Распоряжение Администрации Смоленской области
от 11 июня 2008 г. N 645-р/адм
"Об утверждении областной программы "Развитие конкуренции на продовольственных рынках" на 2008-2010 годы"
4 мая 2009 г.
В соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22.10.2007 N ВЗ-П9-10-пр:
Утвердить прилагаемую областную программу "Развитие конкуренции на продовольственных рынках" на 2008 - 2010 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Областная Программа
"Развитие конкуренции на продовольственных рынках" на 2008-2010 годы
(утв. распоряжением Администрации Смоленской области от 11 июня 2008 г. N 645-р/адм)
4 мая 2009 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
областная программа "Развитие конкуренции на продовольственных рынках" на 2008 - 2010 годы |
Заказчик Программы |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области |
Разработчик Программы |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области |
Основные цели и задачи Программы |
основной целью Программы является стабилизация цен на продовольственные товары, реализуемые на продовольственных рынках Смоленской области, на уровне официальной инфляции. Основными задачами Программы являются: - создание условий для формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования в сфере производства и реализации продовольственных товаров; - снижение и (или) ликвидация административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для вхождения в продовольственный рынок Смоленской области новых хозяйствующих субъектов; - определение перечня естественных монополий и контроль за их деятельностью со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области; - создание системы равного доступа потребителей, производителей к информации о товарах и продовольственных рынках |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2010 годы |
Исполнители Программы |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (по согласованию), Управление внутренних дел по Смоленской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (по согласованию), Аппарат Администрации Смоленской области, Департамент экономического развития и торговли Смоленской области, Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Главное управление ветеринарии Смоленской области, иные органы исполнительной власти Смоленской области в пределах их компетенции, установленной федеральным и областным законодательством, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию), Смоленская Торгово-промышленная палата (по согласованию), смоленская региональная общественная организации "Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов "Содействие" (по согласованию), юридические лица и индивидуальные предприниматели (на конкурсной основе), средства массовой информации Смоленской области (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
стабилизация цен на продовольственные товары, реализуемые на продовольственных рынках Смоленской области, на уровне официальной инфляции |
Органы, осуществляющие контроль за ходом реализации Программы |
Администрация Смоленской области, иные органы исполнительной власти Смоленской области в пределах их компетенции, установленной федеральным и областным законодательством |
1. Обоснование необходимости разработки Программы и анализ потребительского рынка Смоленской области
Областная программа "Развитие конкуренции на продовольственных рынках" на 2008 - 2010 годы направлена на изменение монопольной структуры продовольственных рынков Смоленской области и создание благоприятных условий для вхождения в них новых товаропроизводителей (поставщиков), развития конкурирующих производств.
В последние годы на продовольственном рынке Смоленской области сложилась следующая ситуация.
В 2006 году ресурсы мяса и мясопродуктов составили 59,5 тыс. тонн, молока и молочных продуктов - 623,5 тыс. тонн, картофеля - 758,5 тыс. тонн, овощей - 160,7 тыс. тонн. Отмечался рост данных видов продовольственных ресурсов. Так, относительно 2003 года ресурсы мяса и мясопродуктов увеличились на 2 процента, молока и молочных продуктов - на 36 процентов, картофеля - на 22 процента, овощей - на 3 процента.
Вместе с тем, как свидетельствуют цифры, в формировании продовольственных ресурсов Смоленской области происходит сокращение доли продукции собственного производства и рост импорта (за исключением картофеля).
