28 февраля 2008 года состоялось очередное пятое заседание Смоленской областной Думы IV созыва. На заседание прибыло 45 депутатов. По уважительной причине отсутствовали депутаты В.В. Бочериков, М.В. Лосенко, И.А. Табаченков. В работе Смоленской областной Думы приняли участие: Губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа в Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Губернатора Смоленской области, полномочный представитель Губернатора в Смоленской областной Думе А.А. Гринкевич. На заседании присутствовали: заместители Губернатора Смоленской области, председатель избирательной комиссии Смоленской области А.И. Абрамкин, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н. Осин, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, территориальных структур федерального подчинения, правоохранительных, налоговых и судебных органов, председатель Ассоциации представительных органов муниципальных образований Смоленской области, председатель Смоленской районной Думы Э.В. Михалочкин, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных организаций, аппарата Смоленской областной Думы.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 11-45.
В проект повестки дня заседания с учетом подпунктов было включено 40 вопросов. В дополнительную повестку дня были включены 2 проекта областных законов, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 14 (базовых - 4, изменение действующего законодательства - 10, в том числе признание утратившими силу - 1);
- кадровые вопросы - 2;
- отчеты и информации должностных лиц - 1;
- Сводный перечень наказов избирателей на 2008 год - 1;
- изменений постановлений и положений - 5;
- проекты федеральных законов - 1;
- обращения субъектов Российской Федерации - 9;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 6;
- награждение - 3.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы - 2;
- депутатами Смоленской областной Думы - 1;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 8;
- комитетом по социальной политике - 6;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 4;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 3;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и с общественными организациями - 3;
- комитетом по законности и правопорядку - 2;
- Губернатором Смоленской области - 12;
- Уполномоченным по правам человека в Смоленской области - 2;
- Смоленским областным судом - 1.
В течение заседания было принято 7 областных законов, в том числе 6 законопроектов - одновременно в двух чтениях. В первом чтении принято 7 законопроектов. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами Смоленской областной Думы. По доработке 3 законопроектов были созданы рабочие группы. До рассмотрения Смоленской областной Думой в первом чтении были доработаны 4 законопроекта. Для обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе принятых законопроектов:
- 7 - разработаны с целью совершенствования действующего областного законодательства, в том числе 3 - направлены на усиление мер социальной защиты граждан;
- 6 - направлены на приведение областных законов в соответствие с действующим законодательством;
- 1 - принят в связи с необходимостью финансирования ряда социально значимых расходов.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы IV созыва, на ее заседаниях рассмотрено 46 законопроектов, 39 из которых приняты в качестве областных законов.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
"О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2008 год". Закон принят в соответствии с областным законом "О порядке внесения, рассмотрения и применения областного закона об областном бюджете и порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете" и отражает текущее исполнение бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - и.о. начальника Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Доходы областного бюджета утверждены в сумме 15 000,5 млн. рублей с увеличением на 505,2 млн. рублей за счет уточнения прогноза налоговых и неналоговых доходов. На эту же сумму увеличены расходы областного бюджета, общий объем которых утвержден в сумме 15 571,0 млн. рублей. Предельный размер дефицита оставлен без изменения. Увеличены бюджетные ассигнования на содержание детей, переданных на воспитание в приемную семью, и оплату труда приемных родителей в связи со значительным увеличением количества этих детей. Дополнительные средства направлены на осуществление государственных полномочий по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой, на обеспечение деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по созданию и организации деятельности указанных комиссий. Общий объем дополнительных средств на указанные выше цели составил 19,9 млн. рублей. Расходы на реализацию областной адресной инвестиционной программы увеличены на 30 млн. рублей и 435,4 млн. рублей соответственно для завершения работ по реконструкции хирургического корпуса Смоленской областной клинической больницы и на строительство объекта "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Смоленске". В рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" выделено 28,5 млн. рублей на строительство и реконструкцию очистных сооружений для ввода их в эксплуатацию в 2008 году. Для обеспечения работ по территориальному планированию дополнительные средства выделены на реализацию программы "Электронная Смоленщина". В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению поправками Губернатора Смоленской области были устранены правовые и редакционные замечания. Председатель комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам И.В. Кучер проинформировал депутатов, что в порядке контроля за исполнением бюджетных обязательств комитет решил заслушать информацию об итогах исполнения областного бюджета за I квартал 2008 года. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
"О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области". Закон принят с целью стимулирования на территории области рождаемости и устройства детей на воспитание в семью. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 31 января 2008 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Е.И. Каманин. Закон предусматривает право на получение областного материнского (семейного) капитала в сумме 100 тысяч рублей семьям, в которых с 1 января 2008 года родился или которые усыновили второго ребенка, а также третьего и последующего ребенка (в случае, если они не использовали ранее право на дополнительные меры поддержки). Эта мера является дополнительной к выплате материнского капитала, установленного федеральным законодательством. Закон определяет порядок получения сертификата на областной материнский капитал и распоряжения его средствами. Средства материнского капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий семьи и на получение ребенком образования в учреждениях, имеющих государственную лицензию и государственную аккредитацию. В результате доработки проекта закона на заседаниях рабочих групп поправками Губернатора Смоленской области были уточнены категории лиц, имеющих право на получение материнского капитала, а также положения о распоряжении средствами этого капитала. Депутаты Смоленской областной Думы приняли поправки и областной закон.
"О предоставлении земельных участков в собственность юридических лиц бесплатно". Закон принят с целью защиты прав и законных интересов соинвесторов (участников долевого строительства), пострадавших в результате деятельности недобросовестных инвесторов (застройщиков) при строительстве многоквартирных домов на территории Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - исполняющий обязанности начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области А.О. Гуренков. Исходя из положений статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, закон предусматривает бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства в собственность юридическим лицам - победителям открытых конкурсов. В конкурсе определяется юридическое лицо, которое будет осуществлять функцию по разрешению кризисных ситуаций, связанных с невыполнением инвесторами (застройщиками) своих обязательств перед соинвесторами (участниками долевого строительства) по договорам на строительство многоквартирных домов на территории области. Порядок организации и проведения конкурса, а также порядок определения размера земельного участка, предоставляемого победителю конкурса для жилищного строительства бесплатно, определяются правовым актом Администрации Смоленской области с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации. Проведение конкурса возложено на уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного управления в области строительства и архитектуры. Учитывая социальную значимость проекта закона, он был доработан до рассмотрения в первом чтении. В ходе обсуждения Губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев пояснил, что закон будет иметь временные рамки действия, необходимые для урегулирования вопроса с обеспечением прав граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, прежде всего коммандитного товарищества "Социальная инициатива". По рекомендации профильного комитета депутаты приняли проект закона в первом чтении, приняли поправки и областной закон.
С целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" были приняты областные законы:
- "О внесении изменений в областной закон "О методике распределения субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области из регионального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по здравоохранению И.В. Отвагин. Изменения внесены в наименование закона и по его тексту и уточняют источник выплаты субвенции.
- "О внесении изменений в областной закон "О методике распределения субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области из регионального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов Смоленской области отдельных государственных полномочий в сфере поддержки сельскохозяйственного производства". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - и.о. начальника Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию В.Ф. Маркелов. Как и в предыдущем случае, закон уточняет источник выплаты субвенции в связи с изменением порядка образования фонда компенсаций.
"О внесении изменений в областной закон "Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области". Закон принят с целью приведения отдельных положений областного закона в соответствие с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и областного закона от 29 ноября 2007 года N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области". Проект закона внесен на рассмотрение Уполномоченным по правам человека в Смоленской области. Докладчик - субъект права законодательной инициативы. Изменения носят технический характер и уточняют используемые понятия. В ходе подготовки проекта закона к рассмотрению поправками в него были внесены изменения на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, что потребовало уточнения наименования закона. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, одобрила поправки депутата В.И. Рыжиченкова и приняла областной закон.
