Постановление Главы Администрации Смоленской области
от 15 июля 1997 г. N 297
"Об утверждении программы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства"
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 апреля 2003 г. N 98 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением главы администрации области N 227 от 09.06.97 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области на 1997 - 2003 годы.
2. Ввести в состав межведомственной комиссии по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, созданную по постановлению главы администрации области N 227 от 09.06.97 г. Жидких В.П. - председателя антимонопольного комитета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации В.Прохорова.
Глава администрации |
А.Глушенков |
Программа
проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Смоленской Области на 1997-2003 годы
(утв. постановлением Главы администрации Смоленской области от 15 июля 1997 г. N 297)
Настоящая программа разработана на основании концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ N 425 от 28.04.97 г., постановления Правительства РФ N 621 от 26.05.97 г., Указа Президента "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" N 528 от 27.05.97 г., распоряжения Правительства РФ N 706-р от 21.05.97 г. и постановления главы администрации области N 227 от 09.06.97 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства".
11. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства области и
цели его реформирования
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в области начата в 1993 году с принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановления Правительства РФ N 935 от 22.09.93 г. и постановления главы областной администрации N 247 от 30.11.93 г.
Реализация на местах проводимой политики реформирования позволила решить ряд застарелых проблем жилищно-коммунального хозяйства.
В результате приватизации жилья доля частного жилищного фонда с 18 % в 1991 году увеличилась до 54,3 % в 1996 году (в среднем по России - 52 %). В собственность граждан передано свыше 115 тысяч квартир общей площадью более 5,6 млн. кв. метров.
Средняя обеспеченность жильем увеличилась на 0,6 кв. м общей площади и составила 19,6 кв. м на человека.
За данный период передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства приватизированных или ликвидированных предприятий и организаций в муниципальную собственность.
Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере, где сегодня осталось около 19 % ведомственного жилищного фонда, принадлежащего государству (в среднем по России - 20 %).
В настоящее время жилищный фонд области составляет 22,3 млн. кв. м общей площади, из них:
- муниципальный фонд - 6 млн. кв. м. или 26,9 %
- ведомственный - 4,2 -"- или 18,8 %
- частный - 12,1 -"- или 54,3 %
Большинство ведомственного жилья находится в запущенном и бесхозном состоянии. Принятые Правительством постановления о приемке жилищного фонда в муниципальную собственность (N 1325 от 23.11.93 г., N 235 от 07.03.95 г., N 724 от 17.07.95 г.) выполняются из-за отсутствия средств на покрытие убытков по содержанию жилья и коммунальных объектов.
Для приемки ведомственного жилья в муниципальную собственность в полном объеме (4,2 млн. кв. м) необходимо финансирование в объеме 998 млрд. руб. (в ценах на 01.01.96 г.).
Министерством финансов РФ выделение данных средств не решается, что крайне отрицательно сказывается на проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Остается нерешенным вопрос финансирования работ по реконструкции домов первых массовых серий, барачного и ветхого жилищного фонда.
Капитальный ремонт жилья в последние годы практически не выполняется из-за отсутствия средств.
В водопроводном хозяйстве, как и в энергетике, остается еще около 30 % ведомственных объектов. В данных отраслях муниципализация происходит трудно, как по технологическим, так и по экологическим причинам.
Изменилась структура предприятий отрасли. В настоящее время их насчитывается 99, в том числе 3 государственных, 91 - муниципальная, 5 - акционерных обществ.
Общая численность работников в сфере жилищно-коммунального обслуживания составляет 10,9 тыс. человек.
Изменилась структура управления ЖКХ области. Созданы 13 служб заказчика по жилищно-коммунальным услугам, в том числе 1 на областном уровне, 12 на муниципальном.
Начался процесс создания товариществ собственников жилья. Пока в области их всего 3, в том числе в г. Смоленске - 2, в г. Рославле - 1.
В связи с неблагоприятной динамикой роста доходов населения рост оплаты жилищно-коммунальных услуг происходит болезненно.
На 1 апреля 1997 года население оплачивало 19,2 % от уровня экономически обоснованных тарифов, а с учетом фактически выделенных бюджетом средств в 1 квартале 1997 года на нужды отрасли доля оплаты населения составила уже 31,2 %. 73 % средств, получаемых жилищно-коммунальным хозяйством, уходит на покрытие расходов по отоплению и горячему водоснабжению.
Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем по области на одного человека в месяц сложились в размере 146 тыс. рублей.
Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг при допустимой доле расходов граждан в размере 15 % совокупного дохода семьи получили в 1996 году 2034 семьи на общую сумму 234 млн. рублей или около 1,5 % (в среднем по России - 7 %).
Службы заказчиков по жилищно-коммунальным услугам созданы в 50 % районов и городов. Создание таких структур не осуществляется в гг. Гагарине, Вязьме, Починке, Рудне, Демидове и других районных центрах.
Общими недостатками в работе заказчиков являются: недостаточная четкость и проработанность договорных обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договоров, слабая правовая проработка договоров.
Службами заказчика заключено около 30 % договоров найма жилого помещения.
В области создана государственная жилищная инспекция, на районном уровне идет процесс формирования. Пока реального действенного контроля со стороны инспекции за исполнением договоров не осуществляется.
Неплатежи населения за жилищно-коммунальные услуги составляют 26,4 % (по России - 25 %), промышленных предприятий - 60 %, а организаций бюджетной сферы почти 90 %.
Сократился объем средств, поступающих от промышленных потребителей услуг.
В некоторых районах расчет экономически обоснованных тарифов осуществляется по фактически сложившимся нормативам, в результате затраты на предоставление услуг значительно различаются между районами, находящимися в сопоставимых условиях (см. таблицу).
Стоимость
предоставления жилищно-коммунальных услуг
по регионам области
Регионы области |
Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг (руб./м2) |
% покрытия затрат за счет платежей населения |
Стоимость предоставления жил.-ком. услуг в отношении к обл. стандарту (6100 руб/м2),% |
Ставка тарифа для населения в отношении к обл. стандарту стоимости предоставления жил.-ком. услуг (6100 руб./м2),% |
||
исходя из полного покрытия затрат по предоставлению услуг |
исходя из факт. покрытия затрат по предоставлению услуг |
по действующим ставкам и тарифам для населения |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Велиж Глинка Демидов Дорогобуж Духовщина Ельня Ершичи Кардымово Красный Монастырщина Новодугино Починок Рудня Печерск Сычевка Темкино Угра Хиславичи Холм-Жирки Шумячи Смоленск Вязьма Гагарин Десногорск Озерный Рославль Сафоново Ярцево |
6331 18662 6728 10145 5530 5385 6298 10353 9880 5897 8500 6428 9184 5992 5445 4506 12130 8816 6135 6780 6299 6173 6923 3311 5652 7221 6210 6775 |
3952 5392 5909 3814 4209 3924 5937 7523 5942 5761 8216 3830 4822 5683 4410 5652 7133 4687 5096 3702 3687 3744 3928 3811 4336 4502 3326 5506 |
1297 1114 1298 1509 1427 1368 990 1892 1540 1210 2723 1537 1214 1625 1269 1050 1929 893 1389 1303 1392 1467 1597 1244 2054 1658 1390 1577 |
20,5 6 19,3 14,9 25,8 25,4 15,7 18,3 15,6 20,5 32 23,9 13,2 27,1 23,3 23,3 15,9 10,1 22,6 19,2 22,1 23,8 23,1 37,6 36,3 23 22,4 23,3 |
103,8 305,9 110,3 166,3 90,7 88,3 103,2 169,7 162 96,7 139,3 105,4 150,5 98,2 89,3 73,9 198,9 144,5 100,6 111,1 103,3 101,2 113,5 54,3 92,7 118,4 101,8 111,1 |
21,3 18,3 21,3 24,7 23,4 22,4 16,2 31 25,2 19,8 44,6 25,2 19,9 26,6 20,8 17,2 31,6 14,6 22,8 21,4 22,8 24 26,2 20,4 33,7 27,2 22,9 25,9 |
Всего по области: |
6707 | 5037 | 1453 | 21,7 | 110 | 23,8 |
Целью региональной программы является перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы хозяйствования для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, соответствующими установленными стандартам качества.
Для реализации поставленной цели предусматривается обеспечить выполнение следующих задач:
- снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг,
- совершенствование механизмов финансирования отрасли, переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды,
- обеспечение государственного контроля за состояние жилищного фонда.
2. Реализация основных задач реформирования ЖКХ
Руководителям органов местного самоуправления районов, городов Смоленска и Десногорска, службам заказчиков:
2.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ)
- обеспечить необходимые условия для создания и становления товариществ собственников жилья в существующем жилищном фонде,
- упростить процедуру регистрации товариществ, предоставить возможность получения товариществами дотаций из местного бюджета на текущее содержание жилья и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда,
- предоставить товариществам собственников жилья налоговые льготы в пределах компетенции местной власти,
- выделить земельные участки в общую долевую собственность членов товарищества, что позволит привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья,
- обеспечить организацию товариществ собственников жилья в процессе строительства жилья.
2.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг
- завершить в 1997 году создание служб заказчиков услуг ЖКХ в каждом районе, обеспечив выделение им необходимой вычислительной техники и нормативно - правовых документов,
- считать лучшей организационной формой службы заказчика муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания с включением ее расходов в стоимость жилищно-коммунальных услуг,
- возложить на службы заказчиков ответственность за удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, выбора наилучшего подрядчика и проведение конкурсов по предоставлению услуг ЖКХ, заключение договоров с подрядчиками на предоставление услуг заданного количества, стоимость и контроль за их выполнением,
- для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями органами местного самоуправления заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуг и тарифом для населения производиться за счет бюджетных или других источников местными органами власти,
- обеспечить формирование органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства,
- проводить конкурсный отбор подрядчиков по жилищно-коммунальным услугам, обеспечивая грамотно подобранные пакеты домов, выставляемых на конкурс, проведение информационной компании, формализованной процедуры подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора,
- обеспечить формирование системы эффективных договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с примерным договором, а также применение экономических санкций за нарушение договорных обязательств,
- обеспечить разработку и внедрение системы оценки качества и оплаты услуг подрядных организаций,
- производственной фирме "Смоленсккоммунсервис" обеспечить поставку вычислительной техники, разработку программ и обучение работников служб заказчиков и центров жилищных субсидий.
2.3. Регулирование деятельности естественных монополий по оказанию коммунальных услуг
- реализовать в области с участием территориального антимонопольного управления Указ Президента РФ N 426 от 28.04.97 г "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий",
- обеспечить регулирование цен путем контроля затрат и уровня рентабельности, обратив особое внимание на правильное начисление амортизационных отчислений (не допускать завышение стоимости основных фондов) и ремонтный фонд,
- выделить работы, которые могут проводиться на конкурсных условиях,
- и другое.
2.4. Ресурсообеспечение
- обеспечить разработку и проведение мероприятий по экономике энергоресурсов,
- осуществить, начиная с 1997 года, комплекс мер по оснащению зданий приборами учета и регулирования систем отопления и горячего водоснабжения, из них в первую очередь объектов бюджетной сферы, домов - новостроек, реконструируемых и капитально ремонтируемых, а также на границах раздела тепловых сетей и жилых микрорайонах,
- возложить на ПФ "Смоленсккоммунсервис" организацию работ по установке счетчиков тепла, воды и приборов регулирования, а АО "Смоленскоблгаз" счетчиков учета газа с обеспечением их поставок районам, включая привлечение долгов промышленных предприятий в областной бюджет,
- привести в порядок существующие в большинстве жилых домов водомеры и организовать расчеты за потребляемую воду строго по их показаниям (а не по нормативам),
- привлекать кредиты и внебюджетные источники финансирования работ по учету и регулированию ресурсов.
2.5. Изменение механизмов финансирования отрасли
2.5.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг
- темпы повышения уровня оплаты жилья проводить в соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства и с учетом реальной социально - экономической ситуации и уровня доходов населения. Считать целесообразным проводить повышение тарифов таким образом, чтобы субсидии около 30 % населения,
- рекомендовать органам местного самоуправления сохранить муниципальные социальные стандарты на уровне областных стандартов. По муниципальным стандартам, отличающимся от областных, соответствующие обоснования представлять региональной комиссии,
- выделение бюджетных дотаций на содержание жилищно-коммунального хозяйства дотируемым районам производить строго исходя из утвержденных областных стандартов (см. приложение N 1),
- ввести полную оплату не первого жилья и жилья, превышающего социальные областные нормативы, не менее чем на 10 кв. м площади на члена семьи,
- переводить на полную самоокупаемость на начальном этапе отдельные виды работ (уборка лестничных клеток, территорий, уборка мусора, лифты и т. п.),
- ввести для населения новые формы квитанций по оплате жилья с указанием полной стоимости услуг и сумм, оплачиваемых населением, с указанием задолженности,
- осуществить меры по сокращению задолженности населения за оказанные услуги с повышением ответственности населения за своевременную оплату, в том числе информационно - разъяснительные, доброжелательное напоминание о просроченном платеже, оформление субсидий после погашения задолженности и др.
2.5.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ
- ввести в структуру оплаты жилищных услуг накоплений на капитальный ремонт и оплаты за найм, дифференцировать оплату в зависимости от качества и расположения жилья.
Размер платы за найм дифференцировать оплату в зависимости от качества и расположения жилья.
Размер платы за найм устанавливать выше налога на имущество для собственника аналогичного жилья для стимулирования процесса приватизации жилья,
- привлекать заемные и кредитные ресурсы, что позволит сгладить пиковый характер.
2.6. Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ
- создать службы жилищных субсидий во всех районах,
- упростить методику предоставления субсидий,
- предоставлять льготы гражданам в рамках компетенции местных властей,
- обеспечить финансовое возмещение льгот из бюджетных источников,
- обеспечить защиту прав потребителей услуг, для чего в каждом муниципальном образовании утвердить критерии качества согласно правил предоставления жилищно-коммунальных услуг,
- завершить создание жилищных инспекций во всех районах и возложить на инспекции контроль за соблюдением качества услуг,
- создать при органах местного самоуправления комиссии по жилищным спорам,
- не допускать отказа в выделении субсидий гражданам, имеющим на них права, в том числе проживающим в ведомственных домах.
3. Контроль и координация работы по реализации программы
Контроль за управлением, реализацией программы и регулированием деятельности монополий, защиту прав потребителей осуществляет межведомственная комиссия по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства и территориальное антимонопольное управление, а не муниципальном уровне - службы заказчиков.
4. Нормативно - правовое обеспечение
4.1. Отношения собственности
Реформа жилищно-коммунального хозяйства охватывает следующие изменения форм собственности:
- продолжение изменения структуры собственности в рамках приватизации жилищного фонда,
- создание товариществ собственников жилья,
- преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью ответственности и равноправных партнеров договорных отношений,
- муниципализация государственных предприятий ЖКХ.
4.2. Развитие договорных отношений
Постановлением областной администрации N 227 от 09.06.97 г. (пункт 2) органам местного самоуправления районов и городов поручено перейти до конца 1997 года на договорные отношения с подрядчиками жилищно-коммунальных услуг, для чего необходимо использовать "Положение о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве", договор подряда и утверждаемое органами местного самоуправления Положение по определению качественных стандартов, руководствуясь при этом правилами предоставления коммунальных услуг и Законом "О защите прав потребителей".
4.3. Защита прав потребителей
На районном уровне необходимо разработать "Положение о комиссии по социальным спорам" и утвердить "Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг". Определить состав доходов, включаемых в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Обеспечить правовую защиту потребителей и производителей коммунальных услуг.
5. Финансовое обеспечение реализации программы
Программа реформы ЖКХ предусматривает, что при сохранении за органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (С согласованием их с региональной комиссией по реформе ЖКХ) размеры финансовой помощи из областного бюджета будут определяться на основании ежегодно определяемых региональных стандартов. Данные стандарты на 1997 год утверждены постановлением главы областной администрации N 227 от 09.06.97 г.
Органам местного самоуправления рекомендуется привести районные стандарты в соответствие с региональными или предусмотреть собственные дополнительные источники для дотирования ЖКХ сверх региональных стандартов.
Концепция реформы ЖКХ, утвержденная Указом Президента РФ, рекомендует статьи по финансированию жилищно-коммунального хозяйства в местных бюджетах предусматривать защищенными.
