственной поддержки здравоохранения, искусства, культуры, образования, социальной защиты населения, физкультуры и спорта, молодежной политики;
6) при формировании проектов областного бюджета предусматривает финансирование проведения зимней и летней спартакиад трудящихся в Архангельской области, а также акций и спортивных мероприятий по выполнению нормативов (тестов) этапного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Архангельской области;
7) организует и содействует в рамках своих полномочий проведению дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы;
8) сохраняет за работниками бюджетной сферы среднюю заработную плату за время прохождения ими диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров;
9) организует проведение иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
10) оказывает содействие государственным медицинским организациям Архангельской области в организации высокотехнологичной медицинской помощи в целях увеличения объемов и повышения качества оказания населению высокотехнологичных видов медицинской помощи, повышения удовлетворенности населения оказываемой высокотехнологичной медицинской помощью, сокращения очередности в получении высокотехнологичной медицинской помощи;
11) обеспечивает развитие профилактической направленности здравоохранения, организует работу по внедрению школ пациентов с гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, школ здоровья;
12) поощряет лучших работников бюджетной сферы за счет средств областного бюджета;
13) обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, гарантий и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, семьям, имеющим детей, инвалидам и другим социально незащищенным категориям граждан, специалистам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области. Размеры социальных выплат увеличиваются (индексируются) в соответствии с областным законом об областном бюджете;
14) сохраняет с учетом разграничения полномочий между органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению Архангельской области;
15) обеспечивает своевременную выплату стипендий и социальных пособий, в пределах своей компетенции, студентам и учащимся государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области;
16) содействует снижению тарифов населению по оплате тепловой и электрической энергии;
17) обеспечивает осуществление регионального государственного жилищного надзора в Архангельской области;
18) ведет активную разъяснительную работу среди населения Архангельской области по развитию различных способов управления многоквартирными домами, в том числе по созданию товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), предоставляет населению методические рекомендации по созданию ТСЖ и управлению многоквартирными домами;
19) в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции принимает меры по обеспечению доступности проезда в городском и пригородном общественном транспорте, сохранению существующих льгот для социально незащищенных слоев населения, а также обучающихся, студентов и аспирантов.
6.3. Работодатели:
1) исключен с 1 января 2015 г.;
См. текст подпункта 1 пункта 6.3
2) предусматривают выделение денежных средств работнику на частичную оплату стоимости детских путевок и оплату проезда в стационарные загородные оздоровительные лагеря в размере из расчета не менее 1500 рублей на одного ребенка работника.
Порядок, конкретный размер и условия выделения денежных средств определяются в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации. Положения настоящего абзаца не распространяются на работников учреждений, финансируемых из областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области. Порядок, конкретный размер и условия выделения денежных средств на частичную оплату стоимости детских путевок и оплату проезда в стационарные загородные оздоровительные лагеря устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Архангельской области и муниципальными нормативными правовыми актами;
3) осуществляют постоянную социальную поддержку пенсионеров и инвалидов, ранее работавших в организации;
4) в коллективных и трудовых договорах устанавливают для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 36-часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;
5) обеспечивают своевременность и полноту уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, своевременность предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц;
6) обеспечивают своевременную и полную сдачу в архив соответствующих законодательству Российской Федерации об архивном деле документов;
7) в порядке и в размере, которые установлены в коллективном договоре, предусматривают денежные средства на проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;
8) предусматривают в коллективных договорах, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашениях льготы отдельным категориям работников, связанные с затратами на содержание детей в дошкольных образовательных организациях;
9) в случае наличия права на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направляют необходимый пакет документов в государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
10) возмещают один раз в два года стоимость проезда работника, неработающих членов его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также компенсируют стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.
