15 июня, 23 октября, 18 декабря 2012 г.
Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие молодежной политики в Смоленской области" на 2012 - 2015 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие молодежной политики в Смоленской области" на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30 сентября 2011 г. N 601)
15 июня, 23 октября, 18 декабря 2012 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 18 декабря 2012 г. N 1015 в паспорт настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие молодежной политики в Смоленской области" на 2012 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи |
Разработчик Программы |
Департамент спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области |
Цель и задачи Программы |
цель Программы - создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Смоленской области. Задачи Программы: - повышение эффективности реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Смоленской области; - совершенствование системы по выявлению, отбору и обучению молодежных лидеров; - организация участия молодежи Смоленской области во всероссийских, межрегиональных и международных мероприятиях и проектах |
Целевые показатели Программы |
- увеличение доли молодых людей, участвующих в мероприятиях, способствующих успешной социализации и эффективной самореализации, в общем количестве молодежи на 8% по отношению к аналогичному показателю 2011 года; - увеличение к 2015 году численности молодежи, охваченной мероприятиями молодежной политики в муниципальных образованиях Смоленской области, на 40% по отношению к аналогичному показателю 2011 года; - увеличение численности молодежи, охваченной мероприятиями по выявлению, отбору и обучению молодежных лидеров, на 40% по отношению к аналогичному показателю 2011 года; - увеличение численности молодежи Смоленской области, принявшей участие во всероссийских, межрегиональных и международных мероприятиях и проектах: выставках, конкурсах, фестивалях, акциях, лагерях и сборах, на 45% по отношению к аналогичному показателю 2011 года |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012-2015 годы |
Объем и источник финансирования Программы |
объем финансирования Программы составляет 13,58 млн. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета |
Постановлением Администрации Смоленской области от 23 октября 2012 г. N 801 в раздел 1 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
Изменения в части, касающейся 2013, 2014 и 2015 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г., 1 января 2014 г. и 1 января 2015 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р (далее - Стратегия), целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития.
Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Достижение поставленной цели осуществляется путем развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в социальную, культурную, трудовую и экономическую деятельность с помощью приоритетных направлений реализации молодежной политики: создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи; вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирования о потенциальных возможностях развития; создания условий для выявления, обучения и поощрения молодых лидеров и талантливой молодежи.
Построение демократического общества с социально ориентированной экономикой невозможно без нравственного и духовного развития молодежи, формирования у молодого поколения таких качеств, как патриотизм, профессионализм и ответственность, освоения молодежью культурного опыта и достижений мировой науки. Реализация этих целей предполагает активное привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации молодежной политики. Необходимо создавать условия для расширения возможностей молодых людей в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха независимо от их материального благосостояния и социального положения.
Реализация отмеченных в Стратегии приоритетных направлений государственной молодежной политики связана с положением молодежи и тенденциями, характерными для молодежной среды как на уровне страны в целом, так и на уровне региона. Молодежь является важным стратегическим ресурсом общественно-политического, социально-экономического развития региона. Поэтому исключительно важным является создание условий для активного проявления созидательного потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни посредством взаимодействия с органами исполнительной власти, администрациями муниципальных образований.
Стратегия развития Смоленской области строится на инвестициях, в первую очередь, в отрасль экономики, специфика экономического развития Смоленской области ориентирована на инновационную экономику через реализацию масштабных проектов. В связи с этим возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития Смоленской области. Для реализации масштабных инвестиционных региональных проектов требуются успешные профессиональные кадры, для самого региона - граждане, которые соотносят перспективу личного развития с перспективами развития Смоленской области.
Данные потребности региона могут быть решены посредством молодежной политики через создание условий по обеспечению доступности мероприятий молодежной политики, в основе которых лежат следующие принципы:
- внедрение новых технологий работы с молодежью;
- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
- развитие кадрового потенциала;
- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
- информирование населения о направлениях молодежной политики.
Молодежная политика в России формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц.
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования, науки и молодежной политики на территории Смоленской области.
В Смоленской области функционируют два областных государственных учреждения по работе с молодежью:
абзац шестнадцатый утратил силу;
См. текст абзаца шестнадцатого раздела 1
- государственное казенное учреждение "Смоленский областной центр героико-патриотического воспитания и социальной помощи молодежи "Долг";
- смоленское областное государственное бюджетное учреждение культуры "Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова".
С 2009 года в Смоленской области произошел рост числа молодежи на 2% (с 246 179 человек в 2009 году до 251 636 молодых людей в 2010 году). Категория молодежи составляет 25,6% от общей численности населения.
Меры, принятые органами исполнительной власти Смоленской области в рамках реализации долгосрочных областных целевых программ "Молодежь Смоленщины" на 2009-2011 годы и "Героико-патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2009-2011 годы, создали базу для решения задач, направленных на усиление роли молодежи в социально-экономическом развитии Смоленской области. Реализация мероприятий указанных программ с использованием новых форм, методов и технологий работы с молодежью позволила обеспечить активное вовлечение молодых смолян в социальную практику, в общественную жизнь региона и страны.
Особое внимание при реализации молодежной политики уделялось изучению общественного мнения молодежи. По данным социологического исследования, проведенного в 2010 году, удовлетворенность уровнем жизни у молодежи имеет средний показатель (74% молодых людей полностью или частично удовлетворены своим уровнем жизни).
Наиболее важными проблемами Смоленской области респонденты считают следующие: отсутствие возможности подработать/заработать (45%), распространение наркомании, алкоголизма (41%), ухудшение экологии (36%), неопределенность будущего (25%), необходимость отстаивать свои права и интересы (24%), отсутствие мест для досуга (15%) и взаимоотношения с родителями (14%).
Жизненные планы у современной молодежи в ближайшей перспективе следующие: добиться материального благополучия (50%), получить хорошее образование (46%), встретить любимого человека и создать семью (40%), получить хорошую высокооплачиваемую работу (48%) и решить проблему жилья (32%).
Изучение общественного мнения позволило развить новые направления молодежной политики.
С 2009 года в Смоленской области формируется система выявления, отбора и обучения молодых лидеров через систему профильных лагерей:
- профильная смена талантливой молодежи "Архитектура таланта" для подростков в возрасте 15-17 лет;
- областной открытый молодежный форум в формате палаточного лагеря "СМОЛА" - широкомасштабная площадка интеграции молодых людей, интересующихся политикой, экономикой, инновациями, общественными кампаниями и гражданскими инициативами, для молодежи в возрасте 18-30 лет.
В целях поддержки молодых лидеров в 2009 году учреждена молодежная премия Администрации Смоленской области победителю областного конкурса "Будущее Смоленщины", которая ежегодно вручается молодым талантливым жителям Смоленской области в 9 номинациях.
К 2011 году в Смоленской области сформирована система молодежных консультационно-совещательных структур, способствующих повышению уровня гражданственности молодых людей и включению молодежи в принятие политических решений, являющихся основой формирования перспективного резерва управленческих кадров Смоленской области.
На региональном уровне молодежное самоуправление Смоленской области представлено следующими структурами:
- Молодежная администрация Смоленской области;
- Молодежный парламент при Смоленской областной Думе;
- Молодежная Общественная палата;
- Совет молодежных консультационно-совещательных структур муниципальных образований Смоленской области.
Во всех муниципальных образованиях Смоленской области организована работа молодежных консультационно-совещательных структур, являющихся основой формирования перспективного резерва управленческих кадров и эффективным механизмом закрепления молодежи в регионе и муниципалитетах. Общая численность представителей молодежных консультационно-совещательных структур в Смоленской области в 2011 году составила 416 человек.
В процессе реализации молодежной политики важным направлением является интеграция молодежи Смоленской области в единое российское и мировое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Ежегодно за счет средств областного бюджета более 400 молодых жителей Смоленской области принимают участие в межрегиональных и международных мероприятиях и проектах.
К вопросам местного значения поселений отнесены организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, к вопросам местного значения муниципального района - организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью, к вопросам местного значения городского округа - организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе, к вопросам регионального ведения - осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью. Тем самым определены основные направления деятельности в сфере молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях.
