Целевая государственная программа "Информационное общество" набирает обороты.
В октябре 2010 года Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа "Информационное общество (2011-2020 годы)".
В настоящее время на основании единой информационной базы ФНС России функционируют более двадцати электронных сервисов, которые позволяют получить целый ряд услуг, не посещая налоговую инспекцию. Все электронные сервисы интегрируются в электронное правительство Российской Федерации, их количество постоянно увеличивается, а функциональные возможности совершенствуются. Это позволяет налоговой службе развиваться как сервисной организации в полном смысле этого слова.
С перечнем действующих электронных сервисов можно ознакомиться на главной странице Интернет-сайта ФНС России fwww.nalog.ru и Интернет-сайта УФНС России по Хабаровскому краю (www.r27.nalog.ru).
Подробные пояснения о порядке работы с электронными сервисами представлены в разделе "Справка", размещенном в поле каждого отдельного сервиса.
1. Сервис "Узнай адрес ИФНС"
Этот сервис позволяет определить инспекцию ФНС России (ее номер, адрес и телефон), соответствующую заданному адресу места проживания налогоплательщика.
2. Сервис "Узнай свой ИНН"
Данный сервис позволяет узнать свой ИНН, а также узнать ИНН физического лица.
Для того чтобы узнать свой ИНН, необходимо заполнить форму запроса о наличии постановки на учет с присвоением ИНН, отправить запрос; если Вы стоите на учете в налоговых органах с присвоением ИНН, Ваш ИНН появится в строке результата.
Для того чтобы узнать ИНН физического лица, необходимо заполнить форму запроса на получение информации об ИНН физического лица, отправить запрос; информация о наличии ИНН у физического лица, в отношении которого был направлен запрос, будет отражена в строке результата; обратиться в инспекцию за получением информации об ИНН физического лица.
При обращении в инспекцию за получением информации об ИНН физического лица необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия Вашего представителя (если Вы поручили получить запрашиваемую информацию другому лицу), а также документ, подтверждающий уплату госпошлины. Для органов государственной власти документ, подтверждающий оплату, не требуется.
3. Сервис "Уплата госпошлины"
Этот сервис позволяет автоматически сформировать платежный документ для уплаты различных видов госпошлины, администрируемых ФНС России. Выбрав с помощью сервиса код ИФНС и ОКАТО, необходимо ввести свои данные, а также из перечня вид соответствующей госпошлины. Программа автоматически сформирует платежный документ и выведет его на экран для последующей печати.
4. Сервис "Заполнить платежное поручение" предоставляет возможность автоматически формировать (заполнять) платежное поручение как для наличного, так и безналичного платежа в бюджет. Воспользоваться данным сервисом может как физическое, так и юридическое лицо. Следует ввести адрес, выбрать нужные варианты в полях "Вид платежа", "Группа налогов", "Налог", "Статус лица, оформившего расчетный документ" и "Основание платежа". Программа автоматически заполнит такие реквизиты получателя платежа, как ИНН, КПП, БИК, номер счета и наименование кредитной организации получателя, сформирует платежный документ и выведет его на экран в удобном формате.
5. Сервис "Обращение в УФНС (ИФНС) России" предоставляет возможность для обращений физических и юридических лиц в Инспекции и Управление ФНС России по Хабаровскому краю. Ответ на обращение, подлежащее рассмотрению, направляется в письменном виде на почтовый адрес, указанный в обращении.
6. Сервис "Подача заявления физического лица о постановке на учет" позволяет заполнить заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации; зарегистрировать и отправить в налоговый орган заполненное заявление; получать информацию о состоянии обработки заявления в налоговом органе на сайте и по адресу электронной почты (если Вы укажете его в заявлении в разделе "Контактные данные заявителя"); распечатать заполненное заявление.
Получить Свидетельство о постановке на учет можно только при личном посещении Вами или Вашим законным или уполномоченным представителем налогового органа по месту Вашего жительства (по месту пребывания - при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации).
В случае невозможности посещения налогового органа Заявление о постановке на учет физического лица в налоговый орган по месту жительства (по месту пребывания - при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации) можно направить по почте с уведомлением о вручении. При этом к Заявлению о постановке на учет должна быть приложена заверенная в установленном порядке копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего регистрацию по месту жительства.
7. Сервис "Проверь себя и контрагента" ("Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес?")
Этот сервис создан в целях информирования участников гражданского оборота о представлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице. Регулярно обновляемый ресурс позволяет заинтересованным лицам, участникам и руководителям организаций отслеживать попытки несанкционированного изменения реестра - смены местонахождения, директора, названия и т.д.
Указанная информация может быть использована для пресечения неправомерного внесения изменений в сведения о юридических лицах, а также для обеспечения возможности принятия обеспечительных мер при угрозе "рейдерских" захватов.
Данный сервис позволяет также проверить, не зарегистрирована ли потенциальная организация-контрагент по так называемому адресу "массовой регистрации", не входят ли в состав ее исполнительных органов дисквалифицированные лица.
ФНС России совместно с журналом "Вестник государственной регистрации" предоставляет очень востребованную услугу - поисковую систему "Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала. о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поиск проводится по всем номерам журнала)
Еще одна услуга - он-лайн проверка по базе всех номеров журнала сведений о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Задаются реквизиты ОГРН или ИНН юридического лица.
База обновляется еженедельно по мере выхода журнала. Право регистрирующего органа исключать такие лица из реестра предусмотрено действующим законодательством. В течение трех месяцев с даты публикации само исключаемое лицо или третьи лица, права которых затрагиваются при осуществлении данной процедуры, могут обратиться в регистрирующий орган с соответствующим обоснованным заявлением, и в таком случае ФНС прекращает процедуру исключения юридического лица из реестра.
Данные поисковые системы указанного сервиса позволяют любому заинтересованному лицу не только оперативно узнавать достоверную и актуальную информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств, исполнителе госконтракта, но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ним изменения и как следствие - минимизировать риски, а также возможные потери. Информация сервиса "Проверь себя и контрагента" обновляется еженедельно.
8. Сервис "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами"
Не секрет, что мнения налогового органа и налогоплательщика не всегда совпадают, и налогоплательщик зачастую апеллирует в высшую инстанцию за подтверждением своей правоты. Естественно, на отправку запроса и получение ответа уходит время. Вышеуказанный сервис позволяет налогоплательщикам сверить позицию своего налогового органа по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, заполнения налоговых деклараций, прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочий налоговых органов и их должностных лиц с официальной позицией Федеральной налоговой службы, согласованной с Минфином России.
9. Сервис "Узнай свою задолженность" хорошо знаком налогоплательщикам еще с 2010 года. Ранее он назывался "Личный кабинет налогоплательщика". Этот сервис предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц - граждан РФ), сформировать и распечатать платежный документ (извещение) по форме N ПД (налог), а с июня текущего года и оплатить задолженность с помощью он-лайн сервисов банков-партнеров. В настоящее время соответствующие договоры с ФНС России заключили Сбербанк, Газпромбанк, Банк КИВИ и другие. Список этих банков постоянно расширяется. Оплата задолженности по налогам через Интернет осуществляется без комиссий. Обращаем также Ваше внимание на то, что сведения, полученные с использованием данного сервиса, не составляют налоговую тайну.
10. Сервис "Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП"
С помощью этого сервиса Федеральная налоговая служба представляет открытые и общедоступные сведения обо всех зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственных реестрах (за исключением паспортных данных физических лиц, места жительства индивидуального предпринимателя), через Интернет, посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России, содержащим открытые и общедоступные сведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
11. "Получение выписки из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП через Интернет"
Данный сервис предоставляет возможность получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в виде выписки (электронной либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет.
На данном этапе выписки по запросу через Интернет предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только о самих себе.
Заявителями для получения выписки по запросу через Интернет могут быть следующие физические лица:
- лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица (получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении данного юридического лица);
- индивидуальные предприниматели (получение выписки из ЕГРИП в отношении самого себя);
- главы крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) (получение выписки из ЕГРИП в отношении КФХ, главой которого он является).
Указанные физические лица обязательно должны иметь сертификат ключа подписи (СКП) (сертификат CryptoPro), выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России, который необходимо указать (выбрать) при переходе в режим "Получение выписки".
12. Сервис "Подача электронных документов на государственную регистрацию" позволяет юридическим и физическим лицам, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, направить документы для государственной регистрации в электронном виде через сеть Интернет.
13. Сервис "Интерактивная карта Управлений ФНС России по субъектам РФ"
Карта позволяет найти нужное Управление ФНС России по субъекту РФ и перейти на его сайт.
14. Сервис "Форум сайта ФНС России"
Форум предназначен для того, чтобы пользователи могли найти ответ на свой вопрос, публиковали на нем ответ на вопрос, интересный многим. Форум - это обмен знаниями, навыками, опытом.
15. Сервис "Анкетирование"
С помощью этого сервиса предлагается оценить работу налоговых органов.
16. Сервис "Вакансии"
Сервис предназначен для информирования о вакансиях ФНС России.
17. Сервис "Нормативные и методические материалы ФНС России" позволяет ознакомиться с вышеуказанными документами.
18. Сервис "Почтовая рассылка сайта" позволяет получать обновления с сайта ФНС России из интересующей пользователя рубрики.
19. Сервис "Программные средства для юридических и физических лиц" позволяет воспользоваться бесплатными программными продуктами, разработанными для налогоплательщиков.
20. Сервис "Федеральная информационная адресная система" позволяет получить достоверную единообразную общедоступную структурированную адресную информацию на территории Российской Федерации, доступную для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Система разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1011-р.
21. Сервис "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде" работает в режиме пилотного проекта по эксплуатации программного обеспечения для представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через Интернет-сайт ФНС России.
Налогоплательщики имеют возможность принять участие в пилотном проекте: представить налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через официальный сайт Федеральной налоговой службы в сети Интернет.
Чтобы воспользоваться данным Интернет-сервисом, необходимо выполнение ряда технических условий. Поэтому предварительно внимательно ознакомьтесь с Порядком представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде че-рез Интернет-сайт ФНС России.
Если у налогоплательщика есть действующий ключ электронной подписи (ЭП), ему нужно обратиться в удостоверяющий центр, выдавший ключ, попросить обеспечить ему возможность представлять указанные документы через сайт Службы. Налогоплательщика зарегистрируют и выдадут ему код абонента для работы с Интернет-сервисом. После этого он может направлять налоговую и бухгалтерскую отчетность через сайт ФНС России.
Если у налогоплательщика нет ЭП, ему следует получить его в удостоверяющем центре.
Лицо может направлять отчетность, находясь в любом месте, имеющем подключение к Интернету. При этом используется программа "Налогоплательщик ЮЛ", которую можно получить.
22. В настоящее время на базе сервиса, ранее называвшегося "Личный кабинет налогоплательщика", открыт новый сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", позволяющий налогоплательщику получать актуальную информацию не только о задолженности по налогам перед бюджетом, но и о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, контролировать состояние расчетов с бюджетом, самостоятельно формировать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, получать налоговые уведомления в электронном виде, оплачивать налоги. С помощью этого сервиса, не выходя из офиса, из квартиры, из машины, по дороге домой или на отдыхе физические лица могут, к примеру, установить свой имущественный ценз. Увидеть, что известно в налоговых органах о числящихся за ними машинах, земельных участках, дачах, квартирах, гаражах, на основе каких данных рассчитываются налоги и насколько они соответствуют действительности. Если эти данные ошибочные и свою машину вы 5 лет назад продали, а квартиру не покупали, но почему-то они за вами значатся, то эту ошибку можно тут же исправить, связавшись с налоговиками по электронной почте.
Для получения регистрационной карты и доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России с заявлением, паспортом и свидетельством о присвоении ИНН. В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн-заявления на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке.
Необходимо отметить еще одно преимущество указанного сервиса ФНС России. Начисляя налоги физическим лицам и направляя налоговые уведомления налогоплательщикам, налоговая служба является пользователем сведений, предоставленных соответствующими регистрирующими органами: Росреестр, ЗАГС, ГИБДД и др. Сегодня около 15 ведомств передают данные о налогоплательщиках налоговой службе, и эти данные зачастую требуют уточнения. ФНС России уже проведена большая работа по выявлению недостоверной информации. В борьбе с "грязными" данными (так в ФНС называют неточную информацию о налогоплательщиках, поступившую из других ведомств) отводится важная роль "обратной связи" с гражданами, которые могут помочь выявить недостоверную информацию и принять комплекс мер по ее оперативному исправлению.
Считаем запуск этой услуги большим шагом навстречу налогоплательщикам. Дальнейшее его совершенствование позволит полностью исключить для налогоплательщиков-физических лиц необходимость лично посещать налоговую инспекцию.
Вышеперечисленные электронные сервисы с доступом в единой виртуальной точке www.nalog.ru (www.r27.nalog.ru) - это результат создания автоматизированной системы услуг, предоставляемых налогоплательщикам Федеральной налоговой службой в настоящее время. Но электронные сервисы постоянно совершенствуются, количество их увеличивается.
Сейчас налоговая служба ведет активную работу по созданию "Личного кабинета налогоплательщика для юридических лиц". Внедрение предлагаемого проекта в структуру ФНС России повысит собираемость налоговых платежей, создав из налоговой службы открытое, мобильное, отвечающее стандартам мирового уровня ведомство.
Рекомендуем жителям Хабаровского края активнее пользоваться электронными сервисами Федеральной налоговой службы. Ведь что-то новое появляется, развивается и совершенствуется только тогда, когда это востребовано многими.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 5 февраля 2013 г. N 14-28/02131 "ФНС России развивает электронные сервисы"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", февраль 2013 г., N 2(158)