В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", подпунктом 25 пункта 9 и пунктом 15 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 года N 120-пп, в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, министерство образования и науки Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области.
2. Признать утратившим силу постановление министерства образования и науки Архангельской области от 29 июля 2015 года N 11 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр |
О.В. Русинов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением министерства
образования Архангельской области
от 22 июня 2021 г. N 17
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области
1. Общие положения
Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Задачи подготовки:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, разлуки с биологической семьей, нарушенной привязанности) на его психофизическое развитие и поведение;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Категория обучаемых: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Формы обучения: очная или очно-заочная, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме, при проведении лекций, индивидуального консультирования, за исключением тренингов, проводимых исключительно в очной форме.
Результаты обучения: граждане, успешно освоившие программу,
1) должны иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие;
об особенностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, потребностях его развития, основах ухода за ним;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о мотивах принятия ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
2) должны знать:
права и обязанности граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
особенности воспитания и развития подростков, сиблингов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации, прошлого травматического опыта ребенка;
роль семьи и ее членов в полноценном развитии ребенка;
особенности протекания периода адаптации ребенка в семье;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
основы финансовой грамотности;
3) должны уметь:
реагировать на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
принимать ответственное решение о приёме ребенка (детей) в семью на воспитание;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, создавать безопасную среду обитания, исключающую жестокое обращение с ребенком и домашний травматизм;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и гражданам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
использовать полученные знания для анализа собственных компетенций, осознания и оценки готовности и ресурсов для принятия в семью ребенка, в том числе, детей, относящегося к особым категориям (подростков, сиблингов, детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Общая трудоемкость программы: программа рассчитана на 80 академических часов, в том числе: лекций - 24 академических часа, практических занятий - 56 академических часов, преимущественная форма проведения занятий - тренинг (с включением интерактивных лекций).
Режим занятий: до 8 часов в день (по очной форме обучения).
Продолжительность реализации программы: не менее пяти календарных дней и не более 180 календарных дней;
Наполняемость групп: подготовка осуществляется в группе и (или) индивидуально; численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек; в случае индивидуальной подготовки органом опеки и попечительства или организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.
Информационно-методическое обеспечение: органом опеки и попечительства и (или) организацией обеспечивается предоставление гражданам справочных, информационных и методических материалов по вопросам, включенным в программу подготовки.
Форма итоговой аттестации: тестирование, собеседование.
Итоговый документ: свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Учебно-тематический план
N |
Название темы <*> |
Лекционная часть, акад. часов |
Практическая часть, акад. часов |
Форма контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
- |
3 |
Выполнение практических заданий |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. |
2 |
3 |
Выполнение практических заданий |
3 |
Этапы развития ребенка |
2 |
4 |
Выполнение практических заданий |
4 |
Психоречевое развитие ребенка |
1 |
2 |
Выполнение практических заданий |
5 |
Особенности медицинской составляющей при знакомстве с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
1 |
4 |
Выполнение практических заданий |
6 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
2 |
3 |
Выполнение практических заданий |
7 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития приемного ребенка |
1 |
3 |
Выполнение практических заданий |
8 |
Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка (особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
1 |
3 |
Выполнение практических заданий |
9 |
Особенности воспитания подростков, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье |
1 |
2 |
Выполнение практических заданий |
10 |
Воспитание сиблингов (братьев и сестер) в приемной семье |
1 |
2 |
Выполнение практических заданий |
11 |
Психолого-педагогические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
2 |
4 |
Выполнение практических заданий |
12 |
Привязанность в жизни ребенка Необходимые условия формирования надежной привязанности Виды и причины нарушения привязанности |
2 |
3 |
Выполнение практических заданий |
13 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Психологическая подготовка членов семьи к принятию ребенка |
2 |
3 |
Выполнение практических заданий |
14 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
2 |
3 |
Выполнение практических заданий |
15 |
"Трудное поведение": понятие, навыки управления "трудным поведением" ребенка. Позитивная дисциплина в жизни семьи |
1 |
3 |
Выполнение практических заданий |
16 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
1 |
3 |
Выполнение практических заданий |
17 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
2 |
4 |
Выполнение практических заданий |
18 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
- |
2 |
Выполнение практических заданий |
19 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
- |
2 |
Тестирование, собеседование, направленные на выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание |
|
Итого: |
24 |
56 |
|
<*> Примечание: |
Содержание тем определено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. N 623. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление министерства образования Архангельской области от 22 июня 2021 г. N 17 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Архангельской области"
Вступает в силу с 25 июня 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 июня 2021 г. N 2901202106250002