Постановление Администрации Смоленской области
от 21 марта 2012 г. N 211
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области" на 2012 - 2014 годы"
17 апреля, 15, 27 июня, 15 октября, 22 ноября, 18 декабря 2012 г., 26 апреля, 19 сентября, 22 октября, 25 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 января 2014 г. N 21 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях развития малых форм хозяйствования на селе в Смоленской области, увеличения объемов реализации сельскохозяйственной продукции, повышения уровня занятости и доходов сельского населения в Смоленской области Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области" на 2012 - 2014 годы (далее также - Программа).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением положений, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Положения Программы в части, касающейся 2013 и 2014 годов, вступают в силу соответственно с 1 января 2013 года и 1 января 2014 года и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Постановлением Администрации Смоленской области от 19 сентября 2013 г. N 700 в Долгосрочную областную целевую программу внесены изменения
Долгосрочная областная целевая программа
"Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 21 марта 2012 г. N 211)
17 апреля, 15, 27 июня, 15 октября, 22 ноября, 18 декабря 2012 г., 26 апреля, 19 сентября, 22 октября, 25 декабря 2013 г.
См. Порядок предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области" на 2012 - 2014 гг. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (кроме кредитных), утвержденный постановлением Администрации Смоленской области от 1 апреля 2013 г. N 214
Постановлением Администрации Смоленской области от 25 декабря 2013 г. N 1059 в паспорт внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области" на 2012 - 2014 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Разработчик Программы |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Цель и задачи Программы |
целью Программы является развитие малых форм хозяйствования на селе в Смоленской области, увеличение объемов реализации сельскохозяйственной продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения в Смоленской области. Задачи Программы: - поддержка фермеров, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств и осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства как основную не более 24 месяцев (далее соответственно - начинающие фермеры, начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства), которые реализуют проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере молочного скотоводства, мясного скотоводства, овцеводства, козоводства, овощеводства; - развитие семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в сфере молочного скотоводства, мясного скотоводства, овцеводства и козоводства; - обеспечение доступа малых форм хозяйствования к земле; - обеспечение доступа малых форм хозяйствования к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов |
Целевые показатели Программы |
- количество начинающих фермеров, которые реализовали проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки, - 30 единиц, в том числе: в 2012 году - 9 единиц; в 2013 году - 10 единиц; в 2014 году - 11 единиц; - количество вновь созданных постоянных рабочих мест на базе начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств - 90 единиц; - количество построенных, реконструированных или модернизированных семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, - 18 единиц, в том числе: в 2012 году - 4 единицы; в 2013 году - 7 единиц; в 2014 году - 7 единиц; - количество вновь созданных постоянных рабочих мест на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, - 54 единицы; - площадь сельскохозяйственных земель, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, - 11,5 тыс. гектаров; - объем субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования, - 100 млн. рублей; - прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, - 5 процентов в год - выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной начинающими фермерами: - в 2012 году - 270 тыс. рублей; - в 2013 году - 300 тыс. рублей; - в 2014 году - 330 тыс. рублей; - прирост крестьянских (фермерских) хозяйств к уровню предыдущего года: - в 2012 году - 5 процентов; - в 2013 году - 7 процентов; - в 2014 году - 9 процентов; - прирост поголовья крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года: - в 2012 году - 350 голов, из них 100 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2013 году - 370 голов, из них 200 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2014 году - 400 голов, из них 300 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - прирост поголовья коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года: - в 2012 году - 150 голов, из них 60 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2013 году - 200 голов, из них 120 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2014 году - 250 голов, из них 180 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - прирост поголовья овец и коз в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года: - в 2012 году - 400 голов, из них 200 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2013 году - 500 голов, из них 250 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2014 году - 550 голов, из них 300 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - прирост объемов производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года: - в 2012 году - 600 тонн, из них 250 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2013 году - 800 тонн, из них 500 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2014 году - 1200 тонн, из них 800 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - прирост объемов производства скота на убой в живом весе в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года: - в 2012 году - 100 тонн, из них 40 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2013 году - 140 тонн, из них 90 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - в 2014 году - 200 тонн, из них 135 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 176,805 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 91,768 млн. рублей; - средства федерального бюджета - 85,037 млн. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, малыми формами хозяйствования в агропромышленном комплексе являются личные подсобные хозяйства (далее также - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - КФХ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Согласно статье 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" данные субъекты являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (2006 - 2007 годы) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы началось выделение значительных бюджетных средств на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить доступ субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Малые формы хозяйствования имеют значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства Смоленской области и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития. В 2010 году на долю ЛПХ приходилось 55,4 процента стоимости продукции сельского хозяйства, на долю КФХ - 4,9 процента.
Однако, несмотря на значительный удельный вес произведенной в малых формах хозяйствования продукции сельского хозяйства, в последние годы наблюдается тенденция к сокращению объемов производства в данном секторе сельского хозяйства Смоленской области, особенно в ЛПХ. Так, в 2010 году по сравнению с 2008 годом численность поголовья крупного рогатого скота в ЛПХ сократилась на 3,3 тыс. голов, численность поголовья коров - на 4,3 тыс. голов. В результате сокращения за указанный период численности сельскохозяйственных животных производство молока в ЛПХ сократилось на 14,7 процента, реализация на убой скота и птицы - на 7,5 процента, производство яиц - на 5,6 процента.
Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении занятости, устойчивого развития сельских территорий. Они способствуют сохранению сельского образа жизни, народных традиций. В перспективе социально-экономическая роль КФХ и ЛПХ усилится, особенно в наполнении региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Сектор КФХ имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственной продукции со стороны российских перерабатывающих заводов по мере развития переработки продукции будет возрастать, а КФХ способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.
Вместе с тем продовольственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется пока не очень эффективно. Недостаточный уровень государственной поддержки ведет к сдерживанию внедрения новых технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, результатом чего является низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции.
Малые формы хозяйствования испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем, а именно:
- отсутствие эффективной правовой базы, регулирующей развитие индивидуального и семейного сельскохозяйственного производства;
- дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу невысокой доступности рынка коммерческого кредита, незначительного развития сельской кредитной кооперации.
Кроме того, начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности вопросов определения путей развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе (далее - АПК) в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе. Без решения перечисленных проблем начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Государственная поддержка малых форм хозяйствования в АПК является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий.
Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом, применение которого позволит обеспечить комплексное решение наиболее проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства в сельской местности на основе:
- определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
- концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
- повышения государственного управления в сфере малого предпринимательства в АПК и результативности использования бюджетных ресурсов.
Программа призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики. Поддержка развития КФХ во многом будет способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, частичному уменьшению безработицы на селе, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографической ситуации на селе и повышению качества жизни сельского населения.
Реализация мероприятий Программы улучшит социально-экономическую ситуацию, обеспечит активизацию малого предпринимательства в сельской местности, повысит эффективность агропромышленного комплекса Смоленской области.
Решение социально-экономических вопросов, обеспечивающих комплексное развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий Смоленской области
Государственная поддержка развития сельскохозяйственного производства и сельской инфраструктуры должна опираться на комплексное планирование развития территорий, в том числе установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов на основе схем территориального планирования как региона в целом, так и муниципальных районов в частности.
Схема территориального планирования Смоленской области утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 26.12.2007 N 464.
Развитие сельскохозяйственного производства увязано со схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Развитие производственной базы опирается на планы развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельской местности и производительных сил в составе схем территориального планирования.
В рамках подпрограммы "Градостроительное планирование развития территорий. Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры. Снижение административных барьеров при реализации проектов в сфере строительства" региональной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 04.07.2011 N 372, реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку градостроительного планирования развития территории Смоленской области. В частности, в рамках реализации мероприятий указанной подпрограммы предоставляются субсидии для софинансирования расходов бюджетов сельских поселений Смоленской области, связанных с разработкой генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений Смоленской области, а также субсидии местным бюджетам на разработку документации по планировке территории, подготовка которой необходима для реализации генеральных планов поселений.
Предоставление консультационной помощи гражданам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляется специалистами Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию в пределах компетенции, установленной федеральным и областным законодательством.
В соответствии с областным законом "О поддержке сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства" органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, наделенные отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства (районные управления по сельскому хозяйству), осуществляют оказание организационной, консультационной и методической помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Координацию деятельности, консультационное обслуживание, методическую помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам на территории Смоленской области также осуществляет Смоленская региональная общественная организация Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов "Содействие".
Кроме того, на территории Смоленской области функционируют два консультационных центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе населению, по вопросам сельскохозяйственного производства, социального развития села и альтернативной занятости сельского населения - некоммерческое партнерство "Аграрная информационно-консультационная служба" и консультационный центр при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленская государственная сельскохозяйственная академия".
Ветеринарное обслуживание и племенную работу на семейных животноводческих фермах осуществляют специалисты Главного управления ветеринарии Смоленской области и Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию в пределах компетенции, установленной федеральным и областным законодательством. В рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Смоленской области" на 2012-2014 годы, утвержденной приказом начальника Главного управления ветеринарии Смоленской области от 20.06.2011 N 126, предусмотрены мероприятия, направленные на предупреждение болезней животных, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней общих для человека и животных.
В рамках долгосрочной областной целевой программы "Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Смоленской области" на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 08.02.2013 N 44, предусмотрены мероприятия, направленные на предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Смоленской области (в частности, предоставление субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся содержанием и разведением свиней, на возмещение части затрат по переводу на альтернативные свиноводству направления животноводства (скотоводство, овцеводство, козоводство).
В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2010 N 495, в его полномочия входит осуществление управления в области племенного животноводства на территории Смоленской области, анализа состояния и использования племенных ресурсов животноводства, а также организация работы по подготовке информационной базы данных племенных ресурсов животноводства на территории Смоленской области.
В рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 17.09.2012 N 640 (далее - областная программа по развитию сельского хозяйства), предусмотрена государственная поддержка племенного животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также развития племенной базы мясного скотоводства.
В рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области" на 2013 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 21.09.2012 N 681, реализуются программные мероприятия, предусматривающие предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, а также субсидий на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей.
В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства в Смоленской области функционирует некоммерческая организация "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства", которая осуществляет микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляет свое поручительство по кредитам и договорам банковской гарантии, оказывает консультационные услуги в сфере организации и развития бизнеса.
В соответствии с областным законом "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" государственные гарантии Смоленской области за счет средств областного бюджета предоставляются на конкурсной основе инвесторам, реализующим инвестиционные проекты. Отдельные вопросы предоставления государственных гарантий регулируются областным законом "Об отдельных вопросах предоставления государственных гарантий Смоленской области".
Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном указанным Федеральным законом, передается использующему такой земельный участок крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Приобретение гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований Смоленской области определен порядок предоставления в рамках федерального и областного законодательства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство.
В рамках Программы запланировано мероприятие по предоставлению субсидий на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие мясомолочной перерабатывающей промышленности в Смоленской области, обеспечение качества мясомолочных продуктов" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 21.09.2012 N 670, предусмотрены меры государственной поддержки, направленные на развитие мясомолочной переработки в Смоленской области. Сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимся переработкой или производством мясомолочной продукции на территории Смоленской области, предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение молоковозов и скотовозов, оборудования по приемке, первичной переработке сельскохозяйственных животных и сырого молока (включая холодильную обработку, хранение и лабораторные исследования), производимых на территории Смоленской области, а также на приобретение оборудования для мясомолочной переработки.
В целях содействия развитию переработки животноводческой продукции в Смоленской области созданы перерабатывающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В рамках Программы государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет осуществляться путем предоставления им субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В рамках реализации мероприятий областной программы по развитию сельского хозяйства организациям потребительской кооперации оказывается государственная поддержка путем возмещения части затрат по уплате процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам), направленным на развитие сельскохозяйственного производства, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
В целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также обеспечения населения доступными и качественными продовольственными товарами местного производства в городе Смоленске еженедельно (по пятницам, субботам и воскресеньям) организовано проведение ярмарок выходного дня (в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 20.09.2011 N 1541-р/адм "Об организации проведения сельскохозяйственных ярмарок выходного дня на территории города Смоленска").
В целях сбыта сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственные товаропроизводители, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, принимают участие в конкурсах по поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных и муниципальных нужд для учреждений социальной сферы.
В Смоленской области взят курс на развитие агропродовольственного рынка на основе кооперации и интеграции его участников. Для обеспечения взаимодействия участников программных мероприятий в рамках долгосрочной областной целевой программы "Создание и развитие логистического центра на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, расположенных на территории Смоленской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 21.09.2012 N 677, реализуется проект по созданию в городе Смоленске логистического центра, организация которого позволит увеличить масштабы продаж сельскохозяйственной продукции от местных производителей напрямую населению без посредников. Организация логистического центра позволит решить две задачи: с одной стороны - обеспечить население качественной и доступной продукцией местного производства по приемлемым ценам, с другой - создать условия производителям для организации сбыта произведенной ими продукции без посредников.
Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области, в частности производственной базы, напрямую связано с социальным развитием и инженерным обустройством сельских территорий. В рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, на территории Смоленской области предусмотрена государственная поддержка за счет бюджетов всех уровней, направленная на обеспечение устойчивого развития сельских территорий на основе повышения уровня развития их социальной инфраструктуры и инженерного обустройства.
Гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Размер социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет 95% от затрат на строительство (приобретение) жилья. В соответствии с Порядком финансирования данных программных мероприятий преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам (по основному месту работы) в организациях или у индивидуальных предпринимателей, в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах).
Бюджетам муниципальных образований Смоленской области предоставляются субсидии на строительство и реконструкцию сетей водоснабжения (локальных водопроводов, водозаборных сооружений, станций водоподготовки), а также сетей газоснабжения (межпоселковых газопроводов, распределительных газовых сетей и газопроводов, проложенных от уличной разводящей газовой сети до отключающих устройств, установленных на вводе здания).
В Смоленской области реализуются областной закон "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области"; областной закон "Об отдельных вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма на территории Смоленской области"; постановление Администрации Смоленской области от 04.07.2011 N 372 "Об утверждении региональной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы", что позволяет предоставлять нуждающимся жилье на правах аренды с минимальной платой либо на условиях социального найма.
За счет средств областного бюджета осуществляется поддержка кадрового потенциала агарного сектора экономики региона. Создан банк вакансий для трудоустройства выпускников учебных заведений сельскохозяйственного профиля, осуществляются подготовка специалистов для сельского хозяйства Смоленской области и повышение их квалификации. Молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, производится ежемесячная выплата. Молодым специалистам, трудоустроившимся в сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляется выплата единовременного областного государственного пособия.
Таким образом, на территории Смоленской области предусмотрены и реализуются меры государственной поддержки, направленные на улучшение условий проживания в сельской местности граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство.
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Целью Программы является развитие малых форм хозяйствования на селе в Смоленской области, увеличение объемов реализации сельскохозяйственной продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения в Смоленской области.
Задачами Программы являются:
- поддержка начинающих фермеров, которые реализуют проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере молочного скотоводства, мясного скотоводства, овцеводства, козоводства, овощеводства;
- развитие семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в сфере молочного скотоводства, мясного скотоводства, овцеводства и козоводства;
- обеспечение доступа малых форм хозяйствования к земле;
- обеспечение доступа малых форм хозяйствования к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
абзац седьмой утратил силу.
См. текст абзаца седьмого раздела 2
В ходе реализации Программы ожидается достижение следующих показателей:
- количество начинающих фермеров, которые реализовали проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки, - 30 единиц;
- количество вновь созданных постоянных рабочих мест на базе начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств - 90 единиц;
- количество построенных, реконструированных или модернизированных семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, - 18 единиц;
- количество вновь созданных постоянных рабочих мест на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, - 54 единицы;
- площадь сельскохозяйственных земель, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, - 11,5 тыс. гектаров;
- объем субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования, - 100 млн. рублей;
- прирост выручки сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 3 процента в год;
абзац пятнадцатый утратил силу;
- выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной начинающими фермерами:
- в 2012 году - 270 тыс. рублей;
- в 2013 году - 300 тыс. рублей;
- в 2014 году - 330 тыс. рублей;
- прирост крестьянских (фермерских) хозяйств к уровню предыдущего года:
- в 2012 году - 5 процентов;
- в 2013 году - 7 процентов;
- в 2014 году - 9 процентов;
- прирост поголовья крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года:
- в 2012 году - 350 голов, из них 100 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2013 году - 370 голов, из них 200 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2014 году - 400 голов, из них 300 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- прирост поголовья коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года:
- в 2012 году - 150 голов, из них 60 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2013 году - 200 голов, из них 120 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2014 году - 250 голов, из них 180 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- прирост поголовья овец и коз в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года:
- в 2012 году - 400 голов, из них 200 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2013 году - 500 голов, из них 250 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2014 году - 550 голов, из них 300 голов - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- прирост объемов производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года:
- в 2012 году - 600 тонн, из них 250 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2013 году - 800 тонн, из них 500 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2014 году - 1200 тонн, из них 800 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- прирост объемов производства скота на убой в живом весе в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей к уровню предыдущего года:
- в 2012 году - 100 тонн, из них 40 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2013 году - 140 тонн, из них 90 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- в 2014 году - 200 тонн, из них 135 тонн - на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы приведены в таблице.
