Уважаемые руководители!
Во исполнение пункта 2 "в" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в Архангельской области необходимо продолжить работу по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "подпункта "в" пункта 2"
С целью изучения степени удовлетворенности педагогических работников мерами их поддержки, планирования дальнейшей работы Центром социального прогнозирования и маркетинга проведен общероссийский мониторинг реализации мероприятий по данному направлению. В мониторинге приняли участие, в том числе педагоги Архангельской области (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 марта 2014 года N 08-234 прилагается).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного письма следует читать как "02 марта 2015 года"
Просим изучить результаты представленного мониторинга, довести их до сведения руководителей образовательных организаций и спланировать дальнейшую работу по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей с учетом предложенных рекомендаций, в том числе:
учитывать результаты работы с детьми из социально неблагополучных семей при оценке показателей эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогов, а также при прохождении педагогами аттестации в целях установления квалификационной категории;
продолжить материальное стимулирование педагогов работающих с детьми из социально неблагополучных семей;
оказывать меры морального стимулирования педагогам, в том числе учитывать положительные результаты их работы при подготовке наградных материалов различного уровня;
рассмотреть возможность использовать на основании статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации возможность включения в коллективные договоры образовательных организаций дополнительных обязательств руководителя по вопросам продолжительности отпусков в отношении педагогов, эффективно работающих с детьми из социально неблагополучных семей;
продолжить оказание методической помощи по вопросам организации работы с детьми из социально неблагополучных семей на муниципальном уровне, организовать участие педагогов в курсовой подготовке в рамках повышения квалификации по данному направлению;
представить опыт педагогов, эффективно работающих с детьми из социально неблагополучных семей, в региональном конкурсе, проведение которого запланировано в 2016 году.
О принятых мерах просим проинформировать министерство образования и науки Архангельской области до 01 октября 2015 года на электронный адрес petruhanova@dvinaland.ru с последующим досылом по почте.
Приложение: на 29 л. в 1 экз.
Исполняющий обязанности |
Е.В. Молчанова |
Письмо Министерства образования и науки РФ
от 2 марта 2015 г. N 08-234
"Об обеспечении реализации мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей"
Во исполнение подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования" Департамент государственной политики в сфере общего образования (далее - Департамент) на основе информации, представленной субъектами Российской Федерации, изучил опыт поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей (далее - педагогические работники), и сообщает о выявлении лучших региональных практик по следующим направлениям:
в части повышения квалификации педагогических работников наиболее комплексно и дифференцированно реализованы дополнительные профессиональные программы по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в социально опасном положении, в республиках Алтай, Марий Эл, Забайкальском и Красноярском краях, Архангельской, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Нижегородской, Омской, Тамбовской, Тульской и Ульяновской областях;
в части материального стимулирования педагогических работников такие регионы, как республики Калмыкия, Хакасия, Краснодарский край, помимо выплат за качество и интенсивность труда, косвенно стимулирующих работу с детьми из социально неблагополучных семей, а также оплаты классного руководства, грантовой поддержки и фиксированных региональных надбавок к заработной плате отдельных категорий работников (социальные педагоги, педагоги-психологи и др.), осуществляют целевые выплаты за результативность работы педагогических работников, предусмотренные непосредственно региональным законодательством;
в части повышения социального статуса педагогических работников наиболее престижным мероприятием является присуждение педагогическим работникам премий губернатора Иркутской области за особые достижения в работе с детьми из социально неблагополучных семей (по итогам конкурсного отбора в номинациях для классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов и педагогов-психологов).
В целях дальнейшей поддержки педагогических работников Департамент рекомендует:
использовать в работе лучшие региональные практики;
учредить ежегодные гранты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по поддержке педагогических работников, имеющих высокие достижения в работе с детьми из социально неблагополучных семей;
указывать результаты работы с детьми из социально неблагополучных семей в наградных листах при выдвижении педагогических работников на ведомственные награды Минобрнауки России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Одновременно Департамент обращает внимание на то, что в критерии конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения, осуществляемого в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1517 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", будет включён такой критерий, как создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением).
Кроме того, Департамент направляет для использования в планировании дальнейшей работы по поддержке педагогических работников результаты социологического исследования, проведённого Центром социального прогнозирования и маркетинга в целях изучения степени удовлетворённости педагогических работников мерами их поддержки (прилагаются). Департамент просит довести результаты до сведения руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и региональных организаций, реализующих программы повышения квалификации педагогических работников.
Приложение: на 26 л. в 1 экз.
