Постановление Арбитражного суда Смоленской области
от 26 августа 2004 г. N А-62-3606/2004
(извлечение)
ООО "Минотавр" (далее ООО) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления ИМНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска (далее ИМНС) N 24 от 18.06.2004 о привлечении ООО "Минотавр" к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30000 руб. за оказание услуг по перевозке пассажиров без выдачи билетов установленного образца (бланков строгой отчетности).
Решением арбитражного суда от 12 августа 2004 г. в удовлетворении заявления ООО "Минотавр" о признании незаконным постановления ИМНС N 24 от 18.06.2004 отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Минотавр" просит решение суда I инстанции от 12.08.2004 отменить и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что судом I инстанции неправильно применены нормы материального права.
ИМНС просит обжалуемое Обществом решение суда от 12.08.2004 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, апелляционная инстанция считает, что решение арбитражного суда от 12.08.2004 подлежит изменению, исходя из ниже следующего.
16.06.2004 ИМНС была проведена проверка исполнения ООО "Минотавр" законодательства о применении контрольно-кассовой техники и документов строгой отчетности, результаты которой оформлены актом N 040030 от 16.06.2004.
Проверкой установлено, что 16.06.2004 водитель Ж., работающий по трудовому договору от 23.06.2003 в ООО "Минотавр", при оказании услуг по перевозке пассажиров в автомобиле ГАЗ 3282 гос. N 895 BE 67 по маршруту N 35 принял от 3-х пассажиров деньги за проезд по действующему тарифу, но билеты за проезд не выдал. По данному факту в отношении ООО "Минотавр" составлен протокол об административном правонарушении N 23 от 16.06.2004 по ст. 14.5 КоАП РФ и вынесено постановление N 24 от 18.06.2004 о привлечении ООО "Минотавр" к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает административное наказание за продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ. В соответствии с Федеральным Законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу п. 2 ст. 2 Закона в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Согласно Письму Минфина РФ от 05.08.03 г. N 16-00-12/29 до выхода соответствующего правительственного постановления действуют утвержденные (Постановление Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745) Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 г. N 16 в случае невыдачи документов строгой отчетности юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККМ.
Поскольку ООО "Минотавр" оказывает услуги по перевозке пассажиров, имея на это соответствующую лицензию, то за нарушение требований Закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, ООО правомерно привлечено к административной ответственности.
Факт использования труда наемных работников не освобождает само ООО от ответственности, поскольку оказание услуг по перевозке пассажиров, осуществляется от имени и в интересах ООО "Минотавр".
Таким образом, у налоговой инспекции имелись законные основания для привлечения ООО "Минотавр" к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 г. N 349-0, ст. 14.5 КоАП РФ имеет многофункциональное значение и направлена прежде всего на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, финансовых интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, мера наказания должна избираться с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. Одним из принципов привлечения лица к ответственности является правовой принцип индивидуализации наказания. Учитывая характер совершенного правонарушения и отсутствие в материалах дела сведений о том, что данное правонарушение повлекло какие-либо неблагоприятные последствия, а так же то, что правонарушение совершено впервые, апелляционная инстанция считает возможным применить ст. 2.9. КоАП РФ, то есть освободить ООО "Минотавр" от административной ответственности с учетом малозначительности административного правонарушения, ограничившись устным замечанием, поэтому с учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда от 12.08.2004 подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 202-206, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд постановил:
решение арбитражного суда от 12.08.2004 по делу N А-62-3606/2004 изменить.
Постановление ИМНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска от 18.06.2004 изменить, освободив ООО "Минотавр" от административной ответственности по малозначительности и вынести устное замечание.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Смоленской области от 26 августа 2004 г. N А-62-3606/2004
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Смоленской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании