Постановление президиума Хабаровского краевого суда
от 13 июня 2012 г. N 44-г-200/12
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Братенкова С.И.
членов президиума Сосновского А.В., Барабанова С.Г., Мироновой Л.Ю.
при секретаре Анохиной Т.А.
рассмотрев по кассационной жалобе Макаренко Р. М. на решение мирового судьи судебного участка N 56 района имени Лазо Хабаровского края от 30 декабря 2011 год, апелляционное определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 06 марта 2012 года, гражданское дело по иску Макаренко Р. М. к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о взыскании материального ущерба, компенсации и судебных расходов,
Заслушав доклад судьи Максимовой С.Н., объяснения Макаренко Р.М., представителя Администрации муниципального района имени Лазо, Хабаровского края Аверьянова А.А., действующего на основании доверенности от 14 апреля 2011 года, изучив материалы гражданского дела, переданного для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Хабаровского краевого суда Титовой О.Г. от 23 мая 2012 года, -
установил:
Макаренко Р.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о взыскании материального ущерба, компенсации и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что она арендует земельный участок в <адрес>, где выращивает сельскохозяйственную продукцию, которая является для её семьи основными продуктами питания. В конце ДД.ММ.ГГГГ в результате произошедшего наводнения, погиб урожай, уничтожен верхний плодородный слой земли. Для восстановления поврежденной почвы она затратила <данные изъяты>. Указала на то, что Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об оказании финансовой помощи администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края" району были выделены денежные средства для компенсации расходов по ликвидации последствий наводнения гражданам, лишившихся урожая. Обратившись за получением указанной компенсации, получила отказ. Полагает, что данный отказ нарушает её права и лишает средств, которые необходимы для проживания. Просила суд взыскать с администрации района имени Лазо Хабаровского края компенсацию по ликвидации последствий наводнения в сумме <данные изъяты>, возместить материальный ущерб в виде дополнительных расходов на восстановление земельного покрова в размере <данные изъяты>, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Решением мирового судьи судебного участка N 56 района имени Лазо Хабаровского края от 30 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований Макаренко Р.М. - отказано.
Апелляционным определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 06 марта 2012 года решение мирового судьи судебного участка N 56 района имени Лазо Хабаровского края от 30 декабря 2011 года оставлено без изменения, жалоба Макаренко Р.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Макаренко Р.М. просит отменить решение мирового судьи судебного участка N 56 района имени Лазо Хабаровского края от 30 декабря 2011 года, апелляционное определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 06 марта 2012 года и принять новое решение, полагая что принятыми решениями нарушаются её конституционные права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Хабаровского краевого суда находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с редакцией ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судом первой и второй инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, в результате обильных осадков с ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном районе имени Лазо на реках <данные изъяты> произошел подъем уровня воды выше критических значений, в результате наводнения указанный земельный участок был затоплен, урожай уничтожен.
В соответствии с Распоряжением Правительства Хабаровского края N 407-рп от 14 июля 2011 года "Об оказании финансовой помощи администрации муниципального района имени Лазо" администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края выделены денежные средства на ликвидацию последствий сложившейся чрезвычайной ситуации и оказание материальной помощи пострадавшим гражданам.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, мировой судья, установил, что Макаренко Р.М. зарегистрирована и проживает в п. Переяславка, а затопленный земельный участок находится в с. Екатеринославка.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок не является приусадебным и компенсация, предусмотренная указанным выше распоряжением Правительства Хабаровского края, истице не положена.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании материального ущерба в сумме <данные изъяты>, мировой судья указал на то, что истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено допустимых и достаточных доказательств в обоснование заявленных ею требований.
С выводами мирового судьи согласился суд апелляционной инстанции, признав, что участок, находящийся в аренде не является приусадебным, а используется Макаренко Р.М. под огородничество.
Ссылаясь на то, что факт затопления земельного участка сторонами не оспаривается, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края не является надлежащим ответчиком при разрешении требований о взыскании материальной помощи (компенсации), поскольку материальная помощь пострадавшим выплачивалась не за счет средств ответчика, а лишь при его участии.
Вышеприведенные выводы суда первой и апелляционной инстанции не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Хабаровского края от 01 марта 1996 г. N 7 "О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" Правительством Хабаровского края 30 декабря 2009 года N 406-пр принято Постановление, которым утвердило Положение о создании и использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края и Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Хабаровского края; Номенклатуру и объем неснижаемого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края.
