Налогоплательщики (организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате налогов) имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы - Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы.
Информация - это сведения о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также сведения о формах налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Информация должна быть предоставлена в документальной форме.
Для отдельных категорий налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Также не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налогоплательщики вправе как использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, так, и отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Изменение установленного срока уплаты налога допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок.
Налогоплательщики вправе получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока" уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ (ст. 64 НК РФ).
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщиков по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 78 Налогового кодекса РФ). Указанное правило также распространяется в отношении зачета или возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм пеней и штрафов.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу случае излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченных налога, пеней, штрафов не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (как правило, выносится в течение пяти дней).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченных налога, пеней, штрафов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченных налога, пеней, штрафов производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. А исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Налогоплательщики вправе представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, действующих на основании доверенности, закона либо учредительных документов организации.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Налогоплательщик вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения в письменной форме с указанием ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) по исчислению и уплате налогов.
В целях налогового контроля налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.
Налогоплательщик вправе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
Копия решения налогового органа по результатам налоговой проверки и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения налогоплательщиком либо его представителем.
Налогоплательщик вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (при постановке на учет, проведении налоговых проверок, при взыскании налоговых недоимок и санкций и т.д.).
Налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты, приказы, инструкции, акты налоговых проверок и т.п. и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, или в суд, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
Налогоплательщик вправе требовать соблюдения налоговой тайны.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением данных об ИНН, сведений, разглашенных самим налогоплательщиком, и других, указанных в ст. 102 НК РФ.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Требования соблюдать налоговую тайну могут быть (заявлены налогоплательщиком в любой момент и в любой форме (устно или в специальном письме, в ходе проведения налоговой проверки и перед её началом и т.п.).
Налогоплательщик вправе требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, обратившись в налоговый орган или в его вышестоящий орган либо в суд-Перечень прав налогоплательщиков, указанный в ст. 21 НК РФ, неполный. Налогоплательщики также вправе:
- в установленных случаях и в установленном порядке переходить на условия специального налогового режима (ст. 18 Налогового кодекса РФ);
- самостоятельно исчислять сумму налогов (ст. 52 Налогового кодекса РФ);
- ходатайствовать о списании безнадежных долгов по налогам (ст. 59 Налогового кодекса РФ);
- передавать имущество в залог для обеспечения обязанности по уплате налогов (ст. 73 Налогового кодекса РФ);
- выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 Налогового кодекса РФ);
- запрещать доступ в жилые помещения помимо воли проживающих там физических лиц (ст. 91 Налогового кодекса РФ);
- требовать учета обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение либо смягчающих его ответственность (ст. 109, 111, 112 Налогового кодекса РФ);
- требовать применения правил о давности привлечения к ответственности или о сроке давности взыскания налоговых санкций (ст. 114, 115 Налогового кодекса РФ);
- осуществлять другие права, предусмотренные как в НК РФ, так и в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 20 октября 2011 г. N 07-79/22110 "Права налогоплательщиков"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", ноябрь 2011 г., N 11 (143)