Решение Смоленской областной Думы
от 4 марта 1999 г. N 39
"О проекте областного закона
"О системе избирательных комиссий, комиссий референдума,
комиссий отзыва в Смоленской области""
Рассмотрев проект областного закона "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в Смоленской области", представленный избирательной комиссией Смоленской области, решение постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, Смоленская областная Дума Решила:
1. Проект областного закона "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в Смоленской области" принять в первом чтении.
2. Депутатам областной Думы, органам местного самоуправления, заинтересованным организациям замечания и предложения по проекту закона представить в областную Думу к 10 апреля 1999 г..
3. Постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка доработать проект областного закона "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в Смоленской области" и представить его на рассмотрение областной Думы во втором чтении.
Председатель
областной Думы |
В.И.Анисимов |
Проект
Закон Смоленской области
"О системе избирательных комиссий, комиссий референдума,
комиссий отзыва в Смоленской области"
(принят Смоленской областной Думой 4 марта 1999 г. в первом чтении)
Настоящий областной закон определяет систему, полномочия, порядок и сроки формирования, деятельности избирательных комиссий в Смоленской области при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, комиссий референдума при подготовке и проведении референдумов Смоленской области и местных референдумов, комиссий отзыва при подготовке и проведении отзыва депутата Смоленской областной Думы, главы администрации Смоленской области, депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного
самоуправления.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем областном законе
В настоящем областном законе используются следующие термины:
- избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
- избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными и областными законами, а его действующий устав зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования;
- избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, областном законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов;
- избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
- комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законом, федеральными и областными законами, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации;
- комиссии отзыва - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены настоящим областным законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение голосования по отзыву депутата Смоленской областной Думы, главы администрации Смоленской области, депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
- наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов, отзыва кандидатом, депутатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных областными законами, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями; лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на выборах, референдуме, отзыве уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, отзыва, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума, отзыва;
- органы государственной власти Смоленской области - Смоленская областная Дума и глава администрации Смоленской области;
- органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами;
- отзыв - досрочное прекращение полномочий депутата Смоленской областной Думы, главы администрации Смоленской области, депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на основе специально назначенного голосования избирателей, проводимого в соответствии с действующим областным законодательством;
- референдум местный (местный референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами, а также уставами муниципальных образований;
- референдум Смоленской области - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Смоленской области, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами;
- участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме;
- участник голосования по отзыву - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в голосовании по отзыву.
Статья 2. Основные задачи избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва
Основными задачами избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в Смоленской области является обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также осуществление подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва.
Статья 3. Система избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва
1. В Смоленской области действуют система избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва, включающая:
- избирательную комиссию Смоленской области;
- окружные избирательные комиссии. Окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- территориальные избирательные комиссии, формируемые в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей;
- участковые избирательные комиссии.
2. При проведении референдума Смоленской области избирательная комиссия Смоленской области действует в качестве комиссии референдума, комиссий отзыва. Избирательные комиссии муниципального образования действуют в качестве комиссий местного референдума, комиссий отзыва.
3. Совмещение избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов, отзыва различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, после согласования соответственно со Смоленской областной Думой, представительным органом местного самоуправления.
Статья 4. Гласность в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва
1. На всех заседаниях избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссии отзыва зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, кандидат от которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, отзыва, отзываемое лицо или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссии отзыва публикуются в установленных средствах массовой информации за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные федеральными и областными законами.
3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума, участковой комиссии отзыва и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.
4. В помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно - территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, комиссиях отзыва при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, отзыва, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, отзыва, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.
6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, участка референдума, наименования избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
7. Областным законом, регулирующим порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, может быть предусмотрено направление наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном областным законом, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).
8. Указанные в пунктах 6 и 7 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссии отзыва в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в избирательную комиссию муниципального образования, территориальную и иную избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва - с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы.
9. Наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссии отзыва об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва либо составленных указанными комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва обязана выдать или заверить указанные копии;
ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию Смоленской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд, а действия (бездействие) комиссии референдума - в территориальную комиссию референдума, избирательную комиссию Смоленской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
10. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям, участникам референдума избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;
б) расписываться за избирателя, участника референдума по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
в) заполнять за избирателя, участника референдума по его просьбе избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии, комиссии референдума, отзыва с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии, комиссии референдума, отзыва;
ж) вести агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума, отзыва.
