В целях совершенствования правового регулирования вопросов, регламентирующих организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области.
2. Считать постановление Главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 14.10.2008 г. N 1535 "Об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в системе образования муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области" утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Комитета по образованию Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области Соловьеву Н.Н.
И.о. Главы Администрации |
В.Р. Лян |
Положение
об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области
(утв. постановлением Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 1 апреля 2010 г. N 615)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993, Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1999 N 124-ФЗ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Смоленской области, муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области и регламентирует организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным образовательным программам для детей дошкольного возраста.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 124-ФЗ следует читать как "24 июля 1998 г."
1.2. Положение об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования устанавливает порядок организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования муниципальными образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования (далее - образовательные учреждения).
1.3. Учредителем образовательных учреждений является Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области.
1.4. Образовательные учреждения организуют работу с детьми в течение всего календарного года.
1.5. Образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения, договором между учреждением и родителями (законными представителями).
1.6. В образовательных учреждениях не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
1.7. Целью дошкольного образования является создание эффективной системы дошкольного образования, обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, осуществляющих дошкольное образование.
1.8. Основные задачи:
- разработка основных направлений развития дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования;
- обеспечение стабильного функционирования образовательных учреждений;
- сохранение действующих и развитие новых видов и типов образовательных учреждений;
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, при наличии соответствующих условий;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- приобщение родителей и общественности к участию в жизни образовательного учреждения и дошкольного образования в целом.
1.9. Организацию предоставления дошкольного образования детей и обеспечение соблюдения требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к предоставлению дошкольного образования, осуществляет Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области и Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (далее Комитет по образованию).
2. Система дошкольного образования
2.1. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укреплению# их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений в развитии, в помощь семье в системе дошкольного образования муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области функционируют юридически самостоятельные, прошедшие государственную аккредитацию, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, следующие типы и виды образовательных учреждений:
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
- центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям;
- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
- дошкольные группы при общеобразовательных учреждениях.
2.2. В образовательных учреждениях могут быть следующие группы:
- группа общеразвивающей направленности (от 1 года до 3 лет);
- группа общеразвивающей направленности (от 3 лет до 7 лет);
- группа компенсирующей направленности (от 4 лет до 7 лет);
- группа комбинированной направленности (от 2 до 7 лет);
- группа оздоровительной направленности (от 3 до 7 лет);
- разновозрастная группа общеразвивающей направленности:
* при наличии в группе детей двух возрастов (от 1,5 лет до 3 лет);
* при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 лет до 7 лет);
* при наличии в группе любых двух возрастов (от 3 лет до 7 лет);
- группа полного дня, сокращенного дня и круглосуточного пребывания (от 1,5 лет до 3 лет и от 3 лет до 7 лет);
- группа кратковременного пребывания (от 1,5 лет до 3 лет и от 3 лет до 7 лет).
Группы функционируют в режиме пятидневной рабочей недели.
2.3. Количество групп в образовательных учреждениях определяется условиями, созданными для осуществления образовательного процесса с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В образовательных учреждениях, указанных в пункте 4.1. настоящего Положения, могут создаваться группы различной направленности, предусмотренных# законодательством Российской Федерации.
2.4. Исходя из потребностей населения в дошкольном образовании могут создаваться и иные виды образовательных учреждений с учетом социально-экономических, демографических, культурных и других особенностей района.
3. Порядок предоставления дошкольного образования, организация и содержание образовательного процесса
3.1. Лица, проживающие на территории муниципального района, независимо от расовой принадлежности, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языка или других признаков имеют равные права на получение дошкольного образования в образовательных учреждениях.
3.2. Прием в общеобразовательные учреждения производится по месту фактического проживания ребенка. Отсутствие регистрации по месту жительства не может быть причиной отказа в приеме.
3.3. Поступление в образовательные учреждения ограничено количеством мест в пределах оговоренной лицензией квоты.
3.4. Посещение ребенком образовательного учреждения не освобождает семью от обязанности воспитывать, развивать и учить его в семейном кругу.
3.5. Правила приема, определенные Уставами образовательных учреждений, не могут противоречить законодательству Российской Федерации.
3.6. Прием осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), которое они подают на имя руководителя образовательного учреждения. Заявление регистрируется в установленном порядке. В случае наличия очередности руководитель информирует в письменной форме родителей (законных представителей) о постановке на очередь и порядке перерегистрации.
3.7. В образовательные учреждения (в зависимости от вида) принимаются дети с 1 года (в исключительных случаях - более раннего возраста) до 7-ми лет на основании медицинского заключения, заявления, свидетельства о рождении ребенка и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
3.8. Образовательные учреждения самостоятельно формирует контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты.
3.9. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом детского сада. Образовательные учреждения могут проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в них соответствующих условий.
3.10. Устанавливается следующая наполняемость групп с учетом средней посещаемости детей:
- в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 4 лет - 20 детей;
от 4 лет до 5 лет - 20 детей;
от 5 лет до 6 лет - 20 детей;
от 6 лет до 7 лет - 20 детей.
- в разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.
- в группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей.