Порядок и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и неработающим членам его семьи устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций. Положения данного пункта не распространяются на работников организаций, финансируемых из областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области, порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для которых устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Архангельской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
6.4. Работодатели и профсоюзы:
1) содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактики работников за счет средств организации, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма среди работников организаций;
2) в коллективных договорах и соглашениях предусматривают дополнительные меры материального стимулирования и поддержки талантливой молодежи в организациях, а также работников, повышающих свою квалификацию;
3) создают условия для санаторно-курортного оздоровления работников;
4) предусматривают в коллективных договорах, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашениях мероприятия, направленные на создание условий для отдыха и оздоровления работников (в том числе молодежи) и членов их семей, а также для подготовки их к выполнению нормативов (тестов) этапного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
6.5. Профсоюзы:
1) добиваются при заключении коллективных договоров выделения работодателями средств на проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы и содействуют их эффективному использованию;
2) оказывают содействие в создании ветеранских организаций;
3) способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях;
4) контролируют своевременность и полноту уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, своевременность предоставления страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц;
5) в целях гарантии пенсионного обеспечения при ликвидации организации осуществляют контроль за предоставлением в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области индивидуальных сведений на уволенных работников;
6) с целью усиления социальной защиты работников, развития системы профилактики заболеваний проводят работу по включению в коллективные договоры и соглашения положений о заключении работодателями договоров дополнительного медицинского страхования своих работников со страховыми организациями на срок не менее одного года;
7) осуществляют защиту интересов застрахованных лиц путем включения в соглашения и коллективные договоры положений законодательства об обязательном пенсионном страховании (в части обязанностей страхователя);
8) организуют обучение профсоюзного актива по законодательству об обязательном пенсионном страховании и практике его применения, в том числе через средства массовой информации профсоюзных организаций;
9) осуществляют контроль за правильностью установления наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий;
10) в течение десяти рабочих дней рассматривают заявления работников - членов профсоюза по вопросам нарушения работодателем трудовых прав, в случае выявления нарушений трудового законодательства направляют работодателю требования об устранении выявленных нарушений;
11) ходатайствуют перед работодателем о дополнительном материальном поощрении работников - членов профсоюза, активно участвующих в общественной жизни организации и работе профсоюзной организации;
12) осуществляют контроль за соблюдением работодателем законодательства в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части оплаты трех дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;
13) проводят переговоры по увеличению денежных средств, выделяемых из местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области на проведение детской оздоровительной кампании;
14) добиваются включения в коллективные договоры положений об условиях и порядке проведения мероприятий по организации предоставления дополнительного профессионального образования работникам, обучению их вторым профессиям.
7. Социальные гарантии молодежи
7.1. Стороны совместно:
1) в работе с молодежью считают приоритетными задачами защиту трудовых, социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий для активизации ее участия в социально-экономической и общественной жизни Архангельской области, обеспечение всесторонней социальной поддержки на этапе получения образования и трудовой деятельности;
2) осуществляют эффективное взаимодействие по реализации молодежной политики и совместному контролю за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи;
3) предусматривают участие представителей работающей молодежи в комиссиях по ведению коллективных переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров;
4) содействуют привлечению и закреплению молодежи в организациях, реализуют совместные мероприятия по взаимодействию с работающей молодежью;
5) проводят мероприятия по предупреждению негативных явлений среди работников и работающей молодежи организаций, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи;
6) проводят мероприятия, в том числе обучающие семинары, содействующие профессиональному росту, образованию, научно-техническому творчеству и рационализаторству работающей молодежи.
7.2. Правительство:
1) оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе проживающим в сельской местности;
2) реализует государственную программу Архангельской области "Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года N 330-пп;
3) при формировании проекта областного бюджета предусматривает выделение средств в размере 10 процентов стипендиального фонда государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области для оказания социальной поддержки нуждающимся учащимся и студентам указанных образовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения;
4) обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи.
