28 мая 2008 года состоялось очередное восьмое заседание Смоленской областной Думы IV созыва. На заседание прибыло 42 депутата. По уважительной причине отсутствовали депутаты В.В. Бочериков, В.В. Вуймин, А.С. Игнатенков, О.С. Лаберко, Валерий А. Разуваев, И.А. Табаченков. В работе Смоленской областной Думы приняли участие: Губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа в Смоленской области Н.В. Рудак, полномочный представитель Губернатора в Смоленской областной Думе А.А. Гринкевич. На заседании присутствовали: заместители Губернатора Смоленской области, председатель избирательной комиссии Смоленской области А.И. Абрамкин, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н. Осин, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, территориальных структур федерального подчинения, правоохранительных, налоговых и судебных органов, председатель Ассоциации представительных органов муниципальных образований Смоленской области, председатель Смоленской районной Думы Э.В. Михалочкин, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных организаций, аппарата Смоленской областной Думы.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-20.
В проект повестки дня заседания с учетом подпунктов было включено 50 вопросов. В дополнительную повестку дня были включены 4 проекта областных законов, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 21 (базовых - 7, изменение действующего законодательства - 14, в том числе признание утратившими силу - 1);
- обращения Смоленской областной Думы - 1;
- Сводный перечень наказов избирателей на 2008 год - 1;
- изменение планов на 2008 год - 2;
- изменение положений - 1;
- проекты федеральных законов - 2;
- обращения субъектов Российской Федерации - 9;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 16;
- награждение - 1.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы - 1;
- депутатами Смоленской областной Думы - 6;
- комитетом по социальной политике - 11;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 8;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 5;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 5;
- комитетом по законности и правопорядку - 3;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 3;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 1;
- Губернатором Смоленской области - 13;
- избирательной комиссией Смоленской области - 1;
- органами местного самоуправления - 1.
В течение заседания было принято 17 областных законов, в том числе 11 законопроектов - одновременно в двух чтениях. В первом чтении принят 1 законопроект, 3 законопроекта отклонены. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами Смоленской областной Думы. По рассмотрению 13 законопроектов было создано 11 рабочих групп. До рассмотрения Смоленской областной Думой в первом чтении доработано 8 законопроектов. Для обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую, лингвистическую и финансовую экспертизы.
В числе принятых законопроектов:
- 9 - разработаны с целью совершенствования действующего областного законодательства, в том числе 3 - предусматривают меры социальной поддержки отдельных категорий граждан;
- 8 - направлены на приведение областных законов в соответствие с действующим законодательством;
- 4 - разработаны в развитие федеральных законов.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы IV созыва, на ее заседаниях рассмотрено 97 законопроектов, 93 из которых приняты в качестве областных законов.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
"О поправках к Уставу Смоленской области". Закон принят с целью совершенствования областного закона и приведения отдельный положений Устава в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен на рассмотрение депутатами Смоленской областной Думы Е.И. Максименко, В.И. Рыжиченковым. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку В.И. Рыжиченков. Согласно обращению прокуратуры Смоленской области расширены формы ее участия в законодательном процессе - прокурору Смоленской области предоставлено право законодательной инициативы в Смоленской областной Думе. Федеральным законом от 29 марта 2008 года N 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации, разрешено совмещать государственную гражданскую службу с государственными должностями. Соответствующие изменения внесены в ограничения для осуществления полномочий Губернатора Смоленской области. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области". Закон принят с целью приведения отдельных положений областного закона в соответствие с положениями федерального законодательства. Проект закона внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы В.И. Рыжиченковым и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 апреля 2008 года. Докладчик - заместитель председателя профильного комитета Смоленской областной Думы В.И. Рыжиченков. В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы" уточнены ограничения, связанные со статусом члена избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, замещающего муниципальную должность. Уточнены и дополнены ссылки на федеральное законодательство, учтены положения областного закона "О выборах депутатов Смоленской областной Думы", предусматривающего наличие одномандатных и двухмандатных избирательных округов. Отдельные нормы закона согласованы с Бюджетным кодексом Российской Федерации и областным законом "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области". В ходе подготовки проекта закона ко второму чтению избирательной комиссией Смоленской области были предложены поправки по уточнению формулировок и внесению изменений в иные положения областного закона. Депутаты Смоленской областной Думы приняли поправки и областной закон.
