В целях создания дополнительных возможностей улучшения жилищных условий жителям города Архангельска Архангельский городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления гражданам средств на возвратной, платной и срочной основе (долгосрочный жилищный заем) для строительства, приобретения или реконструкции жилья.
2. Освободить граждан, получивших долгосрочный жилищный заем, от уплаты подоходного налога в объеме заемных средств в части, подлежащей зачислению в доход местного бюджета.
3. Установить, что средства местного бюджета в виде долгосрочного жилищного займа для строительства, приобретения или реконструкции жилья предоставляются только при условии обеспечения финансирования расходной части местного бюджета.
Мэр города Архангельска |
П.Балакшин |
Утверждено
решением Архангельского
городского Совета депутатов
от 7 апреля 1999 г. N 38
Положение
о порядке предоставления гражданам
средств на возвратной, платной и срочной основе
(долгосрочный жилищный заем) для строительства,
приобретения или реконструкции жилья
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях создания гражданам, постоянно проживающим (зарегистрированным) в городе Архангельске, дополнительных возможностей для улучшения жилищных условий.
1.2. Настоящее Положение определяет условия и порядок предоставления гражданам за счет местного бюджета средств на возвратной, платной и срочной основе для строительства, приобретения или реконструкции (капитального ремонта) жилья.
Средства выделяются в виде долгосрочного жилищного займа.
1.3. Долгосрочный жилищный заем предоставляется мэрией города по распоряжению главы муниципального образования "Город Архангельск" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете на соответствующий период.
1.4. В настоящем Положении используются следующие понятия:
долгосрочный жилищный заем - предоставление гражданам средств на возвратной, платной и срочной основе для строительства, приобретения или реконструкции (капитального ремонта) жилья;
заемщик - гражданин, получающий за счет местного бюджета долгосрочный жилищный заем;
поручитель - юридическое лицо, отвечающее по обязательствам заемщика по договору долгосрочного жилищного займа перед мэрией города.
2. Виды долгосрочного жилищного займа
2.1. Долгосрочный жилищный заем, предоставляемый мэрией города, различается по объектам и формам кредитования.
По объектам кредитования:
- на строительство жилья (индивидуального малоэтажного дома) оплатой стоимости строительных материалов, изделий и оказанных услуг по представлению гражданами соответствующих документов;
- на строительство жилья перечислением средств на счет строительной организации - подрядчика в соответствии со стоимостью законченных этапов работ;
- на реконструкцию (капитальный ремонт) жилья оплатой стоимости строительных материалов, изделий и оказанных услуг по представлению гражданами соответствующих документов;
- на реконструкцию (капитальный ремонт) жилья перечислением средств на счет строительной организации - подрядчика в соответствии со стоимостью законченных этапов работ;
- на приобретение готового жилья перечислением средств на счет продавца.
По формам кредитования:
- денежными средствами;
- ценными бумагами мэрии города, в том числе облигациями муниципального жилищного займа.
2.2. Долгосрочный жилищный заем может предоставляться мэрией города на льготных условиях - без уплаты процентов за пользование заемными средствами - следующим категориям граждан:
- гражданам, проживающим в муниципальных ветхих жилых помещениях (в деревянных домах, имеющих физический износ более 60%);
- гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по улучшению жилищных условий в администрациях территориальных округов;
- гражданам, работающим в муниципальных бюджетных организациях;
- владельцам облигаций муниципального жилищного займа.
3. Условия предоставления долгосрочного жилищного займа
3.1. Долгосрочный жилищный заем предоставляется на основании договоров на перечисление (предоставление) средств на строительство, приобретение или реконструкцию жилья и на возврат полученных средств, включая уплату процентов за пользование этими средствами.
В указанных договорах устанавливаются срок их действия, сумма заемных средств, порядок их возврата, процентная ставка за пользование средствами в период действия договора, ответственность сторон за невыполнение обязательств, а также способы обеспечения возврата заемных средств.
3.2. Право на получение гражданами долгосрочного жилищного займа устанавливается мэрией города, исходя из следующих критериев:
- граждане должны проживать в городе Архангельске не менее 10 лет. В исключительных случаях, по решению главы муниципального образования, долгосрочный жилищный заем может быть предоставлен гражданам, проживающим в городе Архангельске менее 10 лет;
- граждане должны иметь в совокупности по договору найма и (или) в собственности жилья по площади не более социальной нормы;
- гражданам, которым в соответствии с действующим законодательством предусмотрено предоставление безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья, долгосрочный жилищный заем предоставляется по предоставлению безвозмездной субсидии. При этом размер средств местного бюджета, выделяемых в качестве субсидии и долгосрочного жилищного займа, в совокупности не должен превышать 70 процентов стоимости объекта;
- средства на возвратной основе выделяются гражданам на период, который не выходит за пределы трудоспособного возраста;
- граждане должны обладать возможностью осуществить возврат долгосрочного жилищного займа, а также предоставить соответствующие гарантии;
- гражданами должен быть внесен первоначальный взнос на строительство, приобретение или реконструкцию жилья не менее 30 процентов от стоимости объекта.
