Решение Хабаровского краевого суда
от 18 января 2012 г. N 3-22/12
от 18 января 2012 года |
по делу N 3-22/12 |
Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Файзуллиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими законодательству и недействующими п.п. 1-4 раздела "Озерные рыбопромысловые участки муниципального района имени Полины Осипенко" Единого перечня рыбопромысловых участков Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 N 126-пр "Об утверждении Единого перечня рыбопромысловых участков Хабаровского края",
установил:
Постановлением Правительства Хабаровского края N 126-пр от 29.04.2011 г. утвержден Единый перечень рыбопромысловых участков Хабаровского края (далее - Единый перечень).
Пунктами 1-4 раздела "Озерные рыбопромысловые участки муниципального района имени Полины Осипенко" в Единый перечень включены 4 озерных рыбопромысловых участка муниципального района имени Полины Осипенко на озере Чукчагирское (Миваки, Армали, Тавкит, Сиран).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать п.п. 1-4 раздела "Озерные рыбопромысловые участки муниципального района имени Полины Осипенко" Единого перечня утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 N 126-пр противоречащими законодательству и недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает на то, что озеро Чукчагирское расположено на территории государственного природного заказника федерального значения "Ольджиканский", который находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Положения норм п. "г" ст. 2, ч. 6 ст. 2, ч. 5 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также ст.ст. 18, 19 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" свидетельствуют о том, что формирование рыбопромысловых участков на территории государственного природного заказника "Ольджиканский" противоречит целям создания особо охраняемых природных территорий, создает угрозу утраты природно-заповедных качеств данной особо охраняемой природной территории.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края Титова Н.В. и прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Исаева А.М. поддержали требования прокурора края по доводам, изложенным в заявлении, дополнив их указанием на то, что оспариваемые нормы Единого перечня приняты с нарушением компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности Ширяева А.В. просила в удовлетворении требований, заявленных прокурором Хабаровского края, отказать, ссылаясь на то, что требования прокурора основаны на неверном применении норм материального права.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 2 и 4 ст. 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно п. 5.5.10. Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 (ред. от 14.11.2011) "О Федеральном агентстве по рыболовству" согласование перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям Федерального агентства по рыболовству.
Порядок согласования утвержден Приказом Росрыболовства от 24.08.2009 N 759 "О согласовании перечней рыбопромысловых участков".
Как видно из материалов дела оспариваемый прокурором края Единый перечень получил положительное заключение Амурского территориального управления Росрыболовства от 04.03.2011 г. на предмет соответствия законодательству РФ и 14.03.2011 г. был согласован Федеральным агентством по рыболовству.
Таким образом, определение границ рыбопромысловых участков находящихся в акватории внутренних вод РФ, в том числе и озер расположенных на территории особо охраняемых природных территорий, и утверждение перечня таких участков находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Процедура утверждения Единого перечня органами исполнительной власти Хабаровского края соблюдена.
При таком положении доводы прокурора края о том, что Правительство Хабаровского края не наделено правом формирования рыбопромысловых участков на территории государственного природного заказника, находящегося в соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, суд находит несостоятельными.
Также несостоятельными суд находит ссылки прокурора края на то, что формирование рыбопромысловых участков на территории государственного природного заказника федерального значения "Ольджиканский" противоречит целям создания особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. "г" ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В силу ч. 1 ст. 24 названного Федерального закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяется положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР N 6 от 06 января 1988 г. "Об организации республиканского заказника "Ольджиканский" в Хабаровском крае" на территории района имени Полины Осипенко Хабаровского края создан государственный республиканский зоологический заказник "Ольджиканский".
Данным приказом утверждено Положение о государственном республиканском зоологическом заказнике "Ольджиканский" (далее - Положение) пунктом 16, которого установлено, что в интересах охраны животного мира права землепользователей, лесопользователей, водопользователей и пользователей недрами могут быть ограничены и на них могут быть возложены соответствующие обязанности, установленные законодательством Союза ССР и РСФСР.
Объявление территории государственным республиканским зоологическим заказником "Ольджиканский" не влечет за собой изъятие занимаемого им земельного участка (водного объекта) у землепользователей (водопользователей) (п. 8 Положения).
В соответствии с п. 19.2 Положения на территории Ольджиканского республиканского зоологического заповедника запрещен промысловый и любительский лов рыбы на озере Чукчагирское, при этом п.п. 20.1, 20.2 допускается промысловый лов рыбы на озере Чукчагирское бригаде рыбаков колхоза им. Ленина Комсомольского района, бригаде рыбаков Полино-Осипенковского коопзверопромхоза и любительский лов рыбы на озере Чукчагирское сотрудниками колхоза им. Ленина, метеостанции " Чукчагирское озеро" и сотрудниками заказника "Ольджиканской" по разрешениям органов рыбоохраны для личного потребления.
Таким образом, заказник "Ольджиканский" был образован без изъятия у водопользователей водных объектов и, как видно из материалов дела, спорные рыбопромысловые участки на озере Чукчагирское были сформированы до принятия оспариваемого постановления Правительства Хабаровского края, с 1999 г. по настоящее время промысловый лов на озере осуществляется национальной рыболовецкой артелью "Колхоз им. Постышева".
Рыбный промысел на озере Чукчагирское допускается и на федеральном уровне с ограничением его временного периода. Так, Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Федерального агентства по рыболовству N 671 от 6 июля 2011 г. (пп."г" п. 37.2.1 глава 3 раздел 3) в бассейне озера Чукчагирское запрет на лов водных биоресурсов всех видов (за исключением добычи (вылова) амурского язя (чебака) установлен с 15 апреля по 15 июня.
Таким образом, запрета на формирование рыбопромысловых участков в границах государственного заказника федерального значения "Ольджиканский" действующим законодательством не установлено.
Доводы прокурора о том, что осуществление промыслового и любительского лова на территории заказника разрешено лишь организациям, указанным в п.п. 20.1, 20.2 Положения, которые в настоящее время не существуют, в связи с чем установление рыбопромысловых участков является незаконным, суд, руководствуясь нормами ч. 2 ст. 11 ГПК РФ находит несостоятельными, поскольку нормы п.п.20.1, 20.2 Положения не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем названные пункты Положения не ограничивают промысловый и любительский лов других хозяйствующих субъектов и не могут рассматриваться, как нормы запрещающие формирование рыбопромысловых участков на озере Чукчагирское.
Ссылки прокурора на систематическое нарушение рыбаками национальной рыболовецкой артели "Колхоз им. Постышева" на территории заказника природоохранного законодательства не имеют правового значения, поскольку утверждение перечня рыбопромысловых участков (имеет место в рассматриваемом случае) и осуществление рыбопромысловой деятельности являются разными видами деятельности.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Хабаровского края о признании противоречащими законодательству и недействующими п.п. 1-4 раздела "Озерные рыбопромысловые участки муниципального района имени Полины Осипенко" Единого перечня рыбопромысловых участков Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 N 126-пр "Об утверждении Единого перечня рыбопромысловых участков Хабаровского края" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Хабаровский краевой суд.
Судья Хабаровского краевого суда |
Н.Ю.Барабаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 18 января 2012 г. N 3-22/12
Текст решения размещен на официальном сайте в Internet (http://kraevoy.hbr.sudrf.ru/)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника