"Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах 48-го заседания Смоленской областной Думы
28 ноября 2005 г."
28 ноября 2005 года состоялось сорок восьмое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 40 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: В.В. Бочериков, Р.Н. Волощук, В.Д. Дедков, А.М. Мирошкин, В.П. Раевский, В.А. Разуваев, В.И. Рыжиченков, В.А. Юшков. В работе Смоленской областной Думы приняли участие Губернатор Смоленской области В.Н. Маслов, первый заместитель Губернатора Смоленской области, представитель Губернатора в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: заместители Губернатора Смоленской области, Уполномоченный по правам человека В.Н. Осин, руководители территориальных структур федерального подчинения, правоохранительных, налоговых и судебных органов, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, аппарата Смоленской областной Думы.
Проект основной повестки дня заседания с учетом подвопросов состоял из 45 пунктов. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-35.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 33 (базовых - 14, изменение действующего законодательства - 19, в том числе - о признании утратившими силу областных законов - 4);
- отчеты должностных лиц - 1;
- изменение плана законопроектной деятельности -1;
- изменение сводного перечня наказов избирателей - 1;
- проекты федеральных законов -1;
- обращения субъектов Российской Федерации - 3
- законодательные инициативы субъектов РФ - 4;
- награждение Почетной грамотой - 1.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- депутатами Смоленской областной Думы - 1;
- комитетом по социальной политике - 4
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 5;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 2;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 1;
- Губернатором Смоленской области - 31;
- Представительными органами местного самоуправления муниципальных образований - 1;
- Контрольный вопрос - 1.
В течение заседания принято 22 областных закона, в том числе: 13 - приняты одновременно в двух чтениях, 9 проектов были ранее приняты в первом чтении. 11 проектов областных законов приняты в первом чтении. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами. По проекту областного закона "Об областном бюджете на 2006 год" были проведены депутатские слушания на предмет второго чтения, профильные разделы были рассмотрены всеми комитетами Смоленской областной Думы. По доработке 8 проектов областных законов были созданы рабочие группы, 5 законопроектов были доработаны до их рассмотрения в первом чтении. Для обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
8 - относятся к областным целевым программа, в том числе 6 - приняты с целью оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности использования средств, выделенных на реализацию областных целевых программ, 2 - представляют собой целевые программы, вновь принимаемые к финансированию;
7 - отражают бюджетную политику органов государственной власти Смоленской области, в том числе 4 законопроекта регулируют бюджетный процесс и внебюджетные фонды на 2006 год;
6 - приняты с целью приведения областных законов в соответствие с федеральным законодательством, в том числе 4 - с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
6 - приняты в порядке совершенствования областного законодательства, в том числе 4 - в отношении мер социальной защиты;
6 - направлены на реализацию федерального законодательства, в том числе 4 - Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части полномочий субъектов Российской Федерации, 1 - Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 462 законопроекта, 444 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Законы "Об областном бюджете на 2006 год" и "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2006 год" приняты Смоленской областной Думой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Устава Смоленской области. Особенности бюджета 2006 года связаны с реализацией на территории Смоленской области Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и заменой отдельным категориям граждан натуральных льгот, сохраненных в 2005 году, денежными компенсациями. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. После принятия проекта закона в первом чтении состоялись заседания трехсторонней комиссии по согласованию конкретных объемов дотаций, субсидий и субвенций, передаваемых в порядке межбюджетных отношений в бюджеты муниципальных образований Смоленской области. Итоги этой работы были рассмотрены на депутатских слушаниях по предмету второго чтения. При этом основные параметры областного бюджета, утвержденные при его принятии в первом чтении, не претерпели изменений. Общий объем доходов в 2006 году прогнозируется в сумме 9 179,5 млн. рублей, общий объем расходов - в сумме 9 679,3 млн. рублей. Предельный размер дефицита областного бюджета определен в сумме 499,8 млн. рублей, что составляет 6,9 % от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений в областной бюджет. Общий объем средств, передаваемых с областного на муниципальный уровень, составляет 3162 млн. руб., что превышает 30 % общей суммы расходов областного бюджета. Общий объем финансирования "социальных" законов составляет 2,3 млрд. рублей. На реализацию закона "О ветеранах" выделено 498 млн. руб. с учетом сокращения кредиторской задолженности, 115 млн. руб. выделено на выплату ежемесячных пособий на ребенка, при этом кредиторскую задолженность предполагается погасить уже в текущем году. В 2 раза увеличены средства на реализацию закона "О социальной защите жертв политических репрессий", на 25 % увеличено финансирование мер социальной защиты для работников бюджетной сферы на селе. В 2006 году будут увеличены размеры опекунского пособия, ежемесячного пособия на ребенка и пособия при рождении ребенка. Внесенные изменения были рассмотрены всеми комитетами Смоленской областной Думы. В обсуждении приняли участие депутаты С.