Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. рекомендует правительствам государств-членов пересмотреть их законодательства и практику в соответствии со следующими руководящими принципами:
А. На уровне полиции
1. Служащие полиции должны иметь подготовку, которая позволяла бы им обращаться с потерпевшими сочувственно, конструктивно и ободряюще;
2. Полиция должна информировать потерпевшего о возможностях получения содействия, практической и правовой помощи, компенсации со стороны правонарушителей и компенсации со стороны государства;
3. Потерпевший должен иметь возможности для получения информации о результатах полицейского расследования;
4. В любом докладе судебным органам полиция должна максимально четко и полно указывать обстоятельства, характеризующие вред, нанесенный жизни и здоровью потерпевшего, а также иной вред;
В. В отношении судебного преследования
5. Дискреционное решение* о возбуждении уголовного дела против правонарушителя должно приниматься только после должного рассмотрения вопроса о компенсации потерпевшему, включая любые добровольные действия, предпринятые с этой целью правонарушителем;
6. Потерпевший должен получать информацию об окончательном решении, касающемся возбуждения судебного преследования, если только он не заявит, что не нуждается в такой информации;
7. Потерпевший должен иметь право на ходатайство о пересмотре решения компетентного органа о невозбуждении уголовного дела и право на прямое обращение в суд;
С. Допрос потерпевшего
8. На всех этапах разбирательства допрос потерпевшего должен вестись с учетом его личного положения и уважения его прав и достоинства. Когда это возможно и целесообразно, дети и душевнобольные или инвалиды должны допрашиваться в присутствии их родителей и опекунов или законных представителей;
D. Судебное разбирательство
9. Потерпевший должен быть информирован о:
- дате и месте проведения разбирательства, касающегося преступления, в результате которого он пострадал;
- его возможностях получения возмещения и компенсации в ходе уголовного процесса, правовой помощи и консультаций;
- способах, с помощью которых он может узнать об итогах рассмотрения дела;
10. Суд, рассматривающий уголовные дела, должен иметь право принять решение о компенсации потерпевшему со стороны правонарушителя. Для этого должны быть устранены существующие ограничения или технические препятствия, которые исключают в целом использование такой меры;
11. В законодательстве должно предусматриваться положение, согласно которому компенсация может устанавливаться либо в виде уголовной санкции, либо в виде меры, заменяющей уголовную санкцию, или может назначаться в добавление к уголовной санкции;
12. Вся важная информация, касающаяся вреда здоровью и ущерба, причиненных потерпевшему, должна предоставляться суду, с тем чтобы он мог при вынесении решения о виде наказания и размерах приговора принять во внимание:
- потребности потерпевшего в компенсации;
- любую компенсацию или возмещение со стороны правонарушителя, или любые добровольные действия, предпринятые с этой целью;
13. В случаях, когда перед судом открываются возможности включить сопутствующие финансовые условия в решение об отложенном или отсроченном приговоре, в судебном решении об условно-досрочном освобождении или любой другой мере наказания, большое внимание следует уделять, среди прочих условий, компенсации потерпевшему со стороны правонарушителя;
Е. На стадии исполнения
14. Если компенсация назначается в качестве уголовной санкции, она должна исполняться аналогично исполнению штрафов и иметь преимущественную силу перед другими финансовыми санкциями, примененными к правонарушителю. Во всех других случаях потерпевшему должна оказываться максимальная помощь в получении денег;
F. Защита неприкосновенности частной жизни
15. В информации и политике в отношении связей с общественностью, касающихся расследования и судебного разбирательства преступлений, должна учитываться необходимость защиты потерпевшего от разглашения любых фактов, которые могут неоправданно затронуть частную жизнь или оскорбить достоинство потерпевшего. Если вид преступлений или конкретный статус или личное положение и безопасность потерпевшего обусловливают такую особую защиту, то либо судебное разбирательство до вынесения решения суда должно быть закрытым в камере, либо разглашение или публикация личной информации должны быть ограничены соответствующим образом;
G. Особая защита потерпевшего
16. Когда это представляется необходимым и особенно когда речь идет о борьбе с организованной преступностью, потерпевшему и его семье должна быть обеспечена эффективная защита от запугиваний и возможной мести со стороны преступника;
<< Назад |
Раздел II >> Раздел II |
|
Содержание Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. N R (85) 11 "Комитет министров - государствам-членам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.