С 1 января 2006 года в соответствии со статьёй 389 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования, на которую распространяется действие нормативного правового акта о введении земельного налога, принятого представительным органом муниципального образования.
На основании статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Архангельским областным законом от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ " О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" (в редакции закона от 08.12.2005) и Законом Ненецкого автономного округа от 24.02.2005 N 557-ОЗ "О статусе, административных центрах и границах муниципальных образований Ненецкого автономного округа" (в редакции закона от 03.11.2005) установлены границы муниципальных образований в Архангельской области и Ненецком автономном округе и наделены муниципальные образования статусом городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов.
Как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, не учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате чего возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.
Однако глава 31 НК РФ не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
В этой связи письмом Минфина России от 27.12.2005 N 03-06-02-02/108 в адрес ФНС России даны разъяснения, согласно которым при исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорциональная доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования.
Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования.
Сумма земельного налога должна определяться, как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка.
Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.
Кроме того, указанным письмом Минфина России даны разъяснения по вопросу применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных (приобретённых) для жилищного строительства, поскольку статьёй 394 НК РФ установлена предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% в отношении земельных участков предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так статьёй 15 ЗК РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находится в частной собственности.
На основании статьи 28 ЗК РФ предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Принимая во внимание указанные положения ЗК РФ при исчислении земельного налога положения статьи 394 НК РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков предоставленных или приобретённых для жилищного строительства.
В связи с этим предельную величину налоговой ставки земельного налога в размере ).3%# следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретённых для жилищного строительства.
Кроме того, аналогичный подход следует применять при реализации положений пунктов 15 и 16 статьи 396 НК РФ, предусматривающих применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) после 1 января 2005 года (п.п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, дополняющим часть вторую НК РФ главой 31 "Земельный налог").
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
УФНС России по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщение управления Федеральной налоговой службы РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 марта 2006 г. "Об исчислении земельного налога с земельного участка, расположенного на территориях нескольких муниципальных образований"
Текст сообщения официально опубликован не был