7.3. Работодатели:
1) заключают договоры о сотрудничестве с образовательными организациями в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы этих учреждений, проведении производственной практики и стажировки преподавателей;
2) предусматривают в коллективных договорах меры поощрения мастеров производственного обучения, учащихся и студентов образовательных организаций;
3) привлекают студенческие отряды и молодежь к выполнению работ в летний период;
4) с целью привлечения и закрепления молодежи в организациях предусматривают в коллективных договорах и соглашениях для работающей молодежи создание условий для профессионального роста молодежи, организацию работы с молодыми семьями;
5) проводят шефскую и профориентационную работу с учащимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
6) предоставляют студентам и учащимся образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, расположенных в Архангельской области, возможность прохождения производственной практики и стажировки;
7) предусматривают повышенную оплату труда работникам, осуществляющим наставничество (наставникам). Условия повышенной оплаты оговариваются коллективным договором или локальным нормативным актом организации;
8) предусматривают за счет собственных средств единовременные социальные выплаты работнику в связи со значимыми событиями в его жизни. Социальные выплаты работникам государственных учреждений Архангельской области выплачиваются за счет экономии фонда оплаты труда, если иное не установлено областными законами. Коллективными договорами и (или) Положениями о системе оплаты труда определяются размер, перечень оснований и порядок начисления единовременной социальной выплаты;
9) обеспечивают молодежи в возрасте до 30 лет выплату процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в данных районах или местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
7.4. Профсоюзы и работодатели:
1) предусматривают в коллективных договорах, областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, территориальных соглашениях, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашениях разделы по работе с молодежью, в которых устанавливают:
финансирование мероприятий по работе с молодежью в организациях;
сроки и порядок повышения квалификации работников до 35 лет;
возмещение стоимости обучения в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в случае направления работника на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении;
2) проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий" и "Лучший молодой специалист", предусматривают меры поощрения победителей;
3) способствуют созданию в организациях вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций и других форм молодежного самоуправления;
4) обеспечивают детям работников и работающей молодежи на льготной основе доступность занятий спортом, самодеятельным творчеством;
5) содействуют приоритетному предоставлению рабочих мест для лиц, отслуживших срочную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, ранее высвобождаемых из данной организации в связи с призывом на военную службу, а также оказывают единовременное вознаграждение в соответствии с коллективными договорами.
7.5. Профсоюзы:
1) принимают участие в реализации молодежной политики на территории Архангельской области;
2) вводят различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких трудовых показателей и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций;
3) учреждают стипендии для учащихся и студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения, имеющих отличную успеваемость и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций;
4) организуют обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов;
5) способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях.
8. Развитие социального партнерства в сфере труда
и координация действий Сторон
8.1. Стороны совместно:
1) развивают социальное партнерство в сфере труда на областном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях, способствуют заключению отраслевых и территориальных соглашений и осуществляют контроль за их выполнением;
2) способствуют созданию отраслевых (межотраслевых) и территориальных объединений работодателей и территориальных объединений профсоюзов;
3) содействуют распространению принципов социального партнерства в сфере труда в организациях с участием иностранного капитала, в субъектах малого и среднего предпринимательства;
4) официально информируют друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам;
5) принимают профилактические меры по предотвращению коллективных трудовых споров (конфликтов) в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей - физических лиц;
направляют в постоянно действующий трудовой арбитраж при Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию о коллективных трудовых спорах и о массовых нарушениях трудовых прав работников для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и проведении аналитической работы в целях предотвращения указанных ситуаций;
6) при невыполнении обязательств по причинам, признанным Сторонами уважительными, Стороны принимают согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств в дальнейшем.
8.2. Правительство:
1) регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения Архангельской области по согласованному Сторонами перечню показателей (приложение N 2);
2) представляет сторонам социального партнерства текущую (на дату запроса) информацию по основным социально-экономическим показателям качества и уровня жизни населения Архангельской области.
