Вопрос: Можно ли воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ, если заключить , гражданско-правовой договор на тушение лесных пожаров?
Название договора не определяет его содержание. Арбитражные суды и налоговые органы руководствуются принципом "приоритета содержания договора над его наименованием (формой)".
Если толковать прямо условия заключенных договоров в соответствии с их действительным смыслом, то на арендатора возлагаются обязанности по тушению лесных пожаров.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В силу ст. 51-53 Лесного кодекса РФ охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных ст. 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иными федеральными законами.
На лесных участках, предоставленных в аренду, меры пожарной безопасности (противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а так же формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Методика распределения между субъектами РФ субвенций из федерального Фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838.
Из буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных государственных бюджетных и автономных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, которые подведомственны федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов (ст. 53.8 Лесного кодекса РФ).
Следовательно, условия п. 1.1 договора являются недействительными в силу его ничтожности на основании ст. 168, 180, 422 Гражданского кодекса РФ, ст. 9, 51, 52, 53, 53.8 Лесного кодекса РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса РФ", ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 64 "О пожарной безопасности", пп. 3, 4, 5, 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если все-таки стороны будут исполнять договор, следовательно, риск наступления негативных последствий возлагается на них.
Налоговые последствия по применению подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ таковы.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.
Пунктом 6 комментируемой статьи определено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (в ред. от 31.10.2009 N 875).
С учетом изложенного организации, осуществляющие проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров, а также привлекаемые на выполнение данных работ (оказание услуг), вправе применять по этим работам налоговое освобождение только при наличии у них лицензии на данный вид деятельности.
ФНС РФ в письме от 19.11.2009 N ШС-22-3/877@ рассмотрела порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг) по тушению лесных пожаров и сообщает, что ранее письмом от 05.11.2008 N 3-1-07/588 в адрес Рослесхоза сообщалось о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, при отсутствии лицензии вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ, выполняя требования п. 4 ст. 149 НК РФ.
Данное разъяснение ФНС России основывается на законодательной норме, предусмотренной подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.
Тушение лесных пожаров на основании ст. 53.4 Лесного кодекса РФ, а также на основании подп. "д" п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, является индивидуальной мерой пожарной безопасности в лесах и включает в себя:
- обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
- доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
- локализацию лесного пожара;
- ликвидацию лесного пожара;
- наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
- предотвращение возобновления лесного пожара.
На иные меры пожарной безопасности в лесах, предусмотренные п. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, не приведенные в ст. 149 НК РФ, льготы по НДС не предусмотрены.
Данное разъяснение согласовано с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 03.11.2009 N 03-07-15/155).
Работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов (ст. 53.8 Лесного кодекса РФ).
Вами заключены договоры на выделение сил и средств для выполнения работ по тушению лесных пожаров, а не на тушение лесных пожаров.
Считаем, что выполнение вами условий данного договора будет являться реализацией услуг, облагаемой НДС.
Кроме того, в п. 2 ст. 53.8 Лесного кодекса, РФ прописан порядок заключения договоров в случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государственные учреждения. Органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд".
Не запрещено привлекать добровольных пожарных.
аудиторы ЗАО "Аудит-Центр" | Л.А. Скибина |
О.И. Языкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Можно ли воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ, если заключить гражданско-правовой договор на тушение лесных пожаров?
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", сентябрь 2012 г., N 9(153)