Заместитель директора Департамента |
П.А. Сергоманов |
Центр социального прогнозирования и маркетинга
Информационно-аналитическая записка
Реализация мероприятий по поддержке педагогических работников, Работающих с детьми из социально неблагополучных семей
Москва, февраль 2015
1. Характеристика мониторинга
Для контроля выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (пункт 2 подпункт в) в январе-феврале 2015 года проведен общероссийский мониторинг реализации мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Цель мониторинга: оценка состояния и характера поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Объект мониторинга: основные участники воспитательного процесса, реализуемого в отношении детей из социально неблагополучных семей: компетентные работники органов управления образованием территориального и муниципального уровня, компетентные представители Профсоюза работников образования и науки (всего 132 человека); педагоги общеобразовательных школ, работающие с детьми из неблагополучных семей (социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, всего 703 человека); педагоги учреждений начального профессионального образования, работающие с детьми из неблагополучных семей (социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги-предметники, мастера производственного обучения, всего 303 человека).
Отбор респондентов и экспертов производился по трех ступенчатой выборке с квотным (целенаправленным) отбором профессиональными интервьюерами респондентов и экспертов на третей ступени.
Первая ступень: на основании данных Росстата*(1) по долевому соотношению учащихся и педагогов 1-11-х классов, а также учащихся учреждений НПО в федеральных округах определено пропорциональное соотношение педагогов, подлежавших опросу в каждом федеральном округе; основании экспертных оценок и соотношения статистической численности населения в качестве типичных для обследования в федеральных округах отобраны 22 субъекта Российской Федерации (включая 2 мегаполиса): Москва, Санкт- Петербург, Центральный ФО: Воронежская обл., Московская обл., Рязанская обл., Тульская обл., Ярославская обл.; Северо-Западный ФО: Новгородская обл., Архангельская обл.; Южный ФО: Ростовская обл., Волгоградская обл.; Приволжский ФО: Республика Татарстан, Нижегородская обл., Самарская обл., Пермский край; Северо-Кавказский ФО: Ставропольский край; Уральский ФО: Свердловская обл., Челябинская обл.; Сибирский
ФО: Красноярский край, Иркутская обл., Омская обл., Дальневосточный ФО: Хабаровский край.
Втирая ступень: в каждом субъекте РФ при помощи экспертов отбирались по два районных города (всего отобрано 40 районных городов) для изучения ситуации на этом уровне территориальных образований.
Третья ступень: интервьюерами по заданным параметрам квот целенаправленно отбирались педагоги и эксперты для проведения с ними персонального интервью соответственно но социологической и экспертной анкете.
По итогам мониторинга получены следующие результаты.
2. Разработка программы социально-психолого-педагогического сопровождения детей и контроль ее реализации
1. Согласно экспертным оценкам, в регионах (муниципалитетах) первичным выявлением семей, находящихся в социально опасном положении, в 70% случаев занимаются работники образовательных учреждений: педагоги, мастера производственного обучения. В 60% случаев эту работу также включены работники Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Относительно редко (не более, чем в 15% случаев) занимаются этой работой представители органов опеки и попечительства, инспекторы отдела по делам несовершеннолетних, органы здравоохранения и психолого-педагогические и медикосоциальные центры (см. рис. 1 в Приложении).
2. Согласно экспертным оценкам, по состоянию на февраль 2014 года программы социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с риском социального благополучия разработаны в 70% регионов и муниципалитетов и еще в 30% разрабатываются. В разработке программы участвуют прежде всего органы управления образованием и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - совместно они разработали 70% программ (в том числе орган управления образованием - 45%); 30% программ разработали комитеты социальной защиты и психолого-педагогические и медикосоциальные центры, межведомственная комиссия и органы опеки и попечительства (см. рис. 2 в Приложении).
3. По мнению экспертов, эти программы реализуются эффективно в 65% учреждений общего образования и НПО, прежде всего в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург). Эксперты считают не вполне эффективной реализацию программы в Дальневосточном, Сибирском, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах.
4. Ход реализации программы социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с риском социального благополучия контролируют прежде всего органы управления образованием и комиссия по делам несовершеннолетних, примерно в каждом шестом случае к контролю привлекаются межведомственная комиссия при губернаторе области, орган социальной защиты и опеки, исполнительный комитет муниципалитета, района, 4 заместитель главы администрации района, муниципалитета, Рособрнадзор (см. рис. 3 в Приложении).