"О бюджетном процессе в Смоленской области". Закон принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с целью создания нормативной правовой базы для организации бюджетного процесса в Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 апреля 2008 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам И.В. Кучер. Предметом правового регулирования закона являются правоотношения, возникающие в связи с составлением, рассмотрением и утверждением проекта областного бюджета и проекта бюджета Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования, а также внешней проверкой, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности. Ранее эти вопросы регулировались областным законом "О порядке внесения, рассмотрения и применения областного закона об областном бюджете и порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете", который утратит силу. Депутатом И.В. Кучером были предложены поправки в части уточнения положений закона по представлению в Думу отчетов об исполнении областного бюджета за первый квартал, полугодие и 9 месяцев финансового года, их рассмотрению Думой, а также по процедуре рассмотрения проекта закона об итогах исполнения областного бюджета за очередной финансовый год в случае его отклонения. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2008-2012 годы". Закон принят с целью увеличения объема финансирования программы в текущем году, а также в связи с необходимостью приведения программы в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации о порядке предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Закон разработан в рамках реализации соглашения между федеральными органами власти и органами исполнительной власти Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 апреля 2008 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса И.В. Ляхов. Изменения в раздел программы по социальному развитию села касаются увеличения с 30 до 35 лет возраста граждан, относящихся к молодым семьям и молодым специалистам, уточнения процентных соотношений по софинансированию строительства (приобретения) жилья за счет всех источников. По итогам 4-х заседаний рабочей группы Губернатором Смоленской области предложены поправки к проекту закона, в том числе по наименования закона. В ходе обсуждения проекта закона были обозначены проблемы в реализации на территории Смоленской области земельного законодательства в части распоряжения землями сельскохозяйственного назначения. Смоленская областная Дума одобрила поправки и областной закон.
"О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2008 год". Закон принят на основании предложений профильных департаментов Смоленской области по дополнению перечня объектов, подлежащих приватизации в текущем году. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 апреля 2008 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию В.К. Чертков. Дополнительно к установленному плану предполагается приватизировать три объекта недвижимого имущества, акции и доли в праве общей собственности ряда организаций и другое имущество. Поправками Губернатора Смоленской области были устранены отдельные замечания правого характера, уточнены предполагаемые сроки приватизации и характеристики приватизируемого имущества. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
"О внесении изменения в статью 4 областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Смоленской области". Закон принят с целью приведения областного закона в соответствие с Законом Российской Федерации "О недрах". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 апреля 2008 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию В.К. Чертков. Закон определяет орган государственной власти Смоленской области, осуществляющий проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование на территории Смоленской области участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений. В ходе доработки проекта закона поправками депутата В.К. Черткова были устранены отдельные замечания и учтены положения Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", в том числе отредактированы иные пункты статьи 4 областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Смоленской области", касающиеся полномочий уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере регулирования отношений недропользования. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "Об образовании в Смоленской области". Закон принят с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 апреля 2008 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Е.И. Каманин. В связи с тем, что установление образовательных стандартов отнесено к полномочиям федеральных органов, соответствующие изменения внесены в полномочия Администрации Смоленской области и органа исполнительной власти Смоленской области, уполномоченного осуществлять управление в сфере образования. В то же время к полномочиям исполнительного органа отнесено лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений. В ходе доработки законопроекта поправками депутата Л.В. Платонова уточнены формулировки по ряду предлагаемых изменений, внесены изменения в иные положения базового закона, в частности, - в отношении поддержки из областного бюджета негосударственных образовательных учреждений. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
"О статусе административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска". В соответствии с Уставом Смоленской области закон определяет статус административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска и регулирует особенности отношений между органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления городского округа "город Смоленск". Проект закона внесен на рассмотрение 35 депутатами Смоленской областной Думы, входящими в депутатское объединение "Единая Россия". Докладчик - председатель Смоленской областной Думы А.И. Мишнев. Формой финансового обеспечения закона является субсидия в размере не менее 250 млн. рублей, которая может направляться на софинансирование расходных обязательств по решению вопросов местного значения, связанных, в основном, с развитием и содержанием инфраструктуры областного центра. Субсидии могут быть направлены на решение следующих вопросов местного значения: дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог, на организацию транспортного обслуживания в границах города Смоленска, а также на благоустройство и озеленение города. В ходе обсуждения проекта закона на заседании профильного комитета были поддержаны предложения первого заместителя председателя Смоленского городского Совета и первого заместителя Главы города Смоленска по уточнению периодичности предоставления субсидий и издания нормативного акта Администрации Смоленской области по установлению целей и порядка выплаты субсидии. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, одобрила поправки и приняла областной закон.
На текущем заседании с целью улучшения демографической ситуации в области в рамках проведения "Года семьи" в России были приняты два областных закона:
- "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Дети Смоленщины" на 2007-2010 годы". Проект закона внесен на рассмотрение группой депутатов Смоленской областной Думы, входящих в депутатское объединение "Единая Россия" с целью социальной поддержки детей из многодетных семей. Докладчик - председатель Смоленской областной Думы А.И. Мишнев. В перечень мероприятий подпрограммы "Дети и семья" включена ежегодная выплата областной именной стипендии обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования 100 студентам из числа детей из многодетных семей, проживающих на территории Смоленской области. Стипендия выплачивается в размере 1000 рублей в месяц. Порядок назначения и выплаты стипендии, в том числе критерии отбора учащихся, определяются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области. В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению поправками депутата Н.Н. Мартынова были уточнены отдельные формулировки областного закона. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
- "О почетном знаке Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области с целью поддержки семьи и материнства, обеспечения уважения к женщине-матери, родившей (усыновившей) и достойно воспитавшей четырех и более детей. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию С.Р. Кривко. Закон учреждает с 1 января 2008 года на территории Смоленской области награду - почетный знак Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной. Почетным знаком награждаются женщины-матери, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Смоленской области, родившие (усыновившие в установленном законом порядке детей в возрасте до 8 лет) четвертого и (или) последующих детей и воспитывающие их. Закон определяет порядок и условия представления к награждению почетным знаком, а также порядок награждения почетным знаком. Награжденным почетным знаком вручается удостоверение и выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 15 000 рублей. В ходе доработки законопроекта поправками депутата Л.В. Платонова были устранены отдельные правовые и редакционные недостатки. Депутаты Смоленской областной Думы поддержали принятие проекта закона в первом чтении, одобрили поправки и приняли областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "О наградах и почетных званиях Смоленской области". Закон принят в пакете с проектом областного закона "О почетном знаке Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области Д.С. Шалаев. Действующий областной закон предусматривает возможность учреждения и упразднения наград и почетных званий Смоленской области другими областными законами, которые могут предусматривать иные мотивы и порядок награждения. В связи с этим в перечень наград, который имел исчерпывающий характер, включены награды, учреждаемые областными законами. В частности, к таким законам относится областной закон "О почетном знаке Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной", принятый на текущем заседании. Кроме того, урегулированы вопросы повторного награждения наградами Смоленской области и повторного присвоения почетных званий Смоленской области. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
"О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по выплате компенсации части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке Л.Н. Малютенко. Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по выплате указанной компенсации, поскольку согласно сложившейся практике осуществление публичных полномочий преимущественно должно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Приложением к закону является расчет нормативов для определения общего объема субвенции для реализации переданных полномочий. С целью своевременного принятия областного закона поправками депутата Л.В. Платонова устранены отдельные редакционные недостатки. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
"О методике распределения субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по выплате компенсации части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". Закон принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в пакете с предыдущим законом с целью финансового обеспечения его реализации. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке Л.Н. Малютенко. Закон утверждает методику распределения субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области переданных государственных полномочий. Методика основана на нормативах, установленных базовым областным законом о наделении органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. В ходе доработки проекта закона депутатом Л.В. Платоновым предложены поправки. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
"О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2004-2010 годы". Закон принят с целью приведения областной программы в соответствие с Федеральной целевой программой "Жилище". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре Е.И. Рыбалко. Возраст потенциальных участников программы увеличен с 30 до 35 лет, расширены возможности получения субсидии, уточнены направления их использования. Понятие "субсидии" заменено на понятие "социальные выплаты". Принятие закона позволит привлечь средства федерального бюджета на условиях софинансирования. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
"О внесении изменений в статьи 3 и 9 областного закона "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области". Закон принят в рамках повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Смоленской области, совершенствования их структур и штатных расписаний. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам государственной службы и местного самоуправления А.М. Капустин. Из реестра государственных должностей, должностей государственной гражданской службы Смоленской области исключены должности заместителя Губернатора - руководителя Аппарата Администрации Смоленской области и его помощника. Вместе с тем, в реестр включена должность руководителя Аппарата Администрации Смоленской области. Одновременно уточнены отдельные нормы закона в части формирования фонда оплаты труда лиц, замещающих должности государственной гражданской службы. В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению поправкой депутатов О.Н. Васильевой и Л.В. Хлудовой уточнен перечень источников опубликования изменений в базовый областной закон. Депутаты приняли проект закона в первом чтении, одобрили поправку и приняли областной закон.