В соответствии с п. 10 указанных Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории края, выделяются органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, в том числе: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до <данные изъяты> на человека, но не более <данные изъяты> на семью) (подпункт д); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до <данные изъяты> на семью, за полностью утраченное имущество - до <данные изъяты> на семью) (подпункт е).
Использование бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, запрещается.
Список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате ЧС (далее - список), составляется по форме согласно приложению N 1 к форме ФЧС-1. В списках указываются только те граждане, которые имеют постоянную регистрацию по месту постоянного проживания.
Список граждан на получение единовременной материальной помощи подписывается начальником управления (отдела) по делам ГОЧС, начальником паспортно-визовой службы, утверждается главой городского округа (муниципального района), заверяется печатями.
Конкретный размер помощи определяется на основании актов обследования частного жилья и имущества пострадавших граждан, вносится в реестр и утверждается руководителем органа исполнительной власти края. Единовременная материальная помощь гражданам оказывается из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью.
Акты и реестры обследования являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.
В отдельных случаях по решению Правительства Хабаровского края может быть оказана единовременная материальная помощь: пострадавшим гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке в результате стихийного бедствия (подпункт б п. 14.1 Приложения).
В соответствии с Распоряжением Правительства Хабаровского края N 407-рп от 14 июля 2011 года "Об оказании финансовой помощи администрации муниципального района имени Лазо" администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края выделены денежные средства на ликвидацию последствий сложившейся чрезвычайной ситуации и оказание материальной помощи пострадавшим гражданам в размере <данные изъяты>.
Отказывая в выплате компенсации Макаренко Р.М., глава муниципального района имени Лазо ФИО12 указал на то, что истица не имеет права на получение компенсации в связи с тем, что арендованный ею участок не является приусадебным. К аналогичному выводу пришли суд первой и второй инстанции.
Понятие огородного земельного участка указано в ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которому огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Понятие приусадебного участка определено в ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которому для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Выводы судов о правомерности отказа в выплате истице компенсации со ссылкой на то, что участок, который используется ею на основании договора аренды, не является приусадебным, не соответствуют положениям закона и обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Георгиевской сельской администрации района имени Лазо Хабаровского края и Макаренко Р. М. был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного пользования под огородничество (договор - л. д. 5-6). Макаренко Р.М. взятые на себя обязательства по оплате арендной платы исполняла своевременно.
Согласно схемы л. д. 12 расположения земельного участка, спорный земельный участок с кадастровым номером N фактически используется заявителем для строительства индивидуального жилого дома и относится к категории земель населенных пунктов.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2011 года предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до <данные изъяты> на человека) и такое ограничение для выплаты компенсации в сумме <данные изъяты>, как отнесение земельного участка к не приусадебным, данным распоряжением не установлено.
При таких обстоятельствах, требования Макаренко Р.М. в части взыскания в ее пользу компенсации в виде единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты>, являлись правомерными и подлежали удовлетворению.
Неправильное применение норм материального права при разрешении настоящего дела, является существенным нарушением, повлекшим принятие незаконных судебных постановлений.
Исправление допущенной судебной ошибки без отмены данных судебных постановлений невозможно, в связи с чем, президиум Хабаровского краевого суда считает необходимым отменить решение мирового судьи и апелляционное определение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в части взыскания в пользу Макаренко Р.М. компенсации и взыскать с администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в пользу Макаренко Р.М. в счет компенсации расходов 5000 рублей.
руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
Кассационную жалобу Макаренко Р. М. удовлетворить в части.
решение мирового судьи судебного участка N 56 района имени Лазо Хабаровского края от 30 декабря 2011 год, апелляционное определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 06 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Макаренко Р. М. к администрации муниципального района имени <адрес> о взыскании материального ущерба, компенсации и судебных расходов - отменить в части взыскания компенсации и судебных расходов.
Вынести в указанной части новое решение, которым исковые требования Макаренко Р. М. удовлетворить в части.
Взыскать с администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в пользу Макаренко Р. М. в счет компенсации расходов <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Эти же судебные постановления в остальной части - оставить без изменения.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И.Братенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда от 13 июня 2012 г. N 44-г-200/12
Текст постановления предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника