Постановление министерства образования и науки Архангельской области
от 29 июля 2015 г. N 11
"Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области"
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", подпунктом 25 пункта 9 и пунктом 15 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 года N 120-пп, в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, министерство образования и науки Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр |
И.В. Скубенко |
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области
(утв. постановлением министерства образования и науки Архангельской области от 29 июля 2015 г. N 11)
1. Общие положения
Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Категория обучаемых: граждане, желающие усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее - гражданин, выразивший желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей).
Требования к специалистам: к подготовке привлекаются специалисты, имеющие профессиональное образование по профилю, соответствующему преподаваемому разделу программы подготовки, а также лица, имеющие опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; специалисты, осуществляющие подготовку граждан, не реже одного раза в два года повышают квалификацию.
Основные формы работы с гражданами: лекция, практикум.
Результаты освоения программы: граждане, успешно освоившие программу,
1) должны иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие;
об особенностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, потребностях его развития, основах ухода за ним;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю.
2) должны знать:
права и обязанности граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации, прошлого опыта ребенка;
роль семьи и ее членов в полноценном развитии ребенка;
особенности протекания периода адаптации ребенка в семье;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье.
3) должны уметь:
реагировать на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, создавать безопасную среду обитания, исключающую жестокое обращение с ребенком и домашний травматизм;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи и специалистами в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и гражданам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
использовать полученные знания для анализа собственных компетенций, осознания и оценки готовности и ресурсов для принятия в семью ребенка.
Общая трудоемкость программы: программа рассчитана на 72 академических часа, в том числе: лекций - 18 академических часов, практических занятий - 54 академических часа, преимущественная форма проведения занятий - тренинг (с включением интерактивных лекций).
Форма обучения: очная.
Режим занятий: в удобное для граждан время, в том числе в вечернее время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Продолжительность реализации программы: период проведения подготовки не должен быть менее 5 календарных дней и более 180 календарных дней;
Наполняемость групп: подготовка осуществляется в группе и (или) индивидуально; численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек; в случае индивидуальной подготовки органом опеки и попечительства или организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.
Информационно-методическое обеспечение: органом опеки и попечительства и (или) организацией обеспечивается предоставление гражданам справочных, информационных и методических материалов по вопросам, включенным в программу подготовки.
Форма итоговой аттестации: собеседование.
2. Учебный план
N |
Название раздела |
Всего академических часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практикум |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Введение |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Особенности ребенка, лишенного родительского попечения |
20 |
6 |
14 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы. Заполнение тестов, опросников |
3 |
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семье усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей |
38 |
6 |
32 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы |
4 |
Правовые основы устройства детей на воспитание в семьи граждан |
8 |
4 |
4 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы. Собеседование |
5 |
Результаты освоения программы подготовки граждан, выразивших желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
2 |
- |
2 |
Заполнение тестов, опросников. Собеседование |
|
Итого |
72 |
18 |
54 |
|
3. Учебно-тематический план
N |
Название тем разделов |
Всего академических часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практикум |
||||
Раздел 1. Введение | |||||
1.1 |
Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание принять в семью |
2 |
2 |
2 |
|
|
ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
|
|
|
1.2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации граждан, выразивших желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
2 |
- |
2 |
Выполнение практических заданий. Заполнение тестов, опросников |
Раздел 2. Особенности ребенка, лишенного родительского попечения | |||||
2.1 |
Этапы развития ребенка. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
12 |
3 |
9 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы |
2.2 |
Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей |
8 |
3 |
5 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы |
Раздел 3. Воспитание детей в детей, оставшихся без попечения родителей, в семье усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей | |||||
3.1 |
Адаптация ребенка и семьи, принявшей его на воспитание |
6 |
2 |
4 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы |
3.2 |
Управление "трудным" поведением ребенка, оставшегося без попечения родителей |
8 |
2 |
6 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы |
3.3 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
10 |
2 |
8 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы |
3.4 |
Особенности полового воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей |
6 |
- |
6 |
Выполнение практических заданий |
3.5 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
8 |
- |
8 |
Выполнение практических заданий, самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью | |||||
4.1 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
4 |
2 |
2 |
Выполнение самостоятельной работы |
4.2 |
Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4 |
2 |
- |
|
Раздел 5. Результаты освоения программы подготовки граждан, выразивших желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей | |||||
5.1 |
Подведение итогов освоения программы подготовки граждан, выразивших желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
2 |
- |
2 |
Заполнение тестов, опросников. Собеседование |
|
Итого |
72 |
18 |
54 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление министерства образования и науки Архангельской области от 29 июля 2015 г. N 11 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Архангельской области (http://www.dvinaland.ru) 4 августа 2015 г.
Постановлением министерства образования Архангельской области от 22 июня 2021 г. N 17 настоящий документ признан утратившим силу с 25 июня 2021 г.