Вопрос: В каких случаях затраты по оплате пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя следует относить на расходы по обычным видам деятельности и на прочие расходы, если сотрудники заняты в основной деятельности организации?
На основании ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работника работодатель выплачивает ему пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. С 1 января 2011 г. согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) пособие выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности - за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. В письме Минфина от 21.03.2011 N 03-03-06/1/156 указано, что соответствии с п. 48.1 ст. 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя. Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и порядок включения определенных расходов в состав этих расходов установлен ст. 264 НК РФ. Следовательно, отнесение расходов организации к прочим является обоснованным только для целей налогообложения прибыли.
В бухгалтерском учете правила формирования информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами, устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N ЗЗн (далее - ПБУ 10/99).
Так, расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99).
Обращаем внимание, что подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в соответствии с которым расходы работодателя по оплате за счет собственных средств первых двух дней временной нетрудоспособности работника включаются в прочие расходы и которым был дополнен п. 1 ст. 264 НК РФ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Поэтому в письме Минфина РФ от 06.05.2005 N 07-05-06/132 указано, что в бухгалтерском учете расходы по выплате за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности работникам организации, занятым изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг, следует включать в затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. В бухгалтерском учете указанные суммы отражаются как прочие затраты на тех счетах учета затрат на производство (расходов на продажу), на которые отнесены затраты по оплате труда работников, получающих пособие по временной нетрудоспособности.
Таким образом, при начислении пособия по временной нетрудоспособности сотрудников в бухгалтерском учете следует произвести следующие записи:
Дебет счета 20 (23, 25, 26, 44) Кредит счета 70 - отражено начисление пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам за счет средств работодателя (с 01.01.2011 - за первые 3 дня);
Дебет счета 69 Кредит счета 70 - отражено начисление пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам за счет средств ФСС.
Для отражения пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам, занятым в основной деятельности организации, счет 91.2 "Прочие расходы" может использоваться, например, в таких случаях:
- ФСС отказал в оплате больничного листа за счет средств ФСС в связи с тем, что пособие по временной нетрудоспособности назначено и выплачено на основании неправильно оформленного листка нетрудоспособности;
- период нетрудоспособности пришелся на период простоя и оплачен работодателем.
Ведь согласно п. 1 ст. 9 Закона от 29.12.2006 с 01.01.2011 пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период простоя, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Согласно п. 7 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
Е.П. Тихоновец,
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", ноябрь 2011 г., N 11 (143)