Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах 44-го заседания Смоленской областной Думы
14 июля 2005 г."
14 июля 2005 года состоялось очередное сорок четвертое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 38 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: В.В. Бочериков, Е.А. Гуртученко, А.Г. Гучев, Н.А. Дементьев, А.Г. Исламов, М.В. Лосенко, В.Ю. Мазин, В.А. Новиков, В.А. Разуваев, В.К. Чертков. В работе Смоленской областной Думы приняли участие: Губернатор Смоленской области В.Н. Маслов, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от органов исполнительной власти Смоленской области М.Г. Магомедов, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Губернатора Смоленской области, представитель Губернатора в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: заместители Губернатора Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления, представители политических партий и общественных объединений.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-35.
В проект основной повестки дня заседания с учетом подпунктов было внесено 50 вопросов. В дополнительную повестку дня были включены 3 вопроса, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 30 (базовых - 11, изменение действующего законодательства - 19, в том числе - о признании утратившими силу областных законов - 2);
- кадровые вопросы - 3;
- утверждение положений - 2;
- изменение сводного перечня наказов избирателей - 1;
- утверждение структуры и штатного расписания - 2;
- изменение Примерной программы законопроектной деятельности - 1;
- обращения субъектов Российской Федерации - 11;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- депутатами Смоленской областной Думы - 2;
- комитетом по социальной политике - 7;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 7;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 2;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 1;
- Комиссией по Регламенту Смоленской областной Думы и депутатской этике - 1;
- Губернатором Смоленской области - 30;
- Смоленским областным судом - 1.
В течение заседания принято 23 областных закона, в том числе: 14 - приняты одновременно в двух чтениях, 9 проектов были ранее приняты в первом чтении. 7 проектов областных законов приняты в первом чтении. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами. По доработке 9 проектов областных законов были созданы рабочие группы, 4 проекта законов были доработаны до их рассмотрения в первом чтении, 5 проектов являются итогом обсуждения ранее принятых проектов областных законов и вопроса о тарифах на электрическую энергию для сельских товаропроизводителей. С целью обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 13 - приняты в порядке совершенствования областного законодательства, в том числе: 1- предусматривает оптимизацию процесса работы над областными целевыми программами, 3 - отражают изменение объемов финансирования действующих областных целевых программ;
- 6 - направлены на реализацию федеральных законов, в том числе в части полномочий субъектов Российской Федерации, а также в части проведения реформы местного самоуправления;
- 5 - приняты с целью приведения областных законов в соответствие с федеральным законодательством;
- 5 - отражают ход бюджетного процесса в области, в том числе 3 законопроекта разработаны с целью реализации отдельных положений областного закона "Об областном бюджете на 2005 год";
- 1 - представляет собой итоги 2004 года и рассмотрен в порядке осуществления контрольных функций Смоленской областной Думы.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 409 законопроектов, 396 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О поправках к Уставу Смоленской области" принят в целях установления единого наименования должности высшего должностного лица Смоленской области - Губернатор Смоленской области, так как это отражено в представлении Президента Российской Федерации. Докладчик - начальник Правового управления Смоленской области А.В. Майоров. В действующей редакции Устава предусмотрены два равнозначных наименования должности высшего должностного лица Смоленской области: Глава Администрации Смоленской области и Губернатор Смоленской области. Для исключения излишнего усложнения закона порядок назначения высшего должностного лица Смоленской области, его полномочия и порядок досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица Смоленской области изложены в новой редакции. Смоленская областная Дума приняла законопроект в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О структуре и порядке формирования Администрации Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством, в том числе законодательства о порядке назначения высшего должностного лица Смоленской области и о государственной гражданской службе. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Правового управления Смоленской области А.В. Майоров. Одновременно внесены изменения в части наименования высшего должностного лица Смоленской области. В ходе доработки проекта до его рассмотрения в первом чтении депутатом В.К. Чертковым была внесена редакционная поправка. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправку и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" принят в рамках пакета законов, направленных на установление единообразия в наименованиях должности высшего должностного лица Смоленской области и некоторых иных должностей государственных гражданских служащих Смоленской области. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Правового управления Смоленской области А.В. Майоров. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О системе органов исполнительной власти Смоленской области" принят в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ). Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Правового управления Смоленской области А.В. Майоров. Указанным федеральным законом установлено, что система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. В систему органов исполнительной власти Смоленской области входят Администрация Смоленской области и иные органы исполнительной власти Смоленской области. Высшим исполнительным органом Смоленской области является Администрация Смоленской области. В соответствии с Уставом Смоленской области структура органов исполнительной власти определяется Губернатором области, а структура и порядок формирования Администрации Смоленской области определяются Уставом Смоленской области и областными законами. В ходе рассмотрения проекта от Губернатора Смоленской области поступило 3 поправки. Депутаты приняли проект закона в первом чтении и, с учетом поправок, приняли областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О Смоленской областной Думе" принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством и положениями Устава Смоленской области. Одновременно учтены положения Регламента Смоленской областной Думы. Проект областного закона внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы В.И. Анисимовым. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку Н.Н. Мартынов. Закон уточняет редакции отдельных статей, в том числе - по порядку досрочного прекращения полномочий Думы, наименованию должности высшего должностного лица Смоленской области, исключает положения, дублирующие федеральные законы и Устав Смоленской области. С целью обеспечения удобства пользования областным законом полномочия председателя Смоленской областной Думы изложены в новой редакции, с учетом ранее внесенных изменений и более полного отражения деятельности Думы. Депутаты Смоленской областной Думы поддержали принятие проекта закона в первом чтении и приняли областной закон.
Закон "О случаях и порядке предоставления бюджетам муниципальных образований Смоленской области субсидий для долевого финансирования расходов на обеспечение условий для развития на территории муниципальных образований Смоленской области массовой физической культуры и спорта" принят с целью реализации областного закона "Об областном бюджете на 2005 год". Проект закона внесен Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - председатель комитета по бюджету, налогам и финансам И.В. Кучер. В законе об областном бюджете установлено, что средства Регионального фонда софинансирования социальных расходов муниципальных образований, в том числе на финансирование расходов, связанных с проведением мероприятий по поддержке развития физической культуры и спорта, перечисляются в виде субсидий местным бюджетам. Закон определяет случаи и порядок предоставления указанных субсидий. В ходе доработки проекта закона депутаты Смоленской областной Думы И.В. Кучер и Т.А. Литвинова внесли 7 поправок, в том числе по уточнению наименования закона. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О случаях и порядке предоставления в 2005 году бюджетам муниципальных образований Смоленской области субсидий на финансирование расходов, связанных с оплатой реструктуризированной задолженности муниципальных образований Смоленской области поставщикам тепловой и электрической энергии, установлением органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области тарифов для населения на услугу по централизованному отоплению жилищного фонда, установлением органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области цен на содержание жилья и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях, проведением капитального ремонта муниципального жилищного фонда" принят с целью реализации областного закона "Об областном бюджете на 2005 год". В законе об областном бюджете установлено, что случаи и порядок предоставления в 2005 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование указанных расходов определяются отдельным областным законом. Проект закона внесен Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы И.В. Кучер. В ходе работы по согласованию положений законопроекта с законодательством, регулирующим вопросы местного значения, и областным законом "Об областном бюджете на 2005 год", Губернатором Смоленской области было внесено 12 поправок, в том числе по уточнению наименования закона. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в статью 15 областного закона "Об административно-территориальном устройстве Смоленской области" принят по результатам дополнительной лингвистической экспертизы действующего областного закона. Проект закона внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы В.К. Чертковым. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы Н.Н. Мартынов. Закон устраняет отдельные редакционные недостатки. В соответствии с рекомендацией комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в статью 2 областного закона "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" принят с целью уточнения понятий, используемых в областном законе. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы И.В. Кучер. Внесенное изменение исключает расширенное толкование областного закона в части налогооблагаемой базы по налогу на имущество. С целью устранения замечаний правового характера Губернатором Смоленской области была внесена поправка. С учетом поправки Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2004 год" принят по итогам рассмотрения отчета об исполнении прогнозного плана приватизации с целью уточнения перечня объектов, подлежащих приватизации в 2004 году. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.В. Иванов. По итогам подготовки документов и из-за отсутствия покупателей из прогнозного плана исключен ряд объектов приватизации, уточнены местонахождение объектов недвижимого имущества и название одного из унитарных предприятий. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "Об отчете о выполнении областного прогнозного плана приватизации государственного имущества Смоленской области за 2004 год" принят в соответствии с областным законом "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям В.В. Вуймин. В соответствии с прогнозным планом приватизации на 2004 год приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества три областных государственных предприятия с долей государственной собственности 100 %. Проданы на аукционе находящиеся в государственной собственности Смоленской области акции акционерных обществ, объекты недвижимого имущества. Фактическое поступление средств от приватизации государственного имущества составило 19,7 млн. рублей при плане 19,3 млн. рублей. В процессе доработки проекта закона на заседаниях рабочей группы депутатом В.Н. Залесовым предложено 4 поправки уточняющего и редакционного характера, что позволило Смоленской областной Думе с учетом поправок принять областной закон.
Закон "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Смоленской области" принят в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Проект областного внесен Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы В.В. Вуймин. Закон определяет полномочия в сфере недропользования Смоленской областной Думы как высшего законодательного (представительного) органа государственной власти Смоленской области, Администрации Смоленской области как высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области, а также полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по вопросам природопользования. С целью устранения замечаний правового и редакционного характера Губернатором Смоленской области было внесено 12 поправок. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О порядке осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Смоленской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Проект областного закона сохраняет ранее существовавший порядок перевозки и устанавливает порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Смоленской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений. За прошедший период в результате доработки законопроекта депутатами И.И. Сорокиным и Г.Н. Яремчук были внесены поправки, в том числе в наименование закона - "О порядке осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Смоленской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и областных государственных детских учреждений". Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О долгосрочных областных целевых программах" принят с целью оптимизации порядка формирования и утверждения долгосрочных областных целевых программ. Законопроект внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям И.А. Юхименко. В законе уточняется процедура прохождения областных программ в органах исполнительной власти Смоленской области, что позволит своевременно, с участием уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере экономики, оценить необходимость программы и ее экономическую эффективность. В ходе доработки проекта закона на заседании рабочей группы депутатами Т.А. Литвиновой и И.А. Юхименко внесены две поправки. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в Смоленской области" на 2004-2006 годы" принят с целью уточнения объемов финансирования программы и в связи с изменением структуры органов исполнительной власти Смоленской области. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы Н.Н. Мартынов. Объемы финансирования в 2004 и 2005 годах перераспределены в соответствии с фактическим финансированием и установленными приоритетами. За прошедший период депутатами Т.А. Литвиновой и В.К. Чертковым внесено 19 поправок. Депутаты Смоленской областной Думы приняли поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области" на 2005-2010 годы" принят в связи с необходимостью перераспределения объемов финансирования мероприятий указанной программы на 2005 год. Эти изменения стали итогом обсуждения Смоленской областной Думой ситуации в сельском хозяйстве области в связи с повышением тарифов на энергоносители. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса А.С. Игнатенков. В соответствии с поручением Смоленской областной Думы Администрация Смоленской области приняла решение о выделении дополнительных средств на поддержку птицеводческих хозяйств области в связи с острой нехваткой оборотных средств в 2005 году. Дополнительные ресурсы выделены за счет экономии средств при проведении конкурсных процедур по закупке техники и механизмов и за счет неполной востребованности средств по отдельным мероприятиям программы. По рекомендации комитета по вопросам агропромышленного комплекса Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов на 2003-2005 годы" принят в связи с изменением структуры органов исполнительной власти Смоленской области и объемов финансирования мероприятий программы в 2004 и 2005 годах. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 16 июня 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Е.И. Каманин. За прошедший период Губернатором Смоленской области были внесены поправки, с учетом которых Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2004 год" принят по итогам рассмотрения смоленской областной Думой проекта областного закона "Об исполнении областного бюджета за 2004 год". Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик -начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Изменения, отражающие остатки на счетах, заимствования и обязательства Смоленской области, внесены в долговые обязательства Смоленской области, приложение "Источники финансирования дефицита областного бюджета на 2004 год" и приложение "Государственные внутренние заимствования Смоленской области, планируемые в 2004 году". В процессе обсуждения проекта областного закона поступили замечания прокуратуры Смоленской области. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон. В отношении учета замечаний прокуратуры Смоленской области дано протокольное поручение комитету по бюджету, налогам и финансам.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2005 год" принят с целью реализации решения Смоленской областной Думы о выделении дополнительных финансовых ресурсов для поддержки дорожной отрасли. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Доходная часть областного бюджета увеличена на 15,5 млн. руб. за счет дополнительных неналоговых доходов и поступлений из федерального бюджета. Дополнительные доходы направлены на финансирование дорожных работ. В соответствии с установленными приоритетами, произведена корректировка Областной программы дорожных работ. Кроме того, внесены изменения по отражению остатков бюджетных средств в источниках погашения дефицита и в положение, регулирующее расходование средств на проведение лизинговых операций. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении, приняли поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2005 год" принят в пакете с предыдущим законом в связи с необходимостью уточнения структуры функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик -начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2005 год" принят в связи с необходимостью дополнения перечня объектов, подлежащих приватизации в текущем году. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.В. Иванов. Изменение размера пакета акций ОАО "Фармация-Ярцево" и закрепление в государственной собственности Смоленской области его контрольного пакета, а также продажа пакета акций ОАО "Смоленск-Фармация" позволит с большей эффективностью реализовать программы льготного обеспечения граждан лекарственными средствами. Смоленская областная Дума приняла проект областного закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов и статьи 2 областного закона "О внесении изменений и дополнения в отдельные областные законы" принят в целях приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. С 1 января 2006 года правовое регулирование вопросов, относящихся к проведению собраний (сходов) граждан, исключено из полномочий субъекта Российской Федерации. В связи с этим признается утратившим силу областной закон "О собраниях (сходах) граждан в Смоленской области" с последующими изменениями. Депутаты приняли проект областного закона в первом чтении и приняли областной закон.
Закон "О признании утратившим силу областного закона "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Проект областного закона внесен Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) решение вопросов об участии населения в охране общественного порядка не отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. После вступления в силу всех статей Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данный вопрос будет регулироваться органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований области. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Думы депутаты приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
Проекты областных законов,
принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона "О межбюджетных отношениях в Смоленской области" внесен Губернатором Смоленской области в порядке реализации областной программы реформирования региональных финансов и основан на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Законопроект регулирует межбюджетные отношения между органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в части разграничения расходных полномочий, установления нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов, городских и сельских округов Смоленской области, а также определения порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в составе областного бюджета образуются Региональный фонд финансовой поддержки поселений, Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), Региональный фонд муниципального развития, Региональный фонд софинансирования социальных расходов, Региональный фонд компенсаций. Региональный фонд финансовой поддержки поселений образуется с целью выравнивания, исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения. Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) образуется с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов Смоленской области (городских округов Смоленской области). Региональный фонд муниципального развития образуется в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Региональный фонд софинансирования социальных расходов образуется с целью предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов. Прежде всего, создание этого фонда позволит в условиях различного уровня квалификации должностных лиц вновь создаваемых муниципальных образований обеспечить своевременность финансирования расчетов по услугам, оказываемым ТЭК, и выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений с тем, чтобы избежать негативных социальных последствий. Региональный фонд компенсаций образуется в составе областного бюджета в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Распределение субвенций из регионального фонда компенсаций утверждается областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми областным законом. Проектом областного закона "О межбюджетных отношениях в Смоленской области" предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями органов государственной власти Смоленской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета. Для городских округов предполагается заменить "подушевые" дотации соответствующим нормативом отчислений по налогам. Указанным законопроектом также установлен порядок образования районных фондов финансовой поддержки поселений, формируемый за счет целевых средств областного бюджета, с единой методикой распределения дотаций из указанных фондов. Предполагается, что механизм межбюджетных отношений, заложенный в проекте областного закона, станет основой формирования отношений в течение нескольких лет. В ходе дальнейшей работы, на основании данных о параметрах бюджетов муниципальных образований всех уровней, будут уточнены методики распределения средств фондов, их объемы.
Проект областного закона "О перечнях видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Смоленской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов государственной власти Смоленской области, государственных гражданских служащих Смоленской области, работников государственных унитарных предприятий Смоленской области и работников государственных учреждений Смоленской области" внесен Губернатором Смоленской области с целью обеспечения реализации полномочий, возлагаемых на субъекты Российской Федерации статьей 2 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ). Докладчик - первый заместитель начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.В. Иванов. Федеральным законом определено, что субъекты Российской Федерации своими региональными законами устанавливают перечни видов указанного имущества.
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "О муниципальных должностях и муниципальной службе в Смоленской области" внесен Губернатором Смоленской области с целью установления минимальных должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления, и показателей, влияющих на размеры должностных окладов. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Как и ранее, размер минимального должностного оклада лиц, замещающих муниципальные должности, устанавливается в процентном отношении к месячному должностному окладу Губернатора Смоленской области в зависимости от уровня муниципального образования, численности населения, проживающего в муниципальном образовании. В связи с реформой местного самоуправления в действующий областной закон включен перечень новых муниципальных должностей и новые группы муниципальных образований.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы" внесен Губернатором Смоленской области в связи с изменением объемов финансирования программы, уточнения наименования мероприятий программы, а также в связи с изменением структуры органов исполнительной власти Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию С.Р. Кривко. Перераспределение средств внутри программы позволяет привлечь дополнительные средства из федерального бюджета на условиях софиинансирования и отражает изменение приоритетов финансирования в целях более эффективного использования бюджетных средств.
Проект областного закона "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" внесен Губернатором Смоленской области в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Л.Н. Малютенко. Проект областного закона предусматривает установление обучающимся областных государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стипендии, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, их размер и порядок выплаты. Кроме того, проект закона содержит положения об обеспечении указанной категории детей одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, а также обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством.
Проект областного закона "О патронатном воспитании в Смоленской области" внесен Губернатором Смоленской области в целях расширения форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Л.Н. Малютенко. Законопроект устанавливает условия и порядок передачи детей на патронатное воспитание одному патронатному воспитателю, оплату труда патронатного воспитателя, предъявляемые к нему требования, а также полномочия учреждения, передающего детей на патронатное воспитание. В законопроекте содержатся положения о сохранении права детей, переданных на патронатное воспитание, на причитающиеся им социальные выплаты и пособия, а также сохранение права собственности на жилое помещение. Вопрос депутата В.Е. Левченко, заданный в порядке обсуждения проекта областного закона, касался размера оплаты труда патронатных родителей.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Создание областного медицинского диагностического центра" на 2005-2016 годы" внесен Губернатором Смоленской области в целях улучшения медико-диагностической помощи населению Смоленской области посредством строительства современного медицинского диагностического центра. Предварительно вопрос о создании подобного центра был рассмотрен на 41-м заседании Смоленской областной Думы. Признав актуальность и необходимость инициированной Губернатором программы, депутаты комитетов по бюджету, налогам и финансам, а также по социальной политике одобрили данный законопроект. Строительство областного медицинского диагностического центра позволит сконцентрировать в одном лечебном учреждении современное диагностическое оборудование, эффективно использовать его для работы, сократить простои медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях области в связи с отсутствием подготовленных специалистов и затраты на оснащение других лечебно-профилактических учреждений современным диагностическим оборудованием и аппаратурой. В обсуждении приняли участие депутаты В.Д. Дедков и И.А. Юхименко. Их вопросы касались перспектив софинансирования программы со стороны федерального центра и необходимости внесения изменений в бюджет текущего года.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
В порядке осуществления оперативного контроля за ходом исполнения областного законодательства Смоленской областной Думой был заслушан отчет об исполнении областного бюджета за первый квартал 2005 года, внесенный Губернатором Смоленской области в соответствии со статьей 34 Устава Смоленской области. Доходы областного бюджета за отчетный период исполнены на 102,5 % к плановым назначениям квартала и на 24,8 % - к годовым назначениям. Отмечается рост доходов по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 29,4 %. В I квартале 2005 года собственные доходы исполнены на 103,1% к плановым назначениям на квартал и 21,2% к годовым бюджетным назначениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года собственные доходы увеличились в 1,4 раза. Квартальные назначения в абсолютных суммах перевыполнены по собственным доходам - на 38,8 млн. руб., из них по налоговым доходам - на 47,4 млн. руб. План по неналоговым доходам не выполнен на 8,6 млн. руб. Положительная динамика и выполнение квартальных назначений отмечено по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения. Вместе с тем, не обеспечено выполнение плана по налогу на доходы физических лиц. Причиной невыполнения плана I квартала является снижение поступлений по данному налогу в связи с сокращением количества рабочих дней в январе 2005 года. Кроме того, запланированный налог на доходы физических лиц от суммы увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,2 раза поступит лишь в апреле 2005 года, так как перерасчет заработной платы произведен в марте текущего года. Налог на имущество организаций исполнен на 81,8 % и на 20 % к годовому назначению. Невыполнение квартального назначения объясняется тем, что рядом организаций суммы налога по итогам налогового периода уплачены после установленного срока уплаты и выходят за рамки отчетного периода. Поступления транспортного налога составили 104,3% к квартальному плану и 10,2% к годовому плану. Ранее этот налог являлся источником формирования территориального дорожного фонда. Однако, в бюджете 2005 года, целевой бюджетный территориальный дорожный фонд отсутствует, поэтому нет оснований для увязывания сумм от уплаты транспортного налога с определенными расходами и финансирование программы дорожных работ должно осуществляться из общей суммы расходов областного бюджета. Исполнение областного бюджета по неналоговым доходам за 1 квартал 2005 года составило 82,2%, годовой план исполнен на 15,6%. Доля указанных доходов в собственных доходах областного бюджета составила 3,1%. В течение отчетного периода увеличился объем поступлений из федерального бюджета.
