Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах 57-го заседания Смоленской областной Думы 6 июля 2006 года"
6 июля 2006 года состоялось очередное пятьдесят седьмое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 40 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: А.Г.Исламов, М.В. Лосенко, В.К. Чертков, Г.Н. Яремчук. В работе Смоленской областной Думы приняли участие Губернатор Смоленской области В.Н. Маслов, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Смоленской областной Думы П.М. Беркс, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Я. Деренковский, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Губернатора Смоленской области, представитель Губернатора в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: заместители Губернатора Смоленской области, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н. Осин, руководители территориальных структур федерального подчинения, правоохранительных, налоговых и судебных органов, органов юстиции, председатель Совета муниципальных образований Смоленской области, глава муниципального образования "Гагаринский район" В.Г. Иванов, председатель Палаты муниципальных районов и городских округов Совета муниципальных образований Смоленской области, глава муниципального образования "Руднянский район" Ю.И. Ивашкин, председатель Ассоциации представительных органов муниципальных образований Смоленской области, председатель Смоленской районной Думы Э.В. Михалочкин, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, аппарата Смоленской областной Думы.
В проект основной повестки дня заседания с учетом подпунктов было включено 32 вопроса. В дополнительную повестку дня были включены вопросы, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию, в том числе три законопроекта, направленные на обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Образование". Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-40.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
1. принятие законопроектов - 25 (базовых - 7, изменение действующего законодательства - 18, в том числе о признании областных законов утратившими силу - 1);
2. кадровые вопросы - 1;
3. информация должностных лиц - 1;
4. планирование работы на 2006 год - 1;
5. сводный перечень наказов избирателей - 1;
6. проекты федеральных законов - 1;
7. обращения субъектов Российской Федерации - 5;
8. законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 1;
9. награждение - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
1. руководством Смоленской областной Думы - 1;
2. депутатами Смоленской областной Думы - 3;
3. комитетом по социальной политике - 8;
4. комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 2;
5. комитетом по законности и правопорядку - 1;
6. комитетом по бюджету, налогам и финансам - 1;
7. Губернатором Смоленской области - 21;
8. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 1;
9. избирательной комиссией Смоленской области - 1.
В течение заседания было принято 17 областных законов, в том числе 10 законопроектов приняты одновременно в двух чтениях. 8 законопроектов приняты в первом чтении. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами Смоленской областной Думы. По 3 проектам законов, помимо комитета, ответственного за прохождение законопроекта в Смоленской областной Думе, были назначены комитеты-соисполнители. По доработке 11 законопроектам были созданы рабочие группы. 7 проектов областных законов были доработаны до их рассмотрения в первом чтении. Для обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
1. 9 - разработаны в развитие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, из них 4 - регулируют вопрос наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и определяют методику распределения субвенций на их реализацию, 3 - разработаны с целью реализации национального проекта "Образование";
2. 9 - приняты с целью совершенствования действующих областных законов, в том числе 5 вносят изменения в действующие областные целевые программы;
3. 7 - разработаны с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством и Уставом Смоленской области.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 596 законопроектов, 580 из них приняты в целом.