"О внесении изменений в статью 3 областного закона "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области". Закон принят с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Проект закона внесен на рассмотрение избирательной комиссией Смоленской области. Докладчик - председатель избирательной комиссии Смоленской области А.И. Абрамкин. Согласно указанному федеральному закону уровень материального и социального обеспечения члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающего в комиссии на постоянной (штатной) основе, должен быть не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности в законодательном (представительном) либо исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответствующие изменения внесены в реестр государственных должностей, должностей государственной гражданской службы Смоленской области. Поправкой депутата Л.В. Хлудовой уточнен перечень источников опубликования изменений в базовый областной закон. Учитывая мнение прокуратуры Смоленской области, депутаты приняли проект закона в первом чтении, приняли поправку и областной закон.
"О признании утратившими силу отдельных областных законов". Закон принят с целью приведения областного законодательства, регулирующего вопросы дорожной отрасли, в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - и.о. начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области В.Н. Плешков. Признан утратившим силу областной закон от 20 декабря 2005 года N 138-з "Об автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального и регионального значения на территории Смоленской области" с последующим изменением, концепция которого не соответствует Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По итогам заседания рабочей группы поправкой депутата А.С. Турова был уточнен срок вступления закона в силу. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправку и областной закон.
Проекты областных законов, рассмотренные Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона N 68-4 "О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам государственной службы и местного самоуправления А.М. Капустин. Проект закона устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципального служащего за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию. В стаж муниципальной службы, кроме ранее установленных периодов работы, включены иные периоды замещения должностей в соответствии с перечнем, установленным Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации". Кроме того, в стаж включены периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей.
Проекты областных законов, отклоненные Смоленской областной Думой
Проект областного закона N 46-4 "О статусе города-героя Смоленска - административного центра Смоленской области" внесен на рассмотрение Смоленским городским Советом с целью обеспечения достойного выполнения городом Смоленском статусных и имиджевых функций. Докладчик - председатель Смоленского городского Совета С.А. Лебедев. В части финансового обеспечения проект закона предусматривает, что в областном бюджете ежегодно отдельной строкой выделяется субвенция на выполнение городом Смоленском функций административного центра Смоленской области в размере не менее 4 % от прогноза собственных доходов областного бюджета. Однако, законопроект расширенно трактует функции административного центра, включая в них широкий перечень вопросов местного значения, которые должны осуществляться за счет местного бюджета. По итогам обсуждения на заседании рабочей группы, созданной профильным комитетом Смоленской областной Думы, был разработан альтернативный проект закона, который положительно охарактеризован председателем Смоленского городского Совета С.А. Лебедевым и Главой города Смоленска В.Н. Халецким. Докладчик отметил, что по иным вопросам местного значения (сохранения культурного наследия и др.) урегулирование отдельных проблем возможно в рамках областных целевых программ.