3. Типология неблагополучных семей и детей в них, с которыми работают педагоги
5. На основании данных мониторинга, при помощи многомерного факторного анализа осуществлена типология социально неблагополучных семей в регионах по характеристикам, наносящим ущерб социализации детей. Компьютерное моделирование выделило пять типов социально неблагополучных семей в зависимости от характера ущерба, наносимого детям: 1) характеризуемые девиантностью родителей (33%), 2) создающие условия безнадзорности детей (28%), 3) создающие условия бытовой неустроенности детей (25%), 4) создающие условия девиантности детей (12%), 5) способствующие социальному разложению детей (2%) (см. рис. 4 и схему 1 в Приложении).
6. Компьютерное моделирование выделило два типа детей из социально неблагополучных семей по характеристикам, наносящим ущерб социализации детей: 2) агрессивные (80%), 2) подверженные социальной деградации (20%) (см. схему 2 в Приложении).
7. Для социально неблагополучных семей, с которыми чаще всего приходится работать в регионе (муниципалитете), в первую очередь характерны 4 неблагоприятные ситуации: отсутствие у детей надлежащих гигиенических условий; безнадзорность, беспризорность детей; неисполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, приводящее к совершению ребенком противоправных деяний; отсутствие у детей регулярного питания.
Также относительно широко распространены такие явления, как: отсутствие у детей одежды по сезону; неисполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, приводящее к нарушению прав ребенка на образование; нанесение ребенку психического, морального ущерба.
Относительно редки семьи, принуждающие детей к проституции, попрошайничеству, участию в азартных играх, зато имеет место принуждение к потреблению спиртных напитков, нанесение ребенку физического ущерба и отказ от лечения детей.
8. Для детей из социально неблагополучных семей, с которыми чаще всего приходится работать в регионе (муниципалитете), прежде всего характерны три вида неблагоприятного поведения: проявление агрессии, хулиганство; систематическое потребление алкогольных напитков; поведение криминального характера. Также распространен еще
один вид поведения - бродяжничество, попрошайничество. Реже встречается потребление психоактивных веществ (см. табл. 1 в Приложении).
9. Оценка экспертами тенденции изменения в регионе (муниципалитете) численности детей из неблагополучных семей показывает степень озабоченности компетентных органов степенью сложности или распространенности проблемы (см. рис. 5 в Приложении). По мнению 30% экспертов в их регионе численность детей из неблагополучных семей высокая; по мнению 70% - низкая. По мнению 20% экспертов, в их регионах (прежде всего в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Приволжском, Дальневосточном федеральных округах) имеет место рост численности детей из социально неблагополучных семей, по мнению 45% - имеет место снижение численности (прежде всего в Север-Кавказском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах), по мнению 35% экспертов в их регионах численность детей из социально неблагополучных семей за последние 3 года не изменилась (см. рис. 7 и 8 в Приложении).
4. Работа с детьми из неблагополучных семей
10. Согласно мнению экспертным оценкам, в 60% регионов (муниципалитетов) работа с детьми, находящимися в социальном опасном положении, происходит в зависимости от типа социальной девиантности в семье. Только при добровольном сотрудничестве с семьями эта работа проходит в 30% случаев. В 10% случаев работа с детьми, находящимися в социальном опасном положении, происходит при директивном принуждении семьи к сотрудничеству или без учета желания семьи. Методы директивного воздействия на семью характерны в основном для Профсоюза работников образования и науки, но в целом представители обеих организаций стараются действовать по обстоятельствам, т.е. в зависимости от характера девиации семьи.
Директивные методы взаимодействия с социально неблагополучными семьями чаще всего практикуются в Дальневосточном, Северо-Западном, Южном, Сибирском федеральных округах и в мегаполисах.
11. Эффективность взаимодействия с социально неблагополучной семьей в воспитании детей представители и органов управления образованием, и Профсоюза оценили в среднем на 55%, причем как в мегаполисах, так и в областных, и в районных центрах.
5. Характеристика педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей
12. Для работы с детьми из социально-неблагополучных семей привлекаются в основном педагоги с большим общим стажем педагогической работы, средний показатель которого составляет в школах - 16 лет, в учреждениях НПО - 12,5 лет, в том числе среди педагогов школы 36%, а педагогов учреждений НПО - 33% имеют общий педагогический стаж более 20 лет.
13. Средний показатель стажа работы педагогов с детьми из социально неблагополучных семей в школах составляет - 9 лет, в учреждениях НПО - 9,5 лет, при этом 41% педагогов данной категории как в школах, так и в учреждениях НПО работают с такими детьми более 10 лет.
14. Средний возраст педагогов школ, работающих с детьми из социально неблагополучных семей - 41 год, педагогов учреждений НПО - 43 года. Педагоги школ данной категории в возрасте старше 40 лет составляют 53%, педагоги учреждений НПО - 61%.
15. Среди педагогов школ, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, своих детей имеют 85%, среди педагогов учреждений НПО таковых - 82%. Учет этого показателя важен потому, что педагоги, не имеющих своих детей, в ходе опроса чаще, чем педагоги, имеющие своих детей, жаловались на чувство психологического дискомфорта при работе с детьми из социально-неблагополучных семей.
16. Среди педагогов школ, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, 26% - социальные педагоги, 15% - педагоги-психологи, 52% - учители-предметники, 7% - педагоги дополнительного образования. Среди них 54% - классные руководители.
Среди педагогов учреждений НПО, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, 27% - социальные педагоги, 8% - педагоги-психологи, 36% - педагоги- предметники, 29% - мастера производственного обучения. Среди них 27% - классные руководители (руководители групп).
17. Среднее число детей, из социально неблагополучных семей, прикрепленных к одному педагогу школы - 3 детей, к педагогу учреждения НПО - 4 детей. Этот средний показатель отличается большим разбросом конкретных значений и в действительности к 45% педагогов и школ, и учреждений НПО прикреплены более 3-х детей.
18. Для 76% педагогов школ и 85% педагогов учреждений НПО, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, данная работа является их личным выбором. Среди педагогов школ - 24%, педагогов учреждений НПО - 15% стали работать с детьми из социально неблагополучных семей под давлением обстоятельств: в том числе для 5% учителей школ и 4% педагогов учреждений НПО, занимающихся детьми из неблагополучных семей, в учреждениях нет другой работы, а 19% учителей школ и 11% педагогов учреждений НПО данной категории, по собственному признанию, поставили перед выбором. Среди категории педагогов, вынужденно выполняющих работу с детьми из неблагополучных семей, многие психологически могут быть не подготовлены к такой работе.
19. Основные функции, которые выполняют педагоги при работе с детьми из социально неблагополучных семей: 76% педагогов школ и 75% педагогов учреждений НПО осуществляют индивидуальное социально-психолого-педагогическое сопровождение детей; 54% педагогов школ и 40% педагогов учреждений НПО осуществляют коррекционно-развивающая работа с детьми из социально неблагополучных семей, испытывающих трудности в обучении; 27% педагогов школ и 25% педагогов учреждений НПО организуют дополнительное образование на базе образовательного учреждения.
20. Свою подготовленность для качественной работы с детьми из социально неблагополучных семей педагоги школ оценили по пятибалльной шкале в среднем на 4,1 балла. По мнению педагогов, для них прежде всего свойственны (средняя оценка 4,3 балла) умение сопереживать с проблемными детьми; налаживать контакт, коммуникацию с проблемными детьми; умение вызывать к себе доверие проблемных детей; терпение для работы с проблемными детьми. Свойственными для себя, хотя и несколько в меньшей мере (средняя оценка 4,0 балла), педагоги считают психическое равновесие при работе с проблемными детьми; умение убеждать проблемных детей, влиять на них; теоретическую подготовленность для работы с проблемными детьми; наличие практических навыков работы с проблемными детьми; природные качества психолога. Наиболее низко (3,9 балла) педагоги оценили свой интерес к работе с проблемными детьми.
Свою подготовленность для качественной работы с детьми из социально неблагополучных семей педагоги учреждений НПО оценили по пятибалльной шкале в среднем на 4,2 балла. По мнению педагогов, для них прежде всего свойственны (средняя оценка 4,3 балла) умение сопереживать с проблемными детьми; налаживать контакт, коммуникацию с проблемными детьми; умение вызывать к себе доверие проблемных детей; терпение для работы с проблемными детьми, то есть такие же качества, кие были названы учителями общеобразовательной школы. Свойственными для себя, хотя и несколько в меньшей мере (средняя оценка 4,1 балла), педагоги считают психическое равновесие при работе с проблемными детьми; умение убеждать проблемных детей, влиять на них; наличие практических навыков работы с проблемными детьми; природные качества психолога. На 4,0 балла педагоги оценили свой интерес к работе с проблемными детьми, теоретическую подготовленность для работы с проблемными детьми, природные качества психолога.
21. Анализ условий работы педагогов с детьми из социально неблагополучных семей выявил следующие трудности:
А) Трудности, имеющие место для педагогов школ:
- основные затруднения у педагогов возникают в работе с детьми из социально неблагополучных семей в первые 1-3 года, прежде всего по следующим 4-м характеристикам: теоретическая подготовленность для работы с проблемными детьми; практические навыки работы с проблемными детьми; природные качества психолога, умение убеждать проблемных детей, влиять на них; интерес к работе с проблемными детьми;
- эти затруднения характерны для тех педагогов школ, кто работает с детьми из социально неблагополучных семей, так как в школе нет другой работы, или кого "поставили перед выбором";
- касательно вывода в предыдущем пункте речь идет о педагогах-предметниках, в том числе о классных руководителях;
- затруднения испытывают прежде всего педагоги в возрасте до 30 лет;
- затруднения характерны для педагогов, не имеющих собственных детей;
- педагоги школ, имеющие трудности в работе с детьми из социально неблагополучных семей, наиболее характерны для контингента в Уральском, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.
Б) Трудности, имеющие место для педагогов учреждений НПО:
- основные затруднения у педагогов учреждений НПО возникают в работе с детьми из социально неблагополучных семей в первые 5 лет, прежде всего по следующим 4-м характеристикам: теоретическая подготовленность для работы с проблемными детьми; практические навыки работы с проблемными детьми; природные качества психолога, умение убеждать проблемных детей, влиять на них; интерес к работе с проблемными детьми;
- эти затруднения характерны для тех педагогов, кто работает с детьми из социально неблагополучных семей, так как в учреждении НПО нет другой работы, или кого "поставили перед выбором";
- касательно вывода в предыдущем пункте речь идет о педагогах-предметниках, в том числе о руководителях группы;
- затруднения испытывает прежде всего возрастная группа 26-40 лет;
- педагоги учреждений НПО, имеющие трудности в работе с детьми из социально неблагополучных семей, наиболее характерны для контингента в Уральском, Дальневосточном, Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах.
22. По оценкам экспертов, мероприятия по повышению квалификации, которые проводились за последние три года для педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, по годам различаются мало. Это: курсы повышения квалификации, целевые семинары, тематический обмен опытом, тематические лекции, целевые установочные собрания.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
24. Результаты опроса свидетельствуют о постоянном росте численности педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, участвующих в повышении квалификации по профилю своей деятельности: среди педагогов школы в повышении квалификации участвовали в 2012 году - 60%, в 2013 году - 71%, в 2014 году - 82%; среди педагогов учреждений НПО: в 2012 году - 60,7%, в 2013 году - 74%, в 2014 году - 79%.
25. Эффект мероприятий по повышению квалификации с точки зрения улучшения работы с детьми из социально неблагополучных семей педагоги как школ, так и учреждений НПО оценивают в целом положительно по ряду критериев: способствуют повышению общетеоретических знаний и методических знаний прежде всего курсы повышения квалификации и тематические лекции; способствует обогащению практических навыков прежде всего тематический обмен опытом. Другие формы повышения квалификации также вносят позитивный вклад в обогащение знаний педагогов.
26. Все основные виды мероприятий по повышению квалификации педагогов школ организует в основном территориальное (муниципальное) управление образованием. Направляет педагогов на курсы повышения квалификации и на тематический обмен опытом образовательное учреждение. Участвует в этом в некоторой степени и Комиссия по делам несовершеннолетних
27. Учреждения оказывают педагогам следующую поддержку профессионального развития, повышения эффективности работы с детьми из социально неблагополучных семей: организация обмена опытом, организация профессионального общения, индивидуальные психологические консультации, помощь в использовании ресурсов сети Интернет, индивидуальные методические консультации, психологические тренинги. Эту помощь в равной степени получают все педагоги, независимо от стажа работы с детьми из социально неблагополучных семей, профессионального статуса, типа поселения и федерального округа.
6. Материальное стимулирование труда педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей
28. По поводу состояния материального стимулирования педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, единство мнений как представителей органов управления образованием, так и представителей Профсоюзов работников образования и науки проявляется только в том, что половина педагогов получают стимулирующую надбавку, а половина не получают.
О том, что педагоги, работающие с детьми из социально неблагополучных семей, получают специальное материальное стимулирование к основному окладу, сказали 49% опрошенных представителей органов управления образованием и 42% представителей Профсоюзов. Такое мнение высказали в мегаполисах - 30%, в административных центрах субъектов РФ - 41%, в районных городах - 51% экспертов. Разброс этого экспертного мнения особенно велик по федеральным округам РФ (см. рис. 9 в Приложении).
29. Реальную ситуацию (с погрешностью 5%) дает мнение педагогов. Специальное материальное стимулирование к основному окладу за работу с детьми из социально неблагополучных семей получают, по собственному признанию, 33% педагогов школ и 35% педагогов учреждений НПО, причем доля получающих материальное стимулирование в целом не зависит от стажа работы с детьми из неблагополучных семей.
30. В школах наиболее велика доля получающих надбавку среди социальных педагогов и педагогов-психологов (51%), меньше всего - среди педагогов дополнительного образования (23%).
В учреждениях НПО наиболее велика доля получающих надбавку среди социальных педагогов (51%), меньше всего - среди мастеров производственного обучения (23%), т.е. максимальная и минимальные величины получающих стимулирующую надбавку в школах и учреждениях НПО совпадают, различаются лишь категории педагогов, (также см. рис. 10 и 11 в Приложении).
31. Специальное материальное стимулирование к основному окладу за работу с детьми получают среди педагогов школ в мегаполисах - 36%, административных центрах субъектов РФ - 34%, в районных центрах - 31,%; среди педагогов учреждений НПО:
32. Материальное стимулирование педагогов за работу с детьми из социально неблагополучных семей различается по федеральным округам РФ.
Доля получающих специальное материальное стимулирование за работу с детьми из социально неблагополучных семей велика (до 61-64%) среди педагогов школ Северо-Западного и Северо-Кавказского, мала (18-26%) среди педагогов Приволжского, Южного, Уральского, Дальневосточного федеральных округов.
Доля получающих специальное материальное стимулирование за работу с детьми из социально неблагополучных семей относительно велика (45-60%) среди педагогов учреждений НПО Северо-Западного, Приволжского и Сибирского, мала (13-30%) среди педагогов Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов (см. также рис. 13-14 в Приложении).
33. Основная масса педагогов школ, среди получающих надбавку (76%), стали ее получать в период 2012-2014 годы. До этого периода набавку получали 23% из нынешнего контингента, работающего с детьми из неблагополучных семей. Относительно всех педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, эти показатели составляют соответственно 25% и 7,5%.
Основная масса педагогов учреждений НПО, среди получающих надбавку (78%)2 *(2)*(3), стали ее получать в период 2012-2014 годы. До этого периода набавку получали 22% из нынешнего контингента педагогов учреждений НПО, работающих с детьми из неблагополучных семей. Относительно всех педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, эти показатели составляют соответственно 27% и 7,5% (см. также рис. 14-15 в Приложении).
34. Основная форма стимулирования для 59% педагогов школ, получающих стимулирующую надбавку, - включение в показатели стимулирующих выплат в рамках новой системы оплаты труда показателей, характеризующих результативность работы с детьми из социально неблагополучных семей, а для 41% - ведение дополнительных выплат стимулирующего характера за работу с детьми из неблагополучных семей.
Основная форма стимулирования для 50% педагогов учреждений НПО - включение в показатели стимулирующих выплат в рамках новой системы оплаты труда показателей, характеризующих результативность работы с детьми из социально неблагополучных семей, а для 46% - ведение дополнительных выплат стимулирующего характера за работу с детьми из неблагополучных семей.
35. Сравнение мнения экспертов и высказываний педагогов свидетельствует о том, что эксперты не вполне ориентируются в вопросах величины стимулирующей доплаты педагогам в школах, а по доплате педагогам учреждений НПО дают точную оценку. По оценкам экспертов, средняя величина стимулирования в расчете на одного педагога составляет 2 260 рублей в месяц: по мнению представителей органов управления образованием - 2 105 рублей, представителей Профсоюза работников образования и науки - 2 515 рублей.
По высказываниям педагогов вырисовывается несколько иная картина.
Средняя величина стимулирования у педагогов школ - 3 080 рублей в месяц, а среднемесячный заработок по основному месту работы - 19 670 рублей, т.е. стимулирование составляет в среднем 16% от заработка педагогов по основному месту работы.
Средняя величина стимулирования у педагогов учреждений НПО - 2 630 рублей в месяц, а среднемесячный заработок по основному месту работы - 17 810 рублей, т.е. стимулирование составляет в среднем 15% от заработка педагогов по основному месту работы.
36. Величина стимулирования и в школах, и в учреждениях НПО в целом зависит от стажа работы педагогов с детьми из неблагополучных семей. В школе стимулирующая надбавка тех, кто работает с детьми из социально неблагополучных семей не более года, составляет в среднем 1910 рублей, а кто работает с такими детьми 6-10 лет - 4 475 рублей. В учреждениях НПО ситуация несколько иная, работающие с детьми менее года получают надбавку в среднем 2860 рублей, а работающие с детьми 2-5 лет - 1 800-1 900 рублей. В итоге эта категория педагогов учреждений НПО - работающие с детьми 2-5 лет - выражают неудовлетворенность своей работой.
37. Наиболее низкие доплаты имеют педагоги школ в Южном и Дальневосточном федеральных округах - соответственно в среднем 720 и 1 785 рублей, и педагоги учреждений НПО в Южном и Дальневосточном федеральных округах - 1 740 и 1 500 рублей (также см. рис. 16-17 в Приложении).
38. Величина материального стимулирования зависит от количества детей из неблагополучных семей, закрепленных за педагогом. Так, при работе с 1 ребенком стимулирующая надбавка для педагога школы составляет в среднем 1 420 рублей, 2 детей - 2 670 рублей, 3 детей - 2 180 рублей, более 3-х детей - 3 620 рублей.
При работе с 1 ребенком стимулирующая надбавка для педагога учреждения НПО составляет в среднем 1 670 рублей, 2 детей - 2 850 рублей, 3 детей - 1 840 рублей, более 3-х детей - 2 725 рублей.
39. Стимулирование педагогов за работу с детьми из неблагополучных семей призвано улучшить их материальное благосостояние, поэтому были соотнесены величины стимулирующей надбавки и заработной платы педагогов по основному месту работы - этот показатель варьирует в пределах 15-20% в зависимости от стажа работы педагогов и школ, и учреждений НПО с детьми из неблагополучных семей.
40. В соотношении с зарплатой как педагогов школ, так и педагогов учреждений НПО, имеющих различный профессиональный статус, надбавка наиболее ощутима у педагогов-психологов и социальных педагогов. У первых надбавка в школе составляет 27% относительно заработка по основному месту работы, у вторых - 19%. В учреждениях НПО эти показатели составляют соответственно 16% и 19%.
41. Стимулирующая надбавка положительно повлияла на величину заработка. По мнению 61% педагогов школ и 64% педагогов учреждений НПО стимулирующая надбавка содействовала тому, что их заработок сравнялся со средним заработком большинства работников учреждения, в котором они работают. Еще у 12% педагогов школ и 11% педагогов учреждений НПО заработок стал превышать средний заработок большинства работников учреждения; у 21% педагогов школ и 25% педагогов учреждений НПО заработок остался ниже среднего заработка большинства работников учреждения (среди педагогов школ 6% затруднились ответить).
42. Стимулирующая надбавка в школе в наибольшей степени способствовала росту заработка педагогов-психологов и классных руководителей, прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге и в административных центрах субъектов РФ. Наибольший эффект стимулирующей надбавки имеет место в Уральском, Центральном и Дальневосточном федеральных округах, наименьший эффект - в Сибирском федеральном округе.
Стимулирующая надбавка в учреждении НПО в наибольшей степени способствовала росту заработка мастеров производственного обучения, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в административных центрах субъектов РФ. Наибольший эффект стимулирующей надбавки имеет место в Центральном, Южном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах, наименьший эффект - в Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах.
43. По мнению 67% опрошенных педагогов школ 69% педагогов учреждений НПО, стимулирующая надбавка за работу с детьми из социально неблагополучных семей в целом содействовала росту личного (семейного) благосостояния, в том числе по мнению 20% педагогов школ и 11% педагогов учреждений НПО - содействовала в значительной степени. 30% педагогов школ и 32% педагогов учреждений НПО сказали, что стимулирующая надбавка не содействовала росту личного (семейного) благосостояния.
44. Источник материального стимулирования педагогов за работу с детьми из социально неблагополучных семей различный. Согласно оценкам, высказанным экспертами, основные источники - территориальный и муниципальный бюджет, собственные средства образовательного учреждения (в совокупности эти три источника назвали 74% опрошенных экспертов, 8% экспертов не смогли назвать источники финансирования). В результате нормирования ответов 92% экспертов получим следующую структуру источника материального стимулирования педагогов за работу с детьми из социально неблагополучных семей различный (см. также рис. 20 в Приложении).
7. Моральное стимулирование труда педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей
45. Среди педагогов школ 53%, педагогов учреждений НПО - 51% указали, что в учреждении, в котором они работают, применяются меры морального стимулирования и повышения социального статуса педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. Основные формы морального стимулирования: благодарность (устная, в том числе на педсовете), запись в трудовую книжку, грамота, материальное поощрение, премия, надбавки.
46. Среди педагогов школ лично удостоились в моральном стимуле за работу с детьми из социально неблагополучных семей - 35%, среди педагогов учреждений НПО - 33%.
47. Большинство педагогов и школ, и учреждений НПО высказали два предложения, которые, по их мнению, могут способствовать улучшению работы с детьми из социально неблагополучных семей: увеличить заработную плату (материальное стимулирование), расширить оказание методической и психологической помощи в работе.
Более подробные показатели мониторинга изложены в трех отчетах, приложенных к информационно-аналитической записке.