Первым вопросом заседания стало избрание председателя Смоленской областной Думы. В результате тайного голосования с использованием бюллетеней абсолютным большинством голосов председателем Смоленской областной Думы избран Анатолий Иванович Мишнев, ранее работавший заместителем председателя Смоленской областной Думы. Кандидатура А.И. Мишнева была выдвинута депутатским объединением "Единая Россия" и поддержана депутатским объединением "Независимые депутаты, промышленники и предприниматели", Ассоциацией представительных органов муниципальных образований Смоленской области.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О внесении изменений в областной закон "О Смоленской областной Думе" принят с целью приведения отдельных положений областного закона в соответствие с Уставом Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение депутатами Смоленской областной Думы В.И. Рыжиченковым и В.К. Чертковым. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку В.И. Рыжиченков. Из действующего закона исключено дублирование принципов деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Смоленской области, которые определены Федеральным законом "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Изменена редакция наименования статьи об актах, издаваемых Смоленской областной Думой и перечень правовых актов Думы, уточнены полномочия председателя Смоленской областной Думы. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2006 год" принят в соответствии с областным законом "О порядке внесения, рассмотрения и принятия областного закона об областном бюджете и о порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете". Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. В связи с принятием областных законов "О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на территории Смоленской области" и "О внесении изменений в областной закон "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" выделены отдельными финансовыми потоками средства на реализацию указанных законов. Согласно предложениям главных распорядителей средств областного бюджета произведено перераспределение бюджетных ассигнований между разделами, статьями и видами расходов. Поправками, внесенными Губернатором Смоленской области, устранены замечания правового и редакционного характера. В соответствии с рекомендацией профильного комитета депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении, приняли поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменения в статью 8 областного закона "О транспортном налоге" принят с целью приведения областного закона в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и связи О.В. Соболев. Проект закона разработан в соответствии с постановлением Смоленской областной Думы от 02.03.2006 N 49 "О представлении прокурора Смоленской области от 26.01.2006 N 7-21-3-2006". С 1 января 2006 года изменен порядок уплаты налога физическими лицами, что повлекло необходимость соответствующих изменений в областном законе. При подготовке проекта закона к рассмотрению в первом чтении поправкой депутата И.В. Кучера был устранен юридико-технический недостаток закона. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправку и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с нормами федерального законодательства. Проект закона внесен на рассмотрение избирательной комиссией Смоленской области и принят в первом чтении 1 июня 2006 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку Н.Н. Мартынов. В законе отражены изменения в избирательном законодательстве, связанные с исключением из процесса выборов избирательных блоков, и изменения, связанные с законодательством о государственной гражданской службе. Изменения коснулись также порядка отмены решений избирательной комиссии, вопросов организации деятельности избирательных комиссий, их финансового обеспечения. В результате дальнейшей работы над проектом закона депутатом В.К. Чертковым были предложены поправки в части дополнения областного закона процедурными вопросами по формированию избирательных комиссий муниципальных образований, формированию и деятельности участковых избирательных комиссий. Поправками исключены положения, связанные с выборами высшего должностного лица Смоленской области, так как процедура назначения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации претерпела изменения. Уточнено наименование проекта областного закона. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" принят в порядке совершенствования областного законодательства об административных правонарушениях на основании обобщения практики его применения. Проект закона внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы В.И. Рыжиченковым и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 22 июня 2006 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы Н.Н. Мартынов. Закон дополняет перечень административных правонарушений, за которые на территории Смоленской области устанавливаются меры административной ответственности. В число новых составов административных правонарушений включены: нарушение общепринятых норм нравственности, правил проведения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, приставание к гражданам в общественных местах, ответственность физических и юридических лиц за неприятие мер по ограничению пребывания детей без родителей в местах досуга в ночное время. По отдельным правонарушениям увеличены размеры административных взысканий. В ходе доработки проекта закона по одному из вновь вводимых видов правонарушений изменен порядок рассмотрения протоколов об административных правонарушениях. Поправками депутатов В.И. Рыжиченкова и В.К. Черткова были уточнены редакции отдельный статей, увеличен размер административного штрафа за загрязнение территорий городов и населенных пунктов бытовыми отходами. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" принят в порядке совершенствования областного закона на основании обобщения практики его применения и предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 1 июня 2006 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию В.В. Вуймин. Изменения имеют несколько направлений. Ввиду идентичности категорий граждан и целей выделения земельного участка случаи предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и дачного строительства изложены единой нормой. Предусмотрено бесплатное выделение земельных участков указанным в законе категориям молодых специалистов, трудоустроившихся на селе, вынужденным переселенцам, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поправками депутата В.Н. Залесова уточнены формулировки по многодетным семьям и по гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, сохранено право инвалидов, ветеранов труда и родителей, имеющих ребенка-инвалида, на предоставление земельных участков для ведения садоводства и огородничества. При рассмотрении проекта закона на заседании комитета была детально обсуждена поправка об исключении из законопроекта положения о возможности бесплатного получения арендованного земельного участка в случае соблюдения нормативных сроков строительства жилого или дачного дома. Данное предложение должно было стимулировать сокращение сроков ввода строения в эксплуатацию, что не всегда возможно для граждан с низкими доходами. Комитет поддержал мнение депутата и одобрил поправку. Таким образом, сохранена социальная направленность концепции областного закона "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно". Смоленская областная Дума принять поправки, одобренные комитетом, и областной закон.
Закон "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Смоленской области" принят в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.И. Сиротин. Максимальный размер общей площади указанных в наименовании закона земельных участков установлен 15 гектаров. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области этот размер не превышает размера одной земельной доли, полученной в собственность при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В обсуждении проекта закона принял участие депутат П.А. Лубенский. Ввиду значимости областного закона для процедуры оформления гражданами права собственности на землю, Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла редакционную поправку депутата В.Г. Новикова и приняла областной закон.
Закон "О порядке внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в областных государственных учреждениях здравоохранения" принят в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 22 июня 2006 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Е.И. Каманин. Закон устанавливает порядок внеочередного оказания в областных государственных учреждениях здравоохранения медицинской помощи инвалидам войны и гражданам иных категорий, проживающим на территории Смоленской области. Медицинская помощь оказывается в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При доработке проекта закона поправками депутата И.И. Сорокина в закон было включено понятие "программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" и порядок отказа во внеочередном оказании медицинской помощи. Изменено наименование областного закона. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон
Закон "О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений в Смоленской области" принят в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Мурыгин. Закон определяет форму и порядок предоставления в Смоленской области жилых помещений отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов. Для ускорения принятия закона, он был рассмотрен на заседании рабочей группы до его вынесения на первое чтение. В закон включен перечень нормативных правовых актов федерального уровня, на основании которых рассчитывается размер субсидии. Эта поправка позволяет поясняет вопрос, в том числе заданный депутатом В.Е. Левченковым, об особенностях предоставления жилья в определенных случаях. По рекомендации комитета Смоленской областной Думы по социальной политике проект закона был принят в первом чтении, одобрены поправки депутата И.И. Сорокина и принят областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О здравоохранении в Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 22 июня 2006 года. Докладчик - председатель профильного комитета Е.И. Каманин. Закон дополняет перечень полномочий Смоленской области в сфере здравоохранения. Одновременно, в связи с принятием областного закона, заменяющего натуральные льготы для специалистов, работающих на селе, денежными компенсациями, уточнена редакция положения о мерах социальной поддержки работников учреждений здравоохранения. В результате доработки законопроекта перечень полномочий претерпел изменения, что повлекло необходимость внесения изменений в иные статьи, кроме тех, которые были представлены к первому чтению. Уточнена редакция статьи о мерах социальной поддержке работников здравоохранения. Смоленская областная Дума одобрила поправки депутата И.И. Сорокина и приняла областной закон с новым наименованием.
Закон "О внесении изменений в статьи 4 и 6 областного закона "Об образовании в Смоленской области" принят в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию приоритетного национального проекта "Образование". Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Л.Н. Малютенко. Закон определяет нормативные акты Смоленской области, которыми будут установлены порядок и условия государственной поддержки областных государственных общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, выплаты вознаграждений за выполнение функций классного руководителя. Одновременно уточнен механизм финансирования областных целевых программ в сфере образования. В силу значимости закона для реализации национального проекта, законопроект был доработан до рассмотрения в первом чтении. Депутатом И.И. Сорокиным предложена редакционная поправка. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправку и областной закон.
Закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений" предусматривает делегирование указанных в наименовании закона полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Л.Н. Малютенко. Наделение полномочиями имеет целью максимально приблизить выплату вознаграждений за классное руководство непосредственно к получателям этих выплат. Приложением к закону является расчета нормативов для определения размера субвенции, передаваемой в местные бюджеты на реализацию полномочий. Для обеспечения своевременного вступления закона в силу он был доработан до рассмотрения в первом чтении. Депутатом И.И. Сорокиным предложены поправки по тексту закона и методике расчета нормативов. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении, приняли поправки и областной закон.
Закон "О методике распределения субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области из регионального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений" принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в пакете с предыдущим законом. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Л.Н. Малютенко. Концепция законопроекта определяется его наименованием. Методика основана на нормативах, установленных базовым законом о наделении полномочий и учитывает комплектность классов как в городских населенных пунктах, так и на селе. Двумя комитетами Смоленской областной Думы было проведено предварительное обсуждение концепции закона. В итоге на текущее заседание была вынесена новая его редакция. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла уточняющие поправки депутата И.И. Сорокина и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области" на 2004-2010 годы" принят с целью совершенствования нормативной правовой базы в сфере поддержки граждан, желающих приобрести жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов и направлен на повышение доступности ипотечных кредитов для населения. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 1 июня 2006 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной думы по экономическому развитию и инвестициям В.Ю. Мазин. Из областного закона исключены условия участия в программе, которые будут регулироваться отдельным нормативным правовым актом органов исполнительной власти, что позволит более гибко определять категории участников, сосредоточив бюджетные средства на обеспечении жильем работников областных и государственных учреждений. Изменен объем финансирования программы в текущем году. В результате нескольких заседаний рабочей группы Губернатором области были внесены поправки к проекту закона. Он дополнен новой редакцией целей и задач программы, уточнены исполнители программы, детализирован механизм ее реализации. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Неотложные меры по профилактике заболевания бешенством людей и животных в Смоленской области" на 2004-2008 годы" принят в связи с реорганизацией Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и ветеринарии и передачей функций в сфере ветеринарии Главному управления ветеринарии Смоленской области. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Главного управления ветеринарии Смоленской области С.Р. Кулакова. Закон носит технический характер и вносит изменения в паспорт программы и перечень программных мероприятий. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Смоленской области" на 2003-2006 годы" принят в связи с необходимостью приведения объемов финансирования программы с параметрами областного бюджета, а также в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 22 июня 2006 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы Е.И. Каманин. Помимо объемов финансирования программы в соответствии с учредительными документами уточнены наименования отдельных областных государственных учреждений и органов исполнительной власти Смоленской области, являющихся исполнителями программных мероприятий. За прошедший период в результате доработки проекта закона депутатом И.И. Сорокиным были предложены поправки, дополняющие перечень исполнителей программы и уточняющие редакции отдельных мероприятий. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О признании утратившими силу областного закона "О защите прав ребенка в Смоленской области" и статьи 11 областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О порядке образования и деятельности областных внебюджетных фондов", а также о внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Проект областного закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Л.Н. Малютенко. Со времени принятия областного закона "О защите прав ребенка в Смоленской области" произошли существенные изменения в федеральном законодательстве по предмету регулирования закона. В связи с этим областной закон "О защите прав ребенка в Смоленской области" и последующие изменения в него решено признать утратившими силу. В процессе обсуждения проекта закона депутат Ю.А. Юхименко высказал сомнение в целесообразности отмены правового акта, направленного на защиту прав детей. Он предложил доработать действующий закон. Аналогичные мнения были высказаны и при обсуждении проекта закона на заседаниях профильных комитетов. Однако, ввиду того, что закон носит достаточно декларативный характер и его нормы практически не применяются, комитеты рекомендовали принять рассматриваемый проект закона. Кроме того, в области защиты прав ребенка приняты, в том числе на предыдущем заседании Думы, областные законы о социальной поддержке детей-сирот, о выплате пособий опекунам, о приемных семьях. В области принята целевая областная программа "Дети-Смоленщины", включающая семь подпрограмм различного направления. В соответствии с рекомендациями Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Проекты областных законов, принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона N 114-3 "О внесении изменений в областной закон "О статусе депутата Смоленской областной Думы" внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы В.И. Рыжиченковым с целью приведения отдельных положений областного закона в соответствие с положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Устава Смоленской области, и областного закона от 3 мая 2005 года N 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области". Докладчик - субъект права законодательной инициативы. Уточнены понятия и термины, используемые в областном законе, дополнен перечень нормативных актов, регулирующих статус депутата. Уточнены правовой смысл и стилистика статей об основаниях прекращения полномочий депутата, условиях и формах осуществления депутатской деятельности, обязанностях и правах депутата, в том числе по его взаимодействию с органами исполнительной власти, со средствами массовой информации. В связи с изменениями законодательства о государственных должностях внесены изменения в статьи об обеспечении материально-финансовых условий осуществления депутатом Думы его полномочий, социальных гарантиях депутату.
Проект областного закона N 108-3 "О внесении изменений в областной закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью совершенствования инвестиционного законодательства, действующего в Смоленской области, что позволит обеспечить благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности на территории Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента экономического развития и торговли Смоленской области А.П. Малеев. Законопроект предусматривает установление новой формы государственной поддержки инвестиционной деятельности - сопровождение инвестиционных проектов, которое заключается в организации работы по принципу "одно окно", т.е. содействии инвесторам в реализации инвестиционных проектов. Новацией закона является введение срока окупаемости инвестиционного проекта. По согласованию с налоговыми органами уточнен порядок расчета налога на прибыль в части, касающейся реализации одобренного инвестиционного проекта. Отражение этого порядка в учетной политике организации упростит и сделает более "прозрачным" исчисление прибыли по льготным ставкам. Отдельные изменения направлены на улучшение редакции статей закона.
Проект областного закона N 113-3 "О внесении изменений в областной закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве". Докладчик - начальник Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.И. Сиротин. Внесенными изменениями в процедуру приобретения сельскохозяйственных земель в собственность Смоленской области включен уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере земельных отношений. В соответствии с федеральным законом изложены перечень случаев принудительного изъятия у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, перечень сведений, представляемых продавцом земельного участка в исполнительные органы власти, и порядок признания права собственности на невостребованные доли. Областной закон дополнен новыми статьями, регулирующими сроки аренды, цену сельскохозяйственных угодий при приобретении их в собственность. Цена выкупа земельных участков в собственность Смоленской области установлена в размере рыночной стоимости. Оговорен предельный минимальный размер земельного участка, выделяемого из состава сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности, поскольку установленный предельный минимальный размер образуемого земельного участка может не совпадать с размерами долей, выделенных при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". По рекомендации профильного комитета концепция закона была доработана и проект закона был внесен в новой редакции. В частности, минимальный срок аренды дифференцирован в зависимости от разрешенных видов использования сельхозугодий, передаваемых в аренду, а не в зависимости от видов земель (пастбища, пашни, земли под многолетними насаждениями), как это было установлено в первоначальной редакции законопроекта.
Проект областного закона N 101-3 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Докладчик - начальник Управления записи актов гражданского состояния Аппарата Администрации Смоленской области А.М. Капустин. Законопроект наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов указанными в наименовании закона полномочиями. Финансирование государственных полномочий будет осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке в областной бюджет. В настоящее время органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области исполняют государственные полномочия по регистрации актов гражданского состояния в соответствии с областным законом 19 мая 1999 года N 29-з "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния", который признается утратившим силу.
Проект областного закона N 100-3 "О методике распределения субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области из регионального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в пакете с предыдущим проектом закона и устанавливает методику распределения субвенций из регионального фонда компенсаций на реализацию государственных полномочий, переданных муниципальным районам и городским округам. Докладчик - начальник Управления записи актов гражданского состояния Аппарата Администрации Смоленской области А.М. Капустин. Предложенная методика применяется в течение двух предыдущих лет. Введение коэффициента расходов, утверждаемого нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, позволяет учесть особенности муниципальных образований по обеспечению деятельности подразделений, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния на территории муниципальных районов и городских округов.
Проект областного закона N 98-3 "О внесении изменений в приложение к областному закону "О должностях мировых судей и судебных участках мировых судей в Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью совершенствования областного закона. Докладчик - начальник Управления обеспечения деятельности мировых судей Аппарата Администрации Смоленской области С.А. Турков. Законопроект уточняет наименования муниципальных образований Смоленской области и перечень улиц по отдельным судебным участкам.
Проект областного закона N 89-3 "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью уточнения перечня исполнителей мероприятий программы и объемов ее финансирования. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Мурыгин. Соответствующие изменения внесены в паспорт программы и перечень программных мероприятий.
Проект областного закона N 96-3 "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2004-2007 годы" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью уточнения мероприятий программы и объемов их финансирования. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Л.Н. Малютенко. Соответствующие изменения внесены в паспорт программы и перечень программных мероприятий.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
На текущем заседании бала заслушана информация о деятельности в 2005 году депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Я. Деренковского, избранного по Вяземскому избирательному округу Смоленской области N 168. Депутат проинформировал о ходе и особенностях законопроектной деятельности в нижней палате Федерального Собрания, о тематике обращений избирателей. По предложению председателя Смоленской областной Думы А.И. Мишнева более подробно В.Я. Деренковкий остановился на вопросах взаимодействия депутатов федерального парламента с региональными законодательными органами, в том числе со Смоленской областной Думой. В.Я. Деренковский согласился, что это взаимодействие несовершенно. Основными аргументами отклонения законодательных инициатив регионов является отсутствие финансового обоснования проектов, отрицательные отзывы Правительства РФ, узкая тематика законопроектов, затрагивающая интересы одного региона. Говоря о межбюджетных отношениях, депутат обозначил схему такого взаимодействия. Он выразил надежду, что с внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих планирование на среднесрочную перспективу, появится возможность более полно учесть потребности регионов. Вопросы В.Я. Деренковскому были заданы депутатами А.М. Горшковым, Н.А. Дементьевым, Е.И. Каманиным.
В соответствии с рекомендацией комитета Смоленской областной Думы по социальной политике была одобрена концепция проекта N 269279-4 "О патологоанатомической службе и проведении патологоанатомических исследований в Российской Федерации". Патологоанатомическая служба выполняет важные функции в области профилактики, диагностики, лечения, прогноза заболеваний и является неотъемлемой частью диагностического и лечебного процесса. Наиболее существенными недостатками патологоанатомической службы Российской Федерации в современных условиях являются: отсутствие нормативно-правового обеспечения деятельности патологоанатомических учреждений (отделений, подразделений), соответствующего требованиям современной системы здравоохранения. Проект закона учитывает реальное положение научной и практической медицины в области патологоанатомических исследований и регламентирует положения, определяющие правовую основу такой деятельности. Положительный отзыв Смоленской областной Думы будет направлен в профильный комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Смоленская областная Дума приняла постановления:
1. о внесении изменений в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2006 году. Изменения внесены на основании обращений депутатов Смоленской областной Думы.
2. о внесении изменения в план законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2006 год. По рекомендации комитетов Смоленской областной Думы из плана законопроектной работы исключены проекты областных законов: "О внесении изменений в областной закон "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" и "О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Действующая редакция областного закона "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" не противоречит федеральному законодательству, а концептуальные положения законопроекта "О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" во многом дублируют иные нормативные правовые акты.
В соответствии с рекомендациями комитетов Смоленской областной Думы были поддержаны следующие обращения и законодательные инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти иных субъектов Российской Федерации:
1. обращение Мурманской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о нарушении прав работников медицинских и фармацевтических федеральных специализированных организаций здравоохранения". В обращении отмечено, что в связи с принятием известного федерального закона N 122-ФЗ для работников областных и муниципальных специализированных учреждений здравоохранения меры социальной поддержки устанавливаются на уровне субъекта Российской Федерации, а категория медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных учреждений оказалась лишенной мер социальной поддержки.
2. обращение Государственного Совета Удмуртской Республики "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину об увеличении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". Размер этих выплат установлен в 1994 году и составляет 120 руб. Обращение депутатов Государственного Совета Республики Коми по аналогичному предмету было одобрено Смоленской областной Думой 1 июня текущего года. Однако депутаты Республики Коми предлагали увеличить выплаты до уровня прожиточного минимума в регионе, а депутаты Республики Удмуртия предлагают установить сумму ежемесячной компенсации неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за определенными в обращении категориями нетрудоспособных граждан, в размере МРОТ.
3. обращение Белгородской областной Думы "К Президенту Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации по решению проблемы неисполнения судебных решений по социальным выплатам". В обращении приводятся данные о задолженности федерального бюджета по исполнительным листам, предъявленным лицами, пострадавшими при аварии на Чернобыльской АЭС. Выплаты этим гражданами, произведенные из областного бюджета, до сир пор не компенсированы вышестоящим бюджетом. Депутаты Белгородской области предлагают усовершенствовать механизм обращения взыскания на бюджетные средства.
4. обращение Костромской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о предпосылках социальной напряженности, связанных с неуплатой предприятиями жилищно-коммунального хозяйства страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации". В обращении перечислены проблемы в части уплаты взносов по социальному и пенсионному законодательству, которые сложились у предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Тяжелое состояние предприятий этой отрасли общеизвестно. Преобразование форм собственности, смена собственников предприятий ЖКХ, как правило, не сопровождается обременением ответственности по ранее возникшим обязательствам. Оборотные средства предприятий в первую очередь идут на выплату заработной платы, обеспечение цикла производственной деятельности. Все это приводит к росту задолженности перед Пенсионным Фондом РФ, а по новому пенсионному законодательству неуплата работодателем страховых взносов влечет ущемление пенсионных прав граждан. В связи с этим депутаты Костромской области предлагают предусмотреть средства на реструктуризацию задолженности предприятий ЖКХ при формировании бюджета на очередной финансовый год и определить порядок списания пени и штрафов с платежей во внебюджетные фонды. Следует отметить, что о необходимости урегулирования задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами неоднократно говорилось при обсуждении концепции реформы коммунального хозяйства. Однако, до сих пор вопрос остается не урегулированным.
5. обращение Костромской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о мерах по поддержке ювелирной отрасли". В обращении обозначен ряд факторов, которые влияют на динамику развития отечественной ювелирной промышленности. К таким факторам относятся недостаточность контроля за контрабандной продукцией, нарушение сроков опробирования и клеймления, существование режима переработки драгоценных металлов вне таможенных зон. Все это влечет криминализацию бизнеса, недополучение налоговых поступлений. Обращение содержит перечень первоочередных мер законодательного и организационного характера, которые направлены на преодоление негативных факторов.
6. законодательная инициатива Законодательного Собрания Челябинской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В настоящее время указанный федеральный закон предполагает лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Однако закон не предусматривает возможность оговаривать в положениях о лицензировании по данному виду деятельности перечень работ и услуг. Перевозки пассажиров подразделяются по периодичности перевозов (регулярные и разовые), по дальности маршрутов (внутригородские, пригородные, междугородние и т.д.). При этом указанные виды существенно различаются по требованиям к безопасности, профессиональной подготовке водителей и др. Учесть эти особенности на стадии выдачи лицензии без включения в положения о лицензировании перечня работ не представляется возможным. В связи этим предлагается внести соответствующее изменение в федеральный закон, позволяющее усовершенствовать существующий порядок.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
6 июля 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 57-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 6 июля 2006 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/