Таблица
N п/п |
Наименование качественных показателей эффективности реализации Программы |
Единица измерения |
Количественный показатель эффективности реализации Программы |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Количество начинающих фермеров, которые реализовали проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки |
ед. |
9 |
10 |
11 |
2. |
Количество вновь созданных постоянных рабочих мест на базе начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств |
ед. |
27 |
30 |
33 |
3. |
Количество построенных, реконструированных или модернизированных семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
ед. |
4 |
7 |
7 |
4. |
Количество вновь созданных постоянных рабочих мест на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
ед. |
12 |
21 |
21 |
5. |
Площадь сельскохозяйственных земель, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей |
тыс.га |
|
5,5 |
6 |
6. |
Объем субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования |
млн.руб. |
30 |
35 |
35 |
7. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 7 |
|
|
|
|
8. |
Прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
процентов к предыдущему году |
5 |
5 |
5 |
9. |
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной начинающими фермерами |
тыс. рублей |
270 |
300 |
330 |
10. |
Прирост крестьянских (фермерских) хозяйств |
процентов к предыдущему году |
5 |
7 |
9 |
11. |
Прирост поголовья крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей |
голов к предыдущему году |
350 |
370 |
400 |
из них на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
100 |
200 |
300 |
||
12. |
Прирост поголовья коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей |
голов к предыдущему году |
150 |
200 |
250 |
из них на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
60 |
120 |
180 |
||
13. |
Прирост поголовья овец и коз в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей |
голов к предыдущему году |
400 |
500 |
550 |
из них на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
200 |
250 |
300 |
||
14. |
Прирост объемов производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей |
тонн к предыдущему году |
600 |
800 |
1200 |
из них на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
250 |
500 |
800 |
||
15. |
Прирост объемов производства скота на убой в живом весе в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей |
тонн к предыдущему году |
100 |
140 |
200 |
из них на семейных животноводческих фермах, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
40 |
90 |
135 |
Реализация Программы также позволит получить следующие результаты:
- увеличение поголовья сельскохозяйственных животных и производства сельскохозяйственной продукции;
- распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе КФХ;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий;
- получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности;
- рост уровня занятости и доходов сельского населения.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий указан в приложении к Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 25 декабря 2013 г. N 1059 в раздел 4 внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и привлекаемых средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 176,805 млн. рублей, в том числе по годам:
- в 2012 году - 50,354 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 20,9 млн. рублей;
- федеральный бюджет - 29,454 млн. рублей;
- в 2013 году - 90,351 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 34,768 млн. рублей;
- федеральный бюджет - 55,583 млн. рублей;
- в 2014 году - 36,1 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Программы.
Для финансирования мероприятий Программы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета в 2012 - 2014 годах будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями.
5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы является ответственным за обеспечение ее реализации, которая осуществляется посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Исполнителем Программы является Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Выполнение программных мероприятий организовывается на основании:
- Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
- Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 N 874 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения";
- постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм";
- постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы";
- постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров";
- приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2011 N 426 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 N 874";
- приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров";
- приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 173 "Об утверждении программы по развитию семейных животноводческих ферм";
- постановления Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ".
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию осуществляет контроль за эффективностью использования средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, в период всего срока реализации Программы, сбор и систематизацию информации по реализации программных мероприятий, представляет отчеты о ходе реализации Программы в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере экономики.
Постановлением Администрации Смоленской области от 25 декабря 2013 г. N 1059 в приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Поддержка малых форм
хозяйствования в Смоленской области"
на 2012 - 2014 годы
(в редакции постановления
Администрации Смоленской области
от 26 апреля 2013 г. N 301)
Перечень программных мероприятий
17 апреля, 27 июня, 15 октября, 22 ноября, 18 декабря 2012 г., 26 апреля, 19 сентября, 22 октября, 25 декабря 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является развитие малых форм хозяйствования на селе в Смоленской области, увеличение объемов реализации сельскохозяйственной продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения в Смоленской области.
Программа призвана помочь начинающим фермерам в создании крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и их закреплении в аграрном секторе экономики. Поддержка развития КФХ во многом будет способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, частичному уменьшению безработицы на селе, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографической ситуации на селе и повышению качества жизни сельского населения.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Положения Программы в части, касающейся 2013 и 2014 годов, вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г. и 1 января 2014 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Постановление Администрации Смоленской области от 21 марта 2012 г. N 211 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области" на 2012 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Положения Программы в части, касающейся 2013 и 2014 г., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г. и 1 января 2014 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 г.".
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 29 марта 2012 г. N 3 (часть II) стр. 175
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 января 2014 г. N 21 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 25 декабря 2013 г. N 1059
Постановление Администрации Смоленской области от 22 октября 2013 г. N 796
Постановление Администрации Смоленской области от 19 сентября 2013 г. N 700
Постановление Администрации Смоленской области от 26 апреля 2013 г. N 301
Постановление Администрации Смоленской области от 18 декабря 2012 г. N 1008
Постановление Администрации Смоленской области от 22 ноября 2012 г. N 894
Изменения в части, касающейся 2013 и 2014 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г. и 1 января 2014 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление Администрации Смоленской области от 15 октября 2012 г. N 757
Изменения в части, касающейся 2013 и 2014 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г. и 1 января 2014 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление Администрации Смоленской области от 27 июня 2012 г. N 384
Постановление Администрации Смоленской области от 15 июня 2012 г. N 351
Постановление Администрации Смоленской области от 17 апреля 2012 г. N 280