8.3. Работодатели:
1) способствуют деятельности первичных профсоюзных организаций в организациях, в том числе предоставляя возможность размещать в кадровых службах информацию о первичной профорганизации для лиц, поступающих на работу. Признают за выборным органом первичной профсоюзной организации, с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации, преимущественное право на ведение переговоров по заключению коллективных договоров;
2) при заключении трудового договора с лицом, поступающим на работу, не препятствуют его вступлению в члены профсоюза, не увольняют или другими способами не ущемляют интересы работника на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности;
3) обеспечивают взаимодействие работодателей в системе социального партнерства, способствуют решению социально-экономических проблем путем участия в разработке и реализации областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений;
4) принимают меры по расширению круга работодателей, применяющих областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные соглашения, территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения для регулирования социально-трудовых отношений, путем увеличения количества членов объединений работодателей и создания территориальных филиалов;
5) обеспечивают одновременно с выдачей заработной платы ежемесячное и бесплатное перечисление на счета профсоюзов членских профсоюзных взносов, отчисляемых из заработной платы работников, на основании их письменных заявлений;
6) поддерживают инициативу органа первичной профсоюзной организации по заключению коллективного договора и включению в него положений действующих соглашений;
7) содействуют сохранению условий коллективного договора основной организации в коллективных договорах дочерних организаций, филиалов, представительств иных обособленных структурных подразделений с учетом характера их производственной деятельности;
8) освобождают от основной работы с сохранением места работы и средней заработной платы по основному месту работы членов профсоюзных органов первичной профсоюзной организации на период профсоюзной учебы, профсоюзных конференций и семинаров на срок не более семи дней. Срок извещения работодателя о наступлении соответствующего события - не менее чем за два рабочих дня до даты проведения профсоюзной учебы, или профсоюзной конференции, или семинара;
9) применяют в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности положения соответствующих отраслевых трехсторонних соглашений, заключенных на федеральном уровне.
8.4. Работодатели и профсоюзы ведут переговоры и заключают коллективные договоры в организациях вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечивают их представление на уведомительную регистрацию в территориальные органы по труду.
8.5. Профсоюзы:
1) осуществляют методическую и организационную поддержку городских и районных координационных советов профсоюзных организаций по заключению территориальных соглашений;
2) организуют семинары, конференции, обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций и работодателей по вопросам социального партнерства в сфере труда и трудового законодательства, используя возможности учебного центра профсоюзов, проведение выездных семинаров-совещаний с представителями сторон социального партнерства в муниципальных образованиях Архангельской области;
3) выступают инициаторами заключения областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений о социальном партнерстве в сфере труда, коллективных договоров, а также обеспечивают участие в данной работе представителей профсоюзных организаций;
4) продолжают работу по созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах;
5) в целях повышения роли коллективного договора как основного инструмента обеспечения и защиты социально-трудовых прав работников организуют проведение областного конкурса коллективных договоров.
9. Действие Соглашения. Контроль за исполнением Соглашения
9.1. Стороны договорились опубликовать предложение о присоединении к настоящему Соглашению в средствах массовой информации.
9.2. Действие Соглашения распространяется на исполнительные органы государственной власти Архангельской области в пределах взятых ими на себя обязательств, работодателей, входящих в объединения (союзы) работодателей Архангельской области, подписавших Соглашение, а также на работодателей, не являющихся членами этих объединений, но делегировавших им полномочия или присоединившихся к Соглашению, профсоюзные организации, входящие в объединения профсоюзных организаций Архангельской области.
Действие Соглашения распространяется на работодателей в случаях, установленных статьей 14 областного закона от 27 мая 1998 года N 73-16-ОЗ "О социальном партнерстве в сфере труда в Архангельской области".
В случае отказа присоединиться к Соглашению работодатель представляет в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области мотивированный отказ с приложением протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, или иным выборным представительным органов работников (при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации). Протокол и мотивированный отказ оформляется в соответствии с порядком и формой, указанными в приложении N 3 к настоящему Соглашению.
9.3. Для обеспечения реализации Соглашения Стороны на основе консультаций принимают согласованные решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Архангельской области.
9.4. Бюджетные средства, необходимые для реализации Соглашения, учитываются при подготовке проекта областного бюджета.
9.5. Стороны обеспечивают реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, подготовка которых осуществляется в течение трех месяцев после его заключения. Каждая Сторона направляет свой план мероприятий другим Сторонам.
9.6. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами социального партнерства. Итоги выполнения Соглашения подводятся не реже одного раза в год на заседании Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
9.7. В настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются соответствующими дополнительными соглашениями и подписываются уполномоченными представителями Сторон.
Губернатор Архангельской области |
И.Ф. Михальчук |
Председатель Федерации профсоюзов |
А.Н. Савкин |
Председатель правления Российского отделения работодателей |
А.В. Шпилевой |
Исполнительный директор ассоциации автотранспортников |
В.Я. Доронин |
Директор регионального отраслевого объединения работодателей |
Л.Л. Дубинский |
Председатель Северного регионального отделения |
А.А. Красноштан |
Председатель совета союза потребительских обществ |
Ю.А. Лебедев |
Председатель Архангельской торговой ассоциации |
В.А. Любов |
Президент Архангельской торгово-промышленной палаты |
О.Н. Семков |
Председатель регионального объединения работодателей |
Ю.В. Сидоров |
Дополнительным соглашением от 25 декабря 2014 г. Протокол настоящего Соглашения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г. и действующей по 31 декабря 2017 г.
Протокол разногласий
к Архангельскому областному трехстороннему соглашению между объединениями профсоюзных организаций Архангельской области, объединениями (союзами) работодателей Архангельской области и Правительством Архангельской области по вопросам социально-трудовых отношений
25 декабря 2014 г.
Формулировка стороны Комиссии, представляющей областные объединения профсоюзов |
Предложения стороны Комиссии, представляющей работодателей |
Предложения стороны Комиссии, представляющей Правительство Архангельской области |
1 |
2 |
3 |
Работодатели и профсоюзы: В случае возникновения коллективных трудовых споров обращаются в постоянно действующий трудовой арбитраж при Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для разрешения коллективных трудовых споров. |
Исключить |
|
Работодателям, осуществляющим деятельность
на территории Архангельской области
Предложение
о присоединении к Архангельскому областному трехстороннему соглашению
между объединениями профсоюзных организаций Архангельской области,
объединениями (союзами) работодателей Архангельской области
и Правительством Архангельской области
по вопросам социально-трудовых отношений на 2012-2014 годы
Объединения профсоюзных организаций Архангельской области, объединения (союзы) работодателей Архангельской области и Правительство Архангельской области заключили Архангельское областное трехстороннее соглашение между объединениями профсоюзных организаций Архангельской области, объединениями (союзами) работодателей Архангельской области и Правительством Архангельской области по вопросам социально-трудовых отношений на 2012-2014 годы. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в агентстве по труду и занятости населения Архангельской области 14 декабря 2011 года, регистрационный номер 7.
Руководствуясь статьей 14 областного закона от 27.05.1998 N 73-16-ОЗ "О социальном партнерстве в сфере труда в Архангельской области", предлагаю работодателям, осуществляющим деятельность на территории Архангельской области и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения работодателями не будет представлен в агентство по труду и занятости населения Архангельской области (163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 4, корп. 1) мотивированный письменный отказ от присоединения, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования настоящего предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
К мотивированному письменному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников указанного работодателя, либо выборным представительным органом работников.
Руководитель агентства
по труду и занятости населения
Архангельской области
П.В. Шевелев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Архангельское областное трехстороннее соглашение от 13 декабря 2011 г. между объединениями профсоюзных организаций Архангельской области, объединениями (союзами) работодателей Архангельской области и Правительством Архангельской области по вопросам социально-трудовых отношений
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2012 г. и действует по 31 декабря 2014 г.
Дополнительным соглашением от 25 декабря 2014 г. действие Соглашения продлено на 2015-2017 гг.
Текст Соглашения опубликован в газете "Волна" от 20 декабря 2011 г. N 54(1334)
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение от 25 декабря 2014 г.
Действие Соглашения продлено на 2015-2017 гг.
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г. и действуют по 31 декабря 2017 г.