Изменение структуры формирования продовольственных ресурсов Смоленской области
(процентов)
Ресурс |
Мясо и мясопродукты |
Молоко и молочные продукты |
Картофель |
Овощи |
||||
2003 г. |
2006 г. |
2003 г. |
2006 г. |
2003 г. |
2006 г. |
2003 г. |
2006 г. |
|
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
остаток на начало года |
7,6 |
6,7 |
1,1 |
2,8 |
11,9 |
38,5 |
18,5 |
17,2 |
собственное производ-ство |
58,4 |
50,8 |
91,2 |
55,5 |
83,1 |
60,5 |
77,5 |
75,1 |
ввоз (включая импорт) |
34 |
42,5 |
7,7 |
41,7 |
5 |
1 |
4 |
7,7 |
На протяжении ряда лет прослеживается тенденция к снижению производства продукции перерабатывающими предприятиями пищевой промышленности. В 2006 году по сравнению с 2003 годом производство мяса (включая субпродукты I категории) в Смоленской области сократилось на 32 процента, колбасных изделий - на 28 процентов, мясных полуфабрикатов - на 5 процентов, хлеба и хлебобулочных изделий - на 13 процентов, масла животного - в 3,2 раза. Сокращение производства вызвано в основном снижением объема производства сельскохозяйственной продукции. Так, в 2006 году по сравнению с 2003 годом производство мяса во всех категориях хозяйств Смоленской области снизилось на 10 процентов, молока - на 17 процентов, картофеля - на 11 процентов, овощей - на 0,2 процента.
Производство цельномолочной продукции увеличилось на 24 процента, причем в основном за счет покупки сырья в близлежащих регионах.
О сокращении сырьевой базы для пищевой промышленности свидетельствует и тенденция к уменьшению объемов потребления на нужды производства.
При замедлении темпа развития собственного производства отмечается рост той части продовольственных ресурсов Смоленской области, которая обеспечивается за счет импорта. Объем ввозимых на территорию региона важнейших видов продовольственных товаров в 2006 году увеличился по сравнению с 2003 годом на 11 процентов.
Однако, несмотря на сокращение объемов производства продовольственной продукции, личное потребление населения Смоленской области полностью может быть обеспечено за счет продовольственных ресурсов, произведенных на ее территории, за исключением мяса и мясопродуктов. Более того, часть продукции, производимой в Смоленской области, вывозится за ее пределы. За период с 2003 по 2006 год вывоз, включая экспорт, молока и молочных продуктов увеличился в 2,3 раза, овощей - в 1,5 раза, картофеля - в 41 раз. Вместе с тем вывоз мяса и мясопродуктов за этот же период сократился на 32 процента.
Состояние продовольственного рынка в значительной степени зависит от уровня жизни населения. На протяжении ряда лет в Смоленской области отмечается рост денежных доходов населения. За период с 2003 по 2006 год среднедушевой денежный доход населения вырос более чем в 1,8 раза и составил 6 871 рубль. Реальные денежные доходы возросли в 1,3 раза. Среди соседних областей среднедушевые доходы населения ниже в Тульской, Брянской и Рязанской, выше - в Калужской и Тверской областях.
Результатом улучшения уровня жизни населения стал рост покупательной способности денежных доходов населения по основным продуктам питания.
Изменение покупательной способности денежных доходов населения
Вид продукта |
Единица измерения |
Количество продуктов питания, которое можно приобрести на величину среднедушевого денежного дохода населения |
Рост в 2006 году по сравнению с 2003 годом (процентов) |
|
2003 год |
2006 год |
|||
Говядина |
кг |
51,8 |
53,6 |
103,5 |
Молоко |
кг |
354 |
422 |
119 |
Сыр твердый |
кг |
37,2 |
51,2 |
139 |
Яйца |
шт. |
1 941 |
3 107 |
160,1 |
Рыба мороженая |
кг |
75,7 |
110,6 |
146,1 |
Масло растительное |
кг |
101,3 |
171,3 |
169,1 |
Сахар-песок |
кг |
199,7 |
267,1 |
133,8 |
Масло сливочное |
кг |
43,7 |
63,7 |
145,8 |
Картофель |
кг |
343,9 |
490,1 |
142,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
кг |
300,8 |
351,8 |
117 |
Увеличился объем продаж основных видов продовольственных товаров: мяса и птицы - на 9 процентов, масла животного - на 16 процентов, масла растительного - в 1,5 раза, колбасных изделий - на 8 процентов, цельномолочной продукции - на 15 процентов, сыров жирных - в 1,7 раза, картофеля - в 1,5 раза, овощей - в 1,5 раза, фруктов - в 1,2 раза.
