С 1 июля 2002 года будет введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ).
Если говорить об основных принципиальных отличиях нового КОАП от действующего, то в целом они состоят в том, что акцент сделан на защите интересов не государства, а прав и законных интересов граждан.
Этому полностью посвящена большая глава об ответственности за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов граждан.
Специальные главы посвящены экологическим правонарушениям, правонарушениям в области информации, торговли, общественной безопасности и защите других конституционных прав граждан.
Начнем с общих положений нового Кодекса.
Что же здесь нового?
С учетом ст. 72 Конституции РФ в статье 1.3 нового Кодекса дается разграничение компетенции Федерации и ее субъектов, чего ранее не было.
Вне пределов ведения Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения осуществляется законами субъектов Федерации.
В отличие от действующего КОАП, в новом Кодексе в ст. ст. 1.4 - 1.5 закреплены принципы равенства перед законом и презумпции невиновности.
В связи с тем, что субъектами ответственности по новому Кодексу могут быть не только физические, но и юридические лица, расширено понятие административного правонарушения, т.е. это противоправное виновное действие (бездействие) не только физического, но и (или) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ устанавливается административная ответственность.
В примечании к ст. 2.4 дано четкое понятие должностного лица. К ним по ответственности приравнены иные лица, выполняющие управленческие функции как на государственных предприятиях, так и в организациях и предприятиях других форм собственности, а также индивидуальные предприниматели.
Теперь эти лица будут нести повышенную ответственность наравне с должностными лицами органов государственной власти.
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, не изменился.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
Существенные изменения претерпели санкции.
Исключены исправительные работы.
И коль скоро речь зашла о санкциях, то сразу отметим, что по составам правонарушений увеличены максимальные пределы штрафов.
Вместе с тем, смягчены слишком жесткие санкции, принятые в последние годы.
По общему правилу предельные размеры штрафов установлены:
- для граждан - до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
- для должностных лиц и частных предпринимателей - до 50 МРОТ; (сейчас максимальные штрафы для граждан и должностных лиц равны 100 МРОТ)
- для юридических лиц они будут составлять - до 1000 МРОТ.
С 3-х до 2-х лет снижен максимальный срок лишения специальных прав, в т.ч. за нарушение правил дорожного движения.
Причем, основания для применения того вида наказания сужены.
В новом Кодексе вводится новый вид санкции дисквалификация (ст. ст. 3.2, З.11), т.е. лишение права занимать управленческие функции на срок от 6 месяцев до 5 лет за такие правонарушения, как фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом, совершение сделок и иных действии, выходящих за пределы установленных полномочии.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в т.ч. к арбитражным управляющим.
Здесь же следует отметить, что по новому КОАП лишение специального права, конфискация и возмездное изъятие орудий и предметов, оказавшихся непосредственными объектами правонарушений, дисквалификация, административный арест и административное выдворение, за пределы РФ могут назначаться только судьей.
Общие правила назначения наказания (ст. 4.1) расширены пунктом регламентирующим назначение административного наказания юридическому лицу.
Претерпела некоторые изменения норма Кодекса, регламентирующая давность привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 4.5 Постановление по делу об административных правонарушениях, как и раньше не может быть внесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, но в новом Кодексе оговорено, что за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.
В случае же отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, указанные сроки начинают исчисляться со дня принятия Решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Оговорен случай, когда срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается.
Речь идет об удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушения, о рассмотрении дела по месту его жительства.
И в этой же статье оговорен срок давности за административные, правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении одного года со дня его обнаружения.
В новом Кодексе (ст. 4.7) предусмотрено возмещение не только имущественного ущерба, но и морального вреда, причиненных административным правонарушением.
Таковы основные изменения общих положений нового Кодекса.
Раздел II - особенная часть в отличие от аналогичного Раздела старого Кодекса претерпел существенные изменения.
Появились новые главы, посвященные ответственности в области: предпринимательской деятельности; налогов и сборов; рынка ценных бумаг, таможенных правил и др.
Отдельно выделены главы об административных правонарушениях в области дорожного движения и на транспорте.
