26 июня 2008 года состоялось очередное девятое заседание Смоленской областной Думы IV созыва. На заседание прибыло 44 депутата. По уважительной причине отсутствовали депутаты А.С. Василевич, М.В. Лосенко, Е.И. Максименко, Виктор А. Разуваев. В работе Смоленской областной Думы приняли участие: Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа в Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Губернатора Смоленской области полномочный представитель Губернатора в Смоленской областной Думе А.А. Гринкевич. На заседании присутствовали: заместители Губернатора Смоленской области, председатель избирательной комиссии Смоленской области А.И. Абрамкин, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н. Осин, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, территориальных структур федерального подчинения, правоохранительных, налоговых и судебных органов, председатель Ассоциации представительных органов муниципальных образований Смоленской области, председатель Смоленской районной Думы Э.В. Михалочкин, руководители органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных организаций, аппарата Смоленской областной Думы, председатель Молодежного парламента при Смоленской областной Думе Д.А. Теплухин.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 11-50.
В проект повестки дня заседания с учетом подпунктов было включено 47 вопросов. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 15 (базовых - 6, изменение действующего законодательства - 9);
- кадровые вопросы - 1;
- обращения Смоленской областной Думы - 1;
- присвоение почетных званий - 2;
- Сводный перечень наказов избирателей на 2008 год - 1;
- изменение плана на 2008 год - 1;
- проекты федеральных законов - 3;
- обращения субъектов Российской Федерации - 12;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 9;
- награждение - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы - 1;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 9;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 8;
- комитетом по социальной политике - 6;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 4;
- комитетом по законности и правопорядку - 4;
- Губернатором Смоленской области - 15;
- Смоленским областным судом - 1.
В течение заседания было принято 15 областных законов, в том числе 14 законопроектов - одновременно в двух чтениях. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами Смоленской областной Думы. По рассмотрению 5 законопроектов были созданы рабочие группы. До рассмотрения Смоленской областной Думой в первом чтении доработано 4 законопроекта. Для обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую, лингвистическую и финансовую экспертизы.
В числе принятых законов:
- 5 - разработаны с целью совершенствования действующего областного законодательства, в том числе 3 - предусматривают изменения областных целевых программ;
- 4 - отражают финансовые итоги в 2007 и 2008 годах;
- 3 - приводят областные законы в соответствие с действующим законодательством;
- 3 - направлены на реализацию на территории области федеральных законов.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы IV созыва, на ее заседаниях рассмотрено 111 законопроектов, 108 из которых приняты в качестве областных законов.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
В соответствии с подпунктами "а" и "ж" пункта 2 статьи 24 Устава Смоленской области и статьей 8 областного закона "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области" по итогам 2007 года были приняты областные законы:
- "Об исполнении областного бюджета за 2007 год". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента бюджета и финансов Смоленской области И.В. Скобелев. Доходы областного бюджета исполнены в сумме 12 663,7 млн. рублей, что составляет 101,2 % к уточненным годовым назначениям. По отношению к 2006 году рост доходов областного бюджета составил 21,5 %. Налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет в 2007 году поступило 9 016,9 млн. рублей с ростом по сравнению с 2006 годом в 1,1 раза. Налоговые доходы исполнены на 101,7 %, неналоговые доходы - на 107,8 %. В структуре налоговых источников доходов областного бюджета в 2007 году доминировали федеральные налоги: налог на доходы физических лиц - 38,4 %, налог на прибыль организаций - 35,0 %, акцизы - 12,1 %, а также региональный налог - налог на имущество организаций - 9,9 %. В структуре неналоговых источников доходов 60,1 % занимают доходы от сдачи имущества в аренду. Областной бюджет исполнен с профицитом в сумме 182 млн. рублей при первоначально установленном дефиците бюджета в размере 387,3 млн. рублей. Общие расходы областного бюджета исполнены в сумме 12 481,7 млн. рублей, что составляет 97 % к годовым назначениям. Рост к 2006 году составляет 22,3 %. Расходы на социально-культурную сферу и межбюджетные трансферты составили 75,6 % общих расходов областного бюджета. Межбюджетные трансферты составили 35 % в структуре расходов и выросли по отношению к 2006 году на 25 %. 228 млн. рублей было направлено на сбалансированность местных бюджетов, 50 млн. рулей - на стимулирование 15 муниципальных образований по итогам оценки качества управления финансами. Публичные обязательства областного бюджета исполнены в полном объеме. Их размер превысил 1 млрд. рублей, что на 340 млн. рублей выше уровня 2006 года. На реализацию 32 областных целевых и 4 ведомственных программ было направлено 753,8 млн. рублей, что на 126 млн. рублей больше чем в 2006 году. Областная адресная инвестиционная программа исполнена на 97,8 %. По сравнению с началом года сумма долговых обязательств Смоленской области снижена на 111,3 млн. рублей. Итоги исполнения областного бюджета за 2007 год были рассмотрены на публичных слушаниях, заседаниях всех комитетов Смоленской областной Думы. Депутаты приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
- "Об исполнении бюджета Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - исполнительный директор Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования А.В. Бельков. Доходы бюджета фонда утверждены в сумме 2 266,6 млн. рублей, расходы - 2 290,1 млн. рублей. Доходы фонда в 2007 году сформированы за счет налоговых источников, уплачиваемых из областного бюджета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, прочих неналоговых поступлений, субвенций и субсидий Федерального Фонда обязательного медицинского страхования. В структуру расходов вошли расходы на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, содержание органа управления фонда. В соответствии с рекомендациями профильных комитетов депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
- "Об отчете о выполнении областного прогнозного плана приватизации государственного имущества Смоленской области за 2007 год". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента имущественных отношений Смоленской области А.В. Иванов. В прогнозный план приватизации на 2007 год были включены: акционирование одного унитарного предприятия, реализация находящихся в областной собственности акций 8 акционерных обществ, 4 объектов недвижимости. В течение отчетного периода акционировано ОГУП "Оптика-Смоленск" и проданы два объекта недвижимости. Из-за отсутствия покупателей не состоялся аукцион по продаже акций ОАО "Центр-Дело". Здания столовой и общежития в Ельнинском районе предполагалось передать муниципальному образованию, но ввиду отсутствия средств в местном бюджете передача не была осуществлена. Акции 8 акционерных обществ, относящихся к сети "Фармация", было решено внести в качестве вклада в уставный капитал общества, которое в отчетный период не было определено. Вместе с тем, сохранение этих объектов в областной собственности позволило обеспечить реализацию полномочий по дополнительному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. Всего в 2007 году от приватизации областного имущества в областной бюджет поступило 14480,4 тыс. рублей, в том числе 13800,7 тыс. рублей - от приватизации объектов, включенных в план 2006 года, 679,7 тыс. рублей - от приватизации объектов, включенных в план 2007 года. В январе 2008 года поступили средства в размере 1800,5 тыс. рублей по плану 2007 года. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2008 год". Закон отражает текущие изменения, возникшие в ходе исполнения бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента бюджета и финансов Смоленской области И.В. Скобелев. Доходы областного бюджета утверждены в сумме 16 716,8 млн. рублей с увеличением на 1 241,2 млн. рублей. Налоговые увеличены на 300,0 млн. рублей за счет предполагаемого роста поступлений по налогу на прибыль организаций. Объем безвозмездных перечислений утвержден в сумме 4 857,3 млн. рублей. Дополнительные средства носят в основном целевой характер. Предельный размер дефицита областного бюджета увеличен на 135,4 млн. рублей и составит 13,6 % от общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Общий объем расходов областного бюджета утвержден в сумме 18 241,1 млн. рублей с ростом на 1 376,6 млн. рублей. В расходной части распределены целевые средства федерального бюджета, выделены дополнительные средства на объекты здравоохранения, дорожное хозяйство, развитие социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях области, на объекты капитального строительства. В пределах общего объема финансирования бюджетные ассигнования перераспределены между главными распорядителями бюджетных средств в связи с реорганизацией органов исполнительной власти Смоленской области и на основании предложений главных распорядителей бюджетных средств. В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению от Губернатора Смоленской области поступили поправки, которыми, в частности, уточнены объем межбюджетных трансфертов и порядок отражения средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, одобрила поправки и приняла областной закон.
"Об объеме остатков средств областного бюджета на начало текущего финансового года, которые могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов". Закон принят в соответствии с пунктом 3 статьи 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента бюджета и финансов Смоленской области И.В. Скобелев. Закон определяет объем остатков в размере не более 200 млн. рублей. Указанный размер установлен с учетом Методики планирования временных кассовых разрывов и формирования средств резерва областного бюджета для финансирования временных кассовых разрывов, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 23.06.2005 N 171, и исходя из сложившейся тенденции исполнения областного бюджета за последние три года. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
"Об отдельных вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями Смоленской области и муниципальными районами Смоленской области, в состав которых входят эти поселения". Закон принят с целью реализации требований части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента имущественных отношений Смоленской области А.В. Иванов. Закон устанавливает порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления органами местного самоуправления муниципальных районов Смоленской области согласованных предложений органу исполнительной власти Смоленской области, а также перечень документов, необходимых для принятия правового акта Смоленской области о разграничении имущества. В соответствии с федеральным законодательством право собственности на передаваемое имущество возникает с даты вступления в силу нормативного правового акта Администрации Смоленской области о разграничении имущества. В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению поправками депутата В.К. Черткова были устранены замечания правового характера. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
"О порядке использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области и переданного в оперативное управление областным государственным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям". Закон принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента имущественных отношений Смоленской области А.В. Иванов. Закон устанавливает, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области и переданного в оперативное управление указанным в наименовании закона областным государственным бюджетным учреждениям, зачисляются на единый счет областного бюджета и используются на покрытие расходов областного бюджета. В ходе обсуждения проекта закона по предложению председателя Смоленской областной Думы А.И. Мишнева дано протокольное поручение комитету Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию подготовить информацию о соответствии использования областной собственности уставным целям и задачам. В соответствии с рекомендацией профильного комитета депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "О структуре и порядке формирования Администрации Смоленской области". Закон принят в связи с изменением наименований органов исполнительной власти Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области Д.С. Шалаев. Законом изменены наименования департаментов, руководители которых входят в структуру Администрации Смоленской области. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "Об организации библиотечного обслуживания населения Смоленской области областными государственными библиотеками". Закон принят с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по культуре О.Н. Чернова. В связи с отнесением вопросов комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов к полномочиям субъектов Российской Федерации соответствующие изменения внесены в наименование закона и статьи, определяющие полномочия органов государственной власти Смоленской области и расходные обязательства областного бюджета. Одновременно уточнена нормативная база по установлению заработной платы работникам областных государственных библиотек. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
"О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области". Закон принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральными нормативными актами. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 28 мая 2008 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями В.А. Гимаров. Закон устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципального служащего за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию. В стаж муниципальной службы, кроме ранее установленных периодов работы, включены иные периоды согласно Указу Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации", а также периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей. В ходе доработки законопроекта поправками депутатов О.Н. Васильевой и Л.В. Хлудовой были уточнены отдельные положения, устранены редакционные недостатки. Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
"О внесении изменений в областной закон "О поддержке сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства". Закон принят в целях приведения отдельных норм закона в соответствие с федеральным законодательством и областным законом "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию В.Ф. Маркелов. В соответствии с новой концепцией поддержки сельского хозяйства уточнены полномочия Администрации Смоленской области и уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере поддержки сельскохозяйственного производства. В частности, осуществление отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для оказания им финансовой помощи в соответствии с настоящим законом переданы органам местного самоуправления. Формы финансовой поддержки изложены с учетом бюджетного законодательства. Уточнены нормативы штатной численности работников органов местного самоуправления, обеспечивающих осуществление переданных государственных полномочий. В ходе подготовки проекта закона к рассмотрению поправками депутата А.В. Детковой были уточнены редакции отдельных статей. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла поправки и областной закон.
"О внесении изменений в статью 4 областного закона "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2008-2012 годы" и статью 2 областного закона "О досрочном прекращении действия областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года". Закон принят с целью устранения замечаний, изложенных в представлении прокурора Смоленской области об устранении нарушений законодательства о вступлении в силу нормативных правовых актов. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию В.Ф. Маркелов. В действующей редакции указанные в наименовании законы вступали в силу с 1 января 2008 года. Согласно изменениям оба закона вступают в силу через день со дня их опубликования. На практике это не повлечет правовых последствий. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
"О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2008-2012 годы". Закон принят с целью увеличения объема финансирования программы в текущем году. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию В.Ф. Маркелов. За счет средств областного бюджета выделены дополнительно 4 млн. рублей на реализацию мероприятия программы по предоставлению социальных выплат не только молодым семьям, но и иным гражданам, на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и приняли областной закон.