Проект областного закона N 75-4 "О дополнительных гарантиях при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации" внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы Э.А. Качановским в целях совершенствования работы с обращениями граждан. Докладчик - депутат Э.А. Качановский. Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии гражданам на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако, ряд положений законопроекта противоречит федеральному законодательству.
Проект областного закона N 73-4 "О внесении изменений в областной закон "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы Э.А. Качановским с целью совершенствования областного закона. Докладчик - депутат Э.А. Качановский. Законопроект предусматривает изменение источников опубликования, положений о повторном рассмотрении отклоненного областного закона, о датах официального опубликования областных нормативных актов. Однако, предлагаемые изменения не только частично противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", но и вносят неопределенность в вопрос законной силы ранее принятых нормативных актов, опубликованных в таких источниках, как "Смоленские новости" и "Вестник Смоленской областной Думы".
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
В соответствии с рекомендацией комитета Смоленской областной Думы по социальной политике принято обращение Смоленской областной Думы "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения независимо от формы собственности жилищного фонда". С вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, дифференцировавший жилищный фонд по форме собственности на частный, государственный и муниципальный, объем социальной поддержки указанным категориям граждан поставлен в зависимость от формы жилищного фонда, в котором они проживают. Это повторное обращение Смоленской областной Думы по данной проблеме. Аналогичное по предмету обращение было принято 22 июня 2006 года Смоленской областной Думой третьего созыва. Неоднократно Смоленская областная Дума поддерживала подобные обращения иных субъектов Российской Федерации, но пока проблема не нашла своего правового решения.
В ходе заседания Смоленской областной Думой:
- внесены изменения в Положение о порядке подготовки и проведения публичных слушаний по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета. В соответствии с принятым областным законом "О бюджетном процессе в Смоленской области" уточнены сроки подготовки и проведения публичных слушаний;
- внесены изменения в план законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2008 год. В соответствии с обращением первого заместителя Губернатора Смоленской области А.А. Гринкевича и рекомендацией комитетов Смоленской областной Думы изменены сроки внесения проектов областных законов "О Программе социально-экономического развития Смоленской области на среднесрочную перспективу (на 2008-2012 годы)" и "О внесении изменений в областной закон "Об организации библиотечного обслуживания населения Смоленской области областными государственными библиотеками". Первый из указанных законопроектов, доработанный с учетом замечаний Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, направлен депутатам Смоленской областной Думы, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Смоленской области, представителям научной общественности для внесения предложений и замечаний. Срок внесения второго из проектов перенесен в связи с тем, что на федеральном уровне подготовлена новая редакция Федерального закона "О библиотечном деле", представляющего собой правовую базу для областного закона;
- внесены изменения в план контрольных мероприятий. В план включено дополнительное мероприятие;
- внесены изменения в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2008 году.
Согласно рекомендациям профильных комитетов были поддержаны концепции и утверждены отзывы Смоленской областной Думы на проекты федеральных законов:
- N 35955-5 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В законопроекте предлагается увеличить возрастной порог с 18 лет до 21 года при продаже гражданам алкогольных напитков;
- N 41742-5 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Законопроект предусматривает исключение части 3 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", поскольку аналогичные нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу. В настоящее время особенности нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления определены статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отзывы будут направлены в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации и в соответствии с рекомендацией комитетов Смоленской областной Думы на текущем заседании были поддержаны:
- обращение депутатов Государственной Думы Астраханской области "К Председателю Правительства Российской Федерации Зубкову В.А. о ситуации, сложившейся в производстве семян сельскохозяйственных культур". В обращении указано, что нормативные акты Правительства Российской Федерации предусматривают повышенные требования к исходному семенному материалу. Вместе с тем с тем, развал системы семеноводства, отсутствие государственного регулирования семеноводства не позволяет обеспечить исполнение этих требований. Нарушаются авторские права на сорта, выведенные ВНИИ селекции и семеноводства РАСХН. В связи с этим в обращении предложен перечень финансовых, организационных, правовых и иных инструментов для обеспечения высокого уровня семеноводства в России.