3.3. Долгосрочный жилищный заем предоставляется гражданам на строительство, приобретение или реконструкцию (капитальный ремонт) жилья, соответствующего типовым потребительским качествам.
3.4. Предельная величина средств, предоставляемых гражданам в виде долгосрочного жилищного займа, устанавливается в размере не более 70 процентов стоимости общей площади при строительстве, приобретении или реконструкции жилья по социальной норме, но не более 33 кв. м общей площади на одного человека, 42 кв. м общей площади на семью из двух человек и 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, с учетом сложившейся средней стоимости одного квадратного метра в городе Архангельске на момент предоставления долгосрочного жилищного займа.
3.5. Устанавливаются следующие сроки освоения заемных средств:
- для приобретения готового жилья - не более 6 месяцев;
- для строительства жилья - не более 2 лет;
- для реконструкции (капитального ремонта) - не более 1 года.
3.6. Погашение долгосрочного жилищного займа производится гражданами по истечении двух лет после получения заемных средств. Максимальный срок погашения долгосрочного жилищного займа составляет 25 лет в пределах трудоспособного возраста.
При согласии сторон заемщик может досрочно погасить задолженность по основному долгу. При этом мэрия города вправе самостоятельно определить условия досрочного погашения основного долга.
3.7. Пролонгация долгосрочного жилищного займа осуществляется на основе взаимной договоренности и оформляется в виде нового договора долгосрочного жилищного займа.
3.8. Величина средств местного бюджета, выделяемых в виде долгосрочного жилищного займа, определяется, исходя из способности гражданина в установленные сроки и в полном объеме возвратить полученные средства. При этом учитываются следующие ограничения:
- платежи по займу не должны превышать 30 процентов от суммы доходов заемщика за соответствующий период;
- возврат средств, полученных по долгосрочному жилищному займу, осуществляется в срок, не превышающий трудоспособный возраст гражданина;
- максимальная процентная ставка за пользование средствами местного бюджета составляет 15 процентов годовых.
3.9. Величина заемных средств определяется индивидуально для каждого гражданина следующим образом:
во-первых, определяется остаток совокупного месячного дохода (Дост) заемщика после внесения обязательных платежей (алиментов, платежей по долговым обязательствам, квартплаты, коммунальных и прочих платежей, предусмотренных действующим законодательством);
во-вторых, рассчитывается доля заемных средств (ДЗС) по формуле:
(0,3 x Дост x Тмакс/(Сср x Sобщ x 1,15)) x 0,7 = ДЗС (в процентах),
где 0,3 x Дост x Тмакс
------------------- x 0,7 = ДЗС (в процентах), где
Сср x Sобщ x 1,15
0,3 - уменьшающий коэффициент, соответствующий части совокупного месячного дохода семьи заемщика, направляемой на возврат полученных средств по займу и уплату процентов;
Дост - остаток совокупного месячного дохода семьи заемщика после внесения обязательных платежей (в рублях);
Тмакс - максимальный срок погашения займа, определенный для конкретного заемщика (в месяцах);
Сср - средняя стоимость 1 кв. м жилья в городе Архангельске (в рублях);
Sобщ - общая площадь жилья, соответствующая предельной норме, согласно пункту 3.4 настоящего Положения;
1,15 - увеличивающий коэффициент, соответствующий максимальной процентной ставке за пользование заемными средствами (15%), согласно пункту 3.13 настоящего Положения (в случае предоставления средств на льготных условиях не применяется);
в-третьих, рассчитывается предельная величина заемных средств (ЗС) по формуле:
Сср x Sобщ x ДЗС = ЗС (в рублях).
При определении величины заемных средств необходимо учитывать, что величина заемных средств не должна превышать 70 процентов от фактической стоимости объекта.
3.10. Долгосрочный жилищный заем выдается при условии вложения заемщиком собственных средств в размере не менее 30 процентов от стоимости объекта. Не допускается использование в качестве авансового платежа заемных средств.
Считается, что авансовый платеж осуществляется за счет собственных средств, если заемщик накопил эти средства на счете в банке либо получил их за счет продажи своего имущества (квартиры, дачи, гаража, машины, ценных бумаг и т.п.) либо в качестве наследства, подарка и может подтвердить это документально.
3.11. В качестве авансового платежа при строительстве или реконструкции жилого дома учитываются уже произведенные собственные денежные вложения в начальные этапы строительства (реконструкции), которые могут быть документально подтверждены как собственные расходы заемщика и оценены представителями мэрии города при осмотре объекта строительства (реконструкции).
При предоставлении долгосрочного жилищного займа владельцам жилищных облигаций в качестве авансового платежа рассматриваются приобретенные жилищные облигации.
3.12. Кроме перечисленных форм авансового платежа, мэрией города могут рассматриваться жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, передаваемые в счет оплаты приобретаемого или строящегося жилья, а для владельцев облигаций муниципального жилищного займа - жилые помещения, передаваемые в установленном порядке в счет оплаты облигаций.
3.13. Процентная ставка за пользование заемными средствами устанавливается по решению главы муниципального образования на соответствующий период в размере, не превышающем 15% годовых, кроме случая предоставления долгосрочного жилищного займа на льготных условиях.
Первоначальный размер процентной ставки, по которой рассчитываются платежи, указывается в договоре долгосрочного жилищного займа.
3.14. Процентная ставка может быть изменена по соглашению сторон при изменении учетной ставки Центральным банком Российской Федерации.
Платежи по долгосрочному жилищному займу рассчитываются по переменной процентной ставке.
Заемщик вправе осуществить досрочную уплату процентов по взаимному соглашению с мэрией города.
3.15. При погашении долгосрочного жилищного займа заемщик уплачивает проценты одновременно с частью суммы основного долга, платежи вносятся не реже одного раза в квартал.
3.16. Возврат гражданами бюджетных средств и уплата процентов за пользование ими производится через кредитные организации, уполномоченные мэрией города, согласно срокам, устанавливаемым в договорах.
В случае предоставления займа в форме жилищных облигаций возврат заемных средств может осуществляться через организацию, осуществляющую размещение жилищных облигаций.
4. Гарантии возврата долгосрочного жилищного займа
4.1. Для получения долгосрочного жилищного займа граждане обязаны предоставить гарантии возврата заемных средств.
Одной из форм гарантий может быть поручительство юридических лиц - органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовой формы.
Взаимоотношения мэрии города и поручителя устанавливаются на основе договора поручительства.
4.2. Поручитель должен гарантировать своевременность платежей по договору долгосрочного жилищного займа в случае, если заемщик не сможет или не пожелает осуществлять их в соответствии с условиями договора.
4.3. Поручитель отвечает перед мэрией города в том же объеме, что и заемщик, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств заемщика.
В случае отказа заемщика от исполнения договора долгосрочного жилищного займа или невозможности его исполнения мэрия города вправе обратить взыскание по договору долгосрочного жилищного займа на юридическое лицо, являющееся поручителем.
4.4. Мэрия города вправе потребовать у поручителя документы с целью проверки его финансового состояния и определения способности выступать поручителем по долгосрочному жилищному займу.
4.5. Кроме поручительства юридических лиц, возможны и другие формы обеспечения возвратности заемных средств, предусмотренные действующим законодательством и признанные мэрией города реальными и достаточными.
5. Порядок предоставления долгосрочного жилищного займа
5.1. Долгосрочный жилищный заем предоставляется гражданам в порядке очереди.
Для постановки на очередь граждане обязаны представить в организацию, уполномоченную мэрией города, следующие документы:
- заявление о постановке на учет;
- паспорт или документ, его заменяющий;
- анкету по установленной форме;
- справку о составе семьи;
- справку о жилом помещении (занимаемом или находящемся в собственности) с указанием размера общей и жилой площади;
- справку с места работы всех членов семьи о доходах;
- справку о праве гражданина на получение бесплатного жилья или безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
В анкете заявитель указывает данные о себе и своей семье, жилищных условиях, а также другие сведения, имеющие значение для предоставления долгосрочного жилищного займа.
5.2. Срок рассмотрения мэрией города заявления о постановке на учет составляет один месяц со дня представления всех перечисленных документов, по истечении которого мэрия города извещает гражданина о постановке на учет с указанием порядкового номера или об отказе в постановке на учет.
Мэрия города вправе отказать гражданину в постановке на учет в случае, если гражданин представил искаженную информацию или представленные сведения не соответствуют критериям, указанным в пункте 3.2 (абзацы 1-4) настоящего Положения.
5.3. Для получения средств местного бюджета в виде долгосрочного жилищного займа граждане подтверждают сведения, предоставленные при постановке на учет, и представляют в организацию, уполномоченную мэрией города, следующие документы:
- документы, подтверждающие внесение авансового платежа или способность произвести авансовый платеж (наличие средств на банковском счете и т.д.);
- документы, подтверждающие наличие обеспечения возвратности заемных средств;
- документы, подтверждающие целевое назначение заемных средств (договор подряда на строительство, договор о совместной деятельности по долевому участию в строительстве жилья, договор купли-продажи жилья и другие, предусмотренные действующим законодательством).