Приложение
Рисунок 1
Доля (вклад) организаций в первичное выявление семей, находящихся в социально опасном положении, % (экспертная оценка)
Рисунок 2
Доля участия организаций в разработке региональной (муниципальной) программы социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с риском социального благополучия, %
Рисунок 3
Доля участия организаций в контроле за реализацией региональной (муниципальной) программы социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с риском социального благополучия, %
Рисунок 4
Соотношение типов социально неблагополучных семей, наносящих ущерб социализации детей, %
Схема 1
Характеристика типов социально неблагополучных семей, наносящих ущерб социализации детей
Схема 2
Характеристика типов детей из социально неблагополучных семей
Таблица 1
Экспертная характеристика детей из социально неблагополучных семей с которыми чаще всего приходится работать в регионе (муниципалитете) %
|
В первую очередь |
Такие есть, но не очень много |
Таких нет или затруднились ответить |
Индекс "не благополучности поведения" *(4) (экспертная оценка) |
Индекс "неблагополучности поведения" (оценка педагогами школы) |
Индекс "неблагополучности поведения" (оценка педагогами учреждения НПО) |
Систематическое потребление наркотиков |
4,5 |
43,2 |
52,3 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
Систематическое потребление психотропных или иных одурманивающих веществ |
7,6 |
50,8 |
41,6 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Систематическое потребление алкогольных напитков |
34,1 |
50,8 |
15,1 |
-0,5 |
0,2 |
0,3 |
Бродяжничество, попрошайничество |
17,4 |
53,0 |
29,6 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Агрессивное поведение, хулиганство |
43,9 |
50,0 |
6,1 |
-0,6 |
0,8 |
0,7 |
Поведение криминального характера |
18,9 |
65,2 |
15,9 |
-0,4 |
0,2 |
0,2 |
Рисунок 5
Мнение экспертов в федеральных округах РФ о численности в регионе
(муниципалитете) детей из неблагополучных семей, % 5
5 Примечание. Здесь и далее вертикальное дополнение соответствующих пар числовых показателей до 100% составляют затруднившиеся ответить.
Рисунок 7
Мнение экспертов в федеральных округах о том, как изменилась в регионе (муниципалитете) численность детей из неблагополучных семей за последние 3 года, %
Рисунок 8
Мнение экспертов в поселениях разного типа о том, как изменилась в регионе (муниципалитете) численность детей из неблагополучных семей за последние 3 года, %
Рисунок 9
Доля экспертов, указавших, что в их регионе (муниципалитете) педагоги, работающие с детьми из социально неблагополучных семей, получают специальное материальное стимулирование к основному окладу
Рисунок 10
Доля получающих материальное стимулирование к основному окладу за работу с детьми из социально неблагополучных семей среди педагогов школ с различным профессиональным статусом, %
Рисунок 11
Доля получающих материальное стимулирование к основному окладу за работу с детьми из социально неблагополучных семей среди педагогов учреждений НПО с различным профессиональным статусом, %
Рисунок 12
Доля получающих материальное стимулирование к основному окладу за работу с детьми из социально неблагополучных семей среди педагогов школ в федеральных округах РФ, %
Рисунок 13
Доля получающих материальное стимулирование к основному окладу за работу с детьми из социально неблагополучных семей среди педагогов учреждений НПО в федеральных округах РФ, %
Рисунок 14
Кумулята тенденции получения педагогами школ надбавки к основному окладу за работу с детьми из неблагополучных семей, %
Рисунок 15
Кумулята тенденции получения педагогами учреждений НПО надбавки к основному окладу за работу с детьми из неблагополучных семей, %
Рисунок 16
Величина стимулирования педагогов в школах федеральных округов РФ, рублей
Рисунок 19
Величина стимулирования педагогов учреждений НПО в федеральных округах РФ, рублей
Рисунок 20
Мнение экспертов о доле источников финансирования педагогов за работу с детьми из социально неблагополучных семей, %
-------------------------------------------
*(1) Источники информации: Образование в Российской Федерации. Минобрнауки России, Росстат, Высшая школа экономики. М.: 2014; Образование в России. Минобрнауки России, Московский госуниверситет приборостроения и информатики. М.: 2014.
*(2) Базу 100% расчёта составляют те респонденты, кто получает специальное материальное стимулирование к основному окладу, то есть 33,1% от общего числа опрошенных педагогов.
*(3) Базу 100% расчёта составляют те респонденты, кто получает специальное материальное стимулирование к основному окладу, то есть 34,7% от общего числа опрошенных педагогов.
*(4) Индекс изменяет свою величину в пределах "+/" - явление не характерно ни для одной из неблагополучных семей региона (района, муниципалитета), до "-/" - явление характерно для всех неблагополучных семей региона (района, муниципалитета).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 11 августа 2015 г. N 209/03-08/5760 "О реализации мероприятий по поддержке педагогов"
Текст письма официально опубликован не был