Рассмотрев решение Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о неприемлемости внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (в части образования) и постановление Государственной Думы Астраханской области, решение комитета по социальной политике, Смоленская областная Дума постановляет:
Решение Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о неприемлемости внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы поддержать.
Председатель |
В.И. Анисимов |
Федеральное Собрание Российской Федерации
Государственная Дума
Комитет по образованию и науке
Решение
"О проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (в части образования)"
Обсудив проект Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, представленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации и рассмотренной на заседании Правительства Российской Федерации 6 ноября 2002 года, Комитет отмечает следующее.
Принимаемые Правительством Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, администрациями субъектов Российской Федерации и муниципалитетами меры по повышению заработной платы и погашению задолженности по ее выплате работникам бюджетной сферы, являются крайне недостаточными.
Так, задолженность по выплате заработной платы работникам образовательных учреждений, подведомственных субъектам Российской Федерации и муниципалитетам, составляет более 1 млрд. рублей по состоянию на 21 ноября 2002 года и по сравнению с состоянием на 1 октября 2002 года возросла более, чем в 2 раза.
В настоящее время оплата труда работников организаций бюджетной сферы осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ETC), которая в условиях высокого уровня инфляции сыграла положительную роль в принятии согласованных решений по повышению уровня оплаты труда для всех категорий работников бюджетной сферы. Однако ее применение осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Признавая назревшую необходимость реформирования оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, Комитет считает прогрессивной идею создания отраслевых систем оплаты труда вместо действующей ETC.
Вместе с тем, Комитет констатирует, что в проекте сохраняются серьезные недостатки действующей системы оплаты труда.
Переход к отраслевой системе оплаты труда для работников образования в представленном виде сохранит крайне низкий уровень оплаты труда работников образования, особенно среднего персонала и молодых специалистов; это по-прежнему обусловит необходимость их работы на нескольких ставках, поиска дополнительных источников дохода, что существенно сказывается на качестве преподавания.
В отраслевых системах оплаты труда, предложенных в проекте, предусматривается введение не фиксированных или минимальных размеров ставок и должностных окладов работников организаций бюджетной сферы, а лишь рекомендуемых.
Введение в действие отраслевой системы оплаты труда работников образования предусматривается за счет средств соответствующих бюджетов, при этом предполагается, что при определении уровня ставок и должностных окладов работникам образования субъекты Российской Федерации будут ориентироваться на собственные финансовые ресурсы. Расширятся права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при принятии решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам образования. Однако, в условиях отсутствия государственных гарантий минимальных размеров ставок отраслевых систем (единственной федеральной гарантией остается минимальный размер оплаты труда) следует ожидать, что увеличится дифференциация в уровне оплаты труда работников образования по регионам, возникнет неопределенность условий индексации оплаты труда работников образования в связи с ростом цен на товары и услуги. Такой подход ставит под угрозу сохранение единого образовательного пространства в стране.
Комитет обращает внимание на то, что в течение последних 10 лет не выполняются нормы Закона Российской Федерации "Об образовании" (пункты 2 и 3 статьи 41), в соответствии с которыми федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, являются минимально допустимыми и определяются в расчете на одного обучающегося.
Комитет считает, что увеличение заработной платы работникам образования в 1,33 раза с 1 октября 2003 года станет по существу лишь компенсацией роста стоимости жизни со времени предыдущего увеличения заработной платы 1 декабря 2001 года. Такое увеличение является недостаточным и не решает задачи создания эффективной отраслевой системы оплаты труда работников образования, обеспечивающей стимулирование работы молодых специалистов и квалифицированных кадров в сфере образования.
На основании изложенного Комитет решил:
1. Считать неприемлемым для внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, разработанного Министерством труда и социального развития Российской Федерации, как ухудшающего действующую систему оплаты труда, не обеспечивающего гарантий увеличения заработной платы работников образования, не ведущего к реальному повышению их жизненного уровня, затрудняющего проведение общей федеральной политики в сфере общего образования.
2. Предложить Правительству Российской Федерации создать межведомственную комиссию по доработке проекта Концепции с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
3. Предложить Правительству Российской Федерации при доработке проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы:
- проектировать изменения в системе оплаты труда работников образования как самостоятельной категории работников бюджетной сферы на основе федеральных государственных гарантий оплаты труда в соответствии с конституционными обязанностями государства в сфере общего образования;
- предусмотреть повышение заработной платы работникам образования не менее, чем в 2 раза;
- определить конкретный механизм, источники и сроки погашения сложившейся задолженности по заработной плате работникам образования до введения новой системы оплаты труда работников образования;
- с целью оптимизации бюджетных расходов на образование всех уровней активизировать деятельность по формированию нормативов финансирования в сфере образования.
4. Считать целесообразным рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона "Об отраслевой системе оплаты труда работников образования".
5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в бюджетное законодательство, направленных на адресное структурирование трансфертов и субсидий в рамках финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, установив конкретные параметры на выплату заработной платы работникам образовательных учреждений, подведомственным субъектам Российской Федерации и муниципалитетам.
6. Предложить Министерству образования Российской Федерации при подготовке к парламентским слушаниям 14 января 2003 года на тему: "О концепции отраслевой системы оплаты труда работников образования" подготовить для обсуждения различные варианты размеров ставок заработной платы (окладов) работников образования, направленные на реальное повышение их заработной платы и стимулирующие работу молодых специалистов и квалифицированных кадров в сфере образования.
7. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Центральный Комитет профсоюза работников народного образования и науки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и средства массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Смоленской областной Думы от 27 марта 2003 г. N 66 "О решении Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о неприемлемости внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (в части образования)"
Текст постановления официально опубликован не был