5.4. Мэрия города вправе запросить дополнительную информацию, касающуюся платежеспособности заемщика, а также проверить ее как в форме письменных запросов, так и непосредственного обращения к источнику информации.
Заемщик несет ответственность за достоверность представленной им информации относительно источников и размеров его доходов, трудоустройства, финансовых обязательств перед другими физическими или юридическими лицами, а также других представляемых им документов.
В случае обнаружения заведомо умышленного искажения информации заемщиком мэрия города вправе отказать ему в предоставлении долгосрочного жилищного займа.
5.5. На стадии рассмотрения заявления и принятия мэрией города решения о предоставлении заемных средств документы на приобретение жилья либо подряда на строительство (реконструкцию) могут быть представлены в виде предварительных соглашений между сторонами (продавцом и покупателем либо заказчиком и подрядчиком) с проработкой в них основных условий осуществления сделки (строительства).
При рассмотрении заявления учитываются следующие субъективные факторы: наличие значительного объема ликвидных средств заемщика; возраст, образование, а также перспективы стабильной трудовой деятельности; наличие профессионального риска; частая смена работ без увеличения доходов; остаток дохода после вычетов обязательных расходов заемщика; своевременность исполнения предыдущих финансовых обязательств, в том числе соблюдение графика покупки облигаций муниципального жилищного займа; состав семьи, наличие в семье несовершеннолетних детей, нетрудоспособных граждан; условия проживания заемщика и членов его семьи и другие.
5.6. Предоставление долгосрочного жилищного займа осуществляется по распоряжению главы муниципального образования, в соответствии с которым мэрия города и заемщик заключают договор долгосрочного жилищного займа.
5.7. Мэрия города вправе отказать гражданину в предоставлении долгосрочного жилищного займа по следующим причинам:
- отсутствие у гражданина гарантий возвратности заемных средств;
- низкая платежеспособность гражданина;
- представление гражданином искаженной информации, необходимой для принятия мэрией решения о выделении средств местного бюджета.
5.8. Жилые помещения, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, на приобретение, строительство или реконструкцию которых были выделены бюджетные средства в виде долгосрочного жилищного займа, передаются гражданином в залог организации, уполномоченной мэрией города, в порядке, установленном действующим законодательством. Договор залога подлежит государственной регистрации.
5.9. Если средства местного бюджета были предоставлены на приобретение жилья, строящегося или приобретенного по заказу мэрии города (например, в рамках муниципального жилищного займа), то право собственности на жилое помещение переходит к гражданам только после полного погашения задолженности по полученным бюджетным средствам. До полного погашения задолженности граждане пользуются жилым помещением как наниматели.
Отношения между мэрией города и гражданином в этом случае оформляются в форме договора купли-продажи с рассрочкой оплаты, с условием перехода права собственности после погашения долга. Договор подлежит государственной регистрации.
5.10. Расходы, связанные с государственной регистрацией договоров купли-продажи и залога, а также прав собственности на приобретенное, построенное жилое помещение, оплачиваются гражданами за собственный счет.
5.11. Гражданам, получившим средства местного бюджета в виде долгосрочного жилищного займа, иные формы льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья не предоставляются.
Граждане, получившие или имеющие право на получение бесплатного жилья, а также безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья, утрачивают право на получение средств местного бюджета в виде долгосрочного жилищного займа на льготных условиях.
6. Ответственность за невыполнение обязательств по договору долгосрочного жилищного займа
В случае нарушения принятых обязательств стороны несут ответственность в соответствии с заключенными договорами долгосрочного жилищного займа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено Положение, определяющее условия и порядок предоставления гражданам за счет местного бюджета средств на возвратной, платной и срочной основе для строительства, приобретения или реконструкции (капитального ремонта) жилья.
Установлено, что средства местного бюджета в виде долгосрочного жилищного займа для строительства, приобретения или реконструкции жилья предоставляются только при условии обеспечения финансирования расходной части местного бюджета.
Граждане, получившие долгосрочный жилищный заем, освобождаются от уплаты подоходного налога в объеме заемных средств в части, подлежащей зачислению в доход местного бюджета.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 7 апреля 1999 г. N 38 "Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам средств на возвратной, платной и срочной основе (долгосрочный жилищный заем) для строительства, приобретения или реконструкции жилья"
Текст решения опубликован в газете "Архангельск", N 86, 13 мая 1999 г.