Возросло и потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения.
Потребление основных продуктов питания (на душу населения в год)
Вид продукта |
Единица |
Фактическое потребление |
||
измерения |
2003 год |
2006 год |
рост в 2006 году к 2003 году (процентов) |
|
Мясо и мясопродукты |
кг |
48 |
50 |
104 |
Молоко и молочные продукты |
кг |
235 |
236 |
100,4 |
Яйца |
шт. |
260 |
267 |
103 |
Рыба и рыбопродукты |
кг |
9 |
12 |
133 |
Растительное масло |
кг |
9 |
10,5 |
117 |
Картофель |
кг |
180 |
184 |
102 |
Овощи |
кг |
102 |
110 |
108 |
Фрукты |
кг |
38 |
51 |
134 |
Хлебные продукты |
кг |
120 |
121 |
101 |
Потребление населением Смоленской области основных продуктов питания превышает среднее значение по Российской Федерации по таким видам, как яйца, сахар, картофель и овощи. Ниже среднероссийских показатели по мясу и мясопродуктам, молоку и молочным продуктам, рыбе и рыбопродуктам, маслу растительному.
Потребление основных продуктов питания населением
Вид продукта |
Единица измерения |
Фактическое потребление на душу населения в год |
||
Российская Федерация |
Центральный федеральный округ |
Смоленская область |
||
Мясо и мясопродукты |
кг |
58 |
63 |
50 |
Молоко и молочные продукты |
кг |
239 |
228 |
236 |
Яйца |
шт. |
256 |
261 |
267 |
Рыба и рыбопродукты |
кг |
13 |
14 |
12 |
Масло растительное |
кг |
12,6 |
12,9 |
10,5 |
Сахар |
кг |
39 |
42 |
42 |
Картофель |
кг |
132 |
128 |
184 |
Фрукты и ягоды |
кг |
51 |
54 |
51 |
Хлебопродукты |
кг |
121 |
119 |
121 |
Овощи |
кг |
106 |
100 |
110 |
Объем потребления населением продуктов питания напрямую зависит от уровня цен на продовольственные товары.
За период с 2003 по 2006 год рост средних цен на продовольственные товары в Смоленской области был достаточно высокий, однако такая ситуация характерна практически для всех соседних регионов.
Средние цены на основные виды продовольственных товаров в 2006 году
Вид продукта |
Смоленская область |
Тверская область |
Тульская область |
Калужская область |
Брянская область |
Псковская область |
||||||
руб. за кг |
% к 2003 году |
руб. за кг |
% к 2003 году |
руб. за кг |
% к 2003 году |
руб. за кг |
% к 2003 году |
руб. за кг |
% к 2003 году |
руб. за кг |
% к 2003 году |
|
Говядина I категории (кроме безкостного мяса) |
133,68 |
183 |
147,88 |
183 |
125,46 |
167 |
143,82 |
182 |
115,09 |
179 |
120,19 |
167 |
Свинина (кроме бескостного мяса) |
150,82 |
180 |
148,76 |
168 |
134,03 |
156 |
143,67 |
173 |
142,68 |
175 |
121,63 |
150 |
Куры (кроме куриных окорочков) |
76,85 |
118 |
77,17 |
105 |
72,91 |
100 |
77,67 |
110 |
74,72 |
115 |
72,57 |
117 |
Колбаса полукопченая |
137,94 |
146 |
155,39 |
147 |
161,57 |
136 |
166,07 |
145 |
161,63 |
146 |
135,86 |
155 |
Колбаса варёная, высший сорт |
141,91 |
142 |
108,53 |
97 |
102,09 |
89 |
99,97 |
103 |
121,02 |
105 |
86,86 |
95 |
Масло сливочное |
112,1 |
131 |
100,85 |
130 |
103,08 |
124 |
101,28 |
124 |
95,4 |
117 |
112,84 |
130 |
Масло подсолнечное |
39,4 |
102 |
38,02 |
113 |
35,24 |
92 |
37,5 |
108 |
33,97 |
102 |
37,5 |
96 |
Молоко цельное пастеризованное 2,5 - 3,2 % жирности (цена за литр) |
