Смоленская областная Дума постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (прилагается).
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Смоленской области с просьбой поддержать законодательную инициативу Смоленской областной Думы.
3. Направить указанный проект федерального закона в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Смоленской областной Думы.
4. Назначить официальным представителем Смоленской областной Думы при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Малащенкова Артема Сергеевича - заместителя председателя комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям.
Врио председателя |
Н.Н. Мартынов |
Вносится Смоленской областной Думой
Проект федерального закона
"О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Внести в часть 8 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3105; 2006, N 31, ст. 3441; 2007, N 17, ст. 1929; N 31, ст. 4015; 2009, N 1, ст. 16; N 19, ст. 2283; N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4209; 2011, N 15, ст. 2029; N 17, ст. 2320) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"8. Расторжение контракта допускается в соответствии с гражданским законодательством.".
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Согласно части 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" расторжение государственного или муниципального контракта (далее также - контракт) допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Практика показывает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиками государственных и муниципальных контрактов возникают проблемы, связанные с расторжением государственных и муниципальных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В Смоленской области данные проблемы особенно актуальны в связи с реализацией плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания г. Смоленска, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 11-р.
В рамках указанного плана в период с 2010 по 2012 год были заключены более 100 государственных и муниципальных контрактов на строительство и реконструкцию объектов. Однако более чем по 30 контрактам имеются проблемы, связанные с ненадлежащим исполнением подрядчиками своих обязательств по контрактам.
Отсутствие в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" положения, допускающего возможность расторжения государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке, сказывается в конечном итоге на эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации ими своих полномочий.
Так, в случае если подрядчик не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по контрактам, заменить такого подрядчика возможно только путем расторжения с ним контракта. При этом в случае если подрядчик не согласен расторгнуть контракт по соглашению сторон, у заказчика имеется единственная возможность расторжения такого контракта - в судебном порядке. Вместе с тем судебная процедура расторжения контракта длительна и поэтому недостаточно эффективна.
Между тем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусматривают возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке.
Практика арбитражных судов по вопросу расторжения государственных и муниципальных контрактов до октября 2011 года (до принятия Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 N 9382/11 (далее - Постановление) была неоднозначной: одни суды руководствовались нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", другие - нормами Гражданского кодекса (которые допускают возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке).
Как следует из Постановления, в связи с тем, что до настоящего времени закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный статьей 768 Гражданского кодекса, не принят, приоритетное значение в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд остается за нормами Гражданского кодекса.
Кроме того, в Постановлении указано, что Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" согласно части 1 статьи 1 регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", принятый в первом чтении 20.06.2012 (далее - проект федерального закона).
Проектом федерального закона предусматривается возможность одностороннего отказа стороны государственного или муниципального контракта от исполнения обязательств. Однако принятие проекта федерального закона в качестве федерального закона затягивается.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается вступление в силу федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" по истечении одного года после дня его официального опубликования и устанавливается, что федеральный закон "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых будут размещены после его вступления в силу.
Таким образом, действие федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" не будет распространяться на государственные и муниципальные контракты, заключенные до вступления данного федерального закона в силу.
Во избежание судебных споров, возникающих в связи с расторжением государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, а также в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации ими своих полномочий предлагается законодательно урегулировать вопрос расторжения государственных и муниципальных контрактов путем внесения соответствующего изменения в часть 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Смоленской областной Думы от 28 марта 2013 г. N 191 "О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 29 марта 2013 г. N 4 (часть I)