В первоочередном порядке рекомендуется перечислить средства на компенсацию жилищных субсидий на счета ТСЖ и ЖСК. В случае отсутствия либо перерасхода бюджетных средств на субсидии предоставление компенсаций необходимо производить как выпадающие доходы, не допуская отказов в начислении компенсаций гражданам.
Проводить анализ и проверку тарифов на жилищно-коммунальные услуги с целью их понижения за счет исключения необоснованных затрат.
Считать приоритетной практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, главным образом в тепло- и энергосберегающие проекты. Экономическая привлекательность тепло- и энергосберегающих проектов для инвесторов состоит в том, что в качестве источников погашения заемных средств может использоваться экономия от сокращения стоимости коммунальных услуг.
6. Освещение хода реформ в средствах массовой информации
Необходимо безотлагательное освещение в средствах массовой информации проводимых преобразований в жилищно-коммунальной сфере, особенно своевременное и точное доведение информации о принимаемых мерах социальной защиты населения с максимальной степенью подробности.
В доступной форме необходимо разъяснять как оформить жилищную субсидию, оформить товарищество собственников жилья и т.д.
Особое внимание следует уделить качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность способна породить серьезную напряженность.
7. Этапы реализации программы
I этап - 1997 - 1998 годы
Разработка нормативно - правовой базы и кредитно - финансовых механизмов реализации программы и концепции реализации реформы. Разработка конкретных муниципальных программ реформирования жилищно-муниципального хозяйства и муниципальных стандартов в срок до 15 июля 1997 года.
Завершить в 1997 году создание во всех районах служб заказчиков и провести разграничение функций собственника и обслуживающей организации.
Провести переобучение кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.
В 1997 году завершить создание муниципальных центров по предоставлению гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг с оснащением этих центров вычислительной техникой и нормативными документами.
Создать до 1 июля 1997 года муниципальные комиссии по проведению реформы и решению возникающих жилищно-конфликтных вопросов.
Довести в течение года долю жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 60 %.
Осуществить меры по массовому созданию товариществ собственников жилья.
Перейти до конца года на договорные отношения между заказчиками по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Завершить в 1997 году заключение жилищно-коммунальных услуг.
Начиная с 1 января 1998 года осуществить формирование муниципального заказа на обслуживание и развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Упорядочить систему льгот отдельным категориям граждан и определить источники их формирования.
Начать дифференциацию ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья, исходя из его потребительских характеристик, а также вести систему оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму.
Начать процесс включения в оплату жилья инвестиционной составляющей (плата за найм) и затрат на капитальный ремонт.
Осуществить проверку тарифов и установить контроль за обоснованностью и уровнем тарифов, осуществить конкретные меры по снижению затрат на жилищно-коммунальные услуги.
Установка приборов учета и регулирования потребления ресурсов, в первую очередь в учреждениях социальной сферы, в домах - новостройках, реконструируемом жилье, на отдельные микрорайоны, жилые дома и на границах раздела тепловых сетей.
Становление работы государственных жилищных инспекций.
Осуществлять освещение в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) о проводимых преобразованиях в жилищно-коммунальной сфере.
II этап - 1999 - 2000 годы
Переход на обслуживание государственного и муниципального жилья на конкурсной основе.
Содействие массовому созданию товариществ собственников жилья.
Переход к 100-процентному финансированию текущих расходов на содержание жилья за счет населения. Усиление дифференцирования ставок оплаты в зависимости от качества или местоположения.
Привлечение кредитных ресурсов на развитие и ремонт жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Завершить установку приборов учета и регулирования. Установка поквартирных счетчиков.
III этап - 2001 - 2003 годы
Завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.
Постепенное повышение размера инвестиционной составляющей в тарифах на жилищно-коммунальные услуги с учетом роста реальных доходов населения.
Переход к финансированию объектов коммунальной инфраструктуры при помощи долгосрочных кредитов и муниципальных займов.
Обязательная установка поквартирных приборов учета и регулирования.
Становление товариществ собственников жилья преобладающей формой управления жилищным фондом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Смоленской области от 15 июля 1997 г. N 297 "Об утверждении программы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 апреля 2003 г. N 98 настоящее постановление признано утратившим силу