Рассмотрев законодательную инициативу Московской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", решение комитета по социальной политике, Смоленская областная Дума постановляет:
Законодательную инициативу Московской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" поддержать.
Председатель
областной Думы |
В.И. Анисимов |
Проект
Вносится Московской
областной Думой
Российская Федерация
Федеральный Закон
О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Статья 1. Внести в статьи 17 и 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) следующие изменения:
1. Часть девятую статьи 17 изложить в следующей редакции:
"Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также имеющим в своем составе инвалидов с детства I и II группы инвалидности, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.".
2. Часть первую статьи 30 изложить в следующей редакции:
"Дети-инвалиды, инвалиды с детства I и II группы инвалидности, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, за инвалидами с детства I и II группы инвалидности, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.".
3. Часть третью статьи 30 изложить в следующей редакции:
"Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы, инвалида II группы (при наличии медицинских показаний), а также ребенка-инвалида.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
Президент
Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"
Настоящий законопроект разработан с целью защиты семей, имеющих в своем составе инвалидов с детства с высокой степенью ограничения жизнедеятельности.
Ограничение жизнедеятельности в соответствии с частью второй статьи 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" есть полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В соответствии с действующим законодательством лицам в возрасте до 18 лет при наличии ограничения жизнедеятельности устанавливается категория "ребенок-инвалид". В дальнейшем (ребенку-инвалиду после исполнения 18 лет), в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, устанавливается категория "инвалид с детства" и соответствующая группа инвалидности.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" семьям, имеющим детей-инвалидов, установлены определенные льготы (в частности, льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги), а родителям детей-инвалидов, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, установлены льготы на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляет право лицу бесплатно сопровождать к месту лечения и обратно только ребенка-инвалида и инвалида I группы. При этом ребенок-инвалид, получивший при исполнении ему 18 лет статус инвалида с детства II группы, но имеющий высокую степень ограничения жизнедеятельности, часто не может воспользоваться своим правом на бесплатное лечение.
Из этого следует, что при исполнении ребенку-инвалиду 18 лет семья либо лица, которые в соответствии с частью первой статьи 30 осуществляли уход за детьми-инвалидами, лишаются льгот, предоставляемых им до исполнения ребенку-инвалиду 18 лет.
При этом основанием для лишения льгот является только возраст ребенка-инвалида, но никак не учитывается степень ограничения жизнедеятельности инвалида с детства, его возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
То есть, лишение льгот происходит автоматически при исполнении ребенку-инвалиду 18 лет. Не берется во внимание то, что многие инвалиды с детства (бывшие дети-инвалиды) по-прежнему нуждаются в уходе со стороны семьи либо других лиц, так как само по себе исполнение 18 лет не несет каких-либо существенных изменений в состоянии здоровья инвалида. Нередко с возрастом осложнения в состоянии здоровья инвалида не уменьшаются, а только усиливаются.
В качестве примера можно указать психические заболевания ребенка-инвалида, а также врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, которые с возрастом ребенка-инвалида не исчезают, а, скорее наоборот, осложняются.
Увеличиваются и проблемы семьи, которая, продолжая "нести свой крест", необоснованно лишается всех льгот.
Подобное отношение государства к семьям и другим лицам, осуществляющим уход за инвалидом с детства, недопустимо и не соответствует сути самого понятия "социальная защита инвалидов", закрепленного в статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Считаем, что условием предоставления льгот семье и другим лицам, осуществляющим уход за инвалидом, должна быть, прежде всего, степень ограничения жизнедеятельности инвалида с детства, не позволяющая ему осуществлять самообслуживание, контролировать свое поведение и так далее.
По нашему мнению высокой степенью ограничения жизнедеятельности инвалида с детства является установление ему I и II группы инвалидности.
Поэтому предлагаем:
1) Внести изменения в часть девятую статьи 17 Федерального закона и распространить льготы, предоставляемые при оплате за жилищно-коммунальные услуги (скидка не ниже 50 % с оплаты за жилищно-коммунальные услуги) семьям, имеющим детей-инвалидов, на семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства I и II группы инвалидности. Льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги предоставлять инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и инвалидов с детства не зависимо от принадлежности жилищного фонда.
2) Внести изменения в часть первую статьи 30 Федерального закона о распространении льгот на проезд в городском и пригородном транспорте (предоставляемых указанной статьей родителям, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами) на родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за инвалидами с детства I и II группы инвалидности.
3) Внести изменения в часть третью статьи 30, распространить льготы на лицо, сопровождающее инвалида II группы (при наличии медицинских показаний) при необходимости проезда к месту лечения.
Указанные изменения позволят повысить уровень защиты семьи, других лиц, осуществляющих уход за инвалидами с детства I и II группы инвалидности, а также самих инвалидов с детства, имеющих высокую степень ограничения жизнедеятельности и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Смоленской областной Думы от 31 января 2002 г. N 37 "О законодательной инициативе Московской областной Думы по внесению изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", N 2, 2002 г.