11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, отзыва об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, референдума, отзыва, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов, референдума, отзыва.
12. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва производится председателем или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "копия верна", расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, отзыва.
13. Иностранные (международные) наблюдатели имеют право участвовать в работе избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в порядке, установленном федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 5. Организация деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва
1. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.
4. Заседания избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса.
5. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.
6. Заседание избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии Смоленской области является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса . е 7. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, отзыва, о признании выборов, референдума, отзыва несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва принимаются на заседании избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса.
8. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса.
9. При принятии решений избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва является решающим.
10. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.
11. Члены избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме выразить особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей (соответственно уровню выборов, референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
12. Избирательная комиссия Смоленской области, избирательная комиссия муниципального образования имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение деятельности указанных избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва. Работники данных аппаратов являются соответственно государственными, муниципальными служащими.
Избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва нештатных работников по трудовым соглашениям.
Глава II. Избирательные комиссии, комиссии референдумов, комиссии отзыва в Смоленской области
Статья 6. Статус, порядок формирования и деятельность избирательной комиссии Смоленской области
1. Избирательная комиссия Смоленской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий избирательной комиссии Смоленской области составляет пять лет.
2. Избирательная комиссия Смоленской области состоит из 12 членов. Избирательная комиссия Смоленской области формируется Смоленской областной Думой и главой администрации Смоленской области на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии Смоленской области предыдущего состава. Порядок формирования и деятельность избирательной комиссии Смоленской области регулируются областным законом "Об избирательной комиссии Смоленской области".
3. Избирательная комиссия Смоленской области осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Смоленской области и органы местного самоуправления, а также по проведению референдума Смоленской области, местных референдумов, отзыва.
Статья 7. Статус, порядок формирования и деятельность окружной избирательной комиссии
1. Окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти Смоленской области формируются в пределах одной административно-территориальной единицы (района, города), либо одна окружная избирательная комиссия на несколько административно-территориальных единиц.
2. При подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления по избирательным округам на территории муниципального образования с учетом численности избирателей формируются окружные избирательные комиссии, которые являются вышестоящими для участковых избирательных комиссий образованного избирательного округа.
3. В случае, если на территории одной административно-территориальной единицы предусмотрено образование одного избирательного округа избирательная комиссия муниципального образования, в состав которого входит указанная административно-территориальная единица, действует в качестве окружной избирательной комиссии, при этом окружная избирательная комиссия не образуется.
4. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Смоленской областной Думе и представительном органе местного самоуправления.
При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В случае, когда избирательный округ объединяет несколько муниципальных образований, члены окружной избирательной комиссии назначаются выборными органами местного самоуправления этих муниципальных образований в количестве, определяемом избирательной комиссией Смоленской области.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Смоленской областной Думы, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по составу избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в указанных органах государственной власти, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
5. Полномочия окружных избирательных комиссий устанавливаются соответствующими областными законами.
Окружная избирательная комиссия в пределах своей компетенции обеспечивает на территории избирательного округа реализацию и защиту избирательных прав, подготовку и проведение выборов, единообразное применение избирательного законодательства нижестоящими избирательными комиссиями, иных избирательных действий, а также решения иных вопросов, отнесенных к компетенции окружных избирательных комиссий.
6. Окружная избирательная комиссия по выборам в органы государственной власти Смоленской области состоит из 12 членов; окружная избирательная комиссия по выборам в органы местного самоуправления состоит из 6 членов.
7. Срок полномочий окружной избирательной комиссии равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляет данная избирательная комиссия.
Статья 8. Статус, порядок формирования и деятельность избирательной комиссии муниципального образования
1. На территории Смоленской области, в границах муниципального образования, территориальная избирательная комиссия действует в качестве избирательной комиссии муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования является юридическим лицом и действует на постоянной основе.
Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования, но не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления. 2. Избирательная комиссия муниципального образования формируются выборным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний (сходов) избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава.
3. Избирательные комиссии муниципальных образований состоят из 6-10 членов. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов указанной комиссии.
4. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Смоленской областной Думе и представительном органе местного самоуправления.
