Законодательная Дума Хабаровского края постановляет:
1. Принять проект закона Хабаровского края N ЗП-V-271"О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" в первом чтении.
2. Направить настоящее постановление и указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в постоянный комитет Законодательной Думы Хабаровского края по социально-экономическому развитию края в срок до 22 ноября 2012 года.
3. Постоянному комитету Законодательной Думы Хабаровского края по социально-экономическому развитию края доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательной Думы Хабаровского края во втором чтении.
4. Руководствуясь частью 1 статьи 16 Закона Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 151 "Об Общественной палате Хабаровского края", обратиться в Общественную палату Хабаровского края с предложением провести общественную экспертизу указанного законопроекта.
Председатель Думы |
С.А. Хохлов |
Внесен Губернатором
Хабаровского края
Шпортом В.И.
Проект N ЗП-V-271
Проект Закона Хабаровского края
"О внесении изменений в Закон Хабаровского края
"О бесплатном предоставлении в собственность гражданам,
имеющим трех и более детей, земельных участков
на территории Хабаровского края"
(первое чтение)
Статья 1
Внести в Закон Хабаровского края от 29 июня 2011 года N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" (Собрание законодательства Хабаровского края, 2011, N 7, ч. 1) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Случаи предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно";
б) в абзаце первом слово "Граждане" заменить словами "1. Граждане";
в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) для использования под существующим жилым домом, находящимся в собственности гражданина.";
г) дополнить частью 2 следующего содержания:
"2. При возникновении права на бесплатное приобретение в собственность земельных участков у лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав, или ограничены в родительских правах, или в отношении которых было отменено усыновление (удочерение).";
2) в статье 2:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Порядок постановки на учет граждан для предоставления земельных участков в собственность бесплатно. Случаи снятия граждан с учета";
б) часть 5 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4) постановка на учет гражданина, являющегося другим родителем (усыновителем) детей заявителя;
5) использование ранее одним из родителей (усыновителей) права на бесплатное приобретение земельного участка в соответствии с настоящим законом.";
в) часть 6 дополнить пунктами 4-9 следующего содержания:
"4) утраты гражданства Российской Федерации;
5) лишения родительских прав, или ограничения в родительских правах, или отмены усыновления (удочерения);
6) установления факта постановки на учет с использованием подложных документов и (или) недостоверных сведений;
7) использования ранее одним из родителей (усыновителей) права на бесплатное приобретение земельного участка в соответствии с настоящим законом;
8) если в ходе трех жеребьевок по предоставлению земельных участков (далее - жеребьевка) земельный участок из предлагаемых к предоставлению им не выбран;
9) его смерти.";
3) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Учет граждан. Организация работы по формированию и предоставлению гражданам земельных участков в собственность бесплатно
1. Порядок организации работы по учету граждан, подавших заявление, и порядок организации работы по формированию и предоставлению гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливаются Правительством края.
2. Выбор земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно, осуществляется путем проведения жеребьевки в порядке очередности с учетом количества сформированных земельных участков.
3. Гражданин имеет право принять участие не более чем в трех жеребьевках.
4. Гражданин, указанный в части 3 настоящей статьи, имеет право вновь обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с порядком постановки на учет граждан для предоставления земельных участков в собственность бесплатно, установленным статьей 2 настоящего закона.
5. Учет граждан, подавших заявление, а также граждан, .указанных в части 3 настоящей статьи, ведется уполномоченным органом в единой информационной базе.
6. Гражданин после постановки его на учет вправе самостоятельно сформировать земельный участок в размере, установленном статьей 4 настоящего закона, и в порядке, установленном федеральным законодательством, поставить его на государственный кадастровый учет и обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно в уполномоченный орган или орган местного самоуправления. В этом случае земельный участок предоставляется гражданину вне общей очереди.";
4) в статье 4:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно";
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого в соответствии с настоящим законом гражданину в собственность бесплатно:
1) для осуществления индивидуального жилищного строительства - 0,04 гектара;
2) для осуществления дачного строительства - 0,06 гектара;
3) для ведения садоводства и огородничества - 0,06 гектара;
4) для ведения личного подсобного хозяйства - 0,06 гектара;
5) для осуществления животноводства - 0,30 гектара;
6) для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства - 0,30 гектара;
7) для использования под существующим жилым домом, находящимся в собственности гражданина, - 0,04 гектара.";
в) часть 2 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) для использования под существующим жилым домом, находящимся в собственности гражданина, - 0,30 гектара.";
5) наименование статьи 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Предоставление земельного участка";
6) наименование статьи 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Отказ гражданина от предложенного ему земельного участка";
7) в статье 7:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Реализация гражданами права на приобретение земельных участков в собственность бесплатно";
б) слово "Граждане" заменить словами "1. Граждане";
в) дополнить частями 2 и 3 следующего содержания:
"2. Право граждан на бесплатное предоставление земельного участка в собственность может быть использовано однократно одним из родителей при условии, что другой родитель не реализовал свое право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в соответствии с настоящим законом.
3. Право на бесплатное приобретение земельных участков в соответствии с настоящим законом не возникает у граждан, реализовавших право на приобретение бесплатно в собственность земельных участков после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.";
8) наименование статьи 8 изложить в следующей редакции:
"Статья 8. Вступление в силу настоящего закона".
Председатель Законодательной Думы |
С.А. Хохлов |
Пояснительная записка
к проекту закона Хабаровского края
"О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бесплатном
предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей
земельных участков на территории Хабаровского края"
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года отметил, что демографическая проблема является серьезной угрозой, вызовом для всей нации. И главный путь преодоления демографического кризиса - это радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми.
Настоящий законопроект подготовлен с учетом практики реализации Закона Хабаровского края от 20 июня 2011 года N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" (далее - Закон) в целях регламентирования отдельных вопросов связанных с бесплатным предоставлением в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (далее также - граждане), земельных участков на территории Хабаровского края (далее - земельные участки).
Совершенствование правового регулирования в указанной области позволит сконцентрироваться на создании условий для увеличения количества многодетных семей в крае, так как ввиду большого количества граждан, которые уже поставлены на учет для получения земельных участков, может сложиться ситуация, когда другие граждане будут не заинтересованы в рождении третьего или последующего ребенка, прежде всего в связи с отсутствием возможности получить земельный участок в собственность в ближайшее время.
Анализ законов субъектов Российской Федерации показывает, что при определении лиц, получающих право претендовать на предоставление земельных участков, устанавливаются ограничения, связанные с местом жительства гражданина, нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, предоставлением земельного участка только одному из родителей, предоставлением земельных участков только на территории определенных населенных пунктов.
В ответе Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думь1 Федерального Собрания Российской Федерации от 29 сентября 2011 г. на запрос министерства имущественных отношений края об установлении ограничений для бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, отмечается, что основания и условия реализации гражданами права на бесплатное приобретение земельных участков могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым:
1. Дополнить статью 1 Закона положениями, согласно которым при возникновении права на бесплатное приобретение в собственность земельных участков у лиц, указанных в части 1 статьи 1 Закона, не учитываются дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, или в отношении которых было отменено усыновление (удочерение).
2. Дополнить установленный частью 5 статьи 2 Закона перечень оснований для отказа гражданину в постановке на учет, такими основаниями как:
1) постановка на учет гражданина, являющегося другим родителем (усыновителем) детей заявителя;
2) использование ранее одним из родителей (усыновителей) права на бесплатное приобретение земельного участка в соответствии с Законом.
В указанном контексте статью 7 Закона также предлагается дополнить нормой, устанавливающей, что право граждан на бесплатное предоставление земельного участка в собственность может быть использовано однократно одним из родителей, при условии, что другой родитель не реализовал свое право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в соответствии с Законом.
Практика применения Закона показала, что в связи с отсутствием каких-либо ограничений на предоставление земельных участков с заявлениями о предоставлении земельных участков обращаются оба супруга, имеющие общих детей.
С учетом данного обстоятельства количество поданных заявлений на предоставление земельных участков в течение срока действия Закона составило более двенадцати тысяч, что по времени отдаляет сроки предоставления земельных участков гражданам, стоящих в конце очереди.
Представляется, что для разрешения сложившейся ситуации необходимо опираться на один из основных принципов земельного законодательства установленный статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
3. Увеличить количество установленных частью 6 статьи 2 Закона случаев, при которых гражданин снимается с учета:
- утрата гражданства Российской Федерации;
- лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, или отмена усыновления (удочерения);
- установление факта постановки на учет с использованием подложных документов и (или) недостоверных сведений;
- использование ранее одним из родителей (усыновителей) права на бесплатное приобретение земельного участка в соответствии с Законом;
- если в ходе трех жеребьевок по предоставлению земельных участков земельный участок из предлагаемых к предоставлению, им не выбран;
- смерть гражданина.
4. Практика проведения жеребьевок показала, что в силу случайного распределения земельных участков граждане зачастую отказываются от их оформления и принимают решение об участии в следующей жеребьевке. Такая ситуация может повторяться неопределенное количество раз, что приводит к тому, что граждане, стоящие далее по очереди не могут в течение длительного времени принять участие в жеребьевке.
В целях обеспечения равных прав граждан на получение земельных участков, в рамках совершенствования организации работы по формированию и предоставлению гражданам земельных участков предлагается дополнить статью 3 Закона следующими основными положениями, согласно которым:
1) выбор земельных участков предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно, осуществляется путем проведения жеребьевки в порядке очередности с учетом количества сформированных земельных участков;
2) гражданин имеет право принять участие не более чем в трех жеребьевках;
3) гражданин, не выбравший, ходе трех жеребьевок по предоставлению земельных участков земельный участок из предлагаемых к предоставлению, имеет право вновь обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с порядком постановки на учет граждан для предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
5. Определенная категория граждан желает приобрести в собственность земельные участки только в строго определенном месте, как правило, в районах существующей застройки, где можно сформировать не более 3-4 участков. Формирование таких участков непосредственно уполномоченными органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов края, уполномоченными органами исполнительной власти края, в силу ограниченности территории представляется не всегда целесообразным, а предоставление их в общем порядке через жеребьевку приведет к тому, что эти земельные участки будут предоставлены другим лицам.
В связи с вышеизложенным, статью 3 Закона предлагается дополнить нормой, предусматривающей право гражданина, после постановки его на учет, самостоятельно сформировать земельный участок в размере, установленном статьей 4 закона, и в порядке, установленном законодательством, поставить его на государственный кадастровый учет, после чего обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно в уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края или уполномоченный орган местного самоуправления. В этом случае земельный участок предоставляется гражданину вне общей очереди.
6. Определенный частью 1 статьи 4 Закона предельный минимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для осуществления дачного строительства, для ведения садоводства и огородничества и для ведения личного подсобного хозяйства в 0,10 га, делает невозможным переоформление ранее предоставленных земельных участков на ином праве гражданам в собственность бесплатно, так как ранее земельные участки для вышеназванных целей, как правило, предоставлялись в размере от 0,04 до 0,06 га, что порождает обращения граждан как в органы государственной власти края, так и в органы местного самоуправления.
Для разрешения сложившейся ситуации законопроектом предлагается уменьшить минимальный размер земельных участков: для осуществления индивидуального жилищного строительства - до 0,04 гектара; для осуществления дачного строительства, для ведения садоводства и огородничества, для ведения личного подсобного хозяйства - до 0,06 гектара.
7. Дополнить установленный статьей 1 Закона перечень случаев приобретения гражданами в собственность земельных участков случаем, когда земельный участок приобретается для использования под существующим жилым домом, находящимся в собственности гражданина.
В этой связи также предлагается внести изменения в статью 7 Закона, установив предельный минимальный и предельный максимальный размер земельного участков для использования под существующим жилым домом, находящимся в собственности гражданина в размере 0,04 и 0,30 гектара соответственно.
8. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
В этой связи статью 7 Закона предлагается дополнить нормой, согласно которой право на бесплатное приобретение земельных участков в соответствии с Законом не возникает у граждан, реализовавших право на приобретение бесплатно в собственность земельных участков после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Министр имущественных отношений |
А.В. Давиденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 10 октября 2012 г. N 935 "О проекте закона Хабаровского края N ЗП-V-271 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края"
Текст постановления официально опубликован не был