- в группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:
до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
старше 3 лет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
- в группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
для детей, часто болеющих - 10 и 15 детей;
для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий - 12 и 15 детей.
3.11. При приеме детей в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3.12. Взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором.
3.13. Воспитание и обучение в образовательных учреждениях ведется на русском языке.
3.14. Содержание образовательного процесса определяется программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
3.15. Образовательные учреждения самостоятельны в выборе программ из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
3.16. Образовательная программа учреждения должна быть доступна для ознакомления родителям (законным представителям) детей, получающих образование, либо предполагающих получить образование.
3.17. В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательные учреждения могут реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями) и с согласия Учредителя.
3.18. Организация образовательного процесса в образовательных учреждениях, осуществляющих дошкольное образование, регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по возрастным группам), сеткой занятий (расписанием), разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно.
3.19. Режим работы групп, длительность пребывания в них воспитанников, а также учебные нагрузки воспитанников определяются в Уставах образовательных учреждений и не должны превышать нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (СанПиН 2.4.1.1249-03).
3.20. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка согласно инструктивно-методическому письму Минобразования Российской Федерации от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
Режим занятий устанавливается в зависимости от возраста воспитанников и в соответствии с программами дошкольного образования, реализуемыми образовательными учреждениями и с учетом санитарных норм.
1 младшая группа - 8-10 минут;
2 младшая группа - не более 15 минут;
Средняя группа - не более 20 минут;
Старшая группа - не более 25 минут;
Подготовительная группа - не более 30 минут.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает - двух, а в старшей и подготовительной - трех. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п):
- для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
- для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
3.21. Образовательные учреждения несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей и работников учреждения во время образовательного процесса.
4. Разделение полномочий
4.1. К полномочиям Администрации муниципального образования относится:
- определение основных направлений политики в сфере муниципальной системы образования;
- утверждение ведомственных целевых программ;
- организация предоставления общедоступного дошкольного образования;
- осуществление функции Учредителя образовательных учреждений;
- принятие нормативных правовых актов в сфере образования в соответствии с действующим законодательством;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений образования в установленном порядке;
- заключение договоров о передаче в оперативное управление муниципальным образовательным учреждениям имущества, находящегося в собственности муниципального района;
- содержание зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
- контроль за целевым использованием финансовых средств и сохранностью имущества, переданного муниципальным учреждениям образования;
- осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Смоленской области, Уставом муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области.
4.2. К полномочиям Комитета по образованию Администрации муниципального района относится:
- управление образовательными учреждениями;
- участие в формировании проекта бюджета муниципального образования по вопросам образования, определение муниципальных заданий образовательным учреждениям;
- выполнение функций главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета образовательных учреждений;
- осуществление муниципального контроля за деятельностью администрации образовательных учреждений по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования и воспитания, обеспечению гарантий прав граждан на получение бесплатного и общедоступного дошкольного образования;
- разработка и реализация ведомственных целевых программ;
- содействие развитию сети образовательных учреждений, ориентированных на расширение спектра образовательных услуг, повышению их доступности для различных категорий граждан;
- подготовка образовательных учреждений к прохождению процедур лицензирования и государственной аккредитации;
- организация работы по повышению качества дошкольного образования и степени удовлетворенности населения муниципального района дошкольными образовательными услугами;
- содержание зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий в пределах выделенных средств;
- изучение состояния и развития системы дошкольного образования;
- регулирование вопросов организации медицинского обслуживания, питания, физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
- организация и проведение городских конференций, совещаний, "круглых столов" по вопросам образования;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, содействие профессиональной подготовке и повышению квалификации педагогических работников;
- рассмотрение жалоб, заявлений, предложений граждан о действиях руководителей и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам, связанным с нарушением прав участников образовательного процесса;
- обеспечение открытости системы дошкольного образования в социальной среде;
- осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с действующим законодательством.
4.3. К полномочиям образовательных учреждений относятся:
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными, местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств;
- привлечение для осуществления своей уставной деятельности дополнительных финансовых и материальных средств;
- предоставление Учредителю, Комитету по образованию ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
- организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
- выбор и утверждение к реализации образовательных программ;
- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
- установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательных учреждений, порядок и размеры их премирования;
- разработка и принятие Устава образовательного учреждения;
- разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
- самостоятельное формирование контингента воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
- самостоятельное осуществление воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
- содействие деятельности педагогических и методических объединений;
- осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом образовательного учреждения с согласия Учредителя.
5. Финансирование образовательных учреждений.
5.1. Финансирование образовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
5.2. Финансовые средства муниципальных образовательных учреждений образуются за счет:
- бюджетных ассигнований, рассчитанных на основе утвержденных нормативов;
- средств родителей (законных представителей);
- дополнительных финансовых средств, полученных за предоставленные платные дополнительные образовательные и иные предусмотренные уставом образовательного учреждения услуги;
- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц;
- финансовых поступлений из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.3. Образовательные учреждения отвечают по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, при их недостатке или ненадлежащем финансировании ответственность по его обязательствам несет Учредитель в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 1 апреля 2010 г. N 615 "Об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области"
Текст постановления официально опубликован не был