Рассмотрев законодательную инициативу Государственного Собрания Республики Саха по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", решение постоянной комиссии по социальной политике, Смоленская областная Дума решила:
Законодательную инициативу Государственного Собрания Республики Саха по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" поддержать.
Председатель областной Думы |
В.И. Анисимов |
Проект
Вносится Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Российская Федерация
Федеральный Закон
"О внесении изменений и дополнений в законодательные акты
Российской Федерации о возмещении работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием
либо иным повреждением здоровья, связанными
с исполнением ими трудовых обязанностей"
Статья 1.
1. Внести в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ следующие изменения и дополнения:
в пункте 2 статьи 2 слова "рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте," исключить.
2. Внести в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ следующие изменения и дополнения:
в части третьей статьи 29 слова "статью 1" заменить словами "статьи 1 и 4";
пункт 8 статьи 12 после слов "трудоспособных лиц" дополнить словами ", находящихся на его иждивении, но";
пункт 7 статьи 15 исключить.
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
В.Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей"
1. Статьей 29 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ не отменен абзац первый пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1 "Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".
Таким образом, все повышающие заработок коэффициенты до 1991 года сохранены, а начиная с 1992 года они законодательством не предусмотрены.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ предусмотрено: "В связи с повышением стоимости жизни установить, что суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, - в шесть раз, с 1 января 1992 года до 31 января 1993 года, - в три раза". В то же время статьей 3 вышеназванного закона установлено, что в связи с повышением стоимости жизни в 1993-1994 годах суммы возмещения вреда подлежат индексации: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза, с 1 апреля 1993 года - в 1,9 раза и так далее.
Таким образом, в связи с отсутствием повышающих коэффициентов с 1 января 1992 года до 31 января 1993 года остаются неиндексированными суммы возмещения вреда, подпадающие в указанный отрезок времени, что ущемляет права пострадавших, у которых страховой случай произошел в данный временной промежуток, и вызывает их многочисленные жалобы и обращения.
Для заполнения в законодательстве о возмещении вреда названного пробела предлагается в пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ слова "рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте," исключить. В этом случае суммы возмещения вреда работникам, пострадавшим в период с 1 января 1992 года до 31 января 1993 года, будут увеличены в 3 раза.
2. Согласно части третьей статьи 29 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ утратила силу только статья 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ. А статья 4 данного закона о перерасчете сумм возмещения вреда, если этот перерасчет улучшает материальное положение потерпевшего, сохранилась. Но в то же время перерасчеты страховых выплат производятся в соответствии с федеральными нормами, и Фонд социального страхования Российской Федерации не будет сохранять старые завышенные расчеты. Таким образом, норма, предусмотренная статьей 4, не может быть реализована и подлежит отмене.
3. Пунктом 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ установлено, что лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка, получаемого им при жизни, за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих право на получение страховых выплат. Например, среднемесячная зарплата застрахованного - 2100 рублей, в его семье - жена и сын работают и двое детей - иждивенцев. Зарплату отца делят на пятерых и вычитают доли отца, работающих матери и сына, на двоих иждивенцев получается по четыреста двадцать рублей. Такой расчет ущемляет права иждивенцев и противоречит норме статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что доля заработка погибшего возмещается иждивенцу. Закон не устанавливает здесь связи с доходами других членов семьи. Имея зарплату, мать и сын не являются иждивенцами застрахованного, поэтому их доля при расчете не должна учитываться. Тогда 2100 рублей делится на троих (самого застрахованного и двоих иждивенцев). Двое иждивенцев получали бы по 700 рублей. Такой расчет справедливый.
Поэтому предлагается пункт 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ после слов "трудоспособных лиц" дополнить словами ", находящихся на его иждивении, но".
4. Пункт 7 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ устанавливает, что страховые выплаты застрахованному, состоящему в трудовых отношениях со страхователем, производятся самим страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов страховщику. Невыплата сумм возмещения вреда при отсутствии у страхователя финансовых средств является ущемлением прав застрахованного. Например, по состоянию на 1 апреля 2000 года 63 процента организаций, ведущих хозяйственную деятельность, неплатежеспособны и не могут своевременно выплачивать как заработную плату, так и платежи по возмещению вреда, а Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет платежи по возмещению вреда регулярно.
В то же время принятие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" означает переход от системы прямого возмещения вреда к страховой системе. Элементы старой системы существенно затрудняют деятельность Фонда социального страхования, требуют постоянного контроля и допускают возможность ущемления прав пострадавших, что и происходит в Республике Саха (Якутия). В связи с этим предлагается пункт 7 статьи 15 исключить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленской областной Думы от 5 октября 2000 г. N 247 "О законодательной инициативе Государственного Собрания Республики Саха по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей"
Текст решения опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы N 8 от 25 октября 2000 г.