При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Смоленской областной Думы, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по составу избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в указанных органах государственной власти, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
5. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначит состав избирательной комиссии муниципального образования в срок установленный уставом муниципального образования, либо если на соответствующей территории отсутствует выборный орган местного самоуправления, назначение состава избирательной комиссии производится избирательной комиссией Смоленской области с соблюдением требований установленных действующим законодательством Российской Федерации.
6. Избирательная комиссия муниципального образования действует в качестве комиссии местного референдума, комиссии отзыва.
7. Избирательная комиссия муниципального образования в пределах своей компетенции осуществляет руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, а также комиссий референдума Смоленской области и местного референдума.
8. Финансирование деятельности избирательной комиссии муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета, а в случаях, предусмотренных федеральными и областными законами - за счет средств соответственно федерального и областного бюджетов.
Статья 9. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
1. Избирательная комиссия муниципального образования совместно с нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- обеспечивает на территории муниципального образования реализацию федеральных, областных и муниципальных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, Смоленской области, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, референдумов, отзыва;
- осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, референдумов, отзыва, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, иными участниками выборов, референдумов, отзыва для проведения соответствующей агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, отзыва;
- распределяет выделенные из местного бюджета, а в предусмотренных законом случаях - федерального, областного бюджетов, средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва, контролирует их целевое использование;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, комиссиям отзыва;
- заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдумов, отзыва;
- рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и областными законами, решениями органов местного самоуправления.
2. Избирательная комиссия муниципального образования совместно с органами местного самоуправления обеспечивает организацию работы государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этой организации (учета).
Статья 10. Статус, порядок формирования и деятельность территориальной избирательной комиссии
1. В муниципальном образовании с численностью избирателей более 200 тысяч формируются территориальные избирательные комиссии.
2. Территориальные избирательные комиссии по выборам в органы государственные власти Смоленской области, по выборам в органы местного самоуправления (далее по тексту - территориальная избирательная комиссия) формируются выборным органом местного самоуправления.
3. Территориальные избирательные комиссии состоят из 8 членов. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов указанной комиссии.
4. Территориальные избирательные комиссии, указанные в пункте 2 настоящей статьи формируются выборным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний (сходов) избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава.
5. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Смоленской областной Думе и представительном органе местного самоуправления.
При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Смоленской областной Думы, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе территориальной избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в указанных органах государственной власти, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
6. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначит состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок, либо если на соответствующей территории отсутствует выборный орган местного самоуправления, назначение состава территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией муниципального образования с соблюдением требований установленных действующим законодательством Российской Федерации.
7. Территориальная избирательная комиссия действует в качестве комиссии референдума, комиссии отзыва.
8. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий равен сроку полномочий соответствующей избирательной комиссии муниципального образования.
Статья 11. Полномочия территориальной избирательной комиссий
1. Территориальная избирательная комиссия:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва;
- распределяет денежные средства, выделенные на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва, между нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума, комиссиями отзыва, контролирует целевое использование указанных денежных средств;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, комиссиями отзыва;
- заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва;
- рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и областными законами, решениями органов местного самоуправления.
Статья 12. Статус, порядок формирования и деятельность участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума, участковой комиссии отзыва
1. Участковые избирательные комиссии, участковые комиссии референдумов, участковые комиссии отзыва (далее по тексту - участковая комиссия) формируются при проведении выборов в органы государственной власти Смоленской области и органы местного самоуправления, референдумов Смоленской области и местных референдумов, а также при проведении отзыва депутата Смоленской областной Думы, главы администрации Смоленской области, депутата выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
2. Участковые комиссии формируются выборным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний (сходов) избирателей по месту жительства, работы, службы.
3. Участковые комиссии состоят из 6-12 членов. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой комиссии.
4. Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети участковой комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Смоленской областной Думе и в выборном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Смоленской областной Думы, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе участковой комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в указанных органах власти, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
5. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначит состава участковой комиссии, либо если на соответствующей территории отсутствует выборный орган местного самоуправления, назначение состава избирательной комиссии, комиссии референдума производится вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением требований установленных федеральными и областными законами, уставом муниципального образования.
6. Участковая комиссия:
- оповещает население о дне и месте проведения голосования;
- уточняет список избирателей, участников референдума, представляет его для всеобщего ознакомления;
- обеспечивает подготовку и оборудование помещения для голосования;
- организует голосование;
- производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку;
- рассматривает жалобы, заявления по вопросам подготовки и проведения выборов, местного референдума, отзыва и принимает по ним решения;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и областными законами, решениями органов местного самоуправления.
7. Полномочия участковой комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, отзыва в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется служебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссии или судом.
Статья 13. Статус членов избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва
1. Членами избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, отзываемые лица и их представители, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
2. Под непосредственным подчинением в настоящем областном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно - распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
3. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов, референдума избирательной комиссии, комиссии отзыва.
4. Срок полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссии отзыва.
5. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
- подачи членом избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
- утраты членом избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва гражданства Российской Федерации;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва;
- признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
- смерти члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва;
- признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
- появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
6. Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии со статьей 14 настоящего закона.
7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва обязан назначить нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок , а в период проведения соответствующих выборов, референдума, отзыва не позднее чем через 10 дней со дня появления вышеуказанных обстоятельств в соответствии с требованиями, установленными настоящим областным законом.
8. Член избирательной комиссии Смоленской области, избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса может работать в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе.
9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
10. Органы государственной власти Смоленской области и органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению членов избирательных комиссий, замещающих должность на постоянной (штатной) основе, и работников аппаратов указанных комиссий.
Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, определяются областными законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
11. Члену избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы за счет средств организации, независимо от формы собственности. Члену избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва от основной работы, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, отзыва в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссии отзыва на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссии отзыва по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума, отзыва.
12. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса на период проведения выборов, референдума, отзыва не может быть привлечен без согласия прокурора Смоленской области к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
13. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов, референдума, отзыва не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
14. После регистрации соответствующей избирательной комиссией кандидата (списка кандидатов) данный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
15. При проведении референдума после принятия решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в Смоленской областной Думе, представительном органе местного самоуправления соответственно уровню референдума или в представительном органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.
16. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, отзыва, и права подписывать решения избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.
17. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
- заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва и требовать проведения по данным вопросам голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссии отзыва и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;
- вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
18. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, их назначившими, были избраны (приняли участие в распределении мандатов), продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии, членов комиссии референдума, комиссии отзыва с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям, проводимым на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании, или через 10 дней после официального опубликования результатов референдума.
19. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссии отзыва.
20. Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, комиссии референдума, отзыва и переданы другому лицу.
Статья 14. Расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва
1. В случае нарушения избирательной комиссией Смоленской области, окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, территориальной, участковой избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссии отзыва избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией Смоленской области в порядке, установленном федеральными законами (в том числе на основании судебного решения), областными законами, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, отзыва, указанная избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссии отзыва может быть расформирована судом соответственно установленной подсудности.
2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии Смоленской области вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов Смоленской областной Думы, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
3. С заявлением в суд о расформировании окружной, избирательной комиссии муниципального образования , территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Смоленской областной Думы, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия Смоленской области.
4. Органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссии отзыва не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.
5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Глава III. Заключительные положения
Статья 15. Вступление в силу настоящего областного закона
1. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Избирательные комиссии, сформированные до вступления в силу настоящего областного закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы.
3. Положения статей 3, 8, 9 настоящего областного закона, в части деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, вступают в силу после приведения уставов муниципальных образований в соответствие с требованиями настоящего областного закона о формировании, полномочиях и порядке деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, но не позднее 1 января 2000 года.
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов Смоленской области в соответствие с настоящим областным законом
Со дня вступления в силу настоящего областного закона областные законы, нормативные правовые акты главы администрации Смоленской области, избирательной комиссии Смоленской области, органов местного самоуправления, регулирующие деятельность избирательных комиссий, комиссий референдумов, комиссии отзыва применяются в части, не противоречащей настоящему областному закону.
Предложить органам местного самоуправления в двухмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим областным законом и принять соответствующие нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего областного закона.
Глава администрации
Смоленской области |
А.Д.Прохоров |
"____"________1999 г.
N ____
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленской областной Думы от 4 марта 1999 г. N 39 "О проекте областного закона "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва в Смоленской области"
Текст решения опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы N 2 от 6 апреля 1999 г.