"Информация о порядке предоставления субсидий на оплату за жилье и
коммунальные услуги"
Постановлением Главы г. Смоленска от 6 декабря 2004 г. N 2671 постановление Главы Администрации г. Смоленска от 30 апреля 2002 г. N 1008 признано утратившим силу
Постановление главы администрации N 1008 от 30.04.2002 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения г. Смоленска" утверждает новую редакцию Положения о порядке предоставления компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Ранее социальная защита при оплате жилищно - коммунальных услуг осуществлялась, в основном, в форме предоставления льгот (скидок) отдельным категориям населения. Смысл Положения в том, что сумма оплаты за жилищно - коммунальные услуги уменьшается, если она превышает определенную долю совокупного дохода семьи. Положение определяет процедуру начисления и выплаты субсидий.
В соответствии с Положением жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим постоянную регистрацию и проживающим в домах (включая общежития) на территории города Смоленска, независимо от формы собственности, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Оплата жилья сверх социальной нормы площади и потребленных сверх установленных нормативов коммунальных услуг производится за счет квартиросъемщика или собственника жилья.
Социальная норма площади в городе Смоленске установлена в размере:
- на одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м общей площади жилья,
- для семьи, состоящей из двух человек - 42 кв. м общей площади жилья,
- на одного члена семьи, состоящей из 3 и более человек - 18 кв. м общей площади.
В соответствии с законодательством ежегодно устанавливается стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг; в 2002 году она составляет в Смоленске 22% от совокупного дохода семьи. Данный стандарт действует для всех семей, независимо от уровня совокупного дохода.
Установлено, что в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на одного члена семьи. Для целей исчисления субсидий минимальный размер оплаты труда установлен в 2002 году на уровне 100 рублей.
При определении величины субсидии учитывается средний по городу Смоленску или по Смоленской области (при отсутствии данных по г. Смоленску) прожиточный минимум (по данным Главного управления труда и социального развития администрации Смоленской области) за квартал, предшествующий подаче заявления о предоставлении субсидии. В настоящее время при расчетах субсидий прожиточный минимум принимается равным 1622 руб.
При предоставлении жилищной субсидии семья рассматривается как группа лиц, проживающих совместно с нанимателем или собственником жилого помещения, оплачивающих жилищные и коммунальные услуги по одному лицевому счету или карточке учета (расчетному документу).
Согласно вновь принятому Положению, доход супругов учитывается в составе совокупного дохода семьи независимо от места их проживания. Точно так же при расчете дохода ребенка или гражданина в возрасте от 18 до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении по очной форме обучения, учитываются при расчете среднедушевого дохода доходы его родителей, даже если он проживает от них отдельно.
При расчете величины жилищной субсидии учитываются все виды коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства), а также услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, по капитальному ремонту жилищного фонда, плата за наем жилья. Для граждан, проживающих в жилищном фонде, оборудованном печным отоплением, учитываются также расходы на приобретение топлива, рассчитанные с соответствии с утвержденными нормативами.
Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем (аренду) или забронировавшие его, оформившие договор ренты за занимаемое жилое помещение, утрачивают право на получение жилищных субсидий. Граждане, имеющие в собственности или в пользовании более одного жилого помещения, имеют право на получение жилищной субсидии только по месту регистрации.
Расчет величины субсидии осуществляется следующим образом: определяется максимально допустимая доля собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Если реальный платеж ее превышает, то семье назначается субсидия, т.е. для нее сумма платежа уменьшается до величины максимально допустимой доли собственных расходов. Величина субсидии - это разность между начисленной платой за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (или фактической суммой оплаты ЖКУ, если она меньше или равна плате в пределах социальных нормативов) и максимально допустимой долей собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Пример.
Предположим, семье из 4-х человек, имеющей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, начислена плата за жилищно-коммунальные услуги в размере 300 руб., в т.ч. 280 руб. - в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, плата за жилье и коммунальные услуги для граждан с доходом ниже прожиточного минимума не должна превышать 1/2 минимального размера оплаты труда или 50 рублей (минимальный размер оплаты труда 100 рублей). Максимально допустимая доля собственных расходов данной семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанная с учетом минимального размера оплаты труда, составит для нее 200 рублей (50 руб. х 4). Размер субсидии в рассматриваемом примере составит: 280 руб. -200 руб. = 80руб. Плата за жилье и коммунальные услуги за счет средств семьи составит 220 руб. На 80 руб. семье будет предоставлена жилищная субсидия.
Для семей, в которых доход на одного человека превышает прожиточный минимум, расчет субсидии осуществляется только на основании стандарта о максимально допустимой доле собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, т.е. в текущем году, исходя из стандарта максимально допустимой доли собственных расходов в размере 22%.
Как было сказано, при расчете субсидии существенную роль играет уровень доходов семьи, в частности, информация о том, превышает ли среднедушевой доход прожиточный минимум.
В состав совокупного дохода включаются:
- все виды доходов, предусмотренные ст.208 ч. II Налогового кодекса РФ, в т. ч. вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
- все виды пенсий и компенсационные выплаты к ним, назначаемые в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления, стипендии, выплачиваемые студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, докторантам, студентам, учащимся и слушателям других учебных заведений;
- единое ежемесячное пособие на каждого ребенка (с учетом фактически выплаченных сумм) и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком;
- алименты;
- стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а также суммы, выплачиваемые, взамен этого довольствия;
- пособие по безработице, а также стипендии, получаемые в период профессионального обучения и переобучения из государственного фонда занятости Российской Федерации;
- денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту, и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также приравненных к ним категорий граждан.
Документами, подтверждающими доходы граждан, являются:
- справка о заработной плате с места основной и не основной работы;
- справка из отдела социального обеспечения о размере получаемой пенсии;
- справка из военкомата о размере пенсии бывших военнослужащих, инвалидов войны и участников боевых действий;
- справка из учебного заведения о размере стипендии;
- справка из бюро занятости о размере пособия по безработице или о том, что гражданин состоит на учете;
- справка о размере алиментов (или документ, подтверждающий, что женщина, состоящая в разводе не получает алименты);
- справка, подтверждающая доход лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Справки должны содержать всю необходимую информацию о виде, сумме и источнике дохода; подписи и печати должны быть разборчивы и давать полное представление об организации, выдавшей документ.
Пенсионеры, кроме справки из органов социального обеспечения, предъявляют трудовую книжку (для проверки записи о последнем месте работы).
Необходимо иметь в виду, что обслуживающая организация, предоставившая гражданину субсидию, имеет право проверить достоверность представленных им данных, а также материально-бытовые условия семьи, что фиксируется в соглашении, заключаемом между гражданином и обслуживающей организацией. Соглашение подписывают все совершеннолетние члены семьи; они также несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения.
Для получения субсидии граждане, имеющие на это право и зарегистрированные в жилых домах, находящихся на обслуживании муниципальных производственных жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий (МПЖРЭП), а также собственники индивидуальных жилых домов обращаются с заявлением в соответствующее муниципальное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие.
Граждане, зарегистрированные на жилой площади в домах государственного, общественного жилищного фонда и фонда, находящегося в собственности организаций, члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ЖК и ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) обращаются с заявлением по месту начисления платы за жилье и коммунальные услуги.
Заявление оформляется в произвольной форме. Кроме него представляются следующие документы:
- документы о начисленной плате за жилищно-коммунальные услуги и отсутствии задолженности;
- паспорта членов семьи;
- сведения о форме собственности занимаемого жилого помещения;
- трудовую книжку (для неработающих граждан и лиц, имеющих статус безработного);
- справку о составе семьи и занимаемой площади;
- платежные документы, подтверждающие размер фактических платежей за коммунальные услуги (собственники индивидуальных жилых домов);
- сведения о совокупном доходе семьи за три календарных месяца, предшествовавших дате подачи заявления (справки каждого члена семьи на все виды доходов с указанием вида, суммы и источника доходов).
Собственниками индивидуальных жилых домов представляются также:
- документы о начисленной плате за жилищно-коммунальные услуги и отсутствии задолженности;
- платежные документы, подтверждающие размер фактически произведенных гражданином платежей за коммунальные услуги, в т.ч. за баллонный газ и твердое топливо.
При наличии права на жилищную субсидию она назначается при условии заключения соглашения о предоставлении жилищной субсидии между назначающими ее органами и гражданином.
На основании представленных документов, имеющим на это право гражданам назначается субсидия и выдается справка с указанием величины субсидии, распределенной пропорционально по видам услуг, заверенная подписью бухгалтера и печатью.
Гражданин (семья), имеющий(ая) задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, имеет право на получение субсидии в случае письменного согласия погасить указанную задолженность в сроки, согласованные с жилищными и коммунальными организациями.
В случае предоставления недостоверных сведений, что повлекло за собой необоснованную выплату субсидии, невыполнения обязательств по погашению задолженности по оплате ЖКУ, семья обязана возместить необоснованно полученную субсидию; она также лишается права на получение субсидии в течение 1 года.
Жилищная субсидия назначается семье сроком на 1 год; через полгода семья обязана повторно представить подтверждающие документы.
Предоставление субсидии может быть приостановлено в следующих случаях:
- если в месячный срок после истечения 6 месяцев после назначения субсидии не представлены документы, подтверждающие право на ее получение;
- если семья не вносит плату за ЖКУ более 3 месяцев.
Заместитель начальника управления ЖКХ | Д.Н.Голубев |
Газета "Смоленские новости" от 7 августа 2002 г. N 78,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учредитель: ООО "Смоленские новости"
Газета зарегистрирована в региональной инспекции (г.Тверь) рег. N Т-0294
Выходит с 1 января 1991 г.
Подписной индекс: 53934
Адрес редакции: 214018 г. Смоленск, ул. Кирова, д. 49
Телефоны редакции: 55-22-52, 52-39-72, 55-58-44
Адрес электронной почты - smolnews@keytown.com