Рассмотрев законодательную инициативу Московской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", решение комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию, Смоленская областная Дума постановляет:
Законодательную инициативу Московской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" поддержать.
Председатель |
В.И. Анисимов |
Проект
Вносится Московской областной Думой
Российская Федерация
Федеральный Закон
О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации
"О плате за землю"
Статья 1. Исключить часть шестую и седьмую статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1424; Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 469; N 34, ст. 1976; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1860; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 26, ст. 2954; N 47, ст. 5342; 1998, N 1, ст. 5; N 30, ст. 3613; N 31, ст. 3810; 1999, N 1, ст. 1; N 9, ст. 1093; 2000, N 1 (часть 1), ст. 10; 2001, N 1 (часть 1), ст. 2; N 53 (часть 1), ст. 5030).
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Нормы настоящего Федерального закона распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2003 года, а также на отношения, возникшие с 1 января 1999 года, в результате доначисления налоговыми органами сумм земельного налога за земельные участки, предоставленные физическим лицам - индивидуальным застройщикам, на основе средних ставок в соответствии с Приложением 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Президент |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статью 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
Настоящий проект федерального закона направлен на урегулирование проблемы по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", возникшей в 2002 году.
В соответствии с частью пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" определен порядок установления ставок земельного налога за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков на основе средних ставок за городские (поселковые) земли согласно Приложению 2 к указанному Закону Российской Федерации за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами. Для указанных земельных участков порядок исчисления налога установлен частью пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю". В частности, при исчислении налога за земли, занятые жилищным фондом, установлена пониженная ставка земельного налога в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,8 копеек за один квадратный метр в 2002 году.
На практике, нормы части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" распространялись налоговыми органами и на земельные участки, предоставленные физическим лицам под индивидуальное жилищное строительство независимо от факта окончания строительства. Согласно части четвертой статьи 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" начисление земельного налога гражданам производилось налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручали налогоплательщикам платежные извещения об уплате налога, исчисленного на основе пониженной ставки.
Согласно статьи 4 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Жилищное строительство не следует рассматривать как жилищный фонд до момента окончания строительства и включения построенного объекта в состав жилищного фонда организациями технической инвентаризации согласно Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации". Несмотря на то, что статья 4 Жилищного кодекса РСФСР утверждена Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, до 2002 года налоговые органы, в целях налогообложения, относили земельные участки, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, к земельным участкам, занятым жилищным фондом независимо от факта окончания строительства.
В соответствии с частью шестой статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" плательщики земельного налога, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, могут быть привлечены к уплате не более чем за три предшествующих года. На основании указанной 17 статьи, начиная с 2002 года, налоговые органы начали привлекать налогоплательщиков земельного налога к уплате налога за 1999, 2000 и 2001 годы в полном размере, а не исходя из размера трех процентов от ставок земельного налога, установленных для городских земель. В этих целях налоговые органы направили налогоплательщикам налоговые уведомления, содержащие помимо сумм земельного налога на 2002 год, доначисленные суммы земельного налога за 1999, 2000 и 2001 годы. В результате у налогоплательщиков в 2002 году возникла обязанность по уплате земельного налога, в том числе по доначисленным за три предшествующих года платежам, в сумме, в несколько раз превышающей размер налога, уплачиваемого до 2002 года. При этом налогоплательщикам предлагается уплатить доначисленные суммы земельного налога за 1999, 2000 и 2001 годы в сроки, установленные для уплаты налога за 2002 год.
Фактически, содержащиеся в налоговых уведомлениях доначисленные суммы земельного налога за 1999, 2000 и 2001 годы являются недоимкой. Согласно статье 11 Налогового кодекса РФ под недоимкой понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При наличии у налогоплательщика недоимки налоговые органы обязаны направить ему в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате земельного налога с указанием сведений, в том числе сведений о сумме задолженности по налогу и сроке исполнения требования. Только в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный в требовании срок обязанности по доплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога. В свою очередь, исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, права налоговых органов, предусмотренные в статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", не соответствуют объему прав в части порядка доначисления сумм налогов, установленных в Налоговом кодексе РФ.
В статье 57 Конституции РФ закреплено правило запрета распространения обратной силы на законы, ухудшающие положение налогоплательщиков. В подпункте 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по соблюдению законодательства о налогах и сборах. Закон Российской Федерации "О плате за землю" вступил в силу до принятия Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме в 1993 году и до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ.
Представленным законопроектом предлагается ограничить права налоговых органов в части привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога за предыдущие периоды в порядке, предусмотренном в статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю". В случае возникновения необходимости у налогового" органа произвести обоснованный пересчет сумм земельного налога после направления налогоплательщику налогового уведомления в установленные сроки, налоговый орган вправе воспользоваться институтом правовых норм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ в части регулирования порядка направления требования об уплате налога и взыскания налога в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Смоленской областной Думы от 26 февраля 2003 г. N 34 "О законодательной инициативе Московской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
Текст постановления официально опубликован не был