Постановление Арбитражного суда Смоленской области
от 21 апреля 2005 г. N А-62-9853/2004
(извлечение)
Инспекция ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ИП Д. налоговых санкций в сумме 10 085 руб. 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.03.2005 г. требования налогового органа удовлетворены в части взыскания налоговых санкций в сумме 200 руб., в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Налоговый орган просит судебный акт первой инстанции отменить в части отказа во взыскании налоговых санкций в сумме 9885 руб. 45 коп., считая, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункт 2 статьи 119, статья 227 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа требования поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поддерживает свои доводы, изложенные в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, руководствуясь ст. ст. 268, 270 АПК РФ, не находит, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции от 01.03.2005 года.
Из материалов дела следует, что Инспекцией МНС России по Заднепровскому району г. Смоленска (правопреемник - Инспекция ФНС по Заднепровскому району г. Смоленска) проведена камеральная налоговая проверка представленных ИП Д. налоговых деклараций по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц за 2001 год и 2003 год.
По результатам проверки составлена докладная записка от 20.08.2004 г. N 07/455 и принято решение от 24.09.2004 г. N 07/547 о привлечении ИП Д. к налоговой ответственности.
По данному решению подлежат взысканию налоговые санкции, предусмотренные:
- п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 г. в виде штрафа в размере 100 рублей;
- п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. в виде штрафа в размере 100 рублей;
- п. 2 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год в виде штрафа в размере 9 885,4 рублей.
В целях досудебного урегулирования спора об уплате налоговых санкций Инспекцией выставлено требование от 27.09.2004 г. N 07/304.
В добровольном порядке суммы, указанные в требовании, ответчиком не были уплачены, в связи с чем заявитель просил взыскать их в судебном порядке.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно ст. 227 и ст. 229 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекший налоговый период.
Пунктом 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают налог с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. При этом п. 3 ст. 227 Налогового кодекса РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ установлено, что за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговой орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации подлежит взысканию штраф в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня.
Сумма штрафа, предусмотренная п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ, определяется как соответствующий процент суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, то есть суммы налога от доходов, полученных при осуществлении определенной деятельности, с которой законодатель связывает обязанность представления налоговой декларации, за минусом сумм налога, удержанных налоговыми агентами. Минимальный размер штрафа пунктом 2 ст. 119 НК РФ не предусмотрен, в связи с чем при отсутствии суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, представленной с нарушением установленного срока более чем на 180 дней, налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2001 год представлена ответчиком в налоговый орган 17 июня 2004 г. по сроку представления не позднее 30 апреля 2002 года. ИП Д. в 2001 году предпринимательскую деятельность не осуществляла, доходов от указанной деятельности не получала и, как следствие, отразила в представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год сумму налога, подлежащего уплате (доплате) в бюджет, равную нулю.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения ИП Д. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ, за несвоевременное представление декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил
Решение арбитражного суда Смоленской области от 01.03.2005 г. по делу N А-62-9853/2004 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее постановление в течение двух месяцев после вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Смоленской области от 21 апреля 2005 г. N А-62-9853/2004
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Смоленской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании