Рассмотрев законодательную инициативу Московской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", решение постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, Смоленская областная Дума решила:
Законодательную инициативу Московской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" поддержать.
Председатель областной Думы |
В.И. Анисимов |
Проект
Вносится Московской
областной Думой
Российская Федерация
Федеральный закон
"О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997) следующие дополнения:
1. Статья 3:
а) пункт 2 статьи 3 после слов "и сделок с ним" дополнить текстом: "о размерах платы за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним";
б) пункт 2 статьи 3 дополнить абзацем:
"Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, определяющие льготные категории плательщиков, а также категории заявителей, освобождаемых от платы за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. Пункт 2 статьи 11 после слов "установленных субъектами Российской Федерации" дополнить текстом: "Размер платежей за регистрацию прав устанавливается в зависимости от видов регистрируемых прав на недвижимое имущество и сделок с ним и категории плательщиков. Размер платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах устанавливается в зависимости от категории плательщиков и количества объектов недвижимости, о которых предоставляются сведения.
3. Пункт 4 статьи 16 после слов "предъявляется документ об оплате регистрации" дополнить текстом: "кроме случаев, когда заявитель освобожден от платы за регистрацию прав.".
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Предлагаемые дополнения к Федеральному закону N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" направлены на уточнение полномочий субъектов Российской Федерации в отношении регулирования размеров платы за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.
К сожалению, действующая редакция Федерального закона и п. 3 Постановления Правительства от 26.02.98 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах", кроме деления заявителей на физических и юридических лиц, более не предусматривает иных принципов дифференцированного подхода при определении субъектами Российской Федерации размеров платежей. Например, отсутствует возможность устанавливать размер платы в зависимости от имущественного и социального статуса заявителей. Не предусмотрена также возможность полного освобождения отдельных категорий заявителей от платежей за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах.
Массовый характер регистрационных действий, охватывающий правообладателей всех форм собственности, а также постоянное увеличение минимального размера оплаты труда, от которого зависит величина платежей - все это обостряет проблему четкого законодательного определения на уровне субъектов Российской Федерации традиционно льготных категорий плательщиков.
В отношении физических лиц - это Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, дети-сироты и т.д.
В отношении правообладателей с правами юридических лиц - это органы государственной власти и местного самоуправления, в обязанность которых, например, входит подтверждение прав Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на государственное и муниципальное недвижимое имущество, а также сделки с ним. Как правило, ни соответствующие бюджеты, ни сметы органов по управлению государственным или муниципальным имуществом не предусматривают средств на финансирование затрат по оплате государственной регистрации прав.
В действующем Федеральном законе также четко не определены полномочия субъектов Российской Федерации по освобождению от платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество таких категорий заявителей, как органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные и налоговые органы и т.п.
Принятие на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, в Московской области, закона, направленного на урегулирование названных проблем, наталкивается на констатацию органами юстиции факта несоответствия федеральному законодательству закона субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые дополнения направлены на уменьшение социальной напряженности в обществе и скорейшее устранение противоречий между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленской областной Думы от 27 июня 2001 г. N 213 "О законодательной инициативе Московской областной Думы по внесению дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Текст решения опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы от 24 июля 2000 г. N 6