- обращение Самарской Губернской Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости ускорения принятия нормативного правового акта, определяющего порядок ведения похозяйственных книг". В соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" учет указанных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок их ведения должен быть установлен нормативным актом Правительства Российской Федерации, который не принят, что не позволяет обеспечить эффективное управление земельными ресурсами и производством сельскохозяйственной продукции, где личные подворья играют все возрастающую роль. Кроме того, данные похозяйственных книг необходимы для реализации закона "о дачной амнистии", предоставления субсидий личным хозяйствам по кредитам в рамках национального проекта "Развитие АПК", реализации права граждан на торговлю на сельскохозяйственных кооперативных рынках, в налоговом и статистическом учете. Установление порядка ведения похозяйственных книг на региональном уровне не обеспечивает единство правил. Поэтому в обращении предлагается ускорить принятие необходимого нормативного акта.
- обращение Тульской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросу государственной поддержки свиноводства". В обращении отмечены положительные результаты национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". Однако, поддержка животноводства в рамках национального проекта, предусматривая ряд направлений, не включает меры по развитию свиноводства, которое, вместе с тем, дает быструю отдачу вложенных средств. В обращении предлагается принять положительное решение по вопросу государственной поддержки свиноводства путем субсидирования подотрасли в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
- обращение Государственного Совета Удмуртской Республики "К Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу о выделении средств федерального бюджета на субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, минеральных удобрений и регулирование цен на электрическую энергию в 2008 году". Как и в предыдущем обращении отмечено, что реализация национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" положительно сказалась на развитии сельского хозяйства в целом и животноводства в частности. Комплекс мер, предпринятый Правительством Российской Федерации по регулированию цен на ГСМ и минеральные удобрения, субсидированию дизтоплива за счет средств федерального бюджета обеспечил своевременное проведение сезонных работ на селе. Однако, на 2008 год средства федерального бюджета на эти цели не предусмотрены. В обращении предложено продолжить практику государственного регулирования цен на нефтепродукты и минеральные удобрения, субсидирования из федерального бюджета ГСМ и минеральных удобрений в размере фактически сложившейся инфляции. В обращении предложено также внести изменения в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Вологодской области "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости включения в приоритетный национальный проект "Образование" мероприятий, направленных на поддержку дошкольного образования". В обращении предлагается включить в национальный проект мероприятия по поддержке системы дошкольного образования, аналогичные предусмотренным для системы общеобразовательных учреждений, в том числе выплату денежного вознаграждения воспитателям дошкольных учреждений за педагогическую и психологическую помощь родителям в воспитании и образовании детей.
- обращение Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросу предоставления мер социальной поддержки инвалидам, ветеранам боевых действий и членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий". В обращении предлагается ускорить принятие находящихся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проектов законов, направленных на обеспечение жильем, снижение платы за коммунальные услуги для ветеранов и участников боевых действий и вооруженных конфликтов на территории России и бывшего СССР, а также членов их семей.
- обращение Самарской Губернской Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости финансирования мероприятий по обеспечению транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов общего заболевания, инвалидов с детства и детей-инвалидов, поставленных на учет до 1 января 2005 года". В связи с изменением федерального законодательства выделение транспортных средств указанным категориям граждан не производится. В обращении предложено принять меры по обеспечению транспортными средствами за счет федерального бюджета инвалидов общего заболевания, инвалидов с детства и детей-инвалидов, поставленных на учет до 1 января 2005 года в органах социальной защиты.
- обращение Законодательного Собрания Владимирской области "К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросу установления Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья". В рамках Года семьи с целью укрепления духовных семейных ценностей предлагается в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии объявить 8 июля Всероссийским днем супружеской любви и счастья.
- обращение Тамбовской областной Думы "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". В обращении отмечено, что закрепление Бюджетным кодексом Российской Федерации установленных нормативов отчислений налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений и муниципальных районов ведет к диспропорции в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В связи с этим предлагается закрепить на постоянной основе механизм установления иных нормативов, применяемый в переходный период 2006-2008 годов, а также предоставить субъектам Российской Федерации право заменять обязательную передачу 10 % налога на доходы физических лиц на возможность отчислений иных налогов в установленном объеме.
- законодательная инициатива Государственной Думы Астраханской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект предусматривает ужесточение административного наказания для лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление пива, напитков, изготовленных на его основе, спиртных напитков, одурманивающих веществ.
- законодательная инициатива Брянской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект устраняет неоднозначное толкование норм административного права о возможности наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий и организации их деятельности. Кроме того, законопроект предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями определять перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
- законодательная инициатива Верховного Совета Республики Хакасия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Аналогично инициативе Брянской областной Думы законопроект восполняет правовой пробел в части полномочий по образованию административных комиссий и относит данный вопрос к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Это дополнение позволит субъектам Российской Федерации передавать органам местного самоуправления полномочия по образованию и организации деятельности административных комиссий, что уже и реализовано в более чем в 50 субъектах Российской Федерации, в том числе в Смоленской области.
- законодательная инициатива Тюменской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Законопроект направлен на уточнение процедуры исключения объектов культурного наследия из государственного реестра, а также на регламентирование вопроса о перемещении объектов культурного наследия, находящихся под угрозой физической утраты.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Пензенской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "О государственной социальной помощи". С целью исключения ежегодных обращений граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, об отказе от этого набора предлагается автоматически пролонгировать отказ до 1 января календарного года, следующего за годом обращения гражданина о желании восстановить предоставление набора социальных услуг. Этот вопрос не впервые поднимается субъектами Российской Федерации, что свидетельствует о его актуальности.
- законодательная инициатива Самарской Губернской Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан". Законопроект предусматривает сохранение бесплатного зубопротезирования в натуральном виде для всех льготных категорий федерального уровня, поскольку "монетизация" этой льготы не отражает реальной стоимости услуг по зубопротезированию.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Пензенской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Проект закона исключает заявительный принцип проведения перерасчета пенсий для работающих пенсионеров, поскольку Пенсионный фонд в полном объеме располагает необходимыми данными для перерасчета.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Пензенской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Законодательной инициативой предлагается педагогическим работникам, проживающим в сельской местности предоставлять льготы по оплате отопления и освещения в пределах региональных стандартов, используемых для расчета жилищных субсидий. Предлагаемые изменения будут способствовать эффективной реализации социальной политики и установления более справедливого распределения мер социальной поддержки.
- законодательная инициатива Курганской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации". С целью более оперативного принятия решений предлагается передать субъектам Российской Федерации полномочия по отнесению лесов к ценным, эксплуатационным и резервным лесам. Кроме того, устраняется правовой пробел в лесном законодательстве в части регулирования вопроса по выделению особо защитных участков лесов. Все указанные полномочия предполагается осуществлять за счет субвенций из федерального бюджета.
- законодательные инициативы Новосибирского областного Совета депутатов о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 165 Жилищного кодекса Российской Федерации" и проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального Закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Законопроекты обеспечивают собственникам помещений, избравшим непосредственное управление многоквартирным домом, равные условия в части оказания государственной и муниципальной поддержки для проведения капитального ремонта с собственниками, избравшими иные способы управления.
- законодательная инициатива Новосибирского областного Совета депутатов о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Проект закона предусматривает освобождение товариществ собственников жилья и управляющих компаний от уплаты НДС по операциям, связанным с содержанием и ремонтом имущества в многоквартирных домах, предоставления собственникам жилых помещений коммунальных услуг. Взимание НДС с указанных операций влечет к увеличению платы с граждан.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Челябинской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Законопроект предусматривает увеличение размера стандартного налогового вычета до 3000 рублей для инвалидов с детства и инвалидов I и II групп.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Челябинской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Законопроект предусматривает ряд мер по повышению бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов, повышения уровня их доходов, оптимизации системы реализации переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- законодательная инициатива Воронежской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Законопроект предусматривает особый порядок исполнения судебных актов в случаях, если общая сумма взыскания в пользу одного взыскателя составляет 0,01 % к утвержденному общему объему расходов бюджетной системы Российской Федерации.
- законодательная инициатива Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Законопроект направлен на устранение правового пробела в части определения порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих. Предлагается устанавливать указанный порядок законами субъектов Российской Федерации.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
28 мая 2008
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 8-го заседания Смоленской областной Думы 28 мая 2008 года"
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/