Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Департамента Смоленской области
по образованию, науке и делам молодежи
от 22 августа 2012 г. N 783
Программа
"Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан, желающих принять детей на воспитание в семью"
1. Характеристика программы
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
Название программы - "Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан, желающих принять детей на воспитание в семью".
Составители программы - специалисты СОГБОУ "Центр психолого-медико-сопровождения":
Жарикова Людмила Викторовна - зав. отделом по развитию семейных форм устройства СОГБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения", педагог-психолог
Кутузова Светлана Александровна - главный методист СОГБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения"
Шмигирева Нина Васильевна - зам. директора по УВР СОГБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения"
Консультанты:
Кузьменкова Светлана Николаевна - заслуженный учитель РФ
Волосач Ольга Николаевна - начальник отдела опеки, попечительства и усыновления Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
Паламарчук Елена Михайловна - директор СОГБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения"
Цыпкина Светлана Михайловна - ведущий специалист отдела опеки, попечительства и усыновления Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
2. Пояснительная записка
Актуальность программы
Проблема детей-сирот - одна из самых актуальных в современном обществе. В Смоленской области также как и в других регионах Российской Федерации, традиционная система общественного (интернатного) воспитания детей постепенно заменяется системой семейного воспитания, увеличивается количество семей, принимающих детей-сирот на воспитание.
Тем не менее, нередки случаи возвратов детей из приемных семей в государственные учреждения, что в первую очередь связано с неподготовленностью приемных родителей к новой роли. Опыт показывает, что, к сожалению, далеко не все граждане, изъявившие желание взять в семью на воспитание ребенка-сироту, имеют достаточный образовательный уровень, обладают психолого-педагогической компетентностью и определенными личностными качествами, необходимыми для воспитания такого ребенка. Такие граждане, став, впоследствии, замещающими родителями, не могут выстроить отношения с приемным ребенком, адекватные его индивидуальным особенностям, оптимально выбрать стиль и методы семейного воспитания. Все это приводит к тому, что у приемных детей не формируется привязанность к новым родителям, возникают трудности в общении с членами приемной семьи, конфликты, на этой почве - обострение личностных и поведенческих проблем. Оказавшись перед лицом трудностей, приемные родители вынуждены принимать нежелательное решение - отказаться от ребенка. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости тщательного отбора и подготовки семьи к принятию ребенка-сироты на воспитание. Психолого-педагогическая подготовка кандидатов дает им возможность оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка.
Программа разработана в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного Кодекса, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 275, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423.
Цели программы:
- комплексная подготовка кандидатов в приемные родители к принятию ребенка-сироты на воспитание в семью;
- формирование конструктивных мотивов принятия ребенка-сироты на воспитание.
Задачи программы:
- информирование кандидатов о юридических, медицинских и психолого-педагогических аспектах приема ребенка;
- помощь кандидатам в осознании истинных мотивов принятия ребенка в семью;
- ознакомление с проблемами, которые могут возникнуть с появлением нового члена в семье и путями их решения;
- формирование у кандидатов навыков эффективного семейного общения;
- помощь кандидатам в осознании роли кровной семьи в жизни приемного ребенка;
- формирование навыков эффективного взаимодействия членов приемной семьи со школой, детским садом, со специалистами органа опеки и попечительства и д.р.;
- формирование умений использовать знания, полученные в ходе подготовки для воспитания приемного ребенка;
- помощь кандидатам в осознании своих воспитательских компетенций, личных и семейных ресурсов и ограничений для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- формирование установки у замещающих родителей к сотрудничеству со специалистами различного профиля в процессе воспитания приемных детей;
- формирование у кандидатов в замещающие родители мотивации на совершенствование своих воспитательских компетенций.
Данная программа является образовательной программой и используется для проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
Данная программа может быть рекомендована для обучения граждан, выразивших желание взять под опеку детей, имеющих с ними родственные связи (кровная опека), так как опыт проведения подготовки и сопровождения свидетельствует о необходимости обучения этой категории граждан. Выдаваемый тип документа о прохождении обучения
По окончании курса тренинговых занятий участникам выдается свидетельство о прохождении подготовки в качестве приемного родителя/усыновителя, утвержденное Министерством образования и науки Российской Федерации.
Гражданам может быть отказано в выдаче свидетельства на основании заключения, сделанного специалистами, реализующими программу (в случае освоения гражданами менее 80% программы и в иных случаях по решению специалистов).
Обучение может строиться по основной форме (тренинговые занятия, самостоятельная работа с учетом учебного плана) и в форме дистанционного обучения.
3. Требования к реализации программы
Категория слушателей и их количество
Подготовку по тренинговой программе проходят граждане, выразившие желание стать опекунами/попечителями, приемными родителями, усыновителями, подавших заявление о прохождении подготовки.
Для участия в тренинговых занятиях набирается группа 6-12 человек.
Длительность и периодичность обучения
Форма работы очная, программа рассчитана на 63 часа и включает в себя 11 тренинговых занятий, а также самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. Занятия проводятся в течение 1 месяца по 2 занятия в неделю, продолжительность каждого занятия 3,5-4 часа.
В отдельных случаях возможна очно-заочная форма обучения.
Этапы проведения подготовки кандидатов в опекуны, приемные родители/усыновители
1. Информационные кампании: выступления на областном радио и телевидении; статьи в областных печатных изданиях; изготовление печатной продукции (буклеты, листовки), баннеры.
2. Индивидуальное собеседование, психологическая диагностика кандидатов.
3. Обучение группы по программе подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Тренинговые занятия проводятся 2 раза в неделю в среднем по 3,5-4 часа каждое.
4. Консилиум специалистов по итогам освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
5. Заключение специалистов о возможности гражданина принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на каждого кандидата с указанием рисков и ресурсов семьи либо заключение специалистов об отказе выдачи свидетельства.
6. Итоговое собеседование по результатам обучения кандидатов в опекуны, приемные родители/усыновители.
7. Выдача свидетельств и регистрация свидетельства в журнале учета выдачи свидетельства о прохождении подготовки в качестве опекунов/попечителей, приемных родителей, усыновителей (приложение N 3 к приказу Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 22.08.2012 N 783).
4. Учебный план
NN п/п |
Наименование разделов и темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
|
Тренинговые занятия |
Самостоятельная работа |
|
||
Подготовительный этап |
Индивидуальное собеседование |
1 |
|
- |
структурированное интервью |
Психологическая диагностика |
2 |
|
- |
|
|
Занятие N 1 |
"Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители" |
5,5 |
4,5 |
1 |
домашнее задание |
Занятие N 2 |
"Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей" |
6 |
4 |
2 |
домашнее задание |
Занятие N 3 |
"Потребности детей разного возраста " |
6 |
4 |
2 |
домашнее задание |
Занятие N 4 |
"Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению" |
7 |
4 |
3 |
домашнее задание |
Занятие N 5 |
"Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей" |
6 |
4 |
2 |
домашнее задание |
Занятие N 6 |
"Представление о семье как о развивающейся системе" |
6 |
4 |
2 |
домашнее задание |
Занятие N 7 |
"Адаптация ребенка и приемной семьи" |
5 |
4 |
1 |
домашнее задание |
Занятие N 8 |
"Обеспечение безопасной среды для воспитания ребенка в семье и за её пределами" |
6 |
4 |
2 |
домашнее задание |
Занятие N 9 |
"Основы семейного воспитания" |
6 |
4 |
2 |
домашнее задание |
Занятие N 10 |
"Здоровье приемного ребенка" |
5 |
4 |
1 |
домашнее задание |
Занятие N 11 |
Итоговое занятие (зачет) |
4,5 |
4,5 |
|
|
|
|
|
45 часов |
18 часов |
|
Итого |
63 часа |
5. Обеспечение программы
Средства обеспечения программы
Методическое обеспечение программы - учебно-методическая литература, использование опыта работы:
Программно-методический комплекс НП Центр обучения и исследования проблем детского благосостояния "Наша семья" (составитель -Терновская М.Ф.- г. Москва, 2004);
Материалы для чтения кандидатам в замещающие родители. Методическое пособие. - Смоленск, ЦПМСС, 2010.
Рабочая тетрадь кандидата в приемные родители/усыновители. -Смоленск, ЦПМСС, 2011.
Материальное обеспечение: зал для проведения тренинговых занятий, телевизор, магнитофон, компьютер, мультимедиа установка, флипчарт, канцелярские принадлежности.
Кадровое обеспечение: педагог-психолог, социальный педагог, врач психиатр-нарколог, врач психотерапевт, юрист.
Квалификация специалистов:
- опыт работы с группой;
- владение приемами активного и рефлексивного слушания;
- обладание необходимыми личностными качествами, такими как, толерантность, способность к сопереживанию и установлению доверительных отношений.
Основные принципы и методы реализации программы
Основная форма реализации данной программы - социально-психологический тренинг. Это вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
При групповой работе с замещающими родителями используются следующие принципы и методы:
- информирование (мини-лекция) - это рациональный способ обучения, состоящий в передаче знаний от ведущего к участникам, проводящийся по заявленной на занятии теме. Темы лекций должны соответствовать потребностям и интересам участников тренинга. Мини-лекция может предшествовать практическим упражнениям, может являться основным методом работы ведущего с группой, особенно в случаях выраженного сопротивления со стороны родителей активному взаимодействию с ведущим. Главным в изложении является простота, эмоциональность, наличие живых, ясных примеров обращения к аудитории;
- дискуссия (проведение обсуждения). Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Дискуссия может быть организована с целью выработки у участников группы оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла;
- обратная связь - это анализ знаний, полученных в процессе лекции и передача полученной информации в виде сообщения участникам и ведущим. Одна из главных задач ведущего - создание условий для эффективной обратной связи. Активное использование принципа обратной связи создает в группе обучающихся атмосферу взаимной заботы и дает каждому участнику о том, как его воспринимают другие, что помогает кандидатам развивать свою способность к адекватному восприятию детей-сирот.
Обратная связь является как одним из принципов работы группы, так и методом обучения, необходимым для корректировки стратегии коммуникации. В процессе обучения обратная связь необходима для акцентуации важных моментов воспитания детей-сирот;
- рефлексия - этот принцип тесно связан с принципом обратной связи, так как с помощью рефлексии личность не только получает знания по пониманию самой себя, но и выясняет то, как другие знают и понимают её индивидуальные особенности, эмоции, чувства и когнитивные представления. Рефлексия, как способность личности к концентрации на своих мыслях, необходима кандидатам для самопознания и самоанализа собственных психических состояний, что способствует развитию педагогической и психологической компетентности личности. Процесс групповой рефлексии организуется ведущим в конце каждого занятия;
- ролевая игра - является как методом обучения, так и одной из техник психодрамы. В основе лежит исполнение её участниками различных ролей. Ведущие тренинга предлагают участникам определенные роли, для разыгрывания группе дается конкретная ситуация. Ролевая игра дает уникальную возможность взрослому поставить себя на место ребенка;
- мозговой штурм - это групповой метод обучения является техникой генерации идей. Мозговой штурм может проводиться в двух вариантах:
А: Обучаемая группа работает в полном составе, ведущий записывает на флипчарте идеи, выдвигаемые участниками тренинга, В - обучаемая группа делится на две-три подгруппы, каждой из которых выдаются листы для записи мыслей-идей. Этот метод позволяет психологу изменить темп занятия и эффективно стимулировать процесс обучения;
- скульптура - метод, позволяющий участникам тренинга сконцентрироваться на своих чувствах и наглядно представить себе взаимоотношения партнеров в определенной ситуации;
- домашнее задание - метод обучения и самообучения, также и психодиагностический метод. Домашнее задание дается после каждого занятия, обсуждение выполненного задания обсуждается перед началом следующего. Этот метод позволяет исследовать личностные качества кандидата, определить профессиональную направленность, отношение к процессу обучения и уровень развития чувства ответственности.
7. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу
1. Кандидаты в приемные родители, посетившие не менее 80% занятий, предусмотренных программой, успешно прошедшие курс подготовки, по его завершении должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействие организаций по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка б семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Кандидаты в приемные родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны знать:
- свои права и обязанности как приемных родителей, в отношении ребенка, а также в отношении органа опеки и попечительства, сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях, как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в приемные родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.
<< Назад |
>> 6. Содержание разделов и тем программы |
|
Содержание Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 22 августа 2012 г. N 783 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.