На текущем заседании Смоленская областная Дума утвердила два положения:
- Положение о порядке избрания (рассмотрения вопроса о назначении) и досрочного прекращения полномочий представителей в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. Исходя из процедуры, прописанной в указанном положении, на текущем заседании состоялась назначение представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Администрации Смоленской области. Губернатором Смоленской области В.Н. Масловым вновь рекомендована кандидатура М.Г. Магомедова. Представление Губернатора Смоленской области было предварительно рассмотрено Комиссией по Регламенту Смоленской областной Думы и депутатской этике, депутатскими объединениями. В результате тайного голосования назначение М.Г. Магомедова членом Совета Федерации, представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Администрации Смоленской области было согласовано со Смоленской областной Думой.
- Положение об Ассоциации представительных органов муниципальных образований Смоленской области. Ассоциация представительных органов является постоянно действующим совещательным органом, содействующим в реализации полномочий органов государственной власти Смоленской области, касающихся вопросов местного самоуправления.
Рассмотрев:
- предложения Губернатора Смоленской области по кандидатуре на должность начальника Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области, решение комитета по бюджету, налогам и финансам, Смоленская областная Дума приняла постановление о назначении на должность начальника Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелева, работающего в этой должности в настоящее время.
- обращение Губернатора Смоленской области по Примерной программе законопроектной деятельности на 2005 год, решение комитета по социальной политике, Смоленская областная Дума приняла постановление о включении в программу проектов областных законов: "О порядке определения в Смоленской области размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Указанные законопроекты необходимы для реализации на территории Смоленской области положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
- совместное представление Губернатора Смоленской области и председателя Смоленского областного суда, представленные материалы, рекомендацию комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку, Смоленская областная Дума назначила А.Г. Иванова и А.Л. Штейнле на должности мировых судей судебных участков N N 2 и 4. А.Г. Иванов назначен на должность мирового судьи повторно на срок 5 лет. А.Л. Штейнле наделен полномочиями мирового судьи впервые на срок 3 года.
- обращения депутатов Смоленской областной Думы, Смоленская областная Дума приняла постановление о внесении изменений в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2005 году.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по рекомендации комитета по экономическому развитию и инвестициям и комитета по социальной политике были поддержаны следующие обращения и законодательные инициативы субъектов Российской Федерации:
- обращение Парламента Республики Северная Осетия-Алания "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу регулирования и лицензирования предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса". В обращении ставится вопрос о необходимости скорейшего урегулирования такого вида деятельности как игорный бизнес, в частности определить лицензирующий орган, уточнить условия налогообложения. В отсутствие должного регулирования данного вида деятельности создаются условия для бесконтрольности и криминализации бизнеса.
- обращение Законодательного Собрания Владимирской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу о ситуации, сложившейся в системе финансирования дорожного хозяйства во Владимирской области". В обращении поднимается проблема, неоднократно и горячо обсуждаемая депутатами Смоленской областной Думы, - о необходимости изменений механизма и объема финансирования дорожной отрасли. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" и последними изменениями в него предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации только на объекты, включенные в Федеральную адресную инвестиционную программу. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации ощущают острую нехватку средств на проведение работ по содержанию дорог общего пользования в надлежащем состоянии, на их капитальный ремонт. Поэтому предлагается выделить на эти цели средства федерального бюджета в виде целевых субсидий и субвенций.
- обращение Тюменской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве)". В обращении отмечено, что сложившаяся практика ведения процедур банкротства, как правило, приводит к ликвидации, а не оздоровлению предприятия. В связи с этим законодатели Тюменской области предлагают конкретные изменения в федеральный закон о банкротстве, направленные на создание условий законности и эффективности процедур банкротства, особенно в отношении градообразующих организаций.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о внесении изменения в Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 года N 402 "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом". В качестве меры контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские автоперевозки, предлагается включить в перечень документов, представляемых при получении лицензии, карточки регистрации контрольно-кассового аппарата. Это не только целесообразно с точки зрения организации учета с целью налогообложения, но и необходимо для обеспечения интересов пассажиров в случае дорожно-транспортных происшествий.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу принятия нового устава автомобильного транспорта и проекта федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации". В обращении говорится о настоятельной необходимости пересмотра законодательной базы, регулирующей деятельность автотранспортных предприятий и частных перевозчиков с учетом реалий времени. Перечисленные в обращении нормативные акты должны создать условия ведения бизнеса, исключающие недобросовестную конкуренцию, предусматривать полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию вопросов транспортного обслуживания населения.
- обращение депутатов Брянской областной Думы "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову" о внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В качестве мер по усилению контроля за деятельностью автоперевозчиков предлагается ввести лицензирование перевозок опасных грузов, услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, услуг по перевозке пассажиров для собственных нужд хозяйствующих субъектов.
- обращение Тамбовской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О снижении цены на природный газ, используемый муниципальными котельными для выработки тепловой энергии для снабжения населения и объектов социальной сферы". За последние 5 лет регулируемая цена на природный газ, используемый предприятиями, выросла в 3,6 раза. С целью недопущения значительного роста тарифов за отпускаемую тепловую энергию предлагается установить оптовую цену на газ, потребляемый для теплоснабжения предприятиями ЖКХ всех форм собственности, на уровне оптовой цены на газ для населения.
- обращение Волгоградской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу обеспечения лекарственными средствами граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к федеральному уровню". В обращении идет речь о невыполнении обязательств фармацевтической компанией, уполномоченной Министерством здравоохранения и социального развития на поставку лекарственных препаратов в рамках реализации федерального закона о замене льгот денежными компенсациями. В связи с этим предлагается передать соответствующие функции и финансовые ресурсы в субъекты Российской Федерации.
- обращение Законодательного Собрания Республики Карелия "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу возобновления системы распределения выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений в целях обеспечения специалистами отдаленных районов и населенных пунктов на территории Российской Федерации". Предлагается закрепить правовым актом обязанность специалиста, обучающегося на контрактной основе, отработать в течение установленного срока после окончания высшего или среднего профессионального учебного заведения по распределению района, направившего специалиста на учебу.
- обращение Волгоградской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации в связи со снятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с повторного рассмотрения Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Предлагается восстановить учет в трудовом стаже исключенных в процессе реформы пенсионной системы России так называемых "нестраховых" периодов: периодов в вузах, ухода за ребенком и др. Тем более недопустимо придание пенсионному законодательству обратной силы, что подрывает доверие граждан к деятельности органов государственной власти. Следует отметить, что вопрос о включении в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав застрахованных лиц "нестраховых" и льготных периодов, учитываемых до 1 января 2002 года, неоднократно поднимался различными субъектами права законодательной инициативы. В 2003 году Государственной Думой Российской Федерации был принят в окончательной редакции, в редакции согласительной комиссии проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В дальнейшем он был снят с рассмотрения. В обращении предложено вернуться к рассмотрению этого законопроекта.
- обращение Волгоградской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации о принятии мер по повышению ответственности родителей за воспитание детей". Нравственное, физическое и психическое развитие ребенка в наиболее значительной степени зависит от обстановки в семье, ответственности родителей за воспитание ребенка. Применение процедуры лишения родительских прав, как крайней меры, нередко является благом для нерадивых родителей, так все заботы о ребенке берет на себя государство. В связи с этим предлагается законодательно закрепить ужесточение санкций по отношению к родителям, не исполняющим надлежащим образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Законопроект предусматривает распространение права на неполную оплату жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, независимо от принадлежности жилого фонда. Подобные предложения неоднократно поступали в Смоленскую областную Думу от иных субъектов Российской Федерации.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В законопроекте предлагается восстановить в существовавшем ранее виде систему квотирования рабочих мест по трудоустройству инвалидов. В июне 2005 года по рекомендации комитета Смоленская областная Дума поддержала обращения законодательных собраний Ленинградской и Пензенской областей, содержащие аналогичные предложения.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
14 июля 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 44-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 14 июля 2005 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/