См. также пояснительную записку к настоящему постановлению
Рассмотрев проект федерального закона N 280514-З "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, решение комитета по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями, Смоленская областная Дума постановляет:
1. Внести в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления следующие поправки к проекту федерального закона N 280514-З "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении:
В статье 12:
пункт 1 дополнить новой частью второй следующего содержания:
"Законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается порядок изменения границ муниципальных образований.";
в пунктах 2, 3 и 4 слова "с учетом" заменить словами "при наличии положительного".
В статье 13:
пункт 2 дополнить новой частью второй следующего содержания:
"Законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается порядок преобразования муниципальных образований.";
в пункте 4 слова "с учетом" заменить словами "при наличии положительного";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения поселения на разделение данного поселения, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа производится законом субъекта Российской Федерации с согласия населения как муниципального района, в состав которого входит данное поселение, так и городского поселения, выраженного на местном референдуме.
Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа производится законом субъекта Российской Федерации с согласия населения как городского округа, так и муниципального района, в состав которого предполагается вхождение данного поселения в связи с лишением его статуса городского округа, выраженного на местном референдуме.".
Пункт 8 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"8. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации предоставление субвенций, выделяемых местным бюджетам, может не предусматриваться в случаях, если установленные указанными актами отдельные государственные полномочия не предусматривают осуществления дополнительных расходов за счет средств местных бюджетов, в том числе в связи с необходимостью создания новых органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, увеличения штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных бюджетных учреждений.".
Первое предложение пункта 1 статьи 56 после слова "разовые" дополнить словом "добровольные".
Подпункт 1 пункта 1 статьи 75 изложить в следующей редакции:
"1) если решения органов местного самоуправления создают угрозу массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, что установлено соответствующим судом;".
2. Направить настоящее постановление в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
областной Думы |
В.И. Анисимов |
Пояснительная записка
к постановлению Смоленской областной Думы "О проекте федерального
закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
Указанные в постановлении Смоленской областной Думы "О проекте федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление) поправки к проекту федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - законопроект) направлены на урегулирование вопросов, связанных с уточнением порядка изменения границ муниципальных образований, порядка преобразования муниципальных образований, на устранение несоответствий отдельных положений законопроекта иным актам федерального законодательства, на обеспечение получения органами местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления передаваемых им отдельных государственных полномочий, а также на уточнение одного из случаев временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По поправкам, вносимым в статью 12 законопроекта.
Статьей 12 законопроекта недостаточно четко урегулированы вопросы, связанные с изменением границ муниципальных образований:
не полностью урегулирован порядок изменения границ муниципальных образований (в том числе порядок реализации инициативы населения, направленной на изменение границ муниципальных образований, и иные вопросы);
отдельные положения указанной статьи законопроекта нуждаются в уточнении в целях их единообразного толкования и применения на практике.
Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 12 законопроекта установлено, что изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного на местных референдумах (сходах граждан), с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
Считаем, что реализация данной нормы на практике может быть затруднена, так как в законопроекте не определены правовые последствия выражения отрицательного мнения представительным органом соответствующего муниципального района при согласии населения поселений и (или) населенных пунктов на отнесение территорий данных поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов.
Аналогичное замечание касается также пункта 3 статьи 12 законопроекта в части изменения границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, и пункта 4 статьи 12 законопроекта в части изменения границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям муниципальных районов или поселений.
Поправки, вносимые в статью 12 законопроекта согласно Постановлению, направлены на уточнение порядка изменения границ муниципальных образований с учетом вышеуказанных замечаний.
По поправкам, вносимым в статью 13 законопроекта.
В статье 13 законопроекта недостаточно четко определен порядок преобразования муниципальных образований (в том числе порядок реализации инициативы населения, направленной на преобразование муниципальных образований). Кроме того, отдельные положения данной статьи законопроекта нуждаются в уточнении в целях их единообразного толкования и применения на практике.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 законопроекта разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного на местных референдумах (сходах граждан).
Однако население каждого из образуемых поселений не может выразить свое согласие на разделение поселения, так как разделение поселения еще не произошло.
Пунктом 7 статьи 13 законопроекта урегулирован только порядок изменения статуса городского поселения в связи с приданием ему статуса городского округа, однако в законопроекте не решены вопросы, связанные с определением порядка лишения городского поселения статуса городского округа, что также является в соответствии с пунктом 1 статьи 13 законопроекта одной из форм преобразования муниципального образования.
Поправки, вносимые в статью 13 законопроекта согласно Постановлению, направлены на уточнение порядка преобразования муниципальных образований с учетом вышеуказанных замечаний.
По поправке, вносимой в пункт 8 статьи 19 законопроекта.
В пункте 8 статьи 19 законопроекта установлен исчерпывающий перечень случаев, когда федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может не предусматриваться предоставление субвенций, выделяемых местным бюджетам, а именно, в случаях, если установленные указанными актами отдельные государственные полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из местного бюджета гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных бюджетных учреждений.
Поправка, вносимая в пункт 8 статьи 19 законопроекта согласно Постановлению, направлена на уточнение перечня случаев, когда федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может не предусматриваться предоставление субвенций, выделяемых местным бюджетам.
По поправке, вносимой в пункт 1 статьи 56 законопроекта.
Статьей 56 законопроекта установлен один из видов собственных доходов местных бюджетов - средства самообложения граждан, под которыми понимаются разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения. При этом данное определение средств самообложения граждан содержит отдельные признаки понятия "налога", установленные пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс). Фактически средства самообложения граждан, исходя из содержания пункта 1 статьи 56 законопроекта, представляют собой безвозмездные платежи, взимаемые с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных образований. Кроме того, в данной статье законопроекта нет указания на добровольный характер данного платежа. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Кодекса ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. При этом Кодекс не содержит такого вида налога, как средства самообложения граждан.
Поправка, вносимая в пункт 1 статьи 56 законопроекта согласно Постановлению, направлена на устранение несоответствия указанной нормы законопроекта Налоговому кодексу Российской Федерации.
По поправке, вносимой в подпункт 1 пункта 1 статьи 75 законопроекта.
Статьей 75 законопроекта предусмотрена возможность временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Одним из случаев временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации является ситуация, когда решения органов местного самоуправления создают угрозу массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан.
Считаем, что факт создания решением органа местного самоуправления угрозы массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан должен быть установлен судом.
Поправка, вносимая в подпункт 1 пункта 1 статьи 75 законопроекта согласно Постановлению, направлена на уточнение указанного в данном подпункте случая временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом вышеуказанного замечания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Смоленской областной Думы от 27 марта 2003 г. N 78 "О проекте федерального закона N 280514-З "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст постановления официально опубликован не был