Решение Архангельского областного суда
от 22 марта 2006 г. N 3-25
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
Председательствующего Кожина Н.А.
секретаря судебного заседания Янсон С.Ю.
с участием прокурора областной прокуратуры Поликарпова Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 22 марта 2006 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 4 Областного закона от 7 июля 1999 года N 151-23-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" (в редакции областного закона от 15.07.2003 N 185-23-ОЗ),
установил:
Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 7 июля 1999 г. N 664 принят Областной закон N 151-23-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" (в редакции областного закона от 15.07.2003 N 185-23-ОЗ) (далее - Областной закон).
Согласно ст. 5 Областного закона настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Устава Архангельской области Областной закон подписан Главой администрации области и официально опубликован в газете "Волна", N 28, 03.08.1999 и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 23, 1999.
Статья 4 Областного закона введена областным законом от 23.12.1999 N 172-26-ОЗ. Изменения, внесенные областным законом от 23.12.1999 N 172-26-ОЗ, вступили в силу со дня его официального опубликования, и опубликованы в газете "Волна" 18.01.2000 N 3.
Изменения, внесенные областным законом от 15.07.2003 N 172-26-ОЗ, вступили в силу со дня его официального опубликования, и опубликованы в газете "Волна" 01.08.2003 N 31.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "от 15.07.2003 N 172-26-ОЗ," следует читать: "от 15.07.2003 N 185-23-ОЗ,"
Статьей 4 Областного закона предоставлено право органам местного самоуправления в отдельных случаях по предложению комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих включать в стаж муниципальной службы муниципальных служащих на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет периоды службы (работы), не вошедшие в статью 2 областного закона.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 4 Областного закона.
Свое заявление прокурор обосновывает тем, что статья 4 Областного закона противоречит федеральному законодательству: ст. 5, ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
В статье 5 названного Федерального закона установлены основные принципы муниципальной службы, в их числе - приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.
Статья 4 Областного закона не отвечает этим принципам. Принятие решений о включении в стаж муниципальной службы периодов работы (службы), с учетом того, что законодательством области конкретно не определены "периоды работы (службы), не вошедшие в ст. 2 областного закона", которые могут быть включены в стаж муниципальной службы, предоставляет право органам местного самоуправления принимать решение о включении или отказе во включении данных периодов по своему усмотрению. При таком положении муниципальным служащим не может быть гарантирован единообразный подход при включении в стаж муниципальной службы периодов работы (службы), не вошедших в ст. 2 Областного закона.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях (абз. 1). Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2).
Статья 4 Областного закона противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства, поскольку допускает принятие органами местного самоуправления по своему усмотрению решений о включении в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Поликарпов Д.А. требования поддержал.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов Собинина О.Е. и Главы администрации Архангельской области Выдрина Н.А. с заявлением прокурора согласились.
В судебном заседании пояснили, что Областной закон принят в установленном порядке и в пределах полномочий Архангельского областного Собрания депутатов.
В связи с противоречием федеральному законодательству на рассмотрение областного Собрания депутатов внесен проект областного закона об исключении ст. 4 Областного закона. Постановлением областного Собрания депутатов от 1 марта 2006 года N 538 проект областного закона принят в первом чтении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы заявления, заслушав представителей областного Собрания депутатов и Главы администрации области, заключение прокурора областной прокуратуры Поликарпова Д.А., суд считает, что заявление заместителя прокурора области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "н" ч. 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы муниципальной службы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Согласно статье 19 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" Федеральный закон устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальная служба основана на принципах: приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций; правовой и социальной защищенности муниципальных служащих.
Статьей 2 Областного закона установлены периоды службы (работы), включаемые в стаж муниципальной службы.
Статья 4 областного закона не отвечает принципам, установленным ст. 5 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", так как допускает принятие органами местного самоуправления по своему усмотрению решений о включении в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности.
Принятие индивидуальных решений о включении в стаж муниципальной службы периодов работы (службы), с учетом того, что законодательством Архангельской области конкретно не определены иные периоды работы (службы), не вошедшие в ст. 2 Областного закона, которые могут быть включены в стаж муниципальной службы, предоставляет право органам местного самоуправления принимать решение о включении или отказе во включении данных периодов по своему усмотрению.
При таком положении муниципальным служащим не может быть гарантирован единообразный подход при включении в стаж муниципальной службы периодов работы (службы), не вошедших в ст. 2 Областного закона.
Кроме того, статья 4 Областного закона противоречит статье 20 Областного закона, по которой иные периоды трудовой деятельности могут быть включены в стаж муниципальной службы при внесении соответствующих дополнений в настоящий закон.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "противоречит статье 20 Областного закона," следует читать: "противоречит статье 2 Областного закона,"
Исходя из изложенного, суд считает, что статья 4 Областного закона противоречит федеральному законодательству: статьям 5 и 19 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку процедура принятия Областного закона прокурором не оспаривается, у суда нет достаточных оснований для признания статьи 4 Областного закона недействующей со дня принятия.
Признание судом статьи 4 Областного закона недействующей с момента вступления решения суда в законную силу согласуется с правовой позицией, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ: от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 г. N 6-П, от 27 января 2004 г. N 1-П, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Поэтому суд признает статью 4 Областного закона недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда о признании недействующей статьи 4 Областного закона вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы статьи 4 Областного закона, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанной недействующей статьи 4 Областного закона или воспроизводящих ее содержание.
Решение суда о признании недействующей статьи 4 Областного закона не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 4 Областного закона от 7 июля 1999 года N 151-23-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" (в редакции областного закона от 15.07.2003 N 185-23-ОЗ) удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 4 Областного закона от 7 июля 1999 года N 151-23-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Архангельской области" (в редакции областного закона от 15.07.2003 N 185-23-ОЗ).
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" и "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.А. Кожин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 22 марта 2006 г. N 3-25
Текст решения официально опубликован не был