В 2011 году на муниципальном уровне в сфере молодежной политики Смоленской области работает 38 специалистов. В трех муниципальных образованиях (муниципальных районах, городских округах) Смоленской области созданы и работают самостоятельные органы по делам молодежи (отделы), входящие в структуру администраций муниципальных образований, в двух - отделы по образованию и молодежной политике, в пяти - введена должность специалиста по делам молодежи при администрации муниципального образования, в шести - должность специалиста по делам молодежи входит в структуру отделов по образованию, в большинстве муниципальных образований Смоленской области должность специалиста включена в состав смежных структур (отделы по культуре, спорту и т.п.). В Краснинском районе функции по реализации молодежной политики переданы муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Центр воспитательной работы и детского творчества".
Анализ качественного состава кадрового потенциала сферы молодежной политики органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области указывает также на ряд проблем: недостаточный уровень профессиональной компетенции и проектной деятельности, нехватка специальных знаний. Решение проблем в этой сфере должно осуществляться путем совершенствования системы формирования и развития кадрового потенциала молодежной политики Смоленской области; организации мер, направленных на повышение квалификации специалистов сферы молодежной политики; продолжения предметной профориентационной работы по выявлению, обучению и дальнейшему продвижению молодежных лидеров для формирования резерва кадров для молодежной политики.
В большинстве муниципальных районов Смоленской области в течение 2009 - 2011 годов приняты муниципальные целевые программы или планы основных мероприятий по реализации молодежной политики, что позволяет ежегодно увеличивать финансирование сферы молодежной политики для ее динамичного развития. Постепенно происходит "децентрализация" отрасли - акцент ставится на развитие муниципальной молодежной политики.
Так, в пяти муниципальных образованиях Смоленской области (город Смоленск, муниципальное образование "Сафоновский район" Смоленской области, муниципальное образование "Хиславичский район" Смоленской области, муниципальное образование "Шумячский район" Смоленской области и муниципальное образование "Ярцевский район" Смоленской области) в 2010 году реализовывались долгосрочные целевые программы по основным направлениям молодежной политики. Общий объем финансирования указанных районных целевых программ в 2010 году составил 3 316,7 тыс. рублей.
В 15 муниципальных образованиях Смоленской области реализуются программа "Детство", комплексные программы по молодежной политике, комплексные меры по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и в молодежной среде (общий объем финансирования в 2010 году составил 2 551,7 тыс. рублей).
В 4 муниципальных образованиях Смоленской области в 2010 году реализовывались долгосрочные целевые программы по патриотическому воспитанию граждан (Духовщинский, Угранский, Хиславичский и Холм-Жирковский районы) с общим объемом финансирования 525 тыс. рублей.
В 9 муниципальных образованиях Смоленской области приняты и реализуются целевые программы по направлениям государственной молодежной политики, в которых выделены блоки по героико-патриотическому воспитанию граждан. В рамках данных целевых программ финансирование мероприятий в 2010 году составило 1 615,8 тыс. рублей.
При этом недостаточное финансирование сферы молодежной политики на уровне муниципальных образований Смоленской области не позволяет вовлечь в мероприятия достаточное количество молодых граждан, на должном уровне пропагандировать активную жизненную позицию среди молодежи.
В ходе реализации долгосрочных областных целевых программ "Молодежь Смоленщины" на 2009-2011 годы и "Героико-патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2009-2011 годы и анализа реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Смоленской области выявлен ряд дефицитов отрасли:
- направленность отрасли в основном на поддержку творчески одаренной молодежи, проведение мероприятий с их участием (концерты, конкурсы, олимпиады и т.п.);
- низкий уровень организации работы с сельской молодежью (небольшой охват сельской молодежи при проведении мероприятий, низкий уровень информированности);
- недостаточный уровень проектной деятельности в молодежной среде;
- узкий спектр системных направлений, (особенно в сельской местности), что ограничивает количество молодежи, включенной в проекты отрасли;
- слаборазвитая инфраструктура, необходимая для создания условий, обеспечивающих доступность участия молодежи в мероприятиях сферы молодежной политики.
В целях устранения данных дефицитов разработана Программа, реализация которой является важной составной частью социально-экономической политики, проводимой Администрацией Смоленской области.
Применение программно-целевого метода в процессе реализации Программы позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию молодежной политики в Смоленской области;
- разработать и внедрить инновационные технологии решения актуальных проблем молодежи при активном ее участии;
- создать условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной молодежной политики;
- повысить уровень профессиональной компетенции специалистов сферы молодежной политики;
- интегрировать молодежь Смоленской области в единое российское и мировое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Таким образом будут созданы условия для дальнейшего развития сферы государственной молодежной политики и обеспечения увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие Смоленщины.
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Цель Программы - создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Смоленской области.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- повышение эффективности реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Смоленской области;
- совершенствование системы по выявлению, отбору и обучению молодежных лидеров;
- организация участия молодежи Смоленской области во всероссийских, межрегиональных и международных мероприятиях и проектах.
Сроки реализации Программы - 2012 - 2015 годы.
Целевые показатели Программы представлены в таблице.
Таблица
N п/п |
Целевой показатель |
Базовое значение на 2011 год |
Выражение в процентах по отношению к аналогичному показателю 2011 года |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
- Увеличение доли молодых людей, участвующих в мероприятиях, способствующих успешной социализации и эффективной самореализации, в общем количестве молодежи на 8% по отношению к аналогичному показателю 2011 года |
15% |
17 |
19 |
21 |
23 |
2. |
Увеличение к 2015 году численности молодежи, охваченной мероприятиями молодежной политики в муниципальных образованиях Смоленской области, на 40% по отношению к аналогичному показателю 2011 года |
18 000 человек |
10 |
20 |
30 |
40 |
3. |
- Увеличение численности молодежи, охваченной мероприятиями по выявлению, отбору и обучению молодежных лидеров, на 40% по отношению к аналогичному показателю 2011 года |
950 человек |
12 |
20 |
30 |
40 |
4. |
Увеличение численности молодежи Смоленской области, принявшей участие во всероссийских, межрегиональных и международных мероприятиях и проектах: выставках, конкурсах, фестивалях, акциях, лагерях и сборах, на 45% по отношению к аналогичному показателю 2011 года |
400 человек |
10 |
20 |
30 |
45 |
Источником информации о целевых показателях будут являться официальные отчеты исполнителей мероприятий Программы о их проведении.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий содержится в приложении к Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 18 декабря 2012 г. N 1015 в раздел 4 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования Программы составляет - 13,58 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 3,4 млн. рублей;
2013 год - 3,58 млн. рублей;
2014 год - 8,7 млн. рублей;
2015 год - 2,8 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Программы.
5. Механизм реализации Программы
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по субъектам, объектам, ресурсам и срокам мероприятий, реализация которых призвана обеспечить достижение планируемых результатов.
Реализация программных мероприятий осуществляется посредством:
- предоставления за счет средств областного бюджета на конкурсной основе субсидий муниципальным образованиям Смоленской области;
- размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предоставление субсидий, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
Заказчик Программы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Заказчик Программы осуществляет сбор и систематизацию информации по реализации программных мероприятий, представляет отчеты о ходе реализации Программы в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере экономики.
Перечень программных мероприятий не является исчерпывающим и может изменяться, уточняться и дополняться. Изменения, вносимые в перечень программных мероприятий, оформляются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 18 декабря 2012 г. N 1015 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие молодежной политики
в Смоленской области"
на 2012 - 2015 годы
(в редакции постановления
Администрации Смоленской области
от 23 октября 2012 г. N 801)
Перечень программных мероприятий
15 июня, 23 октября, 18 декабря 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 30 сентября 2011 г. N 601 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие молодежной политики в Смоленской области" на 2012 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 8 ноября 2011 г. N 10 (часть III)
Постановлением Администрации Смоленской области от 31 января 2014 г. N 27 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 25 декабря 2013 г. N 1091
Постановление Администрации Смоленской области от 30 октября 2013 г. N 865
Постановление Администрации Смоленской области от 23 мая 2013 г. N 417
Постановление Администрации Смоленской области от 18 декабря 2012 г. N 1015
Постановление Администрации Смоленской области от 23 октября 2012 г. N 801
Изменения в части, касающейся 2013, 2014 и 2015 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г., 1 января 2014 г. и 1 января 2015 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление Администрации Смоленской области от 15 июня 2012 г. N 343