"О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Дети Смоленщины" на 2007-2010 годы". Закон принят с целью перераспределения в 2008 году денежных средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограмм "Организация отдыха и оздоровления детей" и "Дети и семья". Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. По подпрограмме "Организация отдыха и оздоровления детей" перераспределение денежных средств производится в связи с необходимостью увеличения расходов на перевозку детей к месту отдыха и обратно. По подпрограмме "Дети и семья" перераспределение связано с необходимостью приобретения отдельных видов оборудования и снаряжения для СОГУ "Вяземский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония". Кроме того, изменения внесены в связи с переименованием одного из учреждений социальной защиты. Смоленская областная Дума приняла проект областного закона в первом чтении и приняла областной закон.
"О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2006 - 2009 годы". Закон принят в связи с необходимостью перераспределения денежных средств на реализацию отдельных мероприятий областной целевой программы. Проект закона внесен на рассмотрение Губернатором Смоленской области. Докладчик - первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию А.С. Шевцов. В связи с реорганизацией ЦНТИ общий объем финансирования программы уменьшен на 500 тыс. рублей за счет отдельных мероприятий, финансирование которых не подтверждено. Средства, предназначенные в 2008 - 2009 годах для укрепления материальной базы регионального центра охраны труда ЦНТИ, а также экономия расходов на проведение областного семинара-совещания по вопросам охраны труда направлены на мероприятие по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении, приняла редакционную поправку Л.В. Платонова и приняла областной закон.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
На основании рекомендации комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку по итогам рассмотрения обращения Главы муниципального образования Велижское городское поселение Смоленская областная Дума решила обратиться к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с ходатайством о присвоении городу Велижу Смоленской области почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы". В годы Великой Отечественной войны город Велиж являлся значимым стратегическим пунктом на пути в Белоруссию и г. Ленинград. Несмотря на сосредоточение вражеских войск в этом направлении войска 4-й Ударной армии до июля 1942 года контролировали шоссе Велиж - Витебск. Более 15000 велижан были призваны на военную службу в годы войны, из них в боях за родину погибло 11272 человека.
В ходе заседания Смоленской областной Думой:
- присвоено почетное звание "Почетный гражданин Смоленской области" А.И. Шкадову (посмертно). В представлении председателя Смоленской областной Думы А.И. Мишнева отмечен большой личный вклад генерального директора ПО "Кристалл" А.И. Шкадова в экономическое развитие Смоленской области, повышение ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом;
- присвоено почетное звание "Почетный гражданин Смоленской области" В.Д. Комаровой. В представлении Губернатора Смоленской области С.В. Антуфьева отмечен многолетний плодотворный труд В.Д. Комаровой, в течение 35 лет возглавлявшей одно из передовых хозяйств области - ТОО им. Урицкого Сафоновского района, ее большой личный в социально-экономическое развитие Смоленской области;
- назначены на должности мировых судей судебных участков N N 9, 15, 4, 2 С.А. Матвеев, О.В. Помельников, Е.А. Холикова, О.О. Попова. Все кандидаты назначены на должность мирового судьи впервые на срок полномочий 3 года на основании материалов совместного представления председателя Смоленского областного суда и Губернатора Смоленской области, рекомендации комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку;
- внесены изменения в план законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2008 год. В соответствии с обращением первого заместителя Губернатора Смоленской области А.А. Гринкевича и рекомендацией комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам из плана законопроектной работы исключен проект областного закона "Об управлении государственным долгом Смоленской области". В настоящее время направления стратегии управления государственным долгом исчерпывающим образом урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- внесены изменения в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2008 году.
