Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую Региональную программу по обеспечению качества и безопасности товаров (работ и услуг) на территории Смоленской области на 2011 - 2012 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Региональная программа
по обеспечению качества и безопасности товаров (работ и услуг) на территории Смоленской области на 2011 - 2012 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2011 г. N 612)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Региональная программа по обеспечению качества и безопасности товаров (работ и услуг) на территории Смоленской области на 2011 - 2012 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.98 N 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг" |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства |
Разработчики Программы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства; областное государственное унитарное предприятие "Стандарт качества" |
Цель и задачи Программы |
цель Программы - содействие дальнейшему повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ и услуг), производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области. Основные задачи Программы: - совершенствование системы правового регулирования в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (работ и услуг); - обеспечение внутренней и внешней мотивации для повышения качества и конкурентоспособности товаров (работ и услуг); - создание условий для повышения качества товаров (работ и услуг), производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области; - улучшение просвещения и информирования населения в области качества товаров (работ и услуг) |
Целевые показатели Программы |
за период реализации Программы планируется: - увеличение в товарообороте доли товаров (работ и услуг), соответствующих обязательным требованиям показателей качества и безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации; - уменьшение количества обоснованных обращений граждан в контрольно-надзорные органы по вопросам приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг ненадлежащего качества в 2011 году на 6 процентов, в 2012 году - на 15 процентов; - увеличение числа организаций, участвующих в конкурсах качества на региональном и федеральном уровне |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2012 годы |
Источники финансирования Программы |
финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В настоящее время потребительская сфера характеризуется стабильностью, относительно высокой насыщенностью промышленными и продовольственными товарами, доступностью многих видов услуг. Однако существует целый ряд объективных факторов, сдерживающих развитие и эффективное функционирование этой сферы деятельности. К таким факторам можно отнести значительное различие объемов товаров и доступности услуг в потребительской сфере в муниципальных образованиях Смоленской области, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка потребительских товаров и услуг, а также низкий уровень качества, безопасности и конкурентоспособности товаров (работ и услуг).
Проблема удовлетворения спроса различных категорий и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решена не полностью. На потребительском рынке Смоленской области все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан и окружающей среды.
В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ и услуг) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в 2010 году проведено 1 851 проверка хозяйствующих субъектов, реализующих товары, оказывающих платные услуги населению. В ходе проверок выявлены нарушения, связанные с качеством товаров, работ и услуг (4,3 процента), безопасностью товаров (работ и услуг) (1,5 процента), установлением гарантийных сроков, а также сроков службы, годности (3,8 процента), нарушения условий договора, ущемляющие права потребителей (2,2 процента), иные нарушения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (3,8 процента), нарушения иных законов и правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (51,9 процента).
В сфере торговли самыми распространенными остаются нарушения, связанные с предоставлением ненадлежащей информации об изготовителе (продавце), товарах (34 процента от общего числа нарушений, выявленных в указанной сфере). На нарушения, связанные с качеством товаров, приходится 4 процента, с безопасностью товаров, - 2 процента от общего числа нарушений, выявленных в сфере торговли.
Аналогичная ситуация складывается при оказании услуг общественного питания, туристско-экскурсионных, медицинских, бытовых и прочих видов услуг.
Наибольшая доля нарушений иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации (правил продажи, санитарных правил, требований ГОСТа), регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, выявлена при оказании услуг торговли (51 процент), общественного питания (61 процент).
В 2010 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области проведено 1 297 проверок соблюдения норм и правил торговли, в ходе которых применялись меры по недопущению поступления на потребительский рынок некачественной и опасной продукции. Результаты проверок показали достаточно высокий процент забраковок по дефектам производственного характера, таких как несоответствие продукции заявленным требованиям по показателям качества и безопасности, с маркировкой, не содержащей сведений, предусмотренных федеральным законодательством, нормативными документами. По-прежнему основной причиной поступления на потребительский рынок некачественной и опасной продукции является отсутствие входного контроля в организациях торговли, что говорит о низком профессиональном уровне кадров в торгующих организациях.
Система государственного обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг должна быть ориентирована на предотвращение производства опасной и недоброкачественной продукции, некачественного оказания услуг.
На региональном уровне требуется комплекс согласованных мероприятий, предполагающих усиление внимания производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества, активизацию работы по ее решению.
Программа основывается на следующих основных принципах:
- добровольность участия в Программе организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги;
- ответственность участников и исполнителей Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- открытость Программы для участия в ней как областных, так и внешних субъектов потребительского рынка;
- системность в проведении комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер социально-экономического, технического и организационно-правового характера;
- безусловная ориентация на потребителя с целью удовлетворения потребности населения Смоленской области в безопасных и качественных товарах и обеспечения доступности основных услуг.
В целях формирования привлекательного образа Смоленской области и продвижения интересов региона за его пределами предполагается:
- формирование единой имиджевой политики Смоленской области, которая включает в себя создание и продвижение региональных брендов;
- информационная поддержка средств массовой информации;
- проведение имиджевых мероприятий в России и за рубежом с целью создания привлекательного образа региона и продвижения его интересов на внешних рынках.
2. Цели, задачи и целевые показатели Программы
Цель Программы - содействие дальнейшему повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ и услуг), производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области.
Для достижения цели Программы должны быть решены следующие задачи:
- совершенствование системы правового регулирования в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (работ и услуг);
- обеспечение внутренней и внешней мотивации для повышения качества и конкурентоспособности товаров (работ и услуг);
- создание условий для повышения качества товаров (работ и услуг), производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области;
- улучшение просвещения и информирования населения в области качества товаров (работ и услуг).
Для решения задач в сфере защиты прав потребителей предполагается реализовать комплекс мер правового, информационного и организационного характера на региональном уровне.
Одним из основных способов успешной реализации мероприятий Программы является обеспечение соответствующих правовых условий для деятельности ее участников.
В ходе реализации Программы ожидается:
- увеличение в товарообороте доли товаров (работ и услуг), соответствующих обязательным требованиям показателей качества и безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- уменьшение количества обоснованных обращений граждан в контрольно-надзорные органы по вопросам приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг ненадлежащего качества в 2011 году на 6 процентов, в 2012 году - на 15 процентов;
- увеличение числа организаций, участвующих в конкурсах качества на региональном и федеральном уровне.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы является областной бюджет.
В 2011 году финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет текущего финансирования органов исполнительной власти Смоленской области.
Объем средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год с учетом сроков реализации Программы.
5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания, в том числе:
- организовывает реализацию программных мероприятий;
- корректирует программные мероприятия, сроки их реализации и их ресурсное обеспечение в ходе реализации Программы;
- осуществляет сбор информации о ходе выполнения программных мероприятий, подготовку отчетов и заключений по отдельным мероприятиям и в целом по Программе.
Приложение
обеспечению качества и безопасности
товаров (работ и услуг) на территории
Смоленской области на 2011 - 2012 годы
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия Программы |
Срок исполнения |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Совершенствование системы правового регулирования в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (работ и услуг) | |||
1.1. |
Анализ федерального и областного законодательства в сфере качества и безопасности товаров (работ и услуг) |
2011 год |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства |
1.2. |
Подготовка предложений по проектам законодательных актов Российской Федерации, разработка законодательных и иных областных нормативных правовых актов по вопросам качества и безопасности товаров (работ и услуг) |
2011-2012 годы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства |
2. Обеспечение внутренней и внешней мотивации для повышения качества и конкурентоспособности товаров (работ и услуг) | |||
2.1. |
Организация и проведение конкурса "Смоленское качество" |
2011-2012 годы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства, областное государственное унитарное предприятие "Стандарт качества" |
2.2. |
Организация смотров-выставок с целью создания привлекательного образа региона и продвижения его интересов на внутреннем и внешнем рынках |
2012 год |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства, областное государственное унитарное предприятие "Стандарт качества" |
2.3. |
Реализация мероприятий по участию организаций Смоленской области во Всероссийском конкурсе в рамках Программы "100 лучших товаров России" |
2012 год |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства |
2.4. |
Создание и ведение в сети Интернет на официальном сайте Департамента Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства в разделе "Потребительский рынок" доступной базы данных об организациях, действующих на территории Смоленской области, обладающих правом использования знака "Качество Смоленск", обеспечение его регулярного пополнения |
2011-2012 годы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства |
3. Создание условий для повышения качества товаров (работ и услуг), производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области | |||
3.1. |
Разработка комплекса мер по дальнейшему повышению качества, безопасности пищевых продуктов, производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области |
2011 год |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства |
3.2. |
Оказание методической и организационной помощи организациям Смоленской области по вопросам качества, безопасности товаров (работ и услуг), производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области |
2011-2012 годы |
областное государственное унитарное предприятие "Стандарт качества" |
3.3. |
Информирование общественности через средства массовой информации о производителях и продавцах некачественной и опасной продукции и услуг, выявленных в ходе проведения мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов, производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области |
2011-2012 годы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства, Главное управление информационной политики и общественных связей Смоленской области |
4. Улучшение просвещения и информирования населения в области качества товаров (работ и услуг) | |||
4.1. |
Организация и проведение семинаров-совещаний, "круглых столов" с участием представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и организаций Смоленской области по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров (работ и услуг) |
2011-2012 годы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства, областное государственное унитарное предприятие "Стандарт качества" |
4.2. |
Проведение через средства массовой информации разъяснительной работы по вопросам качества и безопасности товаров (работ и услуг) |
2011-2012 годы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства, Главное управление информационной политики и общественных связей Смоленской области, областное государственное унитарное предприятие "Стандарт качества" |
4.3. |
Освещение хода реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации |
2011-2012 годы |
Департамент Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства, Главное управление информационной политики и общественных связей Смоленской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В настоящее время проблема удовлетворения спроса различных категорий и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решена не полностью. На потребительском рынке Смоленской области все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан и окружающей среды.
На региональном уровне требуется комплекс согласованных мероприятий, предполагающих усиление внимания производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества, активизацию работы по ее решению.
В целях содействия дальнейшему повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ и услуг), производимых на территории Смоленской области и находящихся в обращении на потребительском рынке Смоленской области, на 2011 - 2012 годы принята Региональная программа по обеспечению качества и безопасности товаров (работ и услуг) на территории Смоленской области.
За период реализации Программы планируется увеличение в товарообороте доли товаров (работ и услуг), соответствующих обязательным требованиям показателей качества и безопасности, уменьшение количества обоснованных обращений граждан в контрольно-надзорные органы по вопросам приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг ненадлежащего качества, увеличение числа организаций, участвующих в конкурсах качества на региональном и федеральном уровне.
Постановление Администрации Смоленской области от 5 октября 2011 г. N 612 "Об утверждении Региональной программы по обеспечению качества и безопасности товаров (работ и услуг) на территории Смоленской области на 2011 - 2012 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 20 октября 2011 г. N 9 (часть III) стр. 144