А Востров, М.А. Хвостанцев. Были подняты вопросы финансирования расходов на доставку учащихся сельских школ к месту обучения, уличного освещения, оснащения учреждений здравоохранения источниками автономного электропитания. Депутат В.Н. Залесов вновь привлек внимание к проблемам дорожного хозяйства области. Депутат И.А. Юхименко проинформировал о решении депутатского объединения "Независимые депутаты, промышленники и предприниматели". В итоге депутаты одобрили поправки, утвердили предложенные ко второму чтению параметры и приняли областные законы. На основании предложений депутатского объединения и депутата С.А. Вострова были даны протокольные поручения профильным комитетам Смоленской областной Думы в отношении проработки возможности увеличения средств на выполнение наказов избирателей и о финансировании в рамках реализации Жилищного кодекса Российской Федерации работ по капитальному ремонту жилого фонда.
Законы "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2005 год" и "О внесении изменения в приложение к областном закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2005 год" приняты с целью законодательного закрепления изменений текущих параметров областного бюджета, вызванных как получением дополнительных доходов, так и перераспределением средств в расходной части бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. В доходной части бюджета изменения связаны с поступлением дополнительных средств из федерального бюджета, средств от уплаты налога на прибыль (в основном крупными налогоплательщиками, зарегистрированными за пределами Смоленской области, что усложняет возможность прогнозирования поступлений), акцизов и др. Вместе с тем, снижено плановое задание по налогу на доходы физических лиц (в связи с более низкими темпами роста заработной платы по отношению к прогнозным показателям), по неналоговым доходам. В расходной части областного бюджета изменения связаны с распределением целевых средств федерального бюджета, средств федерального бюджета, выделенных на реформирование региональных финансов, завершением строительства объектов высокой степени готовности в рамках адресной инвестиционной программы, недопущением наращивания кредиторской задолженности, перераспределением средств внутри разделов, исходя из перспектив освоения финансов в текущем году. В законе реализованы предложения депутатов о выделении дополнительных средств дорожному хозяйству, на компенсацию выпадающих доходов местных бюджетов, на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи. По рекомендации комитета по бюджету, налогам и финансам, дважды рассмотревшего законопроекты, они были приняты в первом чтении, и, с учетом поправок, приняты областные законы.
Закон "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" принят Смоленской областной Думой в соответствии с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам И.В. Кучер. Закон отражает источники формирования и направления расходования средств бюджета фонда. На заседаниях рабочей группы были предложены поправки редакционного и лингвистического характера, одобренные также комитетом Смоленской областной Думы по социальной политике. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" принят с целью отражения изменений, возникших в ходе исполнения бюджета фонда. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - председатель профильного комитета И.В. Кучер. Соисполнителем в рассмотрении проекта закона был комитет Смоленской областной Думы по социальной политике. В результате доработки проекта закона в него были внесены поправки по кодам бюджетной классификации. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О транспортном налоге" принят с целью приведения областного закона в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и связи Н.А Буров. В соответствии с федеральным законодательством внесены изменения в отношении порядка и сроков уплаты налога. Одновременно дифференцированно скорректированы ставки транспортного налога. В связи с тем, что повышение ставок транспортного налога затрагивает интересы населения области, влияет на финансовые показатели автопредприятий, до рассмотрения проекта закона в первом чтении была сформирована рабочая группа, которая провела анализ финансово-экономического обоснования законопроекта, сравнение предложенных ставок с другими субъектами Российской Федерации. За прошедший период состоялось 5 заседаний рабочей группы. В результате удалось согласовать все спорные позиции и новая редакция закона не ухудшит положение малообеспеченных граждан. По информации департамента закон согласован с Ассоциацией международных автоперевозчиков "Asmap". На 2006 год сохранены действующие ставки налога на автомобили и мотоциклы малой мощности, принадлежащих, в основном, малообеспеченным гражданам. По легковым и грузовым автомобилям средней мощности величина транспортного налога вырастет на 3-5 руб., по транспортным средствам большой мощности, в большей степени влияющим на дорожное покрытие, ставки вырастут на 4-14 руб. Ввиду социальной направленности закона, он был поддержан комитетами Смоленской областной Думы по социальной политике и по бюджету, налогам и финансам. В порядке обсуждения депутат В.