Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах 39-го заседания Смоленской областной Думы
28 апреля 2005 г."
28 апреля 2005 года состоялось очередное тридцать девятое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 42 депутата. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: В.В. Бочериков, А.Г. Гучев, П.А. Лубенский, М.Ю. Хвостанцев, Ю.А. Черняк, В.А. Юшков. В работе Смоленской областной Думы приняли участие представитель в Совете Федерации от Смоленской областной Думы П.М. Беркс, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Главы Администрации области, представитель Главы Администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-50.
В проект основной повестки дня заседания с учетом подпунктов было внесено 38 вопросов. В дополнительную повестку дня было включено 4 проекта областных законов, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 14 (базовых - 3, изменение действующего законодательства - 11);
- кадровые вопросы - 2;
- информации должностных лиц - 1;
- присвоение имен -1;
- формирование сводного перечня наказов избирателей - 1;
- изменение решений Смоленской областной Думы - 2;
- контроль исполнения решений Смоленской областной Думы - 1;
- обращения субъектов Российской Федерации - 12;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 6;
- награждение Почетными грамотами - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы - 1;
- депутатами Смоленской областной Думы - 2;
- комитетом по социальной политике - 14;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 2;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 2;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 2;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 2;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам -1;
- Главой Администрации Смоленской области - 15;
- Смоленским областным судом - 1;
- Уполномоченным по правам человека в Смоленской области - 1.
В течение заседания принято 11 областных законов, в том числе: 8 - приняты одновременно в двух чтениях, 5 проектов были ранее приняты в первом чтении. 1 проект областного закона принят в первом чтении, по доработке двух проектов законов создана рабочая группа. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами. По доработке 9 проектов областных законов были созданы рабочие группы, 4 проекта законов были доработаны до их рассмотрения в первом чтении. С целью обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 6 - приняты в порядке совершенствования областного законодательства, в том числе 4 - отражают текущие изменения действующих областных целевых программ;
- 4 - приняты с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным;
- 3 - отражают итоги бюджетного процесса в области;
- 1 - принят в рамках реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 364 законопроекта, 357 из них приняты в целом.
Заседание было начато с вручения Почетной грамоты Федерального Собрания Российской Федерации заместителю председателя Смоленской областной Думы А.И. Мишневу за многолетний добросовестный труд в законодательных органах и больший личный вклад в развитие представительной власти в Смоленской области.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О поправках к Уставу Смоленской области" принят с целью приведения отдельных положений Устава Смоленской области в соответствие с федеральным законодательством. Докладчик - субъект права законодательной инициативы, председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов. Положения Устава Смоленской области о порядке выборов высшего должностного лица Смоленской области, досрочном прекращении полномочий Смоленской областной Думы и Главы Администрации области, ответственности должностных лиц органов исполнительной власти изложены в соответствии с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Одновременно в Уставе учтены положения областного закона "Об административно-территориальном устройстве Смоленской области", принятого в декабре прошедшего года. Депутаты единогласно приняли поправки к Уставу Смоленской области.
Закон "Об исполнении бюджета Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2004 год" принят в соответствии со ст. 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - исполнительный директор фонда, депутат А.М. Макеенков. Фактические доходы бюджета фонда в 2004 году составили 1265,0 млн. руб. и сформированы за счет налоговых и неналоговых доходов. 2004 год был первым годом централизованного платежа из областного бюджета взносов за неработающее население. При этом обязательства областного бюджета выполнены в полном объеме. Расходы фонда в прошедшем году составили 1275,6 млн. руб. В структуру расходов бюджета фонда входят расходы на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования (92 % расходов), выполнение региональных целевых программ по обязательному медицинскому страхованию (6 %) и выполнение управленческих функций территориальным фондом обязательного медицинского страхования (2 %). За счет средств бюджета фонда осуществлялось финансирование следующих статей: заработная плата с начислениями, медикаменты, мягкий инвентарь, питание. Проект областного закона был предварительно рассмотрен комитетами Смоленской областной Думы по социальной политике и по бюджету, налогам и финансам. При этом депутаты высказали обеспокоенность перспективой погашения задолженности прошлых лет по платежам за неработающее население. Этот вопрос решено вынести на отдельное обсуждение комитета по бюджету, налогам и финансам. В процессе доработки законопроекта до его рассмотрения в первом чтении, депутатом Ю.М. Макеенковым было предложено 14 поправок редакционного характера, что позволило Смоленской областной Думе принять проект закона в первом чтении, принять поправки и областной закон.
Закон "Об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) на территории Смоленской области" принят с целью реализации на территории Смоленской области Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Федеральным законодательством определено, что законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций должны быть установлены наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). В Смоленской области предусматривается сохранить существующие в настоящее время наименования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области. В наименованиях органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Смоленской области - городских и сельских поселений - предусматривается ввести единообразие. Все положения законопроекта согласованы с органами местного самоуправления Смоленской области. В процессе доработки проекта закона до его рассмотрения в первом чтении депутатами Т.А. Литвиновой и Л.В. Хлудовой внесены 4 поправки в отношении написания наименований. В обсуждении проекта закона приняли участие депутаты Е.А. Гуртученко, Ю.А. Юхименко. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
Закон "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства в соответствии с федеральным. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 марта 2005 года. Докладчик - председатель комитета по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями, депутат В.А. Гимаров. Закон регламентирует вопросы государственной службы, регулирование которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. По доработке проекта закона состоялось несколько заседаний рабочей группы. В итоге на обсуждение было вынесено 25 поправок, внесенных Главой Администрации Смоленской области и депутатами Т.А. Литвиновой, Л.В. Хлудовой и Г.Н. Яремчук. Поправки касаются уточнения обстоятельств поступления на гражданскую службу, поддержания необходимого уровня квалификации в период прохождения службы, а также редакций некоторых статей. С учетом поправок депутаты приняли областной закон.
Закон "О порядке установления величины прожиточного минимума в Смоленской области" принят в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 марта 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике, депутат Е.И. Каманин. Закон определяет порядок и периодичность установления величины прожиточного минимума в Смоленской области. За период, прошедший с момента принятия законопроекта в первом чтении, депутатом Г.Н. Яремчук предложено 4 поправки в обе статьи проекта закона. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла областной закон
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об основах малого предпринимательства в Смоленской области" и о признании утратившим силу пункта 3 приложения 24 к областному закону "Об областном бюджете на 2005 год" принят в целях приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по экономическому развитию и торговле А.П. Малеев. В частности, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" изложены положения областного закон о бюджетном финансировании областной целевой программы, внебюджетных фондах, финансовой и имущественной поддержке субъектов малого бизнеса. С целью своевременного принятия закона проект был доработан до его рассмотрения в первом чтении, и депутатом И.А. Юхименко были внесены 4 поправки на предмет устранения замечаний правового и редакционного характера. Депутаты Смоленской областной Думе приняли проект закона в первом чтении, приняли поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" принят с целью приведения объема финансирования программы в текущем году с областным законом "Об областном бюджете на 2005 год". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 марта 2005 года. Докладчик - председатель комитета по вопросам агропромышленного комплекса А.С. Игнатенков. В связи с уточнением уровня финансирования на текущий год изменены ожидаемые конечные результаты реализации программы, перечень мероприятий по вводу в эксплуатацию жилья, учреждений образования и здравоохранения, развитию электрических и газовых сетей, приведению дорог в нормативное состояние, вводу в действие локальных водопроводов, телефонных номеров. Конкретизирован перечень объектов программы, финансируемых в текущем году. Одновременно внесены изменения, связанные с существующей структурой органов исполнительной власти Смоленской области. За период, прошедший с момента принятия законопроекта в первом чтении, Главой Администрации Смоленской области было внесено более 30 поправок на предмет соответствия формулировок закона Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устранения замечаний лингвистического характера, соответствия параметров проектировкам областного бюджета. По рекомендации профильного комитета областной закон был принят с учетом поправок.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Переселение граждан, проживающих в Смоленской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2004-2010 годах" носит технический характер и перераспределяет объемы финансирования программы в соответствии с последней редакцией областного закона "Об областном бюджете на 2004 год". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 февраля 2005 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям, депутат И.А. Юхименко. В ходе рассмотрения проекта закона на заседании профильного комитета было выявлено, что федеральным законодательством о разграничении расходных полномочий вопросы содержания и использования муниципального жилищного фонда отнесены к вопросам местного значения, что влечет за собой изменения механизмов реализации программы на предстоящий период. В результате доработки проекта закона концепция его была сохранена, поскольку проект касается финансирования программы в 2004 году, но депутатом И.А. Юхименко было предложено 8 поправок, в том числе - в отношении даты вступления закона в силу. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области" на 2004-2010 годы" принят с целью оптимизации финансирования расходов областного бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 марта 2005 года. Докладчик - председатель комитета по экономическому развитию и инвестициям, депутат А.Г. Исламов. В связи с невозможностью своевременного освоения средств, предусмотренных программой в 2004 году, объемы ее финансирования перераспределены в рамках общего объема финансирования программы. По рекомендации профильного комитета депутаты приняли областной закон.
Закон "О внесении изменения в статью 2 областного закона "О нормах предоставления земельных участков" принят на основании практики реализации областного закона. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.П. Титов. Анализ показал, что фактический размер земельных участков, предоставленных в собственность граждан до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации без проведения землеустроительных работ, зачастую не соответствует размерам, указанным в правоустанавливающих документах. В сложившейся застройке привести фактический размер земельного участка в соответствие с документальным, как правило, не представляется возможным. В свою очередь, несоответствие площади земельных участков требованиям о предельных размерах, установленных областным законом, повлекло проблемы с переоформлением в соответствии с действующим федеральным законодательством прав собственности граждан на эти участки. В ходе рассмотрения проекта закона комитетом Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям было предложено изменить концепцию проекта закона. Для доработки проекта была создана рабочая группа. В новой редакции проекта закона до 0,005 га снижены предельные минимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, что позволит гражданам - собственникам земельных участков без затруднений совершать в отношении принадлежащих им земельных участков любые действия, в том числе способствующие вовлечению земель в оборот. Снижение предельного минимального размера земельных участков позволит также органам местного самоуправления устранять недостатки в расположении земельных участков (чересполосица, вклинивание, вкрапливание, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании). В обсуждении проекта закона приняли участие депутаты Н.Н. Мартынов, В.И. Рыжиченков, И.А. Юхименко. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменения в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области" на 2004-2006 годы" принят в связи с изменением структуры органов исполнительной власти Смоленской области. Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат В.Н. Залесов. В соответствии с действующей структурой с 22 апреля 2004 года функции заказчика областной целевой программы "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области" на 2004 - 2006 годы" возложены на Департамент Смоленской области по природным ресурсам. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Проекты областных законов,
принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2005 год" разработан в соответствии с областным законом "О порядке внесения, рассмотрения и применения областного закона об областном бюджете и порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" уточнены поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета. В связи с повышением с 1 января 2005 года ставок транспортного налога дополнительные доходы включены по соответствующей статье доходной части бюджета. Согласно разъяснениям Минфина РФ уточнено отнесение доходов к тем или иным статьям. Дополнительные средства распределены по соответствующим целевым статьям областного бюджета, на обслуживание долговых обязательств Смоленской области, распределены и перераспределены между главными распорядителями бюджета. В процессе доработки проекта были устранены замечания Контрольно-счетной палаты и правового управления Смоленской областной Думы. В ходе неоднократного рассмотрения проекта закона на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам и комитета по экономическому развитию и инвестициям, обсуждения его депутатским объединением "Независимые депутаты, промышленники и предприниматели" были согласованы позиции в отношении проведения эксперимента по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан. Неоднозначной является позиция депутатов по распределению дополнительных доходов в связи с повышением ставок транспортного налога. При принятии соответствующих изменений ставок налога предполагалось направить дополнительные доходы на нужды дорожной отрасли. Поэтому предложение Администрации Смоленской области о решении за счет этих средств проблем с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан отрицательно скажется на состоянии ДРСУ. По информации депутата В.Н. Залесова в 2005 году расходы на ремонт и содержание дорог уменьшатся, поскольку из общей суммы расходов следует исключить кредиторскую задолженность по работам, выполненным в 2004 году и задолженность предприятий перед кредитными организациями. Депутаты не оспаривали необходимость урегулирования вопроса с лекарственным обеспечением, но предложили найти для этого иные финансовые возможности, в том числе за счет роста дефицита бюджета, сохранив целевой характер средств от уплаты транспортного налога. В связи с тем, что проект не получил необходимого для принятии числа голосов, а бюджетный процесс в области требует непрерывности финансирования, была создана согласительная комиссия по доработке проекта закона.
Проект областного закона "О внесении изменения в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2005 год" принят в пакете с изменениями областного бюджета и отражает текущие изменения ведомственной классификации. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. В ходе доработки проекта закона были устранены замечания, отмеченные в заключении правового управления Смоленской областной Думы. В частности по одному из главных распорядителей бюджетных средств внесены изменения в части замены целевой статьи "Дотации и субвенции" на целевую статью "Реализация государственных функций в области национальной экономики". Рассмотрение проекта было отложено в связи с тем, что не были приняты изменения в бюджет.
Проект областного закона "О внесении изменений в статью 41 областного закона "Об областном бюджете на 2005 год" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью обеспечения реализации положений областного закона "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" в отношении формирования фонда оплаты труда. Докладчик начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Проект закона рассмотрен комитетом по бюджету, налога и финансам и комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями. Согласно рекомендациям комитетов Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
Смоленская областная Дума заслушала отчет о деятельности члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Смоленской областной Думы П.М. Беркса в 2004 году. В соответствии с п.40 Положения о порядке избрания (рассмотрения вопроса о назначении) и досрочного прекращения полномочий представителей в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области отчеты представителя в Совете Федерации от Думы подлежат обязательному рассмотрению на заседании Думы. П.М. Беркс проинформировал депутатов о мотивах, которыми он руководствовался, изъявляя желание работать в Комитете Совета Федерации по социальной политике. Являясь заместителем председателя этого комитета, П.М. Беркс принял участие в работе над более чем 30 профильными проектами федеральных законов и выработке поправок к 35 законопроектам, непосредственно организовал проведение "круглых столов" по проблем семьи и др., участвовал в Петербургском экономическом форуме, работе Парламентского Собрания России и Белоруссии. В порядке информирования о работе Совета Федерации П.М. Беркс неоднократно приглашался к участию в телевизионной передаче "Клуб сенаторов". Работу в комитете по социальной политике П.М. Беркс сочетает с деятельность в комитете по информационной политике. Он также высказал свое видение ситуации по "монетизации" льгот. Сенатор отметил непродуманность в подготовке проведения столь значимой социальной реформы со стороны исполнительных органов власти. В результате уточнения реестра лиц, имеющих право на меры социальной защиты, в период действия закона в реестр было дополнительно включено около 3 млн. человек, не учтенных ранее. Финансовое обеспечение закона возросло практически в 2 раза к ранее запланированных расходам. П.М. Беркс выразил озабоченность в отношении наполняемости внебюджетных фондов Российской Федерации, рост расходных полномочий которых не соответствует политике снижения единого социального налога, и выразил мнение о важности выражения позиции законодательных (представительных) органов в обсуждении тех или иных проблем. Сенатор ответил на вопросы депутатов С.А. Вострова, И.А. Юхименко, Г.Н. Яремчук. Депутат В.К. Чертков поблагодарил П.М. Беркса за своевременное реагирование на обращения и содействие депутатам Смоленской областной Думы в их работе. Смоленская областная Дума принял информацию к сведению. Подводя итог обсуждению, председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов отметил согласованность позиции представителя Смоленской областной Думы в Совете Федерации по проектам федеральных законов с консолидированным мнением Смоленской областной Думы и высокую активность П.М. Беркса по защите интересов области в различных федеральных структурах.
На текущем заседании:
- назначен на должность мирового судьи по участку N 27 Ярцевского района Смоленской области В.В. Макуров. Основаниями для принятия постановления стали совместное представление председателя Смоленского областного суда и Главы Администрации Смоленской области, рекомендация комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку. В настоящее время В.В. Макуров уже является мировым судьей указанного участка и назначение производится на повторный срок полномочий - 5 лет.
- назначены представители общественности в квалификационной коллегии судей в Смоленской области. Согласно действующим нормативным правовым актам Смоленская областная Дума путем тайного голосования назначает 7 представителей общественности. 24 февраля были назначены 5 представителей. На текущем заседании состоялось назначение еще 2-х представителей в квалификационную коллегию судей. В результате тайного голосования членами квалификационной коллегии судей были назначены В.Я. Тюкавин, Ю.В. Якушенков.
- присвоено имя М.К. Тенишевой муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования "Детская художественная школа г. Смоленска". Постановление принято на основании ходатайства трудового коллектива, поддержанного главой города Смоленска В.Н. Халецким и Главой Администрации Смоленской области В.Н. Масловым, и рекомендации комитета Смоленской областной Думы по социальной политике. В ходатайстве отмечено, что М.К. Тенишева является почетным гражданином города и внесла неоценимый вклад в развитие и популяризацию изобразительного искусства, сохранение народного творчества. Она стояла у истоков создания и становления рисовальной школы в 1896 году. Присвоение художественной школе имени известной меценатки и сподвижницы создания уникального духовно-культурного центра на Смоленщине даст новый импульс к изучению культуры и истории нашей Родины.
- внесены изменения в состав правления Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования. Изменения внесены в соответствии с предложениями Главы Администрации Смоленской области, поддержанными комитетом Смоленской областной Думы по социальной политике.
- признано утратившим силу решение Смоленской областной Думы от 26 апреля 1994 года N 17 "О журнале "Край Смоленский". Журнал учрежден в 1996 году. Соучередителями журнала явились органы государственной власти Смоленской области и трудовой коллектив журнала. Однако до настоящего времени уставный фонд не сформирован, документы о регистрации не соответствуют действующему законодательству. Несмотря на ежегодную поддержку из областного бюджета издание является убыточным. В областном бюджете на 2005 год также предусмотрены средства на финансирование издания. Однако, в силу неурегулированности правового статуса редакции, практически не представляется возможным реализовать эту поддержку. На основании областного закона "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области" органам государственной власти Смоленской области как учредителям целесообразно реорганизовать организационно-правовую форму редакции журнала с приданием статуса некоммерческой организации.
- утвержден Сводный перечень наказов избирателей, принятых для исполнения в 2005 году. В текущем году решено продолжить практику реализации наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы путем включения их в Сводный перечень наказов. Комитет Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам рекомендовал утвердить перечень наказов избирателей, сформированный на основе заявок депутатов 17 избирательных округов.
В качестве контроля за исполнением постановления Смоленской областной Думы от 24.03.2005 N 99 "О тарифах на электрическую энергию для сельскохозяйственных организаций Смоленской области" была заслушана информация первого заместителя Главы Администрации Смоленской области А.В. Щелокова. Дополнительные пояснения были даны заместителем Главы Администрации области Е.К. Батрасовым. Понимая сложность решения проблемы в правовом поле, депутаты предложили Главе Администрации найти возможности урегулирования проблемы, возникшей в связи с совокупностью действия двух факторов: повышением тарифов на электроэнергию и отменой перекрестного субсидирования. Для поиска путей выхода из крайне сложной ситуации, в которой оказались предприятия агропромышленного комплекса области, была создана совместная комиссия. Предварительные итоги ее деятельности были заслушаны на очередном заседании комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса. Более полная информация была представлена на текущее заседание Думы. Исходя из понимания и комплексной оценки ситуации, в целях стабилизации финансового состояния предприятий на селе, обеспечения организованного проведения весеннего сева, решено принять меры по уменьшению платы за электрическую энергию для энергоемких сельхозпредприятий области, осуществить авансовые платежи субсидий за молоко. За счет средств областного бюджета создан запас дизельного топлива, автобензина, минеральных удобрений. Проводится работа по заключению соглашений с перерабатывающими предприятиями области о сохранении закупочных цен на продукцию животноводства, с ОАО "Дорогобуж" - о выделении минеральных удобрений в порядке безвозмездной помощи, а также с поставщиками электрической энергии - о переводе расчетов за потребленную энергию на дифференцированный - двухуровневый тариф. В обсуждении информации приняли участие депутаты С.А. Востров, А.М. Горшков, А.С. Игнатенков, А.Г. Павлов, И.А. Юхименко. Депутаты приняли информацию Администрации Смоленской области к сведению и поручили комитету по вопросам агропромышленного комплекса осуществлять дальнейший контроль за исполнением постановления Думы.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации были рассмотрены обращения и законодательные инициативы субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что проблемы, поднятые в обращениях и законодательных инициативах, как правило, неоднократно ставились иными субъектами Российской Федерации, в том числе Смоленской областной Думой. Так, 8 обращений и законодательных инициатив связаны с реализацией известного федерального закона - N 122-ФЗ, в том числе 7 - содержат предложения о сохранении объемов социальной защиты, действовавших до принятия этого закона. 13 из 18 инициатив и обращений, вынесенных на текущее рассмотрение, направлены на повышение уровня жизни граждан Российской Федерации и предполагают: повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума, расширение состава потребительской корзины, отсрочку полного возмещения гражданами экономически обоснованной стоимости коммунальных услуг, сохранение и повышение уровня социальной защиты для отдельных категорий граждан. По рекомендации профильных комитетов поддержаны:
- обращение Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости ужесточения надзора и контроля за деятельностью предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки на автомобильном транспорте". В обращении высказана озабоченность по поводу роста числа ДТП с участием микроавтобусов. Однако существующая статистика свидетельствует не о низком качестве отечественных марок автомобилей "ГАЗель" и "Соболь", а о недостаточном контроле за техническим состоянием автомашин со стороны эксплуатирующих организаций. Поэтому требуется внедрение новых стандартов конструкции для отечественных автомобилей, осуществляющих пассажирские перевозки и совершенствование нормативной правовой базы осуществления перевозки пассажиров.
- обращение Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. и Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е. о необходимости принятия мер в сфере регулирования отношений в агропромышленном комплексе". В обращении подчеркнуты основные факторы, определяющие состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса страны: неопределенность статуса некоторых категорий земель, критическое состояние факторов производства, слабость кадрового обеспечения села, отсутствие эффективной государственной поддержки. Для преодоления негативных явлений предлагается предусмотреть в рамках законодательства меры по преодолению последствий паритета цен, установить особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий и экономически обоснованные квоты на ввоз животноводческой продукции, увеличить размер прямой финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию федеральных программ развития производства и социальной сферы на селе и т.д. Все предложения, содержащиеся в обращении, актуальны для сельхозпроизводителей Смоленской области.
- обращение депутатов Брянской областной Думы "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о негативной тенденции в природоохранном законодательстве, вызванной внесенными изменениями в действующее законодательство Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В обращении выражается обеспокоенность по поводу самоустранения органов государственной власти от выполнения обязательств в области экологической безопасности и охраны окружающей природной среды. В частности, ликвидированы специально уполномоченные органы и программы охраны атмосферного воздуха, из ряда федеральных законов исключены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проведению экологического контроля, по реальному обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- обращение депутатов Самарской Губернской Думы "К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу обеспечения сотрудников милиции проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси)". В обращении ставится вопрос о восстановлении для сотрудников милиции уровня социальной защиты, существовавшего до принятия федерального закона N 122-ФЗ, поскольку исключение права на бесплатный проезд не было заменено соответствующей денежной компенсацией.
- обращение Парламента Республики Северная Осетия-Алания "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о переносе срока введения в действие постановлений Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году" и от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг". В обращении поднимается вопрос, актуальный для большинства регионов Российской Федерации. В связи с невысоким уровнем доходов значительной части населения предлагается перенести на 1 год срок введения нормативных правовых актов, предусматривающих полное возмещение гражданами экономически обоснованной стоимости коммунальных услуг.
- обращение Совета народных депутатов Камчатской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. по вопросу об определении федеральными законами мер социальной поддержки некоторой категории граждан, а также об отнесении финансирования этих мер к расходным обязательствам Российской Федерации". Обращение, как и законодательная инициатива Тамбовской областной Думы касается ряда категорий, отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Отнесение социальной поддержки указанных категорий граждан к полномочиям регионов влечет нарушение их прав на равенство социальных гарантий на всей территории Российской Федерации. Поэтому предлагается установить единые социальные стандарты по социальной защите указанных граждан, отнеся выплату соответствующих компенсаций к полномочиям Российской Федерации.
- обращение Законодательного Собрания Республики Карелия "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу рассмотрения проектов федеральных законов "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". В обращении отмечено, что существующие уровень минимального размера оплаты труда и состав потребительской корзины не соответствуют реальным потребностям работающего гражданина и необходимым расходам на содержание иждивенцев. Ранее законодатели Ивановской области направляли законодательную инициативу по внесению изменений в указанные федеральные законы, которая была поддержана более половиной субъектов Российской Федерации. Однако Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение по инициативе, ссылаясь на несбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с чем предлагается пересмотреть МРОТ и состав потребительской корзины, одновременно приняв меры по сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, как сдерживающего фактора на пути повышения МРОТ.
- обращение Государственной Думы Томской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину". В обращении ставится вопрос об исполнении статьи 133 Трудового кодекса РФ о соответствии минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму.
- обращение Белгородской областной Думы "К Президенту Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации по вопросу улучшения социального положения граждан, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции". В обращении отмечено, что с принятием федерального закона N 122-ФЗ, несмотря на увеличение объемов финансирования, уровень социальной защиты граждан, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, снизился. Поэтому предлагается для этой категории лиц предусмотреть дополнительные социальные гарантии в виде увеличения размера компенсаций и расширения набора социальных услуг.
- обращение Курской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу выплат денежных компенсаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В обращении поднимается вопрос о механизме получения компенсаций для граждан, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Выплата компенсаций через отделения федеральной почтовой связи создаст неудобства для граждан, поэтому предлагается предоставить гражданам выбора способа получения компенсаций, в том числе через кредитные учреждения.
- обращение Парламента Республики Северная Осетия-Алания "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости принятия Федерального закона "О молодежи". В обращении предлагается принять федеральный закон "О молодежи" и иные нормативные правовые акты, направленные на улучшение социального положения молодого поколения страны.
- обращение депутатов Курганской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову". Обращение направлено на урегулирование проблемы с обеспечением услуг нотариуса жителей сельских поселений, удаленных от городов и районных центров. В этом случае предлагается наделить органы местного самоуправления правом совершать определенные, наиболее распространенные нотариальные действия. Подобные законодательные инициативы и обращения неоднократно поддерживались Смоленской областной Думой. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона "О внесении изменений с Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", внесенный Волгоградской областной Думой и получивший одобрение профильного комитета Госдумы. Поддержка обращения Курганской областной Думы позволит еще раз заострить внимание на актуальности проблемы и послужить аргументом в пользу принятия соответствующих изменений в законодательство о нотариате.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Законодательная инициатива направлена на восстановление права субъектов Российской Федерации на осуществление экологического контроля за объектами хозяйственной деятельности, не подлежащими федеральному контролю. В марте текущего года были поддержаны обращение Государственной Думы Томской области и законодательная инициатива Волгоградской областной Думы по аналогичному предмету регулирования.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Законодательная инициатива направлена на восстановление прав ветеранов военной службы на оказание мер социальной защиты, существовавших на 31 декабря 2004 года. Инициатива актуальна для всех субъектов Российской Федерации. Смоленской областной Думой было направлено обращение в федеральные органы власти по предмету регулированию законопроекта.
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Омской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Законопроект наделяет налоговые органы правом на внесудебное взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В настоящее время функции взыскания недоимки возложены на Пенсионный фонд и предусматривают право на взыскание только в судебном порядке.
- законодательная инициатива Тамбовской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Инициатива касается уровня социального обеспечения лиц, проработавших в тылу в годы Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Отнесение социальной поддержки указанных категорий граждан к полномочиям регионов повлекло нарушение их прав на равенство социальных гарантий на всей территории Российской Федерации. Поэтому предлагается увеличить ежемесячные выплаты денежных компенсация этим категориям граждан до 450 руб. в месяц, отнеся выплату компенсаций к полномочиям Российской Федерации.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Ивановской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Законодательная инициатива направлена на восстановление для детей-инвалидов уровня социальной защиты, существовавшего до принятия федерального закона N 122-ФЗ, в частности - в отношении освобождения родителей о оплаты за содержание детей-инвалидов в дошкольных учреждениях.
- законодательная инициатива Государственной Думы Томской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Федеральным законом о федеральном бюджете установлено, что обслуживание счетов по учету предпринимательской и иной приносящей доход деятельности федеральных учреждений и бюджетных учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, производится без взимания платы. Для муниципальных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления, подобное право не предусмотрено. В то же время доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, расходуются на развитие этих учреждений и являются доходами соответствующих бюджетов. Поэтому предлагается установить единый порядок открытия и ведения счетов для распорядителей и получателей средств бюджетов, в том числе местных.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
28 апреля 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 39-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 28 апреля 2005 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/