В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" в целях своевременного информирования населения в области гражданской обороны и об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Бикинского муниципального района, администрация Бикинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оповещении и информировании населения в области гражданской обороны и об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Бикинского муниципального района.
2. Признать утратившим силу постановление главы Бикинского муниципального района от 15.06.2006 N 71 "О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Бикинского муниципального района".
3. Управлению делами администрации Бикинского муниципального района (Калугина Н.Б.) опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района и в газете "Бикинский вестник".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации муниципального района Ложковского Л.Г.
5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава муниципального района |
А.М. Швиткий |
Положение
об оповещении и информировании населения в области гражданской обороны и об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Бикинского муниципального района
(утв. постановлением администрации Бикинского муниципального района от 1 августа 2013 г. N 166)
1. Общие положения
Настоящее положение разработано в целях реализации и в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 06.10. 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру, порядок создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности к задействованию систем оповещения, порядок и механизм оповещения должностных лиц и населения в области гражданской обороны и об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов, осуществляющих управление силами районного звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и нештатных формирований гражданской обороны в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки сигналов (команд, распоряжений) и информации. С этой целью на каждом уровне управления (местном, объектовом) создаются системы оповещения.
Система оповещения является составной частью системы управления РСЧС, формирований гражданской обороны и представляет собой организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи, аппаратуры оповещения и связи и других средств, размещенных на пунктах управления и объектах связи, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации (громкоговорителей), установленных в жилой зоне, на объектах производственной и социальной сферы и предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной информации органам управления, силам РСЧС, силам гражданской обороны и населению.
2. Структура и задачи систем оповещения
Система оповещения включает в себя районную систему оповещения, системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (локальные системы оповещения) и системы оповещения предприятий производственной и социальной сферы (объектовые системы оповещения).
Основной задачей районной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (распоряжений) и экстренной информации от органов, осуществляющих управление силами районного звена РСЧС и формированиями гражданской обороны до:
- глав муниципальных образований Бикинского муниципального района;
- руководителей объектов экономики;
- диспетчерских служб объектов жизнеобеспечения;
- населения, проживающего на территории района.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководителей и персонала объекта;
- объектовых нештатных формирований;
- руководителей объектов производственной и социальной сферы, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- дежурно-диспетчерских служб (далее ДДС);
- населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасного объекта в зоне действия локальной системы оповещения.
Основной задачей объектовой системы оповещения является доведение сигналов и информации оповещения до:
- руководителей и персонала объекта;
- объектовых сил и служб.
Системы оповещения всех уровней используются в целях реализации задач защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Задействование систем оповещения производится неавтоматизированным и автоматизированным способом.
При неавтоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется по сети связи общего пользования, ведомственным каналам связи без применения специальной аппаратуры оповещения.
При автоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется с использованием специальной аппаратуры оповещения, по каналам связи общего пользования и ведомственным каналам и линиям связи.
Для передачи сигналов и информации автоматизированным способом в районе создается автоматизированная система централизованного оповещения, которая должна обеспечивать:
- оповещение руководящего состава районного звена РСЧС, гражданской обороны, должностных лиц органов управления гражданской обороной и предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций (далее ГОЧС) района и объектов экономики с использованием аппаратуры циркулярного вызова;
- доведение до органов управления, формирований, населения района сигнала "Внимание! Всем!" путем централизованного включения электросирен на всей территории района или выборочно на отдельных объектах экономики;
- циркулярное и выборочное доведение до органов управления ГОЧС и оперативных служб района команд, сигналов управления и экстренной информации;
- автоматический перехват каналов радиовещания и радиотрансляции от ДДС муниципального района для экстренного доведения речевой информации до органов управления, формирований, населения района.
В случае выхода из строя средств связи и централизованного оповещения предусматривается проведение мероприятий по оповещению с использованием посыльных и автомобилей, оснащенных громкоговорителями, по заранее утвержденной схеме оповещения.
3. Порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения
Системы оповещения создаются заблаговременно.
Районная, локальные и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством главы Бикинского муниципального района, руководителей потенциально-опасных объектов и объектов экономики, с участием комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (далее КЧС и ПБ) администрации Бикинского муниципального района.
Районная, локальные и объектовые системы оповещения являются составной частью и организационно, технически и программно должны быть взаимоувязаны с Хабаровской краевой территориальной системой централизованного оповещения.
В целях обеспечения устойчивого функционирования системы оповещения при ее создании предусматривается создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся проверки их готовности к задействованию и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.
Органы управления ГОЧС планируют и проводят проверки систем оповещения на основании решения руководителя соответствующего органа управления и утвержденного плана проверок.
Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется в зависимости от территориального уровня главами муниципального района, городского и сельских поселений, руководителями потенциально-опасных объектов и объектов экономики и проводится предприятиями связи на договорных условиях.
4. Задействование систем оповещения
Решение на задействование районной системы оповещения (включая локальные и объектовые системы оповещения) принимает глава Бикинского муниципального района или лицо его замещающее. Решение на задействование локальной (объектовой) системы оповещения (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (далее ЧС) на территории объекта) принимает руководитель потенциально-опасного объекта (объекта экономики) или лицо его замещающее.
Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются ДДС Бикинского муниципального района вне всякой очереди с использованием всех имеющихся средств связи и оповещения.
ДДС Бикинского муниципального района, дежурно - диспетчерские службы объектов экономики получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у них инструкциями по оповещению.
Для передачи сигналов и информации оповещения населению трансляция программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно - правовых форм и форм собственности может прерываться согласно действующему законодательству.
Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций (независимо от форм собственности) на территории района с перерывом трансляции вещательной программы осуществляет ДДС Бикинского муниципального района по решению главы Бикинского муниципального района (лица его замещающего), только для оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут. Допускается двух-, трех- кратное повторение передачи речевого сообщения.
Порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решением главы Бикинского муниципального района, руководителя объекта экономики.
О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения докладывается в вышестоящий орган управления по делам ГОЧС.
5. Сигналы оповещения
Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление службами и силами районного звена РСЧС, нештатными формированиями гражданской обороны и населением.
Для оповещения населения, установлен единый сигнал "ВНИМАНИЕ! ВСЕМ!"
Передача сигнала оповещения осуществляется путем централизованного включения на всей территории района или выборочно по объектам производственной и социальной сферы электросирен, с последующим доведением информации о возможных или произошедших чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени по каналам радиовещания и телевидения.
Тексты по оповещению населения по каналам радиовещания и телевидения составляются должностными лицами, уполномоченными в области ГОЧС и утверждаются главой муниципального района.
Тексты содержат информацию о прогнозе или факте возникновения ЧС, информацию о развитии ЧС, масштабах ЧС, ходе и итогах ликвидации ЧС, состоянии природной среды и потенциально-опасных объектов, об ожидаемых гидрометеорологических, стихийных и других природных явлениях, а также рекомендации о порядке действий с момента получения информации о прогнозах или факте возникновения ЧС.
6. Порядок оповещения и информирования населения
Оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации мирного и военного времени осуществляется на основании решения главы Бикинского муниципального района по автоматизированной системе централизованного оповещения путем централизованного и выборочного (по направлениям) включения электросирен (сигнал "Внимание! Всем!") с последующим доведением информации по действующим сетям радио и телевизионного вещания.
Для дублирования сигналов оповещения населению и работающей смене объектов экономики задействуются локальные и объектовые системы оповещения, мобильные средства оповещения, производственные и транспортные гудки.
Оповещение о начале эвакуации населения организуется установленным порядком на объектах экономики руководителями данных объектов и руководителями жилищно-эксплуатационных органов.
Основным способом оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является передача речевой информации с использованием сетей радио и телевизионного вещания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала "Внимание! Всем!".
По этому сигналу население, рабочие и служащие объектов экономики обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радио и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений.
По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радиовещательные и телевизионные студии, включаются сети наружной звукофикации, привлекаются спецмашины оборудованные установками громкоговорящей связи.
Ответственность за организацию и осуществление своевременного оповещения и информирования населения возлагается на ДДС Бикинского муниципального района и глав городского и сельских поселений.
Для оповещения и информирования населения в районах размещения потенциально опасных объектов используются локальные системы оповещения, которые предназначены для своевременного доведения до населения, работающих смен потенциально опасных объектов и других организаций, находящихся в зоне ее действия, сигнала "Внимание! Всем!" и информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям.
7. Руководство организацией оповещения
Общее руководство организацией оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляет глава Бикинского муниципального района (или лицо его замещающее) через главного специалиста по делам ГО и ЧС администрации Бикинского муниципального района, ДДС Бикинского муниципального района, службы оповещения и связи Бикинского муниципального района.
8. Финансирование мероприятий по оповещению
Финансирование мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения и информирования населения производится:
- на уровне муниципального района - за счет средств бюджета муниципального района;
- на уровне поселения - за счет средств бюджета поселения;
- на объектовом уровне - за счет собственных финансовых средств организаций, учреждений и предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положением устанавливается порядок работы систем оповещения, а также механизм оповещения должностных лиц и населения в области ГО и ЧС природного и техногенного характера.
Бывают районные, локальные, а также системы оповещения предприятий производственной и социальной сферы (объектовые системы оповещения).
Системы оповещения создаются заранее.
Созданием систем оповещения руководят глава района, руководители потенциально-опасных объектов и объектов экономики, с участием комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности администрации района.
Кроме того, глава района осуществляет общее руководство организацией оповещения и информирования населения через главного специалиста по делам ГО и ЧС администрации района, ДДС района, службы оповещения и связи района.
Для оповещения населения установлен единый сигнал "ВНИМАНИЕ! ВСЕМ!"
Системы оповещения финансируются из бюджетов соответствующего уровня, а на объектовом уровне - за счет собственных финансовых средств организаций, учреждений и предприятий.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Постановление Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 1 августа 2013 г. N 166 "О своевременном оповещении и информировании населения в области гражданской обороны и об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Бикинского муниципального района"
Постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Бикинский вестник" от 13 августа 2013 г. N 62