"О признании утратившими силу отдельных областных законов". Закон принят в связи с досрочным прекращением с 1 января 2008 года действия областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области" на 2005-2010 годы". Докладчик - субъект права законодательной инициативы депутат Смоленской областной Думы А.С. Игнатенков. Признаны утратившими силу областные законы, которыми в декабре 2007 года были внесены изменения в вышеназванную программу по итогам ее реализации. В ходе обсуждения председатель Смоленской областной Думы А.И. Мишнев предложил профильному департаменту представить информацию об эффективности реализации мероприятий областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области" в 2005-2008 годах с тем, чтобы правильно выбрать стратегию поддержки села в рамках новой программы - "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2008-2012 годы". Кроме того, департаменту предложено представить предложения о взаимодействии Смоленской области в этом вопросе с федеральным центром. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Проекты областных законов, рассмотренные Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона N 22-4 "О внесении изменений в областной закон "О порядке и условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью совершенствования механизма предоставления льгот по налогам. Докладчик - временно исполняющий обязанности начальника Департамента экономического развития и торговли А.П. Малеев. С целью реализации активной экономической политики законопроект представляет органам исполнительной власти Смоленской области, объединениям юридических лиц и общественным организациям право обращаться с просьбой о предоставлении налоговых льгот в интересах налогоплательщиков в соответствии с приоритетами, определенными плановыми документами Смоленской области. В настоящее время таким правом наделены только конкретные налогоплательщики и их обращения о предоставлении налоговых льгот основаны на потребностях хозяйствующего субъекта, что не всегда непосредственно связано с приоритетами социально-экономического развития Смоленской области. Кроме того, уточнен срок подачи обращений, отдельные нормы областного закона приведены в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" и Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". В процессе обсуждения докладчик проинформировал депутатов, что в 2007 году в результате предоставления налоговых льгот сумма выпадающих доходов составила 600 млн. рублей. По рекомендации комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам проект закона был доработан до рассмотрения в первом чтении и внесен в новой редакции.
На текущем заседании был рассмотрен пакет проектов областных законов, внесенных Губернатором Смоленской области с целью оптимизации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию С.Р. Кривко:
- N 20-4 "О внесении изменений в областной закон "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав". Проект закона предусматривает возможность организации и обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав иными областными законами. Таким законом является закон о наделении органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. Отвечая на вопросы, Губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев подчеркнул, что передача полномочий позволит приблизить деятельность комиссий непосредственно к тем категориям детей, которые нуждаются в защите их прав.
- N 21-4 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Проект закона наделяет на неопределенный срок органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области указанными государственными полномочиями.
- N 19-4 "О методике распределения субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации законопроект утверждает методику расчета субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления полномочий по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Проект областного закона N 32-4 "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2008-2012 годы" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в связи с уточнением количественных и качественных показателей эффективности реализации программы и с целью перераспределения объемов финансирования ее мероприятий. Докладчик - и.о. начальника Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию В.Ф. Маркелов. Изменение показателей произведено по итогам уточненной оценки посевных площадей, объемов субсидируемых кредитов, роста производства сельскохозяйственной продукции в целом и по отдельным ее видам. Общий объем финансирования программы остался без изменений, но средства перераспределены между отдельными мероприятиями. За счет снижения финансирования мероприятий по повышению плодородия почв увеличен размер субсидий "на молоко" в разделе "Приоритетное развитие животноводства". Проект областного закона предусматривает изменение некоторых иных мероприятий и дополнение их перечня в части, предусматривающей создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства и оплату права использования сортов, которые являются объектом интеллектуальной собственности. До окончательного урегулирования вопроса об участии Смоленской области в реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" скорректирована доля средств, выделяемых гражданам в форме субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Смоленской области. По предложениям депутатов принято протокольное поручение о рассмотрении на заседаниях всех комитетов Смоленской областной Думы вопроса о механизме участия депутатов Смоленской областной Думы и муниципальных образований Смоленской области в формировании перечня объектов водо- и газоснабжения, подлежащих строительству и реконструкции с привлечением средств областного бюджета.
Проект областного закона N 13-4 "О внесении изменений в областной закон "О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы администрации муниципального района (городского округа) Смоленской области и об условиях контракта для главы администрации муниципального района (городского округа) Смоленской области в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью приведения дополнительных требований к кандидатам на должность Главы Администрации муниципального района (городского округа) Смоленской области в соответствие с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам административно- территориального устройства и развития местного самоуправления А.М. Капустин. Из закона исключены квалификационные требования, дублирующие типовые требования, содержащиеся в законе о муниципальной службе. Одновременно, к кандидату на должность главы администрации муниципального района установлены более жесткие по сравнению с иными муниципальными должностями требования по стажу, уточнено написание должности глав администраций муниципальных районов. Проект закона поддержан председателем Совета муниципальных образований Смоленской области В.Г. Ивановым.
Проект областного закона N 24-4 "О внесении изменений в областной закон "О финансовой поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью приведения областного закона в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и областным законом "О межбюджетных отношениях в Смоленской области". Докладчик - начальник Управления информационной политики и общественных связей Аппарата Администрации Смоленской области И.В. Морозов. Законопроект уточняет категории получателей субсидий в рамках поддержки областных средств массовой информации и книгоиздания в Смоленской области. Финансовая поддержка районных и городских газет осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Смоленской области и городских округов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления. Субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с изданием соответственно периодических изданий и произведений науки, литературы и искусства. Условия предоставления и расходования указанных субсидий, критерии отбора муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидий и их распределение устанавливаются нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области. При этом нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области устанавливаются не только условия и порядок их предоставления субсидий, но и определяются критерии отбора получателей субсидий.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
В соответствии со ст. 17 областного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области" на текущем заседании заслушан доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Смоленской области в 2007 году. Практика предыдущих лет показывает, что выводы и рекомендации, содержащиеся в ежегодных докладах, способствовали улучшению ситуации с соблюдением прав и свобод граждан на территории Смоленской области. В течение 2007 года по наиболее массовым проблемам - об алкоголизации населения и охране здоровья граждан - были представлены специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Смоленской области. В докладе за 2007 год нашли отражение проблемы, выявленные ранее, но не получившие положительного решения, а также впервые обозначенные проблемы региона. К первым следует отнести вопрос доступности жилищных субсидий для граждан области. Данная проблема вызывает тревогу также и со стороны депутатов и была неоднократно озвучена на заседаниях комитетов Смоленской областной Думы. Администрацией области было принято решение о снижении до 10 % максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, а также об организации широкой разъяснительной работы среди населения о порядке и условиях получения субсидий. В 2007 году обозначилась проблема соблюдения прав граждан в процессе передачи жилого фонда из оперативного управления Смоленской КЭЧ в муниципальную собственность. Состояние жилого фонда и отсутствие в местных бюджетах средств на его ремонт влекут затягивание процедур передачи. По данному вопросу было принято обращение Смоленской областной Думы к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты, регулирующие порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, а также по вопросу выделения денежных средств на софинансирование расходов по проведению капитального ремонта жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность. Проблему представляет и реализация мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг семьями инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и приравненных к ним лиц. По инициативе Уполномоченного по правам человека в Смоленской области 30 мая 2007 года Смоленской областной Думой было направлено обращение к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу, связанному с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим. В 2007 году осуществлен перевод инвалидов, пользующихся мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, на денежный эквивалент. В поле зрения Уполномоченного находится проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С передачей на муниципальный уровень полномочий по обеспечению данной категории детей жилыми помещениями предполагается, что эта работа будет проводиться более эффективно. Тем более, что вопрос финансового обеспечения этих полномочий находится на контроле депутатов. По-прежнему значимой в области остается проблема социального сиротства. Уполномоченный по правам человека в Смоленской области обратил внимание на необходимость изменения характера работы по предотвращению социального сиротства, делая упор на поддержку семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В докладе подняты иные вопросы и содержатся предложения, связанные с поддержкой семей в связи с объявлением Года семьи в России, а также предложения о повышении уровня медицинского обслуживания населения. Смоленская областная Дума приняла доклад к сведению.
В ходе заседания Смоленской областной Думой:
- досрочно прекращены полномочия депутата Смоленской областной Думы В.Н. Маслова в связи с избранием его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- назначена на должность мирового судьи судебного участка N 22 М.Ю. Мошкова. М.Ю. Мошкова назначена на должность мирового судьи во второй раз на срок полномочий 5 лет на основании материалов совместного представления председателя Смоленского областного суда и Губернатора Смоленской области, рекомендации комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку;
- утвержден Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы для исполнения в 2008 году, сформированный в соответствии с обращениями, поступившими депутатам в ходе выборов Смоленской областной Думы. В дальнейшем, по мере поступления наказов избирателей Сводный перечень будет дополняться;
- внесены изменения в план работы Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы на 2008 год;
- внесены изменения в Положение о Почетной грамоте Смоленской областной Думы. В соответствии с предложениями депутатов количество представлений о награждении, которые могут быть внесены одним субъектом, увеличено с двух до четырех;
- утвержден отзыв на проект федерального закона N 496114-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Алтайским краевым Советом народных депутатов. Предлагается ввести в качестве новой формы выявления мнения населения по отдельным вопросам местного значения заочное голосование граждан в письменном виде. В частности, такую форму предлагается применять при решении вопроса о самообложении граждан. По заключению профильного департамента федеральный закон в изложенной редакции проект закона не конкретизирует вопросы местного значения, по которым может применяться заочное голосование. В соответствии с рекомендациями Совета муниципальных образований Смоленской области и профильного комитета Смоленская областная Дума поддержала принятие проекта федерального закона.
В связи с обновлением в новом созыве депутатского корпуса Смоленской областной Думы, изменениями в органах исполнительной власти Смоленской области и аппарате Смоленской Думы в соответствии с рекомендациями комитетов были внесены изменения в персональный состав:
- правления Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования. Соответствующие изменения внесены в пункт 1 постановления Смоленской областной Думы от 29.10.2002 N 180 "Об утверждении состава правления Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования";
- Комиссии Смоленской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Соответствующие изменения внесены в постановление Смоленской областной Думы от 28.11.2006 N 642 "О персональном составе Комиссии Смоленской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий";
- редколлегии "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области". Соответствующие изменения внесены в пункт 1 постановления Смоленской областной Думы от 27.11.2003 N 445 "О назначении членов редакционной коллегии информационного бюллетеня "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области".
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации и в соответствии с рекомендацией комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям были поддержаны:
- обращение Государственного Совета Республики Татарстан "К Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости принятия мер в сфере обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов". В обращении указано, что анализ криминогенной обстановки свидетельствует о продолжающемся росте хищений изделий производственного назначения. Причинами сложившейся ситуации является недостаточность мер государственного регулирования и неэффективность борьбы с правонарушениями в указанной сфере. С целью активизации борьбы с хищениями лома черных и цветных металлов предлагается передать субъектам РФ полномочия по установлению правил приема лома; установить, что выдача лицензии на осуществление деятельности по заготовке лома допускается только при наличии согласования с органами местного самоуправления; а также запретить прием лома черных и цветных металлов от физических лиц и установить безналичную форму расчета за сданные изделия. Тема обращения лома черных и цветных металлов остается актуальной в течение целого ряда лет и до сих пор не получила действенного механизма регулирования проблем.
- обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу компенсации выпадающих доходов по налогу на игорный бизнес". В развитие федерального закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр во многих субъектах были приняты региональные законы, запрещающие определенные виды игорного бизнеса. С одной стороны, сосредоточение игорных заведений в специальных игорных зонах является положительным фактором, с другой стороны, из доходов региональных бюджетов остальных субъектов РФ исключается источник доходы - налог на игорный бизнес. В обращении предлагается применить схему распределения налога на игорный бизнес, уплачиваемого в игорных зонах, аналогичную распределению акцизов на нефтепродукты. Согласно этой схеме средства аккумулируются в федеральном бюджете с последующим распределением их в бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом выпадающих доходов.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об ускорении принятия проекта федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Указанный проект федерального закона освобождает плательщиков единого налога на вмененный доход от необходимости применения контрольно-кассовой техники. Следует отметить, что отсутствие контрольно-кассовых аппаратов не влияет на оценку налогового потенциала и процесс администрирования единого налога на вмененный доход, а также не повлечет ущемления прав покупателей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
- обращение Законодательного Собрания Калужской области "К Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости усиления борьбы с изготовлением и хранением с целью сбыта и реализацией алкогольной продукции домашней выработки". В обращении отмечено, что установление на региональном уровне административной ответственности за указанные виды правонарушений не позволяет вести эффективную борьбу с ними, поскольку судебная практика исходит из того, что вопросы противодействия незаконному изготовлению с целью сбыта и сбыту продукции, содержащей этиловый спирт, относится к предметам ведения Российской Федерации. Поэтому законодатели Калужской области предлагают урегулировать проблему путем разработки базового федерального закона, устанавливающего запрет на изготовление и хранение с целью сбыта, а также реализацию крепких спиртных напитков домашней выработки. Практика реализации областного закона "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" показала, что изготовление и сбыт спиртосодержащей продукции домашней выработки являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений.
- обращение Костромской областной Думы "К первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, первому заместителю председателя Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов Медведеву Д.А.". В обращении отмечена положительная динамика сельскохозяйственного производства по некоторым его направлениям, наблюдаемая в связи с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Однако, сельскохозяйственные товаропроизводители пока недостаточно защищены в системе рыночных отношений. Неудовлетворительные финансовые результаты сельскохозяйственных организаций, сложившиеся в ряде прошлых лет, не позволяют селянам воспользоваться услугами кредитных и лизинговых организаций. Поэтому в обращении содержится предложение о списании финансовой задолженности сельхозпредприятий бюджетам всех уровней в срок до 1 марта 2008 года.
- обращение Совета народных депутатов Кемеровской области "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о принятии неотложных мер по ограничению роста цен на нефтепродукты и компенсации затрат сельхозпроизводителям в связи с удорожанием нефтепродуктов". В обращении отмечено, что за последние 10 лет цены на дизельное топливо выросли в 120 раз, в то время как на закупочные цены на зерно увеличились всего в 10 раз. Диспаритет цен ставит многих сельхозтоваропроизводителей на грань банкротства. Поэтому законодатели Кемеровской области предложили в кратчайшие сроки разработать и принять федеральный закон о регулировании цен на топливо и горюче-смазочные материалы, а также ввести практику бюджетного субсидирования сельскохозяйственный производителей на сумму роста цен на ГСМ.
- обращение Самарской Губернской Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости осуществления мер по стабилизации цен на отдельные виды энергоресурсов". В обращении отмечено, что Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", принятия которого ожидали все сельские товаропроизводители, пока не действует в должной степени. В частности, закон предусматривает контроль индекса цен на промышленную продукцию, используемую в сельскохозяйственном производстве, а на практике происходит постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, газ. Все это ведет к росту затрат в структуре сельскохозяйственной продукции и не позволяет улучшить финансовые показатели сельскохозяйственных организаций. В обращении предлагается ввести законодательное регулирование цен на ГСМ, предусмотреть особый порядок установления тарифов на энерго- и теплоносители для селян, ограничить штрафные санкции по договорам энергоснабжения и установить пониженные коэффициенты при перерасходе газа в отношении сельскохозяйственных организаций и другие меры.
- обращение Костромской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации Зубкову В.А. Анализ ситуации, сложившейся на продовольственном рынке, показывает, что на федеральном уровне необходимо осуществлять квотирование производства сельскохозяйственной продукции как внутри страны, так при операциях экспорта и импорта продукции. Это позволит сбалансировать объемы производства и потребления. В обращении предлагается принять соответствующие нормативные правовые акты.
- обращение Самарской Губернской Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о расширении участия учреждений начального и среднего профессионального образования в приоритетном национальном проекте "Образование". В обращении отмечено, что с 2007 года одним из направлений приоритетного национального проекта "Образование" является подготовка кадров и специалистов для высокотехнологических производств. В рамках этого направления предусматривается финансирование учреждений начального и среднего профобразования, внедряющих инновационные программы. Вместе с тем, это только часть системы профобразования и проблема финансовой поддержки этой системы стоит достаточно остро, учитывая оценки демографов в отношении дефицита квалифицированных рабочих кадров. Поэтому в обращении предлагается повысить объем государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов, принять проекты федеральных законов, мотивирующие работодателей к инвестированию средств в систему профессионального образования, дополнить национальный проект направлением по поощрению.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Оренбургской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Указанный закон устанавливает, что лицензированию подлежат виды деятельности, осуществление которых может повлечь ущерб правам, законным интересам и здоровью граждан. К таким видам деятельности следует отнести перевозку опасных грузов автомобильным транспортом и реализацию нефти, газа и продуктов их переработки. Законом предусмотрено лицензирование деятельности по перевозке опасных грузов железнодорожным, воздушным и морским транспортом. Очевидно, что автоперевозка продуктов нефте- и газопереработки потенциально опасна в связи с возможностью транспортных происшествий. Пожароопасны и автозаправочные станции. Кроме того, следует учитывать ущерб экологии от реализации некачественного углеводородного сырья. Все это служит основаниями для включения указанных выше видов деятельности в перечень подлежащих лицензированию.
- законодательная инициатива Самарской Губернской Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законопроект касается регулирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, полномочиями по лицензированию которой наделены, помимо федеральных органов власти и органы власти субъектов Российской Федерации. При этом федеральное законодательство предусматривает, что независимо от органа, выдавшего лицензию, лицензиат может осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Это усложняет возможность эффективного контроля со стороны органов власти субъекта Российской Федерации, на территории которого лицензиат осуществляет свою деятельность, за соблюдением лицензионных условий в случае, если лицензия выдана органами власти иного субъекта Российской Федерации. Предлагаемые в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" изменения предусматривают, что лицензия действительна на территории всей Российской Федерации только в случае выдачи лицензии федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, законопроект устанавливает право приостановления лицензии в случае неоднократных нарушений и уточняет условия устранения нарушений, выявленных лицензирующим органом.
- законодательная инициатива Сахалинской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Законопроект устанавливает срок, в течение которого лицензиат, лицензия которого аннулирована в судебном порядке, не вправе обращаться в лицензирующий орган за получением новой лицензии. Это повысит ответственность лицензиата за соблюдение лицензионных условий. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе поддержать законодательную инициативу.
- законодательная инициатива Самарской Губернской Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 25 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". На основании практики реализации закона предлагается упростить процедуру государственной регистрации ипотечных сделок, предоставив залогодателю право на одностороннюю подачу заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке 25 декабря 2006 года Смоленская областная Дума предыдущего созыва одобрила аналогичную по предмету регулирования законодательную инициативу Самарской Губернской Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". На текущее рассмотрение был представлен доработанный вариант инициативы законодателей Самарской области.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Иркутской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Законопроект устанавливает дополнительные ограничения в отношении мест розничной продажи пива. В частности, к таким местам предлагается отнести киоски, павильоны и магазины, расположенные вблизи остановок маршрутных транспортных средств.
- законодательная инициатива Брянской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В проекте закона предлагается урегулировать вопрос о доступе органов местного самоуправления муниципальных образований к сведениям о начисленных и уплаченных на их территории сумм налогов, наличии задолженности по ним, в том числе в разрезе конкретных налогоплательщиков. В настоящее время эта информация составляет налоговую тайну, что препятствует проведению качественной оценки налогового потенциала муниципального образования и рациональному использованию бюджетных средств.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
28 февраля 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 5-го заседания Смоленской областной Думы 28 февраля 2008 года"
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/