Н. Залесов отметил, что в законе об областном бюджете на 2006 год не прослеживается связь между увеличением ставок налога и объемом финансирования дорожной отрасли и предложил пойти по пути улучшения собираемости налога, поскольку повышение ставок приведет к росту транспортных расходов и, как следствие, скажется на ценах потребительского рынка. Позиция депутатов, входящих в депутатское объединение "Независимые депутаты, промышленники и предприниматели" также не была однозначной. Большинством голосов Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2006 год" принят в соответствии с областным законом "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию В.В. Вуймин. В 2006 году предполагается провести приватизацию: четырех областных государственных предприятий, пакетов акций двух акционерных обществ, а также двух объектов недвижимости. Итогом реализации областного плана приватизации должно стать поступление в областной бюджет 4,6 млн. рублей в виде неналоговых доходов. В результате доработки проекта депутатом В.Н. Залесовым было внесено 3 поправки. Депутаты Смоленской областной Думы одобрили поправки и приняли областной закон.
Закон "О внесении изменения в статью 3 областного закона "О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Смоленской области" принят с целью повышения на территории Смоленской области уровня жизни и социальной защищенности малообеспеченных семей, имеющих детей. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. Закон повышает с 1 января 2006 года ежемесячное пособие на ребенка. Соответствующие средства предусмотрены в областном бюджете на 2006 год. Однако, как отметили при рассмотрении законопроекта депутаты комитета по социальной политике, величина ежемесячного пособия на ребенка крайне низка и производимое повышение не может существенно повилять на материальное положение семей с детьми. Администрация области согласилась с этим мнением и вопрос о дальнейшем повышении пособия остается в качестве приоритетного в ходе исполнения бюджета. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменения в статьи 2 и 4 областного закона "Об областном государственном единовременном пособии при рождении ребенка" принят в целях улучшения демографической ситуации области, в частности - повышения рождаемости на территории Смоленской области. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. С 1 января 2006 года пособие при рождении ребенка повышено в 1,5 раза к уровню текущего года. Как и в предыдущем случае, средства на повышение пособия предусмотрены при формировании бюджета на 2006 год. Депутаты приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
Закон "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" принят в рамках реализации полномочий, указанных в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Е.И. Каманин. Концепция законопроекта вытекает из его наименования и определяет базовые составляющие оплаты труда работников областных государственных учреждений. В результате шести заседаний рабочей группы законопроект был существенно переработан. Практически в новой редакции изложены 6 из 12 статей проекта закона, закон дополнен двумя статьями, отдельные поправки внесены в 3 статьи. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об образовании в Смоленской области" принят с целью сохранения уровня социальной защиты в системе образования. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - председатель профильного комитета Е.И. Каманин. Согласно федеральному законодательству замена натуральных льгот денежными компенсациями обязывает сохранить уровень социальной защиты граждан, что потребовало изменить положения областного закона в части социальной поддержки работников сельских образовательных учреждений. Одновременно областной закон дополнен статьями о порядке назначения и выплаты социальных стипендий, о государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений. В результате доработки законопроекта его текст был значительно откорректирован. Дополнен перечень полномочий Администрации Смоленской области, уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по вопросам образования, перечень полномочий, относящихся к расходным обязательствам областного бюджета. Уточнены редакции статей о выплате социальных стипендий, мерах поддержки негосударственных учреждений и педагогических работников. Вместе с тем, из проекта исключены положения, находящиеся вне компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О поддержке сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства" принят в рамках реализации полномочий субъекта РФ в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса А.С. Игнатенков. Закон позволяет сохранить зарекомендовавшую себя с положительной стороны структуру управления сельскохозяйственным производством в области. С целью более эффективного и оперативного управления органы государственной власти Смоленской области, как субъекта Российской Федерации, передают свои полномочия в сфере поддержки сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области. В соответствии с федеральным и областным законодательством передача полномочий сопровождается передачей необходимых финансовых ресурсов на реализацию этих полномочий. В результате доработки проекта закона депутатом В.Г. Новиковым было внесено 9 поправок, он дополнен двумя новыми статьями об оказании финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и профессиональной подготовке кадров, практически в новой редакции изложена методика расчетов нормативов, являющаяся приложением к областному закону. Смоленская областная Дума приняла поправки к проекту закона и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Электронная Смоленщина" на 2004-2010 годы" принят в связи с перераспределением объема финансирования мероприятий указанной программы в 2005 году. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Управления информатики и телекоммуникаций аппарата Администрации Смоленской области И.Н. Макаренкова. В русле планов по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" смещены приоритеты по информатизации учреждений здравоохранения. В соответствии с предложениями правового управления Смоленской областной Думы уточнена редакция статей законопроекта, упрощен вид изложения вносимых изменений. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002-2007 годы" принят в связи с необходимостью уточнения наименований исполнителей мероприятий указанной программы, а также объемов финансирования программы в 2005 году. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 октября 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию В.В. Вуймин. В ходе доработки законопроекта депутатом В.Н. Залесовым предложена поправка по текстовой части закона. С учетом поправки Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Развитие заместительной почечной терапии в Смоленской области" принят, исходя из практики исполнения программы. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по здравоохранению А.С. Доронин. В связи с необходимостью увеличен объем финансирования мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи с применением заместительной почечной терапии. При этом возросли соответствующие расходы не только в 2005 году, но и на финансирование программы в целом. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменения в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в Смоленской области" на 2004-2006 годы" принят, исходя из практики реализации областной программы. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по культуре В.П. Теслин. Вследствие того, что на кинорынке нет в достаточном количестве документальных фильмов по проблемам борьбы с синдромом приобретенного иммунодефицита человека, наркоманией и алкоголизмом, будут приобретены не только документальные, но и полнометражные фильмы по данной тематике, что позволит привлечь к их просмотру более широкую публику. Соответствующее изменение внесено в перечень мероприятий программы. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в отдельные областные законы" принят с целью приведения областного закона "О муниципальных должностях и муниципальной службе в Смоленской области" в соответствие с положениями федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Докладчик - субъект права законодательной инициативы депутат Т.А. Ливинова. Изменения внесены в областные законы, регулирующие вопросы муниципальной службы в Смоленской области. Правовое положение лиц, замещающих муниципальные должности категории "А", и ограничения, связанные с муниципальной службой, изложены в виде отсылочных норм. Внесены изменения, связанные с предельным возрастом нахождения на муниципальной службе. По рекомендации профильного комитета депутаты приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
Закон "О признании утратившим силу областного закона "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области государственными полномочиями по ведению государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник отдела Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре В.Ю. Семенов. В свое время, наделение органов местного самоуправления полномочиями по ведению кадастра было продиктовано желанием по возможности приблизить принятие решение о размещении объектов градостроительной деятельности к месторасположению этих объектов. Новая редакция Градостроительного кодекса РФ передает полномочия по ведению градостроительного учета в ведение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и устанавливает, что в ведении органов местного самоуправления находятся информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. В связи с этим признается утратившим силу областной закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области государственными полномочиями по ведению государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Смоленской области". Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправку и областной закон.
Закон "О признании утратившим силу областного закона "О территориальном общественном самоуправлении в Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. В настоящее время вопросы организации территориального общественного самоуправления в полном объеме урегулированы в ст. 27 указанного федерального закона. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Признается утратившим силу областной закон "О местном самоуправлении в Смоленской области" с последующими изменениями, поскольку федеральный закон предусматривает право субъектов Российской Федерации на правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации только в случаях и порядке, установленных федеральным законом. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона был внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Признается утратившим силу областной закон "О порядке наделения органов местного самоуправления Смоленской области отдельными государственными полномочиями", поскольку указанный федеральный закон исчерпывающим образом регулирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, устанавливает обязательные требования к содержанию законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и пределы вмешательства государства в данную сферу. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Проекты областных законов, принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "О межбюджетных отношениях в Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью уточнения отдельных положений областного закона. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Так, для оптимального выравнивания всех поселений, входящих в состав муниципального района, в качестве базовых показателей для расчета бюджетной обеспеченности будут применяться усредненные данные, т.е. предлагается использовать пропорциональное выравнивание бюджетной обеспеченности. В связи с изменениями федерального законодательства для более точного расчета налогового потенциала муниципальных районов (городских округов) и поселений предлагается использовать фактические данные налогового администратора. Из расчетов исключены закрытые данные территориальных федеральных структур. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального и регионального значения на территории Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и связи Н.А Буров. Законопроект направлен на урегулирование вопросов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием областных автомобильных дорог. На ремонтные работы по предупреждению аварийных ситуаций на областных дорогах предполагается ежегодно выделять до 5% средств общего объема финансирования дорожного хозяйства.
Проект областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере архивного дела" внесен Губернатором Смоленской области в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Докладчик - начальник архивного управления Департамента Смоленской области по культуре С.Л. Солодовникова. Проект областного закона определяет полномочия в сфере архивного дела Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области и уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области. В Смоленской области структура архивной службы сложилась с 1994 года. Однако, в рамках реализации Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установление порядка разграничения собственности возложено на Администрацию Смоленской области.
Проект областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Докладчик - заместитель начальника Департамента экономического развития и торговли Смоленской области А.П. Малеев. Законопроект определяет полномочия Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области и уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Разработке проекта закона предшествовали консультации с органами местного самоуправления, представителями бизнеса, проведение анализа законодательства иных субъектов Российской Федерации, поскольку внесенные в федеральный закон изменения будут иметь существенные последствия для участников рынка алкогольной продукции. В частности, отвечая на вопрос депутата И.А. Юхименко об уставном капитале, докладчик пояснил, что розничная реализация алкогольной продукции будет осуществляться только юридическими лицами. До 1 июля 2006 года установлен переходный период, в который индивидуальные частные предприниматели должны принять решение: либо изменить организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности, либо исключить алкогольную продукцию из ассортимента продаваемых ими товаров.
Проект областного закона "О комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Смоленской области" внесен Губернатором Смоленской области в соответствии со статьей 35 Трудового кодекса Российской Федерации. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. Законопроект определяет порядок образования и деятельности трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории Смоленской области, трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на территориях муниципальных образований Смоленской области, а также отраслевых (межотраслевых) комиссий для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения на уровне Смоленской области как субъекта Российской Федерации. Комиссии, перечисленные в проекте закона, фактически существуют на территории области, и закон создаст правовую базу их деятельности.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Смоленской области" на 2006 - 2008 годы" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью создания условий для обмена информацией, маркетинга, развития межрегиональных связей Смоленской области, расширения рынков сбыта продукции (услуг) смоленских товаропроизводителей, привлечения в экономику Смоленской области инвестиций и недостающих ресурсов, передовых технологий, укрепления материально-технической базы выставочных операторов. Докладчик - заместитель начальника Департамента экономического развития и торговли Смоленской области А.П. Малеев. Участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях является для товаропроизводителей Смоленской области одним их наиболее эффективных путей ведения маркетинговой работы, подбора деловых партнеров и инвесторов, анализа уровня спроса на их продукцию и изучения конкурентов.
Проект областного закона "О мере социальной поддержки граждан, проживающих в зоне наблюдения Смоленской атомной электростанции, на 2006 год" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью недопущения ухудшения социальной защиты граждан, проживающих в зоне наблюдения Смоленской атомной электростанции. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. Законопроект устанавливает в 2006 году гражданам, проживающим в зоне наблюдения Смоленской атомной электростанции, меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % за потребленную электроэнергию, используемую для коммунально-бытовых нужд. Аналогичные меры социальной защиты были установлены в текущем году и на 2006 год средства в объеме 24,6 млн. рублей учтены при формировании бюджета.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов" на 2006 - 2012 годы" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в связи с окончанием в текущем году срока реализации аналогичной программы. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. Анализ инвалидизации населения, потребностей инвалидов в различных видах реабилитации, все еще невысокий жизненный уровень инвалидов определяют необходимость дальнейшего развития и совершенствования в Смоленской области системы реабилитации и государственной поддержки этой категории граждан. Поэтому в программу включены меры социальной поддержки и улучшения качества жизни инвалидов, уменьшения степени утраты их трудоспособности и, как следствие, изменения группы инвалидности. На 2006 в областном бюджете на финансирование мероприятий программы предусмотрены средства в объеме 3,46 млн. рублей.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Переселение граждан, проживающих в Смоленской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2004 - 2010 годах" внесен на рассмотрение Вяземским районным Советом депутатов, исходя из практики реализации программы. Докладчик - председатель Вяземского районного Совета депутатов В.А. Семенов. В 2005 году в муниципальном образовании "Вяземский район" Смоленской области планировалось завершение строительства 60-квартирного жилого дома. Однако, в силу отсутствия источников софинансирования, экономически наиболее целесообразно приобретение жилья на вторичном рынке, так как приобретаемые квартиры имеют площадь в пределах социальной нормы и стоимость жилья, при соблюдении определенных законом гарантий по размеру и качеству предоставляемого жилья, минимальна. Поэтому предлагается перераспределить объемы финансирования по годам с тем, чтобы выделить необходимые средства областного бюджета уже в 2005 году, оставляя неизменным общий объем финансирования.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Безопасность областных государственных образовательных учреждений" на 2005 - 2007 годы" внесен Губернатором Смоленской области, исходя из практики реализации областной программы. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике С.И. Захаренков. В результате проведения конкурса на оснащение областных государственных образовательных учреждений противопожарным оборудованием, пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах образовалась экономия средств областного бюджета, что позволило оснастить указанным оборудованием дополнительно два образовательных учреждения в районах области. Соответствующие изменения внесены в перечень мероприятий программы.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2006 - 2009 годы" внесен Губернатором Смоленской области в связи с окончанием в текущем году срока реализации одноименной программы на 2002 - 2005 годы. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. Разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением согласно Трудовому кодексу Российской Федерации являются одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. На основании Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" полномочия по разработке, утверждению указанных программ и контролю за их выполнением отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В программу включены более 30 мероприятий в области охраны труда.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
Отчет об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2005 года представлен в соответствии со статьей 34 Устава Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Доходы областного бюджета Смоленской области за 9 месяцев 2005 года исполнены в сумме 6 323,4 млн. рублей или 78,9% к годовым назначениям. Наполнение доходной части бюджета с опережением графика поступлений позволяет говорить о безусловном исполнении бюджета в целом за год. Собственных доходов за 9 месяцев в областной бюджет поступило 79,3% к годовым бюджетным назначениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года собственные доходы увеличились в 1,41 раза. В разрезе конкретных источников доходов данные о поступлениях с анализом причин отклонения от плановых заданий были прокомментированы при принятии закона "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2005 год". Расходы областного бюджета Смоленской области за 9 месяцев 2005 года исполнены в сумме 5 802,6 млн. рублей, что составляет 69,8% к годовым назначениям. В настоящее время финансирование расходных статей производится без ограничений в полном объеме бюджетных назначений. В обсуждении приняли участие депутаты В.Г Плешков, Г.Н. Яремчук. Докладчик прокомментировал данные о финансировании областных целевых программ в целом, предложив вынести детальное обсуждение выполнения отдельных программ социального блока на заседание профильного комитета. Смоленская областная Дума приняла представленную информацию к сведению.
На текущем заседании по рекомендации комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями был принят положительный отзыв на проект федерального закона N 225383-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", внесенный Правительством Российской Федерации. Основные подходы к разграничению полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления были определены федеральными законами от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Реализация на практике отдельных норм названных выше актов федерального законодательства выявила ряд задач, решение которых находится в сфере дальнейшего разграничения полномочий. Законопроект предусматривает перераспределение полномочий между уровнями публичной власти субъектов Российской Федерации; предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при наличии финансовых возможностей и за счет средств собственных бюджетов, права осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения и участвовать в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, а также полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.
Рассмотрев обращения и.о. Губернатора Смоленской области и решение комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям было принято постановление Думы об исключении из плана законопроектной деятельности Смоленской областной Думы на 2005 год:
- проекта областного закона "Об областной целевой программе "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Смоленской области" на 2006 - 2010 годы", так как финансирование программы будет невозможно в условиях дефицита бюджета;
- проекта областного закона "О гарантиях прав инвесторов и защите инвестиций", поскольку данный вопрос в должной мере урегулирован Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
На основании обращений депутатов Смоленской областной Думы были внесены изменения в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2005 году.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по рекомендации комитета по социальной политике были поддержаны следующие обращения и законодательные инициативы субъектов Российской Федерации, имеющие социальную направленность:
- обращение Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области "В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации об ускорении разработки и принятия проекта федерального закона о малом предпринимательстве в Российской Федерации". Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" был принят в 1995 году и не только не отражает реалии настоящего времени, но и вступил в противоречие с действующим бюджетным и налоговым законодательством. Поэтому предлагается разработать и принять новый нормативный акт, который содержал бы четкие критерии отнесения организаций и индивидуальных частных предпринимателей с субъектам малого бизнеса, возможные формы поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях и т.д.
- обращение Самарской Губернской Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости повышения заработной платы учителям и другим работникам бюджетной сферы". Обращение продиктовано бедственным материальным положением работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения. Денежные доходы педагогов, воспитателей, врачей, среднего медперсонала, работников культуры не обеспечивают даже прожиточного минимума. Особенно низкие доходы у молодых специалистов, имеющих низкий разряд ЕТС. Повышение заработной платы на 10-20 % не решает проблемы, поэтому в обращении предложено в 2006 году довести заработную плату бюджетникам до уровня средней заработной платы в промышленности и увеличить до прожиточного минимума среднюю заработную плату работников бюджетной сферы, имеющих с 1 по 8 разряд.
- обращение Мурманской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы". Это обращение созвучно с предыдущим и также является ответной реакцией органов государственной власти региона на Всероссийскую акцию протеста учителей, состоявшуюся 12 октября текущего года. Законодатели Мурманской области подчеркивают недопустимость роста Стабилизационного фонда, стимулирующего рост экономики западных стан, в то время как в России промышленность, сельское хозяйство, организации бюджетной сферы нуждаются в инвестициях, не возвращены долги за обесцененные вклады граждан, работники бюджетной сферы получают нищенскую заработную плату. В обращении предложено принять срочные меры по реальному повышению оплаты труда бюджетников, повышению стипендий студентам и тем самым снять нарастающее недовольство в обществе.
- обращение Законодательного Собрания Вологодской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости совершенствования действующего пенсионного законодательства". В обращении поднят целый ряд проблем, связанных с реализацией пенсионных прав граждан. Это и необходимость повышения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ с 1,2 до 2,0, восстановление в страховом стаже ранее включаемых в него периодов учебы в высших и средних специальных заведениях, аспирантуре, докторантуре, периодов работы в районах Крайнего Севера.
- законодательную инициативу Государственной Думы Ярославской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Законопроект разработан с целью исключения негативной практики применения указанных законов. В частности, предлагается уточнить процедурные вопросы деятельности совета директоров, представителей акционеров, установить нейтралитет держателя акций, усилить преимущественные права акционеров и участников обществ при покупке отчуждаемых пакетов акций и долей.
- законодательную инициативу Магаданской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Законопроект направлен на сохранение прав граждан, вставших до 1 марта 2005 года на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, на бесплатную приватизацию жилья, независимо от сроков предоставления этого жилья. В настоящее время права этих граждан урезаны, так как они имеют право остаться на учете, но не имеют право приватизировать жилье после его получения.
- законодательную инициативу Законодательной Думы Хабаровского края о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законопроект направлен на исключение правовой коллизии в части регулирования порядка ведения реестра расходных полномочий. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет правом установления порядка представительный орган местного самоуправлении, а Бюджетный кодекс Российской Федерации - местную администрацию, что более целесообразно.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
28 ноября 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 48-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 28 ноября 2005 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/