17,58 |
133 |
16,1 |
129 |
14,96 |
128 |
17,54 |
132 |
17 |
134 |
17,63 |
135 |
Яйца столовые (цена за десяток) |
27,71 |
116 |
27,26 |
125 |
27,82 |
122 |
25,64 |
120 |
25,45 |
114 |
27,96 |
125 |
Сахар-песок |
22,63 |
137 |
20,58 |
118 |
20,05 |
119 |
21,32 |
125 |
20,95 |
130 |
20,75 |
126 |
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный |
13,88 |
142 |
15,55 |
132 |
16,77 |
149 |
14,2 |
135 |
10,7 |
127 |
17,08 |
143 |
Картофель |
10,58 |
156 |
9,29 |
110 |
8,41 |
124 |
9,55 |
138 |
6,97 |
135 |
9,82 |
112 |
Капуста свежая |
8,78 |
164 |
6,28 |
121 |
5,95 |
151 |
7,59 |
153 |
6,15 |
178 |
7,24 |
130 |
Рыба мороженая разделанная |
66,52 |
119 |
71,28 |
128 |
66,77 |
115 |
77,03 |
134 |
74,45 |
124 |
67,08 |
119 |
В целом ситуация на потребительском рынке продуктов питания в Смоленской области остается стабильной. Для последних лет характерен устойчивый рост как оборота розничной торговли в целом, так и оборота розничной продажи продовольственных товаров. За период с 2003 по 2006 год оборот розничной торговли вырос в целом по Смоленской области на 33 процента и составил 46 900 млн. рублей (в том числе продовольственных товаров - на 13 процентов и составил 22 700 млн. рублей). В 2007 году положительная динамика указанных показателей сохранялась. За январь - ноябрь 2007 года оборот розничной торговли в целом вырос на 13 процентов, продовольственных товаров - на 8 процентов. По обороту розничной торговли в расчете на душу населения Смоленская область стабильно занимает среди субъектов Центрального федерального округа 5 - 6-е место.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- продовольственные ресурсы Смоленской области растут в основном за счет увеличения объемов импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;
- снижается производство продукции пищевой промышленности, в том числе за счет сокращения сырьевой базы;
- объемы производства сельскохозяйственной продукции не обеспечивают потребности предприятий пищевой промышленности Смоленской области;
- рост денежных доходов населения увеличивает потребительский спрос, что служит толчком для роста цен на продукты питания.
В настоящее время на потребительском рынке Смоленской области функционирует 9 тыс. стационарных предприятий, в том числе около 7 тыс. - в розничной торговле. Обеспеченность населения Смоленской области на 1 тыс. жителей в торговле составляет 358 кв. метров, а в городе Смоленске - 488 кв. метров и приближается к среднему показателю Москвы (520 кв. метров). Вместе с тем этот показатель пока еще в 2 - 3 раза ниже, чем в развитых европейских странах (средний показатель по Европе - 650 кв. метров на 1 тыс. жителей, а в таких городах, как Лондон, Париж, - 1 тыс. кв. метров на 1 тыс. жителей, средний показатель по США - 1,2 тыс. кв. метров на 1 тыс. жителей).
По расчетным данным Департамента экономического развития и торговли Смоленской области, на потребительском рынке Сафоновского, Смоленского, Духовщинского, Ельнинского, Темкинского, Кардымовского, Сычевского районов торговых площадей недостаточно.
Торговля является важной отраслью народного хозяйства, от которой во многом зависят и благополучие людей, и наполнение бюджета. Как показывает анализ, площадь складских помещений в Смоленской области практически равна торговым площадям. В настоящее время теряется связь между производителем и потребителем, то есть оптовое звено существует как бы самостоятельно и не выполняет свои функции по изучению конъюнктуры рынка, по работе с промышленностью, нацеливанию ее на выпуск качественных товаров, анализу товародвижения, ориентированию торговли на перспективу.
Для стимулирования регионального производства необходимо обратить внимание на торговлю в целом, выработать системный подход к ее дальнейшему развитию, определить его механизмы и рычаги.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории Смоленской области в 2006 году организациями агропромышленного комплекса на развитие производства было привлечено кредитов на сумму 2 300 млн. рублей (с учетом краткосрочных), что в 5,3 раза превысило уровень 2005 года. В 2006 году по направлению "Ускоренное развитие животноводства" указанного национального проекта Министерством сельского хозяйства Российской Федерации были утверждены 5 предприятий агропромышленного комплекса Смоленской области, которые осуществляют строительство и модернизацию 8 животноводческих объектов. Ими было привлечено кредитов (выданных на срок до 8 лет) на сумму 526 млн. рублей.
N п/п |
Наименование предприятий |
Получено 8 - летних кредитов (млн. рублей) |
Получено субсидий (млн. рублей) |
||
всего |
в том числе |
||||
федеральный бюджет (2/3 ставки) |
областной бюджет (1/3 ставки) |
||||
1. |
Общество с ограниченной ответственностью "Агрис" |
491 |
10,731 |
7,154 |
3,577 |
2. |
Потребительский сельскохозяйственный кооператив "Новомихайловский" |
4,7 |
0,054 |
0,036 |
0,018 |
3. |
Общество с ограниченной ответственностью "Агросоюз" |
11 |
0,146 |
0,098 |
0,048 |
4. |
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное подсобное хозяйство "Смолмясо" |
10,1 |
- |
- |
- |
5. |
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Смолмясо" |
9,1 |
- |
- |
- |
Итого |
526 |
10,929 |
7,286 |
3,643 |
В 2006 году указанные предприятия получили субсидии из федерального и областного бюджетов на сумму 10 929 тыс. рублей. Ввод новых мощностей позволил в 2007 году увеличить производство продукции и получить 1,9 тыс. тонн молока и около 9 тыс. тонн мяса.
В 2007 году было отобрано 7 предприятий агропромышленного комплекса Смоленской области, подавших заявки на строительство и реконструкцию животноводческих объектов с привлечением 8-летних кредитов на сумму 1 600 млн. рублей, с освоением в 2007 году кредитных средств на сумму более 800 млн. рублей. В 2007 году введена в действие животноводческая ферма на 960 голов со шлейфом в составе животноводческого комплекса, завершена модернизация молочно-товарной фермы на 630 скотомест. С привлечением льготных кредитов осуществляется реконструкция и модернизация 11 ферм на 4 092 скотоместа, продолжается модернизация 3 свинокомплексов на 142 тыс. голов животных.
Кроме того, за счет инвестиционных кредитов в 2007 году закуплено более 1 400 голов племенного скота и более 350 единиц сельскохозяйственной техники. За счет этого в 2008-м и последующих годах производство молока в Смоленской области увеличится на 12 тыс. тонн и составит 380 тыс. тонн, производство мяса возрастет на 9 тыс. тонн и превысит 60 тыс. тонн.
По направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в 2006 году было получено кредитов на сумму 156 500 тыс. рублей (всего 0,5 процента от общего количества граждан, занимающихся сельским хозяйством), в том числе:
N п/п |
Форма хозяйствования |
Получено кредитов (млн. рублей) |
Получено субсидий (млн. рублей) |
||
всего |
в том числе |
||||
федеральный бюджет (95 % ставки) |
областной бюджет (5 % ставки) |
||||
1. |
Личные подсобные хозяйства |
86,8 |
0,54 |
0,535 |
0,005 |
2. |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
54 |
1,137 |
1,1 |
0,037 |
3. |
Кооперативы |
15,7 |
0,082 |
0,078 |
0,004 |
Итого |
156,5 |
1,759 |
1,713 |
0,046 |
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, направляют кредиты в основном на приобретение скота, малогабаритной техники, строительство и ремонт объектов подсобного хозяйства.
Особое внимание в Смоленской области уделяется созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Так, в 2006 году было создано 11 кооперативов (9 - снабженческо-сбытовых; 1 - перерабатывающий, 1 - кредитный). Четыре кооператива получили кредиты на сумму 15,7 млн. рублей. Указанные средства были направлены на закупку оборудования по переработке молока и производству твердых сыров, на пополнение оборотных средств, на закупку охладителей для сбора молока, на строительство рынка по переработке сельхозпродукции.
На 2007 год организациями агропромышленного комплекса Смоленской области (в рамках национального проекта и банковских программ) было заявлено кредитов на сумму 3 100 млн. рублей, в том числе 1 600 млн. рублей - на строительство и реконструкцию животноводческих объектов, 480 млн. рублей - на приобретение техники и 200 млн. рублей - на приобретение скота.
Для обеспечения участия хозяйств, имеющих возможность улучшить свое экономическое положение, в реализации направления "Развитие лизинга техники, оборудования и племенного скота" национального проекта "Развитие АПК" необходимо:
- открыть на территории Смоленской области представительство открытого акционерного общества "Росагролизинг";
- изменить действующие банковские условия для получения кредита, а именно:
- установить коэффициент залогового обеспечения кредита в пропорции 1:1;
- сместить сроки начала погашения основного долга по кредитам с 1 - 2 лет до 3 лет (с момента получения товарной продукции, особенно в животноводстве);
- отменить первоочередные взносы (авансовые платежи) хозяйств в размере 10 - 40 процентов от стоимости инвестиционных кредитов (техника, скот, строительство). В Ярославской, Брянской, Белгородской областях эти взносы осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Одним из ведущих направлений в деятельности Администрации Смоленской области на ближайшую перспективу является достижение стратегической цели - повышение эффективности экономики Смоленской области, что определяет кардинальное улучшение предпринимательского климата, предусматривающее создание благоприятных условий хозяйствования.
В 2007 году Всероссийский центр исследования общественного мнения и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" провели анализ влияния различных проблем на предпринимательскую деятельность, результаты которого приведены ниже:
N п/п |
Наименование проблемы |
Количество исследуемых регионов России |
Рейтинговое место Смоленской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Как часто предприниматели сталкиваются с противоправными действиями представителей надзорных (контрольных) органов |
75 |
1 |
2. |
Как часто предприниматели сталкиваются с противоправными действиями представителей органов внутренних дел |
75 |
2 |
3. |
Как часто предприниматели сталкиваются с противоправными действиями со стороны криминальных группировок |
75 |
3 |
4. |
Как часто предприниматели сталкиваются с противоправными действиями со стороны чиновников |
75 |
3 |
5. |
Влияние исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации на деятельность малого бизнеса |
75 |
4 |
6. |
Доля выручки, расходуемая на незаконные выплаты чиновникам |
75 |
71 |
7. |
Влияние органов местного самоуправления на деятельность малого бизнеса |
75 |
9 |
8. |
Преференции отдельным фирмам, создаваемые представителями областной власти |
75 |
14 |
9. |
Решение вопросов предпринимателей путем незаконных выплат |
75 |
36 |
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время главными проблемами малого предпринимательства в Смоленской области являются:
- отсутствие благоприятной конкурентной среды и привлекательных условий для малого предпринимательства;
- высокие административные барьеры, препятствующие ведению предпринимательской деятельности;
- длительность процедуры оформления документов, необходимых для начала деятельности малого предприятия;
- высокий уровень коррупции чиновников всех уровней власти (региональных, федеральных и муниципальных);
- угрозы со стороны криминальных группировок.
Таким образом, степень риска при осуществлении предпринимательской деятельности на территории Смоленской области высока.
2. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является стабилизация цен на продовольственные товары, реализуемые на продовольственных рынках Смоленской области, на уровне официальной инфляции, а именно:
- реализация на территории Смоленской области программы развития агропромышленного комплекса:
- увеличение в 2010 году объема сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий на 8 процентов к уровню 2007 года;
- увеличение в 2010 году объема инвестиционных кредитов, предоставляемых организациям агропромышленного комплекса Смоленской области, в 4,3 раза к уровню 2007 года;
- увеличение бюджетного финансирования мероприятия по предоставлению сельскохозяйственным производителям субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями;
- выполнение областной программы развития кооперативов, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- реализация на территории Смоленской области программ развития малого и среднего предпринимательства;
- увеличение для сельскохозяйственных производителей доли в общем объеме государственного (муниципального) заказа до 20 процентов;
- увеличение торговых площадей до среднеевропейского уровня;
- предоставление преференций и льгот субъектам производства и торговли социально значимыми продовольственными товарами.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования в сфере производства и реализации продовольственных товаров;
- снижение и (или) ликвидация административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для вхождения в продовольственный рынок Смоленской области новых хозяйствующих субъектов;
- определение перечня естественных монополий и контроль за их деятельностью со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;
- создание системы равного доступа потребителей, производителей к информации о товарах и продовольственных рынках.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Программе.
4. Механизм реализации Программы
В целях реализации программных мероприятий заказчик Программы осуществляет их мониторинг, корректирует (в случае необходимости) сроки реализации.
Заказчик Программы в ходе ее реализации взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами, с органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в целях формирования и реализации единой региональной политики развития конкуренции на продовольственных рынках.
5. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
Важнейшим результатом реализации Программы станет создание необходимых условий для развития конкуренции на продовольственных рынках Смоленской области.
Реализация программных мероприятий позволит стабилизировать цены на продовольственные товары, реализуемые на продовольственных рынках Смоленской области, на уровне официальной инфляции.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Организацию управления Программой осуществляет Департамент экономического развития и торговли Смоленской области.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляют Администрация Смоленской области, а также иные органы исполнительной власти Смоленской области в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 4 мая 2009 г. N 459-р/адм в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к областной программе
"Развитие конкуренции на
продовольственных рынках"
на 2008-2010 годы
Перечень программных мероприятий
4 мая 2009 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Проведение мониторинга цен на продовольственных рынках Смоленской области, а также мониторинга торговых наценок в розничной торговле на социально значимые продовольственные товары |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области |
ежеквартально |
- |
2. |
Расширение возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельскохозяйственными производителями, в том числе путем: - расширения ярмарочной торговли (проведение ежемесячных ярмарок выходного дня); - предоставления постоянных льготных торговых мест на рынках |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию), смоленская региональная общественная орга-низация "Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов "Содействие" (по согласованию), юридические лица и индивидуальные предприниматели (на конкурсной основе) |
2008 - 2010 годы |
в пределах средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований Смоленской области |
3. |
Разработка мероприятий по увеличению ассортимента социально значимой продовольственной продукции местного производства |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Департамент экономического развития и торговли Смоленской области |
2008 - 2010 годы |
- |
4. |
Увеличение количества отделов торговли социально значимыми продовольственными товарами по фиксированным ценам в системе розничной торговли |
органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
в пределах средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований Смоленской области |
5. |
Предоставление субъектам малого предпринимательства, осуществляющим переработку сельскохозяйственной продукции и поставку ее в розничную сеть, субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями, и других видов государственной поддержки |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области |
2008 год |
в пределах средств, предусмотренных на реализацию областного закона "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Смоленской области" на 2007 - 2009 годы" |
6. |
Разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих предоставление налоговых и других преференций производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области, Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Правовой департамент Смоленской области |
2008 - 2010 годы |
- |
7. |
Организационная и информационная поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность на продовольственных рынках: - проведение "круглых столов", конференций, а также консультаций по соблюдению действующего законодательства; - организация работы постоянно действующей телефонной "горячей линии" |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Департамент экономического развития и торговли Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию), Управление внутренних дел по Смоленской области (по согласованию) |
2008 год |
в пределах средств, предусмотренных на реализацию областного закона "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Смоленской области" на 2007 - 2009 годы" |
8. |
Разработка мероприятий, исключающих противоправные действия сотрудников контрольных (надзорных) и правоохранительных органов |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области, Управление внутренних дел по Смоленской области (по согласованию), Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
|
9. |
Разработка и подготовка к изданию брошюры "В помощь предпринимателю" |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области, Смоленская Торгово-промышленная палата (по согласованию), юридические лица и индивидуальные предприниматели (на конкурсной основе) |
2008 год |
в пределах средств, предусмотренных на реализацию областного закона "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Смоленской области" на 2007 - 2009 годы" |
10. |
Разработка мер по уменьшению влияния криминальных группировок на деятельность предпринимателей |
Управление внутренних дел по Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
- |
11. |
Разработка проекта областного закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Смоленской области |
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области |
2008 - 2010 годы |
- |
12. |
Упрощение процедуры и уменьшение сроков получения разрешений (лицензий) предпринимателями, осуществляющими деятельность на продовольственных рынках Смоленской области |
органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
- |
13. |
Разработка мероприятий по освещению порядка приема граждан руководителями органов власти Смоленской области |
органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
- |
14. |
Информирование через средства массовой информации о мерах по борьбе с противоправными действиями чиновников |
Аппарат Администрации Смоленской области, средства массовой информации Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
- |
15. |
Обеспечение системы защиты прав потребителей в рамках действующего законодательства, в том числе создание доступной для населения региональной информационной базы данных об опасных для здоровья и некачественных продовольственных товарах, выявленных на территории Смоленской области |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (по согласованию), Главное управление ветеринарии Смоленской области |
2008 - 2010 годы |
- |
16. |
Недопущение создания административных барьеров при перемещении продовольственных товаров, ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте, в том числе согласование проектов нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, касающихся вопросов регулирования продовольственных рынков, поддержки товаропроизводителей, льготного кредитования, предоставления налоговых и имущественных льгот, мер регулирования торговли продуктами питания и других, в соответствии с антимонопольным законодательством |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
- |
17. |
Предупреждение действий по заключению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, в том числе: - осуществление государственного контроля за соглашениями хозяйствующих субъектов - участников рынка социально значимых продуктов питания (производителей сырья, продуктов питания, оптовых и розничных продавцов) в порядке, предусмотренном статьей 35 Федерального закона "О защите конкуренции"; - согласование проектов соглашений, заключаемых органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области с хозяйствующими субъектами - участниками рынков социально значимых продуктов питания, в соответствии с антимонопольным законодательством |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (по согласованию) |
2008 - 2010 годы |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Программы является стабилизация цен на продовольственные товары, реализуемые на продовольственных рынках Смоленской области, на уровне официальной инфляции.
Для этого необходимо создание условий для формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования в сфере производства и реализации продовольственных товаров;
- снижение и (или) ликвидация административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для вхождения в продовольственный рынок Смоленской области новых хозяйствующих субъектов;
- определение перечня естественных монополий и контроль за их деятельностью со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;
- создание системы равного доступа потребителей, производителей к информации о товарах и продовольственных рынках.
Реализация программных мероприятий позволит стабилизировать цены на продовольственные товары, реализуемые на продовольственных рынках Смоленской области, на уровне официальной инфляции.
Распоряжение Администрации Смоленской области от 11 июня 2008 г. N 645-р/адм "Об утверждении областной программы "Развитие конкуренции на продовольственных рынках" на 2008-2010 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Смоленской области от 4 мая 2009 г. N 459-р/адм