Видоизменились нормы Кодекса о невыполнении законных требований прокурора.
В действующем Кодексе этому посвящены статьи 165.10 - невыполнение законных требований прокурора и 165.11 - неявка по вызову прокурора и входят они в Главу об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок управления.
В новом Кодексе названные составы охватываются одной статьей 17.7 которая входит в Главу, административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
В диспозиции этой статьи речь идет об умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочии, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Претерпела изменение и санкция. Сейчас за невыполнение законных требований прокурора следует наложение штрафа до 50 МРОТ, а за неявку - до 10 МРОТ.
Теперь будет градация: на граждан - от 10 до 15 МРОТ, а на должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ.
Значительно расширен перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (Глава 23) .
Их число увеличилось с 46 до 62.
Среди них совершенно новые, это:
- органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц;
- в области рынка ценных бумаг;
- по защите государственной тайны; валютного контроля и др.
Наряду с федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, призваны рассматривать судьи, мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Что касается дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, то они рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и административными комиссиями и иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
Детально разработана процессуальная часть Кодекса.
Раздел IV - "Производство по делам об административных правонарушениях" включает в себя 6 глав, регламентирующих общие положения, права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях, что является предметом доказывания, доказательства и их оценку, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и пересмотр Постановлений и Решений по делам об административных правонарушениях.
Каковы же новшества этого Раздела?
В ст. 24.4 закреплено право лиц участвовать в производстве по делу об административном правонарушении заявлять ходатайство.
Регламентируется порядок определения издержек, по делу об административном правонарушении (ст. 24.7).
Потерпевший теперь может быть не только физическое лицо, но и юридическое лицо (ст. 25.3), защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Законными представителями юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Полномочие законного представителя юридического лица подтверждается документами, удостоверяющими его служебное положение.
Теперь в качестве защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, может участвовать не только адвокат, но и любое лицо, имеющее высшее юридическое образование (ст. 25.5).
В ст. 25.6 нового Кодекса регламентируются права и обязанности свидетеля. Закреплено его право, когда он может, не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Здесь же оговорено, что при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. И в случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Кроме того, свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного показания.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, в т.ч. явки по вызову, дачи показания, свидетель несет административную ответственность.
В примечании к этой статье указано, кого следует отнести к близким родственникам (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки).
Аналогичным образом предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей - специалист, эксперт, переводчик.
В новом Кодексе подробно регламентировано право прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях. Это и возбуждение административного производства, и участие в рассмотрении дела, и право заявлять ходатайство, и давать заключение по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, и право принесения протеста на Постановление по делу независимо от участия в деле, а также совершения иных, предусмотренных законом действий (ст. 25.11).
Кроме того, закреплено правило, в соответствии с которым прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора.
Новеллой является правило, закрепленное в статье 28.4, регламентирующей возбуждение дел об административном правонарушении прокурором не только о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусматривается КОАП или законом субъектов РФ, но и закрепляющей только право прокурора возбуждать дела об административных правонарушениях по 18 составам Кодекса, в т.ч.:
5.1 - нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;
5.5 - нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдуме;
5.7 - отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;
5.8 - нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума;
5.22 - незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме;
5.23 - изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней;
5.24 - нарушение установленного законом порядка подсчета голосов;
5.40 - принуждение к участий или к отказу от участия в забастовке;
7.24 - нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящемся в федеральной собственности, и использования указанного объекта;
12.35 - незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатации;
12.36 - воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств;
13.11 - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
13.14 - разглашение информации с ограниченным доступом;
ч. 1 и 2 ст. 14.25 - нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц;
15.10 - неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;
ч. З ст. 13.4 - воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором РФ, на объект, подлежащий международному контролю;
19.2 - нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов;
20.26 - самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора.
Таким образом, по перечисленным составам административных правонарушений дела возбуждаются прокурором.
В новом Кодексе дан исчерпывающий перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Предусмотрены вопросы о назначении экспертизы, о взятии проб и образцов почерка, товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, даче поручений, запросов и др., которые в действующем Кодексе не были отрегулированы.
Существенные изменения претерпела Глава, регламентирующая применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В новом Кодексе (ст. 27.1) Перечень этих мер значительно расширен, и теперь наряду с ныне действующими, в т.ч.: административным задержанием, личных досмотром вещей, транспортных средств, изъятием вещей и документов предусмотрены такие меры, как: доставление, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей и привод.
Срок административного задержания по общему правилу, как и в действующем, не должен превышать 3-х часов, за исключением случаев, устанавливающих иные сроки.
В ст. 27.5 нового Кодекса определено, что лицо, в отношении которого ведутся производство по делу об административном правонарушении, посягающим на установленный режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ или о нарушении таможенных правил для выяснения обстоятельств или установления личности, может быть подвержено административному задержанию на срок не более 48 часов, а в действующем Кодексе на 24 часа и с письменным сообщением прокурору или - до 10 дней с санкции прокурора.
Появились новые статьи, регламентирующие осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (27.8); а также регламентирующих аренду стоимости изъятия вещей и др. ценностей (ст. 27.11).
Претерпела некоторые изменения Глава, регулирующая порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Новеллой являются статьи, закрепляющие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом и случаи их самоотвода и отвода.
Общие сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях остались прежние 15 дней, но в отличие от действующего, в новом Кодексе не предусмотрены сроки для конкретных составив административных правонарушений, а лишь оговорены случаи продления этого срока, но не более, чем на 1 месяц.
О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Более детально, чем в действующим Кодексе, регламентирован порядок рассмотрения дела об административном, правонарушении, содержание Постановления по делу ой административном правонарушении.
Изменения претерпела Глава о пересмотре постановлений и решений по делам об административном правонарушении.
Любое постановление об административном правонарушении, кем бы оно не было принято, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящие судебные инстанции.
Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не изменились - 10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Однако жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.
Следует обратить внимание на статью Кодекса, регламентирующую порядок принесения протеста на не вступившее в законную силу постановление; по делу об административном правонарушении и на уже вступившее в законную силу постановление.
Дело в том, что в п. 2 ст. 30.11 оговорено, что право принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
Претерпел изменения и Раздел, регулирующий вопросы исполнения Постановлений, по делам об административных правонарушениях.
В сторону увеличения с 3-х месяцев до 1 года изменились Сроки давности исполнения Постановлений о назначении административного наказания.
Дополнен круг оснований прекращения исполнения постановления - истечением срока давности.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, прекращают постановление и в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В новом Кодексе установлен 3-х дневный срок разрешения вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания (вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения). В действующем Кодексе этот срок не оговорен.
По-новому исчисляются сроки исполнения постановления о наложении административного штрафа.
По действующему Кодексу штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.
Теперь, административный штраф в соответствии со ст. 32.2 должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока (до 1 месяца) или срока рассрочки (до 3-х месяцев).
Изменение претерпела статья, регламентирующая исполнение Постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.
По новому Кодексу органами внутренних дел будут исполняться только Постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов.
Изъятие или конфискация других вещей или предметом будет производиться судебными приставами - исполнителями.
В связи с тем, что в Кодексе введен новый вид санкции - дисквалификация, появилась и новая статья 32.11 об исполнении постановления о дисквалификации.
В соответствии с указанной нормой постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.
Таковы основные новшества Кодекса об административных правонарушениях, который вступает в силу с 1.07.2002 г.
Следует помнить, что с 1 июля 2002 года на территории РФ не могут применяться нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах Союза ССР.
И с этого же времени все дела об административных правонарушениях, находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц, признанных административными правонарушениями ныне действующим законодательством и не признающихся таковыми в соответствии с новым Кодексом, а также дела, по которым истек срок давности, должны быть прекращены.
Старший помощник прокурора
Хабаровского края | Р.Д. Нудман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы законодательства об административных правонарушениях по новому Кодексу
Текст Комментария официально опубликован не был
Предлагаемый материал получен по рассылке
Разъяснения дает Старший помощник прокурора Хабаровского края Р.Д. Нудман