Согласно рекомендациям профильных комитетов были поддержаны концепции и утверждены отзывы Смоленской областной Думы на проекты федеральных законов:
- N 57558-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области. Законопроект упрощает процедуру перехода права собственности на земельные доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Собственник земельной доли, не выделив земельный участок, не может осуществить продажу или дарение, отказаться от права собственности на такую долю, а также не может передать ее в аренду третьим лицам. Для выделения земельного участка в счет земельной доли требуется провести работы по межеванию, оформить землеустроительное дело, поставить выделенный земельный участок на государственный кадастровый учет, что требует времени и денежных средств, которыми граждане, проживающие в сельской местности, как правило, не располагают. В связи с этим вносится дополнение в статью 12 в части предоставления права осуществлять дарение (пожертвование) земельной доли муниципальному образованию, на территории которого расположен земельный участок. В таком случае обязанность по уплате земельного налога в будущем прекращается со дня регистрации договора продажи или дарения. Принятие проекта федерального закона позволит включить в хозяйственный оборот земельные участки, которые в настоящее время никем не используются.
- N 34114-5 "О внесении изменений в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный членами Совета Федерации Е.Н. Трофимовым, В.А. Фёдоровым. Законом предусмотрено, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по отдельным делам - на срок до шести месяцев. Вместе с тем, механизм продления срока административного расследования нуждается в уточнении в части определения документа, которым оформляется решение вышестоящего должностного лица о продлении срока административного расследования, статуса этого должностного лица, необходимости ознакомления и порядка ознакомления с определением о продлении административного расследования лица, в отношении которого проводится административное расследование.
- N 44877-5 "О внесении изменений в статью 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Самарской Губернской Думой. В условиях нехватки мест для остановки или стоянки транспортных средств многие водители выбирают для себя более удобные места остановки или способы постановки транспортных средств. Небольшие штрафы за данные правонарушения не побуждают водителей к соблюдению правил остановки или стоянки транспортных средств. В этих случаях предлагается повысить административную ответственность.
Отзывы будут направлены в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации и в соответствии с рекомендацией комитетов Смоленской областной Думы на текущем заседании были поддержаны:
- обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики "К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости распространения действия Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части финансирования ремонта и (или) переселения граждан из аварийного жилья индивидуальной застройки (частного сектора)". В обращении поднят целый ряд проблем, затрагивающих социальные права граждан. В частности, средства Фонда выделяются только на переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, в то время как граждане, проживающие в аварийных и ветхих домах частного сектора не вправе рассчитывать на государственную поддержку. Кроме того, согласно Жилищному кодексу гражданам компенсируется равноценная площадь. При этом не учитывается, что в индивидуальных частных домах граждане могут занимать площадь, менее установленной санитарно-гигиеническими нормами, и в этом случае разницу приходится покрывать из средств жильцов, относящихся, как правило, к малообеспеченным семьям. Установленная Минрегионом РФ стоимость квадратного метра жилья, положенная в основу расчета компенсаций из федерального бюджета, как и стоимость выкупной цены для собственников жилья, переселяемых из жилых помещений, непригодных для проживания, также не соответствуют реальной стоимости жилья. Ранее эта проблема была поднята в обращении Совета народных депутатов Кемеровской области, поддержанном Смоленской областной Думой 27 марта 2008 года. Депутаты Кабардино-Балкарской Республики предложили внести необходимые изменения в жилищное законодательство и ускорить принятие Концепции социальной жилищной политики Российской Федерации.
- обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обеспечения потребителей энергоресурсами и оказания жилищно-коммунальных услуг". В обращении указано, что Программа реформирования электроэнергетической отрасли предусматривает ликвидацию перекрестного субсидирования и либерализацию оптового и розничного рынков электрической энергии. Все эти факторы, действуя одновременно, приведут к резкому увеличению совокупной стоимости коммунальных платежей для населения. В части ценообразования в газовой отрасли применение коэффициентов за сверхлимитное потребление не имеет экономического обоснования и не может контролироваться потребителями услуг. В связи с этим предлагается продлить сроки перевода населения на полную оплату стоимости услуг, сроки либерализации цен на электроэнергию, рассмотреть возможность субсидирования из федерального бюджета разницы между экономически обоснованными и утвержденными для населения тарифами, а также ряд других мер.
- обращение Законодательного Собрания Владимирской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросам рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы". В настоящее время субъекты Российской Федерации наделены правом устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 %. Проект федерального закона N 415359-4 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и в Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", внесенный Законодательным Собранием Владимирской области и поддержанный 26 субъектами Российской Федерации, предусматривает наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи всех видов алкогольной продукции, а также пива. Это предложение крайне важно для оздоровления социальной обстановки, снижения количества бытовых преступлений на почве пьянства, нарушений правил дорожного движения. В обращении предлагается ускорить рассмотрение указанного проекта федерального закона.
- обращение Тюменской областной Думы "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросу обеспечения безопасной эксплуатации аттракционной техники". В обращении указано, что неурегулированность данной деятельности создает угрозу жизни и здоровью граждан. Следует отметить, что в Смоленской области из-за отсутствия необходимых мер безопасности имел место случай получения увечья на аттракционе.
- обращение Самарской Губернской Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости приведения в соответствие с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации". В обращении указано, что Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное 1 февраля 2006 года, нуждается в приведении его в соответствие с Федеральным законом от 18 декабря 2006 года "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части определения условий проведения государственного строительного контроля, установления критериев отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным.
- обращение Государственной Думы Астраханской области "К Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости скорейшего совершенствования нормативно-правовой базы по вопросу обеспечения безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования и осуществления государственного контроля за его состоянием". Реформа жилищно-коммунального хозяйства привела к ситуации, когда ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения в жилищном фонде возложена на пользователя (собственника) жилья. В тоже время по данным Минрегиона РФ износ газового оборудования превышает 70 %, что ведет к росту трагической статистики при использовании бытового газа. Поэтому в обращении предлагается срочно разработать комплекс мер, в том числе финансовых, по осуществлению государственного контроля за состоянием и условиями эксплуатации внутридомового газового оборудования, его ремонтом и техническим обслуживанием.
- обращение Государственного Совета Удмуртской Республики "К Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу о ситуации, сложившейся на рынке животноводческой продукции". В обращении указано, что Республика Удмуртия входит в первую десятку регионов России по уровню развития животноводства и агропромышленного комплекса в целом. Республика полностью обеспечивает внутренние потребности продуктами животноводства и до 40 % переработанной продукции вывозит за пределы региона. Однако, даже эти высокие показатели не обеспечивает устойчивого развития сельского хозяйства в регионе из-за сложившегося диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим предлагается принять ряд мер по поддержке отечественного животноводства: снизить квоты импорта животноводческой продукции, увеличить таможенные пошлины на ее ввоз, проводить государственные интервенции по закупке животноводческой продукции, субсидировать из федерального бюджета производство указанной продукции хозяйствами всех форм собственности.
- обращение Белгородской областной Думы "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и членам Правительства Российской Федерации по вопросу улучшения положения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц". В обращении поднимается целый ряд проблем, связанных с предоставлением мер социальной защиты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лицам. В частности, новый механизм реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной программы "Жилище", когда граждане для получения жилищного сертификата обязаны передать уже имеющуюся жилую площадь в государственную или муниципальную собственность, приводит к фактам отказа от сертификата. Кроме того, установленный норматив стоимости квадратного метра жилья не соответствует его рыночной стоимости. С принятием закона "о монетизации льгот" права указанной категории граждан оказались ущемлены и в части оплаты коммунальных услуг, лекарственного и санаторно-курортного обеспечения. В обращении предлагается принять необходимые нормативные правовые акты, предусматривающие урегулирование обозначенных проблем.
- обращение Государственной Думы Томской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину по вопросу отнесения предоставления мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к расходным обязательствам Российской Федерации". В обращении ставится вопрос об отнесении финансирования мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к расходным обязательствам Российской Федерации. Это обеспечит равенство уровня социальной защиты на всей территории России. Подобные предложения неоднократно поступали и от иных субъектов Российской Федерации.
- обращение Законодательной Думы Хабаровского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину. Обращение связано с принятием Федерального закона от 25 октября 2007 года N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которым с 1 января 2008 года расширен перечень государственных пособий гражданам в связи с отменой отсрочки от призыва на военную службу. Закон распространяется на жен военнослужащих, призванных на службу в весенней призыв 2008 года и позднее и предусматривает выплату пособий в случае беременности жены или наличия ребенка в возрасте до трех лет. В тоже время семьи военнослужащих, призванных осенью 2008 года, когда положения об отмене отсрочки от призыва уже действовали, не вправе получать пособия, установленные с 1 января 2008 года. В связи с этим предлагается распространить права на единовременное пособие беременной жене и на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, вне зависимости от даты.
- обращение Государственного Совета Республики Коми "К Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу совершенствования законодательства в области государственной поддержки многодетных семей". В обращении предлагается отнести периоды ухода за детьми и их воспитания в многодетных семьях к общественно полезной деятельности с оплатой труда родителей за счет государства, включить многодетные семьи в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной программы "Жилище", учредить знаки отличия для многодетных семей.
- обращение Законодательного Собрания Амурской области "В Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой принять меры к изменению в общественном сознании оценки ввода войск в Афганистан". В обращении отмечено, что в войне в Афганистане погибло 15 тысяч советских военнослужащих, с честью и достоинством выполнявших приказ Родины. В 1989 году Съезд народных депутатов СССР дал негативную политическую оценку решения о введении советских войск в Афганистан, которая перечеркнула подвиги "афганцев" и самый смысл участия советских воинов в этой войне. В настоящее время ситуация в Афганистане далека от стабильности, на его территории процветают международный терроризм, производство и контрабанда наркотиков, распространение которых ранее сдерживал ограниченный контингент советских войск. Поэтому историческую подоплеку войны в Афганистане, роль СССР в этой войне предстоит осмыслить и оценить только по прошествии достаточно длительного периода. А сегодня можно сказать, что воины-интернационалисты, проявляя мужество и взаимовыручку, действовали согласно присяге и воевали за интересы Отечества. Депутаты Амурской области просят принять меры к изменению в нашей стране общественной оценки ввода войск в Афганистан, что позволит восстановить справедливость в отношении военнослужащих, входивших в состав контингента советских войск в этой стране, и членов их семей.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Оренбургской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Законопроект упрощает процедуру перехода права собственности на земельные доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время законодательная инициатива получила статус проекта федерального закона N 57558-5, концепция которого одобрена на текущем заседании.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Амурской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Статья 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип прозрачности бюджетного процесса, что подразумевает обязательное опубликование в средствах массовой информации проектов бюджетов, внесенных на рассмотрение законодательных (представительных) органов власти, и отчетов об исполнении бюджетов. Учитывая объем этих документов, с целью экономии средств предлагается считать официальным опубликованием размещение проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета на официальном сайте органа государственной власти в сети "Интернет".
- законодательная инициатива Законодательной Думы Хабаровского края о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 358, 381 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". С целью повышения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается признать утратившими силу положения Налогового кодекса, устанавливающие льготы для федеральных органов государственной власти по уплате транспортного налога, а также льготы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Владимирской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". С целью увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается увеличить с 17,5 % до 21 % налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, за счет соответствующего снижения ставки по указанному налогу, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.
- законодательная инициатива Брянской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Законопроект предусматривает освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц налогоплательщиков из числа многодетных семей, получивших с 1 января 2006 года субсидии на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Это позволит данной категории граждан реально участвовать в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Владимирской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Законопроект направлен на решение одной из наиболее актуальных задач реформы местного самоуправления - финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Предлагается зачислять налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в местные бюджеты по нормативу 90 % с одновременным исключением норматива по указанному налогу, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
- законодательная инициатива Курской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Законопроект предусматривает зачисление административных штрафов в бюджеты сельских поселений, на территории которых совершено и выявлено правонарушение, но не образована административная комиссия. Принятие проекта закона будет способствовать увеличению доходов сельских поселений.
- законодательная инициатива Брянской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Законопроект направлен на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в результатах работы административных комиссий. Предлагается в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий зачислять суммы административных штрафов в бюджеты соответствующих муниципальных образований по нормативу 100 %.
- законодательная инициатива Новосибирского областного Совета о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Законопроект устраняет правовой пробел в части механизма определения размера ущерба, причиненного в случае полной утраты объекта археологического наследия, относя этот вопрос к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
26 июня 2008 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 9-го заседания Смоленской областной Думы 26 июня 2008 года"
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/