Постановление Арбитражного суда Смоленской области
от 19 ноября 2004 г. N А-62-1054/2004
(извлечение)
ИМНС России по Заднепровскому району г. Смоленска обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о взыскании с ОАО "С" налоговых санкций в сумме 4519281 руб. на основании решения налогового органа от 30.12.03 N 10/95(с) с дополнениями от 19.01.04 N 07/39, в том числе: 472760 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2002 год (п.1 ст. 122 НК РФ); 3545697 руб. штрафа за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год (п. 2 ст. 119 НК РФ); 1 Обруб. штрафа за неполную уплату налога с продаж с апреля 2002 г. по сентябрь 2003 г. (п. 1 ст. 122 НК РФ) и 500718 руб. штрафа в увеличенном на 100 процентов размере (по признаку повторности совершения аналогичного правонарушения) за невыполнение обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц за 2002 год и с мая по октябрь 2003 года (ст. 123 НК РФ).
Решением от 09.04.2004 арбитражный суд в полном объеме удовлетворил заявленные налоговым органом требования, взыскав с налогоплательщика налоговые санкции на общую сумму 4519281 руб.
Конкурсный управляющий ОАО "С" просит судебный акт первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа. При этом заявитель не оспаривает саму правомерность начисления обществу налоговых санкций за вменяемые ему события и составы налоговых правонарушений, однако полагает, что налоговый орган нарушил процедуру их взыскания с налогоплательщика, признанного в установленном порядке несостоятельным (банкротом). Так, заявитель апелляционной жалобы считает, что в соответствии со ст. ст. 63 и 126 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" со дня принятия арбитражным судом решения о признании ОАО "С" банкротом и об открытии конкурсного производства, т.е. с 24.02.04, налоговый орган утратил право на обращение в арбитражный суд по общим правилам искового производства с требованиями о взыскании с предприятия-банкрота налоговых санкций за рамками конкурсного производства. Заявлением от 03.11.04 конкурсный управляющий уточнил существо своих требований по апелляционной жалобе сославшись на то, что часть налоговых санкций относится к текущим платежам, и поэтому решение арбитражного суда в отношении этих сумм им не оспаривается. Таким образом заявитель обжалует судебный акт в части, касающейся взыскания сумм налоговых санкций, срок уплаты которых наступил на момент введения арбитражным судом процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве. При этом состав и сумма оспариваемых налоговых санкций заявителем не указаны.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган выражает свое несогласие с ее доводами и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения ввиду его законности и обоснованности. Инспекция считает, что взыскиваемые налоговые санкции относятся к текущим платежам и могут взыскиваться в самостоятельном исковом порядке за рамками дела о банкротстве должника.
Рассмотрев дело повторно в порядке апелляционного производства по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, заслушав выступления участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта. При этом с учетом обстоятельств совершения налогового правонарушения суд считает необходимым частично изменить обжалуемое решение, уменьшив размер взыскиваемых налоговых санкций до 45000 руб., исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, предметом иска по данному делу является взыскание налоговых санкций на общую сумму 4519281 руб., начисленных на основании решений ИМНС от 30.12.03 N 10/95(с) и от 19.01.04 N 07/39 по результатам выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период со 2-го квартала 2002 года и за 9 месяцев 2003 г., налога на прибыль - за 2002 г., НДС - с апреля 2002 г. по сентябрь 2003 г., налога на землю - за 2002 г., налога на доходы физических лиц за период с мая 2002г. по октябрь 2003 г., единого социального налога за период с мая 2002г. по декабрь 2002 г., страховых взносов в ПФ РФ-с января 2002 г.по декабрь 2002 г., соблюдения валютного законодательства со 2-го квартала 2002 г.и за 9 месяцев 2003 г.
Согласно ст. 114 (п. 7) НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 115 (п. 1) НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
По данному делу право на обращение в арбитражный суд по вопросу взыскания налоговых санкций возникло у налогового органа с 15.12.03 - дня составления акта N 10/127(С) по результатам выездной налоговой проверки.
Согласно ст. 5 (ч.ч. 1-2)) ФЗ РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, являются текущими платежами, по которым требования кредиторов рассматриваются в порядке искового производства за рамками (вне) дела о банкротстве должника.
Исходя из того, что налоговые санкции по данному делу подпадают под признаки текущих платежей, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях, с соблюдением требований статьи 5 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)", принял к производству дело об их принудительном взыскании в порядке самостоятельного искового производства за рамками дела о банкротстве, возбужденного в отношении ОАО "С" определением Арбитражного суда Смоленской области от 24.07.03 по делу N А-62-529-Н/4942/02.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что часть взыскиваемых по данному делу налоговых санкций не относится к текущим платежам, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду несоответствия закону и обстоятельствам дела.
Ссылка конкурсного управляющего на то, что в нарушение законодательства о банкротстве налоговый орган обратился в арбитражный суд после принятия 24.02.04 судебного акта о признании ОАО "С" несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства, также не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 126 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" одним из последствий открытия конкурсного производства в отношении должника является невозможность предъявления кредиторами ко взысканию текущих платежей за рамками конкурсного производства с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно ст. 176 (ч. 2) АПК РФ датой принятия решения арбитражного суда считается дата изготовления решения в полном объеме.
Во вводной части решения Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-529-Н/2003 о признании ОАО "С" несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства сроком до 24.02.2005 г. указано, что его резолютивная часть объявлена в судебном заседании 24.02.2004 г., а мотивированный текст решения (решение в полном объеме) изготовлен 10.03.2004 г. Таким образом датой принятия решения по данному делу считается 10.03.2004 г.
Как видно из материалов дела, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОАО "С" налоговых санкций в сумме 4519281 руб. 25.02.2004 г., т.е. до принятия арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно рассмотрел дело о взыскании налоговых санкций по общим правилам искового производства.
При рассмотрении данного дела суд всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследовал имеющиеся в деле доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, придя к правильному выводу о законности и обоснованности требований налогового органа.
Вместе с тем при разрешении вопроса о пределах налоговой ответственности ОАО "С" суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что вменяемые ответчику налоговые правонарушения совершены вследствие неэффективного менеджмента и учетной политики со стороны прежнего руководства предприятия, приведших общество на грань несостоятельности (банкротства). Суд квалифицирует эти обстоятельства как смягчающие ответственность налогоплательщика (ст. 112 (п.п. 3 п. 1) НК РФ) и в соответствии со статьей 114 (п. 3) НК РФ уменьшает сумму взыскиваемых налоговых санкций до 45000 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.04.2004 по делу N А62-1054/2004 частично изменить: уменьшить сумму взыскиваемых налоговых санкций до 45000 рублей, в том числе:
- за неполную уплату земельного налога за 2002 год - 5000 руб. (п. 1 ст. 122 НК РФ);
- за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год - 35000 руб. (п. 2 ст. 119 НК РФ);
- за неполную уплату налога с продаж за период с апреля 2002 г. по сентябрь 2003 г. - 10 руб. (п. 1 ст. 122 НК РФ);
- за неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц за 2002 год и за период с мая по октябрь 2003 г. - 4990 руб. (ст. 123 НК РФ).
В остальной части судебный акт первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего ОАО "С" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Смоленской области от 19 ноября 2004 